Таким образом, современные информационные технологии и их компоненты являются неисчерпанным потенциалом развития способности курсантов военного вуза к самоконтролю, однако сами по себе они не обеспечивают всей полноты условий эффективного самоконтроля. В моделях развития способности к самоконтролю с использованием информационных технологий целесообразно опираться на определённые методы самоконтроля в составе педагогических технологий, применяемых при освоении основной образовательной программы, в дополнительном профессиональном образовании и повышении профессиональной квалификации, самообразовании.
Список литературы:
1. Аванесов В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний / В. С. Аванесов. - М.: ИЦПКПС, 1994. - 135 с.
2. Корчинская Т. И. Компьютерное тестирование как средство измерения качества учебных достижений учащихся: монография / Т. И. Корчинская. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. - 154 с.
3. Горовая Т. Ю. Современные системы компьютерного тестирования; аналитический обзор / Т. Ю. Горовая // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1. - С. 79-81.
4. Агапова Э. И., Яковлева, Е. Л. Интерактивные формы обучения / Э. И. Агапова, Е. Л. Яковлева. - Казань: Познание, 2015. - 103 с.
5. Богуславец М. В. Педагогические условия интерактивного обучения курсантов высших военно-морских учебных заведений: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Богуславец Максим Валерьевич. - М., 2013. - 23 с.
6. Худолеев В. Тренажеры: перспективы развития [Электронный ресурс] / В. Худолеев // Красная Звезда. 12 мая 2010 года. - Режим доступа: Ь1р://оИ.геййат. ги/2010/05/12 05/4 02.html
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕАЕИ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН
Гюнгёр Дина Синаровна
Магистр в сфере образования, Nazarbayev University Graduate School of Education, г. Астана, Республика Казахстан,
младший научный сотрудник
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье авторы проводят рассмотрение существующей системы подготовки учителей в Казахстане и вносят рекомендации для совершенствования механизмов регулирования данной области, так как система подготовки педагогических кадров в Казахстане подвергается изменениям на национальном уровне с целью качественного улучшения. Авторы рассматривают следующие направления в статье: отбор абитуриентов на педагогические специальности, сравнительный анализ подготовки учителей в Казахстане в сравнении с сингапурскими подходами, введение в профессию, систему непрерывного обучения в стране, вопросы развития карьеры.
ABSTRACT
In the present article, the author conducts a review of the exiting teacher training sy&em in Kazakh^an and offers recommendations to improve the regulatory mechanisms in the region, since the sy^em of teacher training in Kazakh^an is subject to change at the national level with the purpose to improve quality. The author considers the following brands in the article: the selection of applicants for teacher track, a comparative analysis of teacher training in Kazakh^an in comparison with approaches in Singapore, the introduction of the profession, life-long learning in the country, issues of career development.
Ключевые слова: подготовка учителей, Казахстан, отбор, специалист, практика, карьера, профессия, университеты.
Keywords: teacher education, KazakhSan, selection, specialis, internship, career, profession, universities.
«Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы» (Отто фон Бисмарк (1815 - 1898), первый канцлер Германской империи)
Цель данной статьи - проанализировать текущую систему подготовки учителей в Казахстане и за рубежом, а также рассмотреть направления для проведения институциональных изменений в существующей системе подготовки педагогов.
Педагогическое образование привлекает взоры всех специалистов и внешних экспертов. Анализу подвергается вся система, включая как организационно-управленческие аспекты, так и педагогические и методологические составляющие: образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология.
Внимание общественности и специалистов приковано к подготовке высококвалифицированных профессионалов ввиду того, современное постиндустриальное общество ориентировано на знания. Центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии и рост класса носителей знания занимают первые позиции среди одиннадцати фундаментальных признаков постиндустриального общества [1]. Именно успехи в области знания способствовали переходу к постиндустриальному обществу и определяли прогресс в обществе.
Постиндустриальное общество опирается на инновации, приоритет переходит от полуквалифицированных работников к инженерам и ученым, уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Обязательным условием для жизни в
постиндустриальном обществе является получение индивидуумом образования, становление личности как обучаемого и креативного профессионала [1]. Подготовка специалистов для внесения вклада в научные исследования и инновационное развитие должна проводиться в самом начале образовательного пути человека: в средней школе, которая обеспечивает получение умений и навыков в разных областях, выявляя сильные стороны человека и определяя направления для выбора будущей профессии. Средняя школа создает предпосылки для стремления человека к непрерывному профессиональному и личному развитию.
В этой связи существует постоянное требование о поддержании качества услуг, представляемых средней школой. Результаты труда учителей являются следствием функционирования двух компонентов - психологической готовности и подготовки педагогических кадров в вузе.
