Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации'

К вопросу о подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / "МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пяткова О. Б., Гусева Т. В.

Итоговая аттестация является неотъемлемой частью образовательного процесса. В статье показано значение подготовки к итоговой аттестации для успешной сдачи экзамена по химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 372.854

О.Б. Пяткова

Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, РФ Т.В. Гусева Учитель химии МОУ «СОШ № 1» Г. Верхнеуральск, Челябинская область, РФ

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Аннотация

Итоговая аттестация является неотъемлемой частью образовательного процесса. В статье показано значение подготовки к итоговой аттестации для успешной сдачи экзамена по химии.

Ключевые слова

Государственная итоговая аттестация, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», контрольно-измерительные материалы, «мысленный эксперимент».

Государственная итоговая аттестация является неотъемлемым элементом формирующейся общероссийской системы оценки качества общего образования. Главным предназначением государственной итоговой аттестации (ГИА) является оценка качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы общего образования. Государственная итоговая аттестация по химии призвана обеспечить объективность оценки качества общеобразовательной подготовки выпускников основной и средней школы по предмету в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. Решению этой задачи служит использование для оценки учебных достижений соответствующего инструментария, составляющего основу контрольных измерительных материалов (КИМ), стандартизированных по уровню сложности, форме и способам оценки их выполнения.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ РФ 2016), в 6 главе в статье 59 «Итоговая аттестация» говорится о том, что итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация завершает освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Для успешного прохождения государственной аттестации по химии (ЕГЭ, ОГЭ и другие формы) необходимо обладать определенным набором знаний, умений, компетентностей и способов общеучебных действий. Созданная система контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по химии характеризуется определенной стабильностью, но вместе с тем каждый год корректируется. Это связано с необходимостью и важностью последовательного совершенствования структуры и содержания КИМ в целях достижения более точного их соответствия требованиям нормативных документов к уровню подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Одной из особенностей развития экзаменационной модели по химии является усиление практико-ориентированной направленности КИМ. Изучение этого предмета вносит достаточно большой вклад в развитие у выпускников представлений о реальных объектах окружающего мира, практических способах их анализа, общих и узкопредметных методах исследования, а также правилах обращения с веществами в лаборатории и повседневной жизни. «Важно также понимать, что интеграционные процессы, происходящие в науке и в жизни общества, играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки выпускников, существенной особенностью которой является овладение обучающимися

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности[1]. Эта направленность и обобщенность хорошо прослеживаются в задании «Мысленный эксперимент». Для примера возьмем задание, ориентированное на проверку усвоения одного из важнейших элементов содержания курса химии - «взаимосвязь различных классов неорганических веществ», предлагаемое в форме описания последовательности химических превращений, например «оксид алюминия сплавили с карбонатом натрия, полученное твёрдое вещество растворили в воде. Через полученный раствор пропускали сернистый газ до полного прекращения взаимодействия. Выпавший осадок отфильтровали, а к профильтрованному раствору прибавили бромную воду. Полученный раствор нейтрализовали гидроксидом натрия». В этом случае при выполнении необходимо обратить внимание на номенклатуру неорганических веществ, физические свойства веществ, наличие окислительно-восстановительных реакций, условия протекания реакций. Для этого необходимы такие умения, как: определять степени окисления химических элементов и составлять электронный баланс, расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции на его основе, ориентироваться в международной и тривиальной номенклатуре; составлять уравнения реакций, подтверждающих взаимосвязь веществ различных классов.

В вариантах экзаменационных материалов в последние годы увеличена доля заданий, которые вместе с проверкой усвоения элементов предметного содержания ориентированы на проверку сформированности отдельных общеучебных интеллектуальных умений, способствующих приобретению опыта творческой и исследовательской деятельности, к примеру, таких, как умение структурировать информацию, представленную в различных формах (рисунки, диаграммы, графики), умения сравнивать, сопоставлять изученные объекты, делать выводы и умозаключения. «Связано это с тем, что страна остро нуждается не в исполнителях, пусть даже самых квалифицированных, а в творческих, способных к генерированию новых идей, системно мыслящих профессионалах. Развитие творческих способностей у выпускников - сложнейшая задача, анализу способов решения которой посвящены многие научные работы» [2].

Чаще всего возникают затруднения при подготовке в структурировании фактического материала, необходимого для решения задач и упражнений. Здесь важно использовать знания для объяснения взаимосвязи между химическими свойствами веществ и закономерностями протекания реакций, лежащими в основе технологических процессов получения и переработки их в промышленности, применять во взаимосвязи знания о характерных и специфических свойствах каждого из заданных веществ, а также выявлять различие в свойствах этих веществ с учётом взаимосвязи их состава и строения. Знание условий: катализаторов, температур и давлений обязательны для многих реакций неорганического и органического синтеза, а также владение химической терминологией. Таким образом, «достижение поставленных целей и ожидаемых результатов может быть обеспечено лишь при комплексном решении целого ряда конкретных проблем. Одной, из которых является проблема интеграции знаний, которое ориентировано на результат, качественно отличающийся от базового уровня обучения» [3].

Химические знания получают из учебников химии и различных теоретических пособий, основа которых закладывается на уроках при подготовке, а умения, навыки и компетентности вырабатываются благодаря активной деятельности по решению большого количества заданий и упражнений.

Самое трудное в подготовке к экзаменам — это научиться решать задачи. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения проблемы, нужны знания и хорошо развитая логика мышления. «Часто решение проблемы может быть достигнуто разными путями, но ребёнок должен выбрать наиболее эффективный из них и доступный для своего возраста и понимания способ решения проблемы» [4]. Все эти знания приходят с опытом. А опыт накапливается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных учителем. Здесь целесообразно обратить внимание на выбор алгоритма решения химических задач и упражнений. Например, для решения задач «Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке».

