Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
САТ» Батухтиным Вячеславом Афанасьевичем. Состоялась серия запланированных экскурсий для студентов СибГАУ, желающих принять участие в проекте. В конце года был проведен конкурс на логотип РЦ «КАС», по итогам которого был выбран лучший вариант.
Благодаря успешно выполненным работам, запланирована деятельность уже по новым направлениям: композиционные материалы, механические системы,
антенны, разработка электронных устройств, измерение параметров микросхем. Планируется расширение штата работников центра, выход на новые формы сотрудничества с партнерами и заказчиками РЦ «КАС», реализация долгосрочных проектов, привлечение студентов к участию в проекте, организация специальных мероприятий.
© Авдеева К. В., 2011
УДК 37.02
Я. А. Аверьянова Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ АУДИО-ЛЕКЦИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА
Представлена методика диагностики качества запоминания аудиальной информации, обсуждаются результаты запоминания устного текста в зависимости от дидактических условий восприятия информации.
Во многих случаях в процессе обучения доминирует звуковая информация, восприятие которой в значительной мере зависит от звуковой памяти [2]. Расширение практики использования мультимедиа в образовании предъявляет высокие требования к качеству современных средств и методов обучения. К примеру, привлекательность учебных аудио книг и лекций для самостоятельного обучения напрямую зависит от их дидактических качеств. В связи с этим определяется актуальность и практическая направленность вопроса подготовки аудио лекций.
Целью настоящей работы была разработка диагностики восприятия аудиальной информации и на ее основе создание методики создания аудио средств в учебном процессе.
Кратковременная память выступает в роли промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего большой объем информации, отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную [1]. От того, как и какая информация поступает в кратковременную память, зависит ее дальнейшее сохранение в долговременной памяти, являющейся основой обучения.
С целью диагностики факторов запоминания информации была разработана программная среда, написанная на языке Delphi, позволяющая оценивать объем запоминания различных видов информации.
В первой части диагностики программа предъявляет в аудиальной форме список слов, состоящий из цифр. Каждое слово предъявляется по отдельности в течение 1 секунды. После предъявленного стимула испытуемого просят записать запомненное. Объем информации (количество цифр) в каждой серии испытаний меняется. В результате диагностики фиксируется зависимость объема запомненной информации от объем предъявляемого стимула. Результаты диагностики, данные испытуемого (фамилия, пол и пр.) и время прохождения сеанса записываются в текстовый файл.
Вторая часть диагностики связана с предъявлением слов русского языка, связанных одной областью. Диагностика происходит также как и с цифрами.
В третьей части диагностики предъявляются слова русского языка из различных областей знаний.
Программная среда в первой части диагностики (цифры) была апробирована на ряде испытуемых, среди которых был и автор работы. Полученные результаты оказались близкими к известным данным когнитивной психологической науки, что позволило сделать вывод о валидности программной среды диагностики.
Затем диагностике подверглась группа студентов и взрослых.
В результате проведенной диагностики были получены данные, позволяющие сделать следующие выводы. Практически все испытуемые (100 %) запоминали 5 слов из любой области, 70 % - запоминали 7 слов, 50 % - 10 слов, 40 % - 15 слов и 30 % - 20 слов.
Те же данные для случая слов из одной области: 95 % запоминали 5 слов, 60 % - 7 слов, 43 % - 10 слов, 37 % - 15 слов и 32 % - 20 слов.
Те же данные для цифр: 97 % запоминали 5 слов, 57 % - 7 слов, 40 % - 10 слов, 30 % - 15 слов и 27 % -20 слов.
Таким образом выявляется, что слова связанные одной тематикой запоминаются лучше, чем цифры или слова из разных областей.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями [3].
Качество запоминания услышанного материала К зависит от объема новой информации и смыслового содержания и может быть количественно оценено по формуле
К = ВД Г) / ^(П, Г),
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
где Ус - объем сообщения; Уз - объем запоминания; П - полнота информации; Г - глубина информации.
Примем следующую шкалу значений К:
От 0 до 0,1 - качество запоминания очень низкое.
От 0,11 до 0,3 - качество запоминания низкое.
От 0,31 до 0,6 - качество запоминания среднее.
От 0,61 до 1 - качество запоминания высокое.
Была проведена диагностика качества запоминания аудиальной информации в виде текста о Леонардо Да Винчи. За полноту информации приняты таланты (П = 18), за глубину- открытия и изобретения (Г = 30) Леонардо Да Винчи.
После аудиального прочтения испытуемым сразу необходимо было письменно ответить на 2 вопроса. В чем был талантлив Да Винчи? Какие изобретения и открытия он сделал?
Через 1,5, а затем через 24 часа испытуемые вновь отвечали на эти вопросы.
Диагностике подверглись три группы студентов. Второй группе перед прочтением текста была поставлена цель запомнить информацию о талантах и изобретениях гения..
Третьей группе также поставлена цель - запомнить нужную информацию, но сам текст был сокращен в несколько раз (за счет избыточности).
Результаты оказались следующими: К1 ~ 0,03; К2 ~ 0,25; К3 ~ 0,64.
Таким образом, аудиальная информация запоминается лучше при небольших ее объемах и если она изначально является объектом внимания и сознания, преследует достижение поставленной цели.
В этой связи при подготовке аудио лекций следует руководствоваться простыми дидактическими принципами: содержание должно быть связано одной темой; вначале лекции необходимо обозначить цели и содержание речи для слушателя; содержательный объем должен быть лаконичным, неизбыточным (говорить мало, но по существу).
Библиографические ссылки
1. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
2. Пак Н. И. Информационное моделирование ; КГПУ. Красноярск, 2010.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999.
© Аверьянова Я. А., Пак Н. И., 2011
УДК 658.513
Е. Д. Беспалова Научный руководитель - А. А. Снежко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Системный подход позволяет в полной мере отразить всю совокупность состояний системы на основе связей между элементами и параметрами данной системы. Не является исключением и система высшего образования, качество которого в последнее время подвергается критики. Как повысить качество образования и является предметом обсуждения в данной работе.
Опираясь на системный подход, повышение качества образования характеризуется не столько составом элементов, сколько разнообразием связей между ними. За состав «отвечает» компетенция - в ней установлена совокупность элементов, составляющих систему. Связи между ними, устанавливаемые человеком в процессе деятельности, характеризуют качество его деятельности, поведения и обусловливают его компетентность.
Отдельные виды компетентности могут в разных ситуациях выступать в качестве компонентов определенной компетентности и наоборот. Эти компоненты компетентности разделены на когнитивные (определение препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и волевые (настойчивость, решимость, воля). Компетентность многокомпонентна, ее компоненты относительно независимы друг от друга, а сами компетентности обладают качествами кумулятивности и взаимозаменяемости. Развитие новых навыков, умений и видов компетентности происходит в зависимости от тех целей, которые значимы для индивида в настоящее время. По
мере взросления развиваются не все компетентности, а преимущественно те, которые определяются ценностными установками индивида. Чем выше уровень образования, тем большую значимость в формировании и развитии компетентности приобретают не способности студента, а его ценностные установки [1].
Компетентности могут быть развиты и проявлены только в тех ситуациях, где выполняемая деятельность приобретает личностную значимость.
К существенным признакам компетентности можно отнести степень овладения компетенциями и их реализации в определенном виