Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке редакторов периодики'

К вопросу о подготовке редакторов периодики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1497
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке редакторов периодики»

нителей в выполнении бюджетных и внебюджетных научных исследований, осуществляемых профессорско-преподавательским составом на кафедрах и в лабораториях университета;

V выполнение собственных научных исследований при получении гранта

Существенным фактором активизации студенческих научных изысканий и повышения их теоретического и практического уровня является переход на многоуровневую систему подготовки кадров, работа по новым учебным планам, которые предусматривают основательную научную подготовку студентов. Так, государственный образовательный стандарт подготовки магистров предполагает в качестве обязательного компонента системы профессиональной подготовки научно-исследовательскую работу студента в семестре и подготовку магистерской диссертации. Необходимость повышения готовности студента к исследовательской деятельности в области образования и владения методами научного исследования в предметной области знаний отражена в государственных образователь-

ных стандартах бакалавриата и магистратуры. Чтобы быть готовыми к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, студенты должны иметь сформированное научное мышление, владеть методологией научного познания. Научиться исследовательской деятельности попутно, в процессе учебной или практической педагогической деятельности, крайне сложно. К научно-исследовательской деятельности студент должен готовиться целенаправленно.

Таким образом, трансформация учебного процесса в вузе в соответствии с компе-тентностным подходом предполагает организацию эффективной системы самостоятельной работы студентов.

Литература

1. См.: Беляева А. Управление самостоятель-

ной работой студентов // Высшее образование в России. - 2003. - № 6.

2. См.: Компетентностный подход в педаго-

гическом образовании. - СПб., 2005.

3. См.: Резник С.Д. Управление кафедрой. -

М., 2006. - С. 383-385.

В. РУСИНА, доцент Московский государственный университет печати

Есть мнение, что редактировать, то есть исправлять чужие тексты гораздо легче, чем создавать свои произведения. Согласиться с этим можно с определенной долей условности. Конечно, редактировать может каждый, но блестящая редактура требует и незаурядных способностей, и предварительной хорошей подготовки. Не следует недооценивать редактора. Это профессия большой самоотдачи и ответственности. Не вызывает сомнения, что в изменившихся за последние годы условиях деятельности современных редакций доминирующая роль в выпуске качественного и востребованного издания принадлежит именно редактору.

К вопросу о подготовке редакторов периодики

Сегодня подготовкой редакторов периодических изданий занимаются факультеты и отделения журналистики, на которых читаются лекционные курсы по стилистике и литературному редактированию, проводятся тематические семинары и т.д. В Московском государственном университете печати есть специализация «редакторская подготовка периодических изданий», которую осваивают студенты на базе специальности «Издательское дело и редактирование ».

Однако практика СМИ показывает, что имеющаяся программа подготовки редакторов периодики не вполне соответствует жизненным реалиям. Потребность в таких

специалистах довольно велика, а на соответствующие должности претендуют в лучшем случае люди с журналистским, а чаще всего - с филологическим образованием. И тем, и другим приходится осваивать профессию редактора непосредственно на рабочем месте, а для этого нужен длительный, если не сказать многолетний, адаптационный период.

Беда наших редакторов в том, что «редакторская подготовка периодических изданий» - это специализация, а не специальность. А потому в учебных планах для студентов, которые хотят стать редакторами периодики, нет очень нужных им сегодня курсов и мастер-классов, посвященных редактированию произведений разных жанров, работе редактора над номером газеты или журнала, основам мастерства редактора, вопросам «технологии» работы редактора над журналистским произведением, истории редактирования периодических изданий, психологии редактирования периодики, работе редактора Интернет-издания, основам политического редактирования. С каждым годом растет число исков к СМИ за публикацию текстов, ущемивших честь, достоинство и деловую репутацию граждан, а значит, в первую очередь не журналистам, а редакторам, держащим ответ в суде, жизненно необходим специальный курс по лингвистической безопасности.

Наряду с вопросом, как готовить, актуален вопрос, кого готовить. Иными словами, кто это - современный редактор периодического издания? Что он должен собой представлять?