Инициативы на национальном уровне в отношении обновления системы подготовки педагогических кадров, отвечающей международным тенденциям, прослеживаются в текущий момент, и проводятся мероприятия по модернизации структуры на каждом указанном этапе.
Схематически подготовка учителей для средних школ представлена следующим образом: отбор ^ подготовка ^ введение в профессию ^ непрерывное обучение ^ развитие карьеры [2]. Данные аспекты должны системно и взаимосвязано отражаться в работе по совершенствованию процесса подготовки педагогических кадров. Именно указанные элементы системы педагогического образования рассматриваются в данной статье.
Отбор и вопрос привлекательности профессии
В 2015 году было принято решение о введении творческого экзамена для абитуриентов педагогических специальностей с 2016 года [3]. Нововведение будет нацелено на выявление склонности претендента к педагогической деятельности и на повышение престижа профессии учителя. Согласно текущему пояснению экзамен будет состоять
из двух этапов: психологического тестирования и решения педагогической ситуации. Введение экзамена обусловлено необходимостью качественного отбора абитуриентов, искренне желающих стать учителем.
Помимо требований к отбору необходимо проанализировать насколько привлекательна профессия учителя для будущих абитуриентов. Краеугольным камнем в системе совершенствования системы подготовки учителей является именно укрепление морального облика профессии. С целью повышения престижа педагогической сферы проводится работа по формированию положительного имиджа педагога в обществе. Организуются конкурсы «Учитель года», акции, совместные проекты со СМИ, мастер-классы, форумы педагогов-новаторов, конкурсы, научно-практические семинары и симпозиумы, семинары-тренинги и круглые столы.
Согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы будет разработан проект «Педагог-2020» по продвижению профессии педагога в пятерку самых востребованных специальностей среди абитуриентов [4].
В процессе выбора будущей профессии стоит вопрос заработной платы в качестве одного из главных мотиваторов для выбора. Текущая ситуация в Казахстане требует пересмотра размера заработной платы учителей. Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденной 7 декабря 2010 года № 1118 [5], планировалось повысить среднюю заработную плату педагогических работников к 2015 году и приблизить ее к заработной плате в частном секторе экономики. Однако в 3 квартале 2015 года заработная плата в области образования составила 72 969 тенге (по состоянию на 15 июля 2016 года 1 доллар США равен 338,95 тенге), тогда как средняя заработная плата по республике составила 124 656 тенге, зарплата в сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автомобилей и мотоциклов отмечена на уровне 122 592 тенге:
Таблица 1.
Среднемесячная зарплата в Республике Казахстан за 3 квартал 2015 года, в тенге [6]
Таблица 1.
Из данных в Таблице 1. следует, что заработная плата в сфере образования находится на самой низкой отметке по стране, находясь ниже сферы сельского, лесного и рыбного хозяйства, услуг водоснабжения; канализационных систем, контроля над сбором и распределением отходов, на 17 902 тенге ниже среднемесячной зарплаты в сфере здравоохранения и социальных услуг, на 26 657 тенге меньше сферы искусства, развлечения и отдыха.
Необходимо также отметить, что оплата труда работников сферы образования была всего в 3,5 раза выше минимальной заработной платы, установленной в 2015 году на отметке 21 364 тенге.
Финансовая составляющая при начальном выборе профессии и в процессе работы является одним из ключевых аспектов, определяющих уровень заинтересованности в выборе профессионального пути. Низкий заработок относят к факторам, снижающим удовлетворенность профессией [7].
В 2000/2001 году в США было проведено исследование причин ухода из профессии учителей, которые проработали в школе от одного до трех лет и всех остальных учителей [8]. Учителя с опытом работы от одного до трех лет выделяли следующие основные причины ухода из школы:
1. Получение дополнительного образования для улучшения карьерных перспектив в сфере иле вне сферы образования;
2. Получение лучшей заработной платы или социального пакета;
3. Работа в другой области;
4. Неудовлетворенность служебными обязанностями;
5. Смена места жительства;
6. Беременность, воспитание детей.
В то же время, все остальные учителя отметили следующие основные причины ухода из профессии:
1. Достижение пенсионного возраста;
2. Работа в другой области;
3. Получение лучшей заработной платы или социального пакета.
Согласно исследованию, проведенному в Чили в 2001 году, низкая заработная плата, чрезмерная нагрузка, характеристики на учителей от учеников, недостаточные ресурсы неразвитая инфраструктура вызывают неудовлетворенность в работе учителей [8].
В качестве предлагаемых путей решения вопроса низкой заработной платы учителей в Казахстане предлагаем провести снижение определенных видов налогов для педагогов и их семей. Наряду с этим, расширение социальной поддержки педагогам сможет обеспечить финансовую привлекательность профессии. К примеру, следует предоставить учителям государственное медицинское страхование, создать схему адаптации ставок кредитования для приобретения жилья, обеспечить привилегии для приема их детей в детский сад, школу, вуз.