Алгоритм решения задания:

1. Обозначить количественные данные из условия задачи через соответствующие величины;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

2. Определить количество вещества реагирующих веществ;

3. Определить соотношение между реагентами и составить уравнение реакции;

4. Определить количество вещества и найти массу продукта реакции.

Для повышения качества выполнения заданий рекомендуется по возможности увеличить количество учебного времени на решение задач как при подготовке к экзаменам, так и в образовательном процессе в целом. При решении задач имеет смысл не только механически использовать отработанные алгоритмы для произведения различного рода вычислений, но и на основе комплексного анализа всех данных условия устанавливать зависимость между величинами.

Соответствующая учебная нагрузка способствует усвоению необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний для формирования умений решать задачи и упражнения по химии. Следовательно, учащиеся, изучающие предмет «Химия» на базовом уровне, не могут показать в рамках итоговой аттестации по химии уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных оценок.

Подготовка к экзамену требует от учителя и учащихся достаточно полной выкладки, а это является огромным титаническим трудом. Чтобы выпускники успешно сдали экзамен, учителю необходимо применять многочисленные формы и методы работы по подготовке к итоговой аттестации. Задача педагога - предложить выпускнику альтернативу, помочь осознать важность выбора, а дело учащегося - расставить приоритеты и действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями. Учителю важно владеть картиной готовности к итоговой аттестации каждого учащегося и помочь выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к экзамену по химии, при надобности корректировать процесс подготовки, а также необходимо диагностировать каждый результат в процессе подготовки итоговой аттестации.

Важным элементом в подготовке учащегося являются тренировочные работы с учетом психологической обстановки приближенной к экзаменационной работе, а также решение типовых заданий и работа с бланками. Учащийся при этом приобретает опыт сдачи экзамена, анализируя ошибки, что позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки выпускника. Такая подготовка «позволяет стать ему более гибким мобильным, успешным в дальнейшей жизни, конкурентоспособным»^], формирует у него самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение последующей жизни, повышает собственную самооценку.

Согласованность действий учителя - предметника и учащихся это одна из слагающих успеха в достижении общей цели - получение желаемых результатов выпускных экзаменов. «В условиях гуманизации образования, развития дифференциации возникает необходимость разработки системы научных знаний для детей, имеющих определенный стиль мышления, ярко выраженную предметную мотивацию» [6, с. 26]. Одной из задач учителя - продумать систему организации подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии. Начинать подготовку учащихся необходимо как можно раньше, с класса 8, и на протяжении последующих лет работы. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ЕГЭ по химии является последний год обучения. Как показывает практика, иногда требуется проводить подготовку в короткие сроки. Причин и поводов для этого бывает достаточно, например: запоздалое осознание учащимся того, что экзамены грядут; обнаружение пробелов в знаниях в результате проведения очередной диагностической работы, растерянность, неорганизованность и многое другое.

В этом случае два, и даже три раза в неделю должны проводиться консультации, на которых с учащимися прорабатываются «основные, классические» задания. На курсах интенсивной подготовки проводятся занятия таким образом: повторяются основные темы, решаются задания по сборнику и проверяется усвоение материала.

Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс учитель является гарантом достижения поставленных целей, а значит и гарантом успешной сдачи учащимися государственной итоговой аттестации.

Современный выпускник относится к итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию и связывает возможность поступления в вуз с результатами, которые получит на экзамене. Поэтому на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

учителя ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, мировоззренческого, творческого смысла предмета «Химия». Таким образом, успешный исход сдачи экзамена определяется тем, насколько эффектно и слаженно организован процесс подготовки к итоговой аттестации на всех ступенях обучения по химии со всеми категориями учащихся. Список использованной литературы:

1. Хафизова Н. Ю., К вопросу формирования умения комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического образования / Н.Ю.Хафизова // Символ науки. - 2016. - № 5-2. - С. 219-221.

2. Шайкина В.Н.Применение обобщенного метода качественных структур для уточнения понятия «творчество». Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 13. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2011. -С. 22- 30

3. Уткина Т.В. Интеграция биологии и физики, как условие повышения качества естественнонаучного образования / Т.В. Уткина // Символ науки. 2016. № 5-2 в 3 частях.- С. 206-210.

4. Клишина О.Н. Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности / О.Н. Клишина // Символ науки. 2016. № 5-2 в 3 частях.- С. 156-159.

5. Бегашева И.С., Елисеева О.В. К вопросу о формировании исследовательской компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности по физике / И.С. Бегашева, О.В. Елисеева // Символ науки. 2016. № 4-2. -С. 79-83.

6. Уткина Т.В. Лабораторный практикум в классах химико-биологического профиля / Т.В. Уткина // Биология в школе. - 2010. - № 5. - С. 26-32

© Пяткова О Б., Гусева Т.В., 2016

УДК 378.1; 371.3

Рау Н. А.,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-

институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УТОЧНЕНИИ КАТЕГОРИИ «САМОУТВЕРЖДЕНИЕ»

Аннотация

В статье описана практика уточнения категории «самоутверждение» в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре.

Ключевые слова

Педагогическое моделирование, педагогическая методология, самоутверждение.

Педагогическое моделирование как метод научного исследования в педагогической науке [1-5] определяет возможность оптимального использования научно-педагогического знания в уточнении и детализации педагогических процессов и процедур, конструктов и систем верификации качества постановки и решения задач педагогически детерминируемых явлений. Определим в системе научно-педагогического поиска категорию «самоутверждение», выделив в качестве примеров и моделей воспроизводства работы [6-9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.