Любопытно, что в базовых отечественных документах, которыми в своей деятельности должны руководствоваться редакции газет и журналов, четкого ответа на этот вопрос нет. Закон РФ «О средствах массовой информации» приравнивает редактора к журналисту; согласно ему, лицо, «занимающееся редактированием,созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированно-

го средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию», является журналистом.

Серьезной беседе о принципах и системе подготовки специалистов данного профиля должен предшествовать разговор о смысле работы редактора.

Традиционно под редактированием понимают деятельность по подготовке материала к публикации. В практике газет и журналов редактура имеет свои специфические особенности. Причины кроются в характере публикаций в СМИ, в их информативности и социальной направленности, в специфике выражения позиции автора, близости его к событию и читателю, в особом режиме работы редакции. Редакциям газет и журналов приходится работать преимущественно с малыми литературными формами. Значение имеет и специфика СМИ: редактор в газете или журнале работает с печатным словом.

Долгое время в редакционной практике было принято различать должность редактора (руководитель газеты или журнала, отдела редакции) и профессию редактора (сотрудник печатного или электронного СМИ, готовящий к публикации (эфиру) тексты внештатных авторов, информационных агентств). Однако сегодня произошло смещение вышеупомянутых двух значений. Это связано с изменениями в принципах организации редакционной работы.

В наши дни в редакциях нет чёткой структуры. Чтобы выживать в условиях рынка, СМИ вынуждены выстраивать свою работу таким образом, чтобы члены коллектива не имели строгой специализации, а выполняли несколько смежных видов деятельности. Маленькие издания выпускает ограниченный штат сотрудников. Иногда номер газеты или журнала делается одним человеком, который и пишет, и редактирует, и верстает, и объясняется с хозяином. Часто на деле редакторские функции приходится выполнять не только собственно

редактору, в том числе различной специализации (редактору новостей, редактору отдела), но и ответственному секретарю, помощнику редактора, а в некоторых случаях - главному редактору лично. В таких условиях размывания границ ответственности актуальным становится вопрос: кто же на деле обязан отвечать за неграмотность и литературную халтуру изданий?

Есть три составляющие деятельности редактора, которые существенным образом влияют и на общую, и на языковую культуру издания.

Во-первых, «лицо» издания формируют отдельные его номера. Сотрудникам, выполняющим функции редактора, в процессе своей деятельности приходится так или иначе принимать участие в работе над номером: присутствовать на «планёрках», «летучках», участвовать в обсуждении номера, в его планировании, верстке.

Формирование номера - важная часть работы редакции, от которой зависит читабельность издания. «Газетный или журнальный номер - произведение и выражение профессионального мастерства его создателей, их профессионального искусства, результат творческой деятельности -индивидуальной и коллективной », - писал исследователь С.М. Гуревич [1].

Есть мнение: чтобы номер газеты или журнала читался, в нём должен быть большой набор разнообразных материалов, этим он должен напоминать универсальный магазин с необходимым и достаточным ассортиментом товаров или кафе с разнообразной едой. При формировании номера редактору необходимо подборкой материалов обеспечить злободневность и разносторонность. Однако существенным моментом является и организация номера. Важно не просто предложить аудитории «винегрет » из публикаций, но позаботиться об усвоении этого информационно-аналитического продукта. У аудитории не должно возникать серьёзных затруднений в восприятии номера.

Газетный и журнальный номер должен

отвечать требованию целостности. В идеале номер периодического издания - это относительно замкнутая система, в которой все части: тексты, фотографии, иллюстрации - взаимосвязаны, дополняют друг друга, иными словами - образуют «организм» номера.

Нередко случается, что журналист, готовящий материал по заданию редакции, имеет смутное представление о структуре номера в целом. Погружение в тему, работа в режиме deadline мешают ему уловить связь собственного произведения с идейным замыслом номера. Видеть эту связь обязан именно редактор.

На практике содержание и структура номера будут зависеть от ряда факторов: от направленности, периодичности, объема, информационной политики издания, состава его аудитории, особенностей работы творческого коллектива, системы информационных потоков.