Однако, несмотря на то, что заработная плата - важный фактор в создании привлекательного имиджа профессии учителя, политика в данном направлении должна предусматривать гораздо больше, чем только поддержание заработной платы на привлекательном уровне. Для учителей
очень важно качество их отношений с учениками и коллегами, ощущение поддержки со стороны руководства школ, хорошие условия работы, возможность повышения квалификации, признание его работы. ОЭСР предлагают четыре способа повышения качества работы учителей, их удовлетворения и благополучия:
1. Поощрение внутренней мотивации учителей;
2. Содействие самомотивации учителей;
3. Умеренное использование внешних наград;
4. Удовлетворение потребностей учителей хорошими условиями работы [6].
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке [9]. Учителем должен работать психически здоровый и работоспособный индивидуум; личность с высокой гражданской ответственностью и социально активная; интеллигент с желанием и умением работать с другими; профессионал, стремящийся к самообразованию и принятию творческих решений; человек, любящий детей; инноватор, создающий атмосферу в классе, призывающую учеников к обучению и познанию.
Подводя итог вышесказанному, на национальном уровне необходимо усилить мероприятия по привлечению интереса к профессии учителя, поддерживая тенденцию к отбору лучших абитуриентов и создавая привлекательный имидж профессии.
Подготовка учителей
Согласно Классификатору специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, утвержденному Приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от «20» марта 2009 года №2 131-од. [10] и Перечню профессий и специальностей, получение которых в заочной, вечерней формах и в форме экстерната не допускается и Правил выдачи разрешения на обучение в форме экстерната в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего образования, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 февраля 2010 года № 40 [11], подготовка учителей в Казахстане осуществляется по 23 педагогическим специальностям в учебных заведениях страны.
В процессе подготовки будущих учителей необходимо создавать условия, способствующие эффективному развитию профессиональных компетентностей студентов, которые включают в себя способности рефлексировать, понимать современные приоритеты образо-вания. Следует совершенствовать и принимать во внимание нижеприведенные аспекты, определяющие содержание траектории подготовки учителя:
- внедрение инновационных методов обучения;
- интеграция 12-летней модели среднего образования и вуза;
- интеграция трёхъязычного обучения в школах;
- критериальное оценивание;
- формирование компетентностной модели современного учителя;
- усиление партнерства школы и вузов;
- инклюзивность образования;
- воспитание в будущем педагоге гражданственности, гуманизма, ответственности и толерантности;
- профессиональные компетенции учителя в условиях малокомплектных школ;
- непрерывное обучение.
Вузы Республики Казахстан активно принимают участие в совершенствовании системы подготовки педагогических кадров [12]. В соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 545 «О внедрении образовательных учебных программ по педагогическим специальностям, реализуемых в режиме эксперимента в высшие учебные заведения» Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая) разработал и реализует инновационные образовательные программы с 1 сентября 2015 года; также с 1 сентября 2015 года проводится эксперимент по сдвоенным специальностям бакалавриата для малокомплектных школ на базе КазНПУ им. Абая, Павлодарского государственного педагогического института и Таразского государственного педагогического института.
Подготовка по предмету в классическом университете представляется эффективной, поскольку она основана на более широком спектре дисциплин и сочетается с научными исследованиями.
Изучив современные подходы к подготовке учителей в мире, мы предлагаем внести изменения в систему подготовки учителей в Казахстане. С учетом современных тенденций в данной сфере мы предлагаем преобразовать педагогические вузы в Школы/Институты Образования, объединив региональные вузы и педагогические вузы. В ведущих региональных вузах, осуществляющих подготовку учителей, рекомендуем создать Школы/Институты Образования.
В течение первого года обучения студенты будут проходить предметную подготовку на профильном факультете. И только после первого либо второго курса обучения студент, проявляющий склонности и способности к преподаванию, будет проходить отборочный тур в Школу/Институт Образования.
Так, в качестве показательного примера подготовки учителей необходимо учесть опыт работы Наньянского Технологического Университета (НТУ) в Сингапуре. В 2015-2016 году сингапурская система образования отмечена на 3 месте в двадцатке ведущих образовательных систем [13]. В настоящей статье мы намерены рассмотреть процесс поступления и содержание программы подготовки учителей в указанной стране.
Студенты, обучающиеся для работы учителями, являются студентами бакалаврами НТУ Далее на 3 курсе они зачисляются в Национальный институт образования (НИО), который является единственным институтом образования в Сингапуре, ему присвоен статус автономного. Институт предоставляет консультационные услуги спектру стран: от Индонезии до ОАЭ. Минимальный срок обучения по программе бакалавриата составляется 3,5 года, но максимальный срок не может превышать 6 лет. В основном требуется 4-4,5 года для того, чтобы получить степень бакалавра и иметь возможность преподавать в школе. Диплом выдается совместно НТУ и НИО.
После завершения обучения в бакалавриате для желающих работать учителями необходимо пройти обучение в течение 1 года по программе Послевузовский Диплом в области Образования (the Po^graduate Diploma in Education (PGDE).
У студентов есть возможность пройти практику за рубежом в течение 1 семестра. Желающие имеют возможность пройти до 3 предметов из курса магистратуры.
Все студенты уровня бакалавра обучаются бесплатно и самые успешные студенты получают грант на дальнейшее обучение в магистратуре.
Структура программы бакалавриата в НИО построена на 8 областях:
1) Исследования образования (Education Studies)
Изучение ключевых концептов и принципов образования, необходимых для эффективного обучения и рефлексивного подхода в процессе обучения учеников.
2) Работа с учебными планами (Curriculum Studies)
Студенты изучают методологию и педагогику преподавания в школе. Выбор предметов данного курса зависит от того, по какой специализации обучается студент, какой предмет он планирует преподавать в школе.
3) Изучение предмета (Subject Knowledge)
Группа курсов предоставляет возможность совершенствования знания предмета.
4) Основной курс (Essential Course)
Студенты проходят один основной вводный курс, целью которого является обучение навыками проживания в разнородном обществе. Курс называется «Исследования мульти-культурного общества: принимать и ценить различия»
5) Практика (Practicum)
Практика является обязательным компонентом программы обучения в НИО. В процессе прохождения практики студенты будут учиться у учителей в школе, у менторов, координирующих процесс практики студента в школе и у лекторов университета.
В процессе обучения студенты в НИО проходят 4 вида практики разной длительности:
1. Знакомство со школой (School Experience (SE): Студенты проходят неделю в начальной школе (1-6 классы) и неде-
лю в средней школе. По окончанию ознакомительного этапа студенты сдают работы по ранее поставленным задачам.
2. Ассистент учителя (Teaching Assi^antship (TA): Практика длится 5 недель и проходит либо в начальной школе либо в средней, в зависимости от того, в какой школе будет в будущем преподавать студент. Помимо наблюдательной позиции студенты помогают в планировании уроков, работают с учениками, и дают определенную часть уроков под наблюдением учителя. Цель - объединить навыки теории и практики.
3. Профессиональная практика (Teaching Practice 1 (TP1): На этой стадии студенты начинают самостоятельно давать уроки. Стадия длится 5 недель. После первой недели наблюдения студенты составляют свои собственные планы, работают с учениками, консультируясь с учителем, который закреплен за ними в школе.
4. Профессиональная практика (Teaching Practice 2 (TP2): Длительность этапа - 10 недель. Студенты работают самостоятельно. Они получают всесторонний опыт, обучая учеников, а также получая практические знания того, как управлять образовательным процессом в школе.
На всех этапах практики студенты работают непосредственно с преподавателем в университете, ответственным за прохождение практики студента, и с учителем, который руководит практикой в школе.
Во время практики будущий учитель имеет возможность продемонстрировать свой потенциал, осознать важность профессионального развития и его влияние на совершенствование школьного образования.
Данная схема представлена в следующей таблице:
Таблица 2.
Структура практики по программе бакалавриата [14]
Компонент практики Длительность Период
Знакомство со школой 2 недели До 1-го семестра 2 года обучения
Ассистент учителя 5 недель До 1-го семестра 3 года обучения
Профессиональная практика 1 5 недель До 1-го семестра 4 года обучения
Профессиональная практика 2 10 недель 2-ой семестр 4 года обучения
Важным условием при прохождении практики является рефлексия (от позднелатинского «refleksю» - обращение назад, отражение). Согласно Дж. Дьюи рефлексия означает «паузу в суждении на время дальнейшего исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть первые пришедшие на ум мысли, поддержать состояние сомнения и вести систематическое исследование» [15]. Дж. Дьюи указывает на обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаниям, ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал, и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует.
Так и будущим учителям в Сингапуре рекомендуется на протяжении всего периода прохождения практики задавать самим себе следующие вопросы:
1. Что произошло? (Что я сделал(-а)? Что сделали другие?)
2. Почему? (Почему я думаю, что всё произошло именно таким образом? Почему я именно так поступил(-а), а не иначе?)
3. Каков результат? (Чему я научилась(-лся)? Как данный опыт может поменять мое будущее мышление, поведение, общение с другими?)
4. Что теперь делать? (Что мне следует помнить, когда окажусь в аналогичной ситуации? Как бы я хотел(-а) себя повести?)
Казахстанский контекст практики аналогично включает несколько стадий и видов прохождения профессиональной практики. Согласно Государственному общеобязательному стандарту образования Республики Казахстан, утвержденному Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года № 261, профессиональная практика является обязательной компонентой профессиональной учебной программы высшего образования [16]. Она подразделяется на учебную, педагогическую и производственную.