Условно, чтобы спланировать содержание, структуру номера, редактору необходимо ответить на следующие вопросы.

• Какие темы (проблемы, факты) должны найти отражение в данном номере?

• В каком соотношении темы должны быть включены в структуру номера?

• Чему следует уделить особое внимание?

• Что поместить на первые полосы, что - в середину номера, а что - в конец?

• Какое место на полосах займут материалы?

• Какие жанры можно использовать?

• Какие фотографии и иллюстрации следует поставить в номер?

Практика показывает, что сегодня редкий человек читает прессу от корки до корки. И дело тут не только в нехватке времени. Часто редакции не умеют или не хотят дозировать, отбирать, комментировать информацию, в результате в свет выходят издания, перенасыщенные фактами, сложные для восприятия читателя. Так может быть, пора начинать учить этому будущих редакторов периодики?

Во-вторых, важная часть редакторского труда - это работа с произведениями журналистов. Здесь основная задача редактора - упорядочить текст. Редактирование предполагает критический подход к материалу: редактор анализирует содержание и форму произведения, оценивает его и, по возможности, делает лучше.

Методика редактирования тесно связана с многообразной системой журналистских жанров. Редактор должен знать эту систему, представлять себе особенности различных жанров. В отличие от журналиста, который может хорошо владеть несколькими жанрами или специализироваться лишь на одном (репортер, обозреватель, комментатор, очеркист и т.д.), редактору необходимо быть универсалом, то есть уметь работать с текстами различных жанровых форм.

В нынешних СМИ наметилась плохая тенденция: журналистика постепенно становится безжанровой. Парадоксально, но при всей жанровой бедности СМИ теоретики от журналистики сегодня выделяют до 43-х разновидностей жанров [2]. Можно предположить, что на страницах учебников это число может увеличиваться и дальше, а на деле жанровые требования к написанию текста будут становиться все более и более мягкими. В практику периодики вошла привычка к публикации материалов «синтетических», то есть включающих признаки нескольких жанров. Со страниц периодики почти исчезли очерки, фельетоны, памфлеты, мало публикуется обозрений, обзоров СМИ - многие журналисты просто не умеют их писать, а редакторы не имеют навыков работы с такими текстами.

Газетам и журналам сегодня присуща похожесть друг на друга. Публикуемые в прессе произведения перестают быть заметками, корреспонденциями, статьями, комментариями и превращаются в материалы, словно написанные одной рукой. Читатель почерпнет из них информацию, попробует сформировать собственное мнение

по изложенному вопросу, взглянет на поставленную под текстом подпись, но... автора на полосе так и не увидит. Отчасти поэтому почти не знают сегодня простые граждане имен «слуг гласности». Яркие авторские произведения вытесняются безликими, без творческой «изюминки» материалами. В погоне за объективностью многие печатные СМИ стали «средними», рассчитанными на большинство и, к сожалению, одинаковыми.

Процесс редактирования любого (вне зависимости от жанровой принадлежности) текста, предназначенного для публикации в газете или журнале, состоит из нескольких этапов: ознакомительное чтение; выработка общих рекомендаций; оценка текста с точки зрения содержания, идеи, темы, жанровой формы, манеры изложения; углубленное чтение; правка, которая бывает нескольких видов (вычитка, сокращение, обработка, переделка) и в зависимости от степени сложности включает работу над композицией, над фактическим материалом, над языком, стилем; контрольное, или шлифовочное, чтение; оценка собственных исправлений.

Все эти этапы тесно связаны между собой. Основоположник курса по литературному редактированию профессор К.И. Бы-линский писал: «Нельзя заниматься языком текста в отрыве от его содержания» [3]. И вряд ли можно работать над фактурой материала, не учитывая языковой «облик» будущей публикации.

Вместе с тем каждая жанровая разновидность требует индивидуального подхода в подборе и расположении фактического материала, компоновке частей произведения, соотношении информации и аналитики и т.д.