Общий объем всех видов профессиональных практик должен составлять не менее 6 кредитов. По группе специальностей «Образование» объем профессиональной практики может составлять от 6 до 20 кредитов.
Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы студента на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в учебных часах и делится на продолжительность работы студента на практике в течение недели, то есть на 30 часов.
Норма распределения компонентов образовательн
Трудоемкость 1 кредита практики составляет 15 часов (по 50 мин.) для учебной практики, 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики, 75 часов (по 50 мин.) для производственной практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 0,5 недели для учебной практики, 1 неделя - для педагогической практики, 2,5 недели - для производственной практики.
Таблица 3.
й программы бакалавриата (срок обучения 4 года) [16]
Виды деятельности Кол-во кредитов Кол-во недель Общий объем в часах
Профессиональная практика, в т.ч.: 6 5-11 150-330
- Учебная (1:0)- Педагогическая (1:1)-Производственная (1:4) 244 1410 30120300
Таким образом, принцип проведения практики в Сингапуре и Казахстане содержит сопоставимые компоненты. По нашему мнению казахстанским вузам необходимо увеличить срок прохождения производственной практики и ввести элемент рефлексии.
6) Навыки использования языка и академического дискурса (Language Enhancement and Academic Discourse Skills (LEADS)
Студенты обучаются основным навыкам использования профессионального языка для разговорной речи и письма в процессе обучения в вузе, а также в процессе работы учителем. Студенты проходят 2 дисциплины: Навыки общения для учителей и Навыки академического дискурса.
В контексте содержания казахстанского педагогического образования присутствуют понятия профессионально-педагогического общения, педагогического взаимодействия, педагогического общения с акцентом на культуру, технологии общения, стили педагогического общения [9; 17; 18].
7) Академические дисциплины (Academic Subjects)
Этот компонент охватывает знания содержания и фундаментальных принципов и концептов программы обучения.
8) Основные предметы по выбору (General Electives)
Студенты проходят от 6 предметов по выбору.
9) Проект «Практическое обучение в группах с элементами общественной деятельности» (Group Endeavours in Service Learning)
В ходе данной командной работы студенты расширяют свое понимание того, какое влияние профессия учителя оказывает на развитие общества, командная работа открывает новые горизонты профессии для студентов. Цели проекта подчеркивают необходимость непрерывного обучения.
Как видно из приведенного примера работы Школы Образования на базе НТУ подготовка и введение в профессию учителей в Сингапуре являются четко продуманными и целенаправленно охватывают все аспекты, определяющие содержание траектории подготовки учителя.
Мы предлагаем рассмотреть вопрос о создании в Школах/Институтах Образования помимо образовательных программ по подготовку педагогических кадров, программ, нацеленных на подготовку администраторов для организаций образования на уровне программ магистратуры и докторантуры. К примеру, Школы Образования вузов Соединенных Штатов Америки, в основном, готовят студентов по 3 направлениям:
1. Обучение педагогических кадров преподаванию предметов в организациях образования;
2. Обучение студентов администрированию организаций образования;
3. Обучению студентов образовательной политике и реформам, проводимым в области образования.
Помимо опыта вузов США предлагаем принять к сведению предложенную модель российского образования в долгосрочной перспективе, которая указывает, что традиционный учитель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены [19]. Исследователи российского образования выделяют новый портрет педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Прогнозируется, что рынок труда учителей и преподавателей приобретет следующие характеристики:
- снижается доля «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают; среди преподавателей растет доля совместителей из других сфер деятельности (наука, бизнес, общественные организации, СМИ, государственное управление);
- усиливаются селективные механизмы, обеспечивающие ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресную поддержку эффективных и перспективных.
Согласно прогнозам российских исследователей учитель предметник общеобразовательной школы будет иметь, как правило, повышенный уровень образования — педагогическую магистратуру. Таким образом, открытый конкурентный тип университета сможет обеспечить потребности рынка в квалифицированных педагогических кадрах. Именно разносторонней направленности тип вуза сможет стать популярным в обществе и потому наше предложение относительно объединения педагогических и региональных вузов и создания Школ/Институтов Образования основывается на изучении потребностей и современных тенденций в части подготовки учителей.
Работа Школ/Институтов Образования сможет увеличить эффективность деятельности по подготовке учителей и гармонично интегрирует в государственную образовательную политику в стране, усилив область подготовки педагогических кадров. Слияние педагогических вузов с крупными региональными вузами предоставит больше возможностей студентам и будет способствовать подготовке разносторонней личности: учителя поисково-творческой ориентации, учителя новой формации.