Главной задачей СМИ является информирование массовой аудитории, то есть обеспечение граждан оперативной, качественной, «необходимой и достаточной» информацией. Этой задаче как раз и подчинена группа информационных жанров, позволяющих массовой аудитории быть в кур-

се дел, происходящих в государстве и мире. Информационные тексты, рассчитанные на сообщение данных, оперируют простой первичной информацией. Поэтому при работе над данными текстами редактор оценивает актуальность, полезность, оригинальность информации, схему изложения фактов и т.д.

Часто редактору, помимо журналистских текстов, приходится работать с огромными объемами информации, в том числе с материалами, написанными не журналистами, - сообщениями информагентств и пресс-релизами. Руководствуясь политикой издания, информационными потребностями читателей, здравым смыслом и интуицией - чувством новости, редактор должен увидеть и выбрать из гущи фактов редкие «зерна» актуальной и нужной читателям информации.

Отметим, что работа редактора над информационными сообщениями несколько отличается от редактирования авторских материалов журналистов. У редактора новостной ленты просто нет времени на глубокий анализ текста, его детальный разбор и работу с автором: ему необходимо в сжатые сроки выпустить подборку информационных сообщений чёткой структуры, без грамматических, стилистических, логических и фактических ошибок.

Обычно в ряду качеств хорошей новости называют злободневность, важность для читателей, своевременность, оперативность, оригинальность, объективность, пикантность, доступность, максимальную информативность, краткость. Важнейшее свойство новости - её правдивость. Сомневаться в полученной информации должны не читатели газеты или журнала, а редактор. Чтобы новость «читалась», редактор должен найти для неё выразительную, но простую форму. Применительно к новостной информации актуально правило: чем короче и проще, тем лучше. «Телеграфныш стиль » информационных сообщений подразумевает краткость, простоту, сдержанность, предель-

ную точность, безоценочность. При этом редактор должен помнить, что точность -не синоним сухости: стиль информационных материалов не исключает образности речи, разговорной манеры письма (разумеется, там, где это уместно), художественно-изобразительных средств.

При работе над журналистскими информационными произведениями разных жанров перед редактором стоят различные задачи.

При редактировании заметки в первую очередь ему необходимо обращать внимание на качество и расположение информации. Редактор должен помнить, что текст заметки имеет чёткую структуру - эта традиция укрепилась благодаря многим поколениям журналистов. Очень часто при структурировании материала используется так называемый «принцип перевёрнутой пирамиды». При работе над информационной корреспонденцией редактору важно сосредоточиться на деталях и подробностях, которые различаются и смысловой нагрузкой, и значимостью. В информационных отчётах редактор должен обращать внимание на отбор фактов, их осмысление.

В репортаже для него играет роль «эффект присутствия». Важное свойство -и о нем обязательно должен помнить редактор, работающий над репортажем, -строгий документализм. Роль редактора велика и при подготовке к интервью - как на этапе подготовки журналиста к встрече с интервьюируемым, так и на стадии обработки текста. Особенно это актуально при работе с начинающим, неопытным корреспондентом. Основная задача редактора при подготовке текста интервью - помочь журналисту выстроить логику беседы, воссоздать психологический портрет, характер, настроение, интонации собеседника.

Свою специфику имеет работа редактора над аналитическими материалами, так как у них более сложная структура: факт (совокупность фактов) и комментарий, прочно связанные мыслью автора. Ос-

новная цель таких текстов - раскрывать причины явлений, определять их значимость для общества, искать пути разрешения проблем, делать прогнозы. Работа редактора должна быть нацелена на глубокое проникновение в суть предмета, выявление и изучение скрытых взаимосвязей действительности. Редактор должен уметь помочь журналисту-аналитику правильно отобразить, истолковать, сопоставить и оценить социальные факты и явления, обнаружить их взаимосвязь, правильно расставить акценты, увидеть типическое, описать и прокомментировать проблему, представить аргументацию, предположения, гипотезы, обобщения, логические выводы и практические рекомендации.

Выделяемая исследователями группа аналитических произведений периодической печати многочисленна. К ней относят аналитическую корреспонденцию, аналитический отчёт, статью, журналистское расследование, комментарий, версию, прогноз, обозрение, обзор СМИ, рекомендацию, рецензию, письмо, исповедь и т.д. Редактору необходимо знать об особенностях представления аналитики в прессе, тем более что качественных аналитических произведений появляется не так много.