Во всем мире развивается роль учителя в качестве исследователя. В педагогических университетах Казахстана профильные факультеты не ориентированы на научные исследования по избранной отрасли науки. Это негативно
отражается на учительской подготовке, поскольку без вовлечения в научные исследования в избранной области невозможно рассчитывать на воспитание глубоких знаний по предмету у будущих учителей. Подготовка по предмету в классическом университете представляется эффективной, поскольку она основана на более широком спектре дисциплин и сочетается с научными исследованиями.
Наряду с перечисленными функциями Школы/Институты Образования могут предлагать так называемые minors (дополнительная специализация) для успешных отличившихся студентов других факультетов, которые хотят помимо первоначально выбранной направленности получить навыки по дополнительной специальности, позволяющей им работать в школе по завершению обучения.
Таким образом, сфера деятельности Школ/Институтов Образования может быть обширной и предоставлять разные возможности для студентов и желающих проводить научные исследования, работать в качестве учителей и в качестве администраторов в сфере среднего образования.
Введение в профессию
С целью введения в профессию после завершения обучения в вузе мы предлагаем рассмотреть в Казахстане вопрос о внедрении менторов для начинающих учителей в средних школах. Цель данной схемы работы - консолидация и углубление знаний начинающих учителей, плавная интеграция теоретического и практического компонентов профессионального становления и развития компетентностей.
Каждый начинающий учитель будет прикреплен к опытному наставнику-учителю в школе, который будет проводить мониторинг профессиональной деятельности с возможностью корректировки и будет оказывать поддержку профессионального становления начинающего учителя.
Непрерывное обучение
Принцип непрерывного обучения - знания через всю жизнь - является основополагающим при подготовке специалистов. Статья 3. Закона об образовании РК закрепляет непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней. Согласно Толковому словарю Ожегова «Непрерывный - не имеющий перерывов, промежутков» [20].
Непрерывное образование способствует повышению качества жизни отдельных членов общества и общества в целом. Именно школа играет ключевую роль в развитии культуры непрерывного образования индивидуумов. Мотивация к учебе, способность к самоорганизации, стремление к самообразованию, самовоспитанию, самооценке, к расширению кругозора должны прививаться и формироваться, прежде всего, на уровне школы: учителя должны служить примером для учеников в их стремлении к постоянному обучению.
На законодательном уровне в Республике Казахстан выделяется обязанность педагогических работников постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень, а также, не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию. В то же время, Статья 51. Закона закрепляет право педагогических работников на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев.
В современном обществе возникла острая необходимость создавать условия для обучения в течение всей жизни. В данной связи необходимо отметить понятие «период полу-
распада компетенций», которое используется в зарубежной литературе и означает «продолжительность времени после окончания профессионального учебного заведения, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации информационная компетентность специалиста снижается на 50%» [21]. В середине 20 века период полураспада составлял в среднем 12 лет, в 70-е годы -уже через 5 лет. В настоящее динамичное время обновление знаний происходит каждые два-три года, и, соответственно, период полураспада компетенций составляет менее 1,5 лет.
На данный момент повышение квалификации педагогических кадров в Казахстане проходит на базе следующих организаций:
- Акционерное общество «Национальный центр повышения квалификации «врлеу» (далее - НЦПК «врлеу»);
- Центр педагогического мастерства (далее - ЦПМ) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее - АОО «НИШ»);
- Программа «Болашад».
Согласно прогнозам российских исследователей в долгосрочной перспективе программы повышения квалификации учителей будут в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребностей учительства и базироваться на персонифицированных механизмах финансирования программ повышения квалификации и переподготовки. Основой содержания аттестации педагогов и управленцев станет оценка степени готовности работать по инновационным технологиям [19].
Организация и проведение курсов повышения квалификации с целью непрерывного обучения могут входить в сферу деятельности Школ/Институтов Образования. Постоянно обновляемые программы должны учитывать изменчивый характер современного постиндустриального общества и должны быть оптимизированы в части сроков обучения.
Наряду с этим, мы предлагаем рассмотреть возможность обучения в Школах/Институтах Образования на базе вузов для тех специалистов, которые получили образование по педагогической специальности, но не преподавали в течение 5-10 лет - возвращение в профессию. Данного рода категория специалистов могут пройти обучение в течение определенного периода и получить сертификат, разрешающий обучать в школах. Стоимость может быть покрыта за счет грантов, выдаваемых школой либо вузом, но с учетом последующей отработки в определенной школе.
Развитие карьеры
В современной теории управления человеческими ресурсами под карьерой принято понимать индивидуально осознанные изменения позиции и поведения человека, связанные с относящимся к работе производственным опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей рабочей жизни [22].