Сегодня принято говорить об особой подгруппе материалов - социологической аналитике. Причем здесь речь идет не только о произведениях периодической печати, в которых так или иначе журналист использовал социологические данные, но и о со-циолого-аналитических произведениях в широком смысле. К этой подгруппе можно отнести жанры беседы, аналитического опроса и аналитического интервью, социологического резюме, анкетирования, мониторинга, рейтинга, эксперимента.

Главная особенность социолого-анали-тических текстов заключается в том, что автор обращается не к отдельным фактам, а к исследованию социальных объектов: слоя, явления, процесса, конфликта, социально-профессиональной группы, социального феномена. Рассматриваемая в данных

материалах проблема является социально значимой. Пишущий обращается к причинно-следственным связям социальной действительности, социальным фактам, подвергает их комплексному анализу, активно использует социологическую информацию и в итоге выходит на уровень социально значимых выводов. Таким образом, в подобных произведениях соединяются социологический и журналистский подходы. Разумеется, чтобы работать с данными текстами, редактор должен обладать и социологическими знаниями, и социологическим мышлением.

В художественно-публицистических произведениях журналисты широко используют метод художественного анализа, образного осмысления действительности. Поэтому в таких текстах органически сливаются фактическая точность и образность. Если журналист-аналитик преследует цель заставить своего читателя задуматься, то публицисту важно, чтобы читающий прочувствовал написанное.Редактору, готовящему к печати данные тексты, отчасти необходимо быть психологом. Выделяя в тексте систему образов, он должен обратить внимание на их полноту, смысловую нагрузку, детали, глубину авторского анализа, социальное звучание темы.

В таких произведениях большое значение имеет авторское «я». Как правило, журналист выступает в роли участника события, а поэтому вынужден как бы пропустить через себя всё произошедшее. Это и дает ему право на выражение собственного мнения. Редактор должен с особой бережностью относиться к эмоциональному рисунку текста, стилю автора. Ценность данных произведений заключается и в субъективном восприятии автора, его самоанализе.

К сожалению, современные журналисты и редакторы незаслуженно забыли о возможностях, огромной социальной силе художественно-публицистических жанров. В наши дни встретить на страницах периодики очерк, фельетон, памфлет, пародию

- большая удача. Однако более или менее регулярно сотрудники редакций обращаются к жанрам сатирического комментария, житейской истории, легенды. Довольно часто мелькают в прессе произведения легкого, развлекательного характера, не требующие большого литературного труда, - шутки, анекдоты.

Третья составляющая деятельности редактора - работа на уровне «микроредактирования», то есть с фрагментами текстов: абзацами, предложениями и словосочетаниями.

К сожалению, сегодня многие масс-медиа грешат необоснованными отклонениями от языковых и стилистических норм. В их числе - крупные газеты, такие как «Известия», «Литературная газета», «Вечерняя Москва », «Аргументы и факты», «Комсомольская правда », программы центрального телевидения («Новости» -ОРТ; «Вести» - Россия). Несомненно, это представляет большую опасность для языка.

Рассмотрим основные типы речевых ошибок, наиболее часто встречающихся на страницах периодики.

Прежде всего, это речевая избыточность. Яркий пример: «Первый раз в лесу девочка всего боялась: звука треснувшей под ногами веточки, крика потревоженной птицы, шума от топота убегающего ёжика - и крепко ручками держалась за маму, оглядывалась вокруг и прижималась ближе к маме». (Свет. 2006. Март. С. 24). Очевидно, что правильнее было бы написать: «Оказавшись первый раз в лесу, девочка всего боялась: треска веточки под ногами, крика потревоженной птицы, топота убегающего ёжика - оглядывалась, крепко держалась за маму и прижималась к ней».

Во многих изданиях можно встретить ведущую к нарушению смысла неточность словоупотребления. Довольно часто редакторы СМИ закрывают глаза и на тавтологию. Например: «Под этим понятием необходимо понимать людей, находящихся в детородном возрасте». (Известия. 2006.