По отношению к педагогической деятельности к карьерным достижениям учителя можно отнести постоянное повышение квалификации, профессиональное и общественное признание, успех учеников в их выборе своего дальнейшего пути, моральное удовлетворение от проделываемой работы и работы в школе, возможность активного обучения, возможность внести вклад в развитие человеческих ресурсов на микро и макроуровнях. Карьера непосредственно связана с ростом знаний, умений, навыков. Не менее важно для педагогических кадров продвижение по карьерной лестнице: учитель - завуч - директор школы - специалист управления
образования - сотрудник Министерства образования и науки. Однако, в данном продвижении важно повышать свой интеллектуальный потенциал для соответствия требованиям руководящей должности.
В основном, педагогические работники строят стабильную карьеру - придя в профессию в самом начале, учителя повышают свой уровень мастерства, повышают свою квалификацию, но не стремятся продвигаться по иерархической лестнице. В данном случае, самообразование и самосовершенствование становятся неотъемлемой частью деятельности педагога, которые получат отражение в его портфолио.
Заключение
«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
(Г. Адамс)
На основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и гармоничной интеграции мирового опыта возможно построить систему подготовки педагогических кадров, отвечающую требованиям, предъявляемым постиндустриальным обществом, обществом, ориентированном на знания.
Обновление содержания педагогического образования и повышение роли педагога в обществе представлены в качестве приоритетов в Республике Казахстан. Возникающие вызовы на пути построения новой системы могут быть преодолены посредством систематичного подхода к обновлению и к укреплению статуса педагога в Республике Казахстан.
В качестве основной рекомендации по совершенствованию системы подготовки учителей авторы статьи предлагают рассмотреть возможность преобразования педагогических вузов Казахстана в Школы/Институты Образования, объединив региональные вузы и педагогические вузы. Рекомендуется создать Школы/Институты Образования в ведущих региональных вузах. Данная трансформация обеспечит основательную базу для подготовки педагогических кадров. Также, функционально в Школах/Институтах Образования будет предложен более широкий спектр услуг для общества-потребителя: обучение студентов по педагогической специализации и по специальностям управленческого цикла, получение дополнительной специализации (minor), прохождение курсов повышения квалификации для учителей, прохождение обучения для возвращения в профессию.
Список литературы:
1. Белл Д. Конспект книги. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с английского. Изд. 2-ое, испр. и доп. — Москва: Academia, 2004. - 788 с.
2. Nazarbayev University Graduate School of Education. Разработка стратегических направлений реформирования образования Республики Казахстан на 2015-2020гг. Диагностический отчет. - Астана: Индигопринт, 2014. - 182 с. ISBN: 978-601-7417-35-2.
3. С этого года будущих педагогов в РК обяжут сдавать спецэкзамен [Электронный ресурс]. URL: http://24. kz/ru/news/top-news/item/110248-s-etogo-goda-budushchikh (дата обращения: 28.06.2016).
4. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.gov.kz/ru/ gosudarSvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki-
respubliki-kazaMan-na-2016-2019-gody (дата обращения: 28.06.2016).
5. Указ Президента Республики Казахстан. Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы: утв. 07 декабря 2010 года, № 1118.
6. Среднемесячная зарплата в Республике Казахстан за 3 квартал 2015 года. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://&at.gov.kz/faces/wcnav_ externalId/publicationsPage?_afrLoop=29804942658126774 #%40%3F_afrLoop%3D29804942658126774%26_adf.ctrl-&ate%3D1cjq4a3e5_37. 10.03.2016. - Название с экрана.
7. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова) [Электронный ресурс]. Ростов н/Д: 2002. - 544 с. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/13.php. 15.03.2016 (дата обращения 08.05.2016).
8. Education Policy Analysis 2006 Focus on Higher Education: Focus on Higher Education - 2005-2006 Edition. Organization for Economic Cooperation and Development [Электронный ресурс]. 2006. -
164 с. URL: https://books.google.kz/books?id=BHdvkJsg UPwC&pg=PA100&dq=teacher+salary+is+the+important+fac tor&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwily0-Py9jLAhWkyXIKHQ CDB0YQ6AEISjAH#v=onepage&q=salary%20low&f=false. 15.03.2016 (дата обращения 10.06.2016).
9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В.А. Сластенина [Электронный ресурс]. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. URL: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html. 15.03.2016 (дата обращения 10.06.2016).
10. Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. Государственный классификатор Республики Казахстан. Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан: утв. 20 марта 2009 года, № 131-од. Дата введения 2009.09.01.
11. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан. Об утверждении Перечня профессий и специальностей, получение которых в заочной, вечерней формах и в форме экстерната не допускается и Правил выдачи разрешения на обучение в форме экстерната в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего образования: утв. 08 февраля 2010 года, № 40, зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 05 марта 2010 года, № 6111.
12. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан. О внедрении образовательных учебных программ по педагогическим специальностям, реализуемых в режиме эксперимента в высшие учебные заведения: утв. 28 августа 2015 года, № 545.
13. Chatin J. 20 Be& Education Sy^ems In The World. // MBC Times [Электронный ресурс]. - 2016. URL: http:// www.mbctimes.com/english/20-be&-education-sy&ems-world. 10.03.2016. - Название с экрана.
14. Undergraduate Programmes. National InSitute of Education. Singapore [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nie.edu.sg/teacher-education/practicum/practicum-Sructure/undergraduate-programmes. 10.03.2016 (дата обращения 10.05.2016).
15. Томина Е. Ф. Реализация рефлексивной концепции Дж. Дьюи в современной высшей школе // Гуманитарные науки. Педагогика [Электронный ресурс]. - 2011. - № 2(18).
- С. 117-123. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/realizatsiya-refleksivnoy-kontseptsii-dzh-dyui-v-sovremennoy-vysshey-shkole (дата обращения 10.07.2016).
16. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан ГОСО РК 5.04.019
- 2011: утв. 17 июня 2011 года, № 261.
17. Хмель Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. - Алматы: FbrnbM, 1998. - 320 с.
18. Пралиев С. Ж., Жампеисова К. К., Хан Н. Н., Ко-лумбаева Ш. Ж., Кайдарова А.Д. Концептуальные основы системной модернизации педагогического образования в Республике Казахстан. Казахский национальный педагогический университет им. Абая [Электронный ресурс]. г.Ал-маты, Казахстан. URL: http://kaznpu.kz/docs/ins_pedagogiki_ psih/Si&emnaya_modernizasiya1.pdf. 25.03.2016 (дата обращения 08.05.2016).
19. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование - 2020: Модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс]. 2008 г. URL: https://www. hse.ru/data/2010/12/04/1209582777/2%20Kuz'minov.pdf. 03.03.2016 (дата обращения 08.05.2016).
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - «Толковый словарь русского языка», совместно с Шведовой Н. Ю.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov.com/words/18559.shtml. 10.03.2016 (дата обращения 08.05.2016).
21. Ломакина Т. Ю. , Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы. - Москва: Наука, 2011. - 273 с. ISBN: 978-5-87444-390-0.
22. Дейнека А. В., Жуков Б. М. Современные тенденции в управлении персоналом: учебное пособие. - Москва: Издательство «Академия Естествознания», 2009.- 484 с. ISBN: 978-5-91327-046-7.
ТРУДНОСТИ В РУКОВОДСТВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ
Иванова Марина Авенировна
доцент, к.п.н., Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк
Старцева Светлана Авенировна
учитель ГБОУ Гимназии № 1257, г. Москва,
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме выяснения трудностей, которые испытывают педагоги при руководстве исследованиями школьников. Проведенный с этой целью опрос учителей показал, что основными проблемами являются невладение частью опрошенных некоторыми исследовательскими умениями и незнание требований к правильному оформлению текста исследования. Кроме того, в статье приводятся данные, доказывающие правомерность понимания исследовательской деятельности школьников как творческого процесса взаимодействия учащегося и учителя при ведущей роли последнего.
ABSTRACT
The article deals with the problem of discovering the difficulties experienced by teachers in their directing schoolchildren's research activities. The survey of teachers showed that some of them lack a number of research skills and the know-how of writing a paper on the research done according to the exiting requirements. The article also presents some data proving that schoolchildren's research work is the process of the learner and the teacher's interaction with the leading role of the latter.
Ключевые слова: исследовательская деятельность школьников, исследовательские умения, роль учителя в исследовательской деятельности школьника.
Keywords: schoolchildren's research activities, research skills, the teacher's role in the learner's research work.
Процессы, которые происходят в жизни современного человека и общества в целом, носят очень динамичный характер. Это не может не отражаться в такой области, как образование: сегодня оно имеет дело с постоянно меняющейся системой знаний и представлений об окружающем мире. Именно поэтому человек начинает относиться к миру не как к абсолютной данности, а как к изменчивому новому, требующему поисковых методов мышления [1, с. 149, 150]. В связи с этим становится понятным, почему в последнее время значительную роль на различных этапах образования приобрела исследовательская деятельность.
Традиционно этот вид деятельности считается ведущим в системе высшего образования. Однако в последнее деся-
тилетие ему все больше внимания уделяется и в общеобразовательной школе: неслучайно руководство исследовательской деятельностью школьников и их победы на различных конкурсах являются одним из критериев оценки труда учителя при его аттестации, а также входит в число показателей рейтинга любого образовательного учреждения.
В то же время приходится признать, что далеко не всем школьным учителям удается активно включиться в эту деятельность, да и те, кто принимает в ней участие, также сталкиваются с определенными трудностями. Поэтому проблема их готовности к руководству исследованиями школьников является на сегодняшний день одной из актуальных.