24-28 нояб.). Предложение следовало бы отредактировать: «Здесь мы имеем в виду людей в репродуктивном возрасте».

На страницах газет и журналов встречается употребление неоднородных слов в качестве синонимов. Например, предложение «Очевидно, что тема богоизбранности - вопрос сугубо интеллигентский » (Литературная газета. 2006. 22-28 нояб.) редактор должен был исправить: «Очевидно, что вопрос богоизбранности - сугубо интеллигентский».

СМИ часто «играют» с фразеологическими оборотами, но случается, это приводит к казусам: «Уровень образования в вузах и школах хромает на обе ноги». (Вечерняя Москва. 2006. 14 сент.). Правильнее было бы написать: «Уровень образования в вузах и школах очень низкий» или «Образование в вузах и школах хромает на обе ноги».

Одним из недостатков языка СМИ является использование канцеляризмов: «Литературоведческая гордыня, абсолютизирующая точность своей науки, может привести к вульгаризации решений её проблем, сводя указанную точность в ограничение художественного феномена». (Литературная газета. 2006. 22-28 нояб.). Также здесь есть ошибка в управлении. Данное предложение редактор мог бы улучшить: «Гордыня, абсолютизирующаяточ-ность литературоведения, может привести к вульгаризации решений проблем данной науки, к ограничению художественного феномена».

Часто журналисты неудачно строят предложения, что ведет к искажению смысла. Например: «В день рождения классика в Ясной поляне гуляли свадьбы и чествовали финалистов одноименной литературной премии». (Вечерняя Москва. 2006. 14 сент.). Исправив построение и неточное употребление слов, получаем: «В день рождения классика в Ясной поляне гуляли свадьбы. Здесь же проходила церемония чествования лауреатов одноименной литературной премии».

Встречаются логические и смысловые ошибки, неудачные метафоры: «В этих пронзительно голубых глазках я, к своему удивлению, увидел не налет слабоумия. а покалывающий душу проникновенный взгляд, который, казалось, видел меня едва ли не насквозь ». (Литературная газета. 2006. 22-28 нояб.). Редакторская правка могла бы быть следующей: «Вэтих пронзительно голубых глазках я к своему удивлению увидел не слабоумие. Покалывающий душу проникновенный взгляд, казалось, пронизывал меня».

Данные ошибки и речевые недочеты -результат недоработки редакторов периодических изданий. Свои произведения в редакцию могут присылать люди с разным образованием, уровнем грамотности, представители различных профессий и социальных слоев. Речевые казусы случаются и с людьми грамотными, «пишущими»: как известно, в «своем» тексте ошибок не замечаешь. Но увидеть и исправить их - одна из основных функций редактора. Ведь именно редакторы - «верные стражи газеты, которые охраняют её от ошибок, опущенных фактов, оставшихся без ответов вопросов, грамматических ошибок, многословия, отсутствия ясности, плохого вкуса и рискованных заявлений » [4].

Помимо рассмотренных выше трех составляющих собственно редактирования, включающих главным образом текстовую работу, данная деятельность предполагает и аспекты, не связанные с текстами: организаторский, идеологический, политический, этический, эстетический и т.д. Кроме того, в редактировании весьма значим психологический аспект. Ведь нормальная работа редакции немыслима без взаимопонимания редактора и журналистов, внештатных авторов.

Данные отношения сложны. С одной стороны, редактор и автор находятся по разные стороны баррикад. При работе над темой каждый старается отстоять собственную точку зрения, доказать свою правоту. С другой стороны, они союзники. Ведь и у

того и у другого единая цель - выпустить в печать хороший, качественный, действенный и эффективный текст. Иными словами, спор редактора и автора - один из тех, в которых должна рождаться истина.

В своё время известный публицист Михаил Кольцов писал: «Лицо газеты - не в одном отличном или скверном номере, а в том, какова она в своей работе, в движении, в текущем соприкосновении с читателем» [5]. В первую очередь именно редактор должен четко представлять себе информационную политику редакции, проводить её постоянно и последовательно посредством выходящих через определенные промежутки времени номеров периодического издания. Для этого ему необходимо хорошо знать целевую, потенциальную и реальную аудиторию своего издания, ведь газета или журнал - это, по сути дела, средство для непрекращающегося диалога коллектива редакции с читателями, обществом. Но где сейчас этому учат?

В качестве вывода

Время и специфика нового периода развития отечественной журналистики предъявляют свои требования: современные редакции печатных СМИ нуждаются в редакторах «широкого профиля», то есть в людях, умеющих делать практически все. Нынешним редакторам необходимо быть не просто профессионалами, но энциклопедически образованными, безупречно грамотными, честными и ответственными перед обществом людьми, педагогами, психологами, администраторами, художниками, а в некоторых случаях - немного политиками и дипломатами.

Случается, начинающие редакторы, определяя круг своих обязанностей, заявляют, что они не обязаны «уметь писать », их задача - только исправлять чужие тексты. Данное утверждение скорее применимо к сотрудникам книжных издательств: редакторам художественной литературы совсем не обязательно быть писателями и поэтами, а редактировать научные труды мож-

но, не имея ученой степени. Однако современные условия работы редакций периодических изданий требуют от редактора быть человеком «пишущим». Это необходимо не только для того, чтобы в критической ситуации редактор мог «подменить» журналиста, но и для адекватной оценки содержания издания. Ценность газетного или журнального материала увидит только тот, кто сам бывал в шкуре публициста, кто знает вкус журналистского хлеба.

Несмотря на то, что в теории и практике журналистики накоплен огромный опыт, общих рецептов работы редактора периодического издания нет. Действия редактора будут зависеть от ряда факторов: от специфики информационного повода, темы и целей текста, творческой манеры автора, собственного опыта, выбора жанра и многого другого. Закономерно возникает вопрос: если нет рецептов, чему и как учить будущих редакторов? И можно ли вообще научить редактированию? Очевидно, что воспитать уже на студенческой скамье настоящих мастеров своего дела удастся в исключительных случаях. Как и в любой профессии, для этого требуются годы. Однако можно помочь студентам овладеть основами редактирования: усвоить важнейшие правила подготовки номера, приёмы и технику работы с текстами, в том

И. ГОНИК, доцент, проректор Е. АНДРОСЮК, доцент В. ПОДЛЕСНОВ, доцент В. КУЧЕРОВ, профессор В. САДОВНИКОВ, доцент Волгоградский государственный технический университет

Развернувшийся в вузах процесс внедрения инноваций во все сферы деятельности учебного заведения требует, в частности, новых подходов в организации учебной и методической работы. Инновационный вуз - это передовое высшее учебное заведение, осуществляющее научную и обра-

числе и на микроуровне; приобрести прикладные навыки, необходимые в редакторской работе.

В этой связи представляется очевидным, что подготовка будущих редакторов периодики сегодня должна стать принципиально иной - системной, включающей новые, соответствующие современным требованиям редакционной работы дисциплины и формы учебной и производственной практики. Но в первую очередь она должна стать приоритетной областью внимания для научных и учебных учреждений, занимающихся образованием специалистов СМИ. Тем более что удивительная, очень нужная и трудная профессия редактора периодического издания этого заслуживает.

Литература

1. Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2002. -

С. 186.

2. См.: Тертычный А.А. Жанры периодичес-

кой печати. - М., 2002; Ким М.Н. Жанры современной журналистики. - СПб., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Былинский К. Литературное редактирова-

ние газеты. - М., 1953. - С. 5.

4. Справочник для журналистов стран Цент-

ральной и Восточной Европы / Пер. с англ. - М., 1998. - С. 110.

5. Кольцов М. Писатель в газете. Выступле-

ния, статьи, заметки. - М., 1961. - С. 123.

Совершенствование учебной и методической работы в условиях инновационного вуза

зовательную деятельность на современном уровне и при их тесном взаимодействии. Образовательная деятельность здесь базируется на основных принципах Болонского процесса, многоуровневой подготовке и компетентностном подходе к процессу обучения. Тесное взаимодействие и взаимопро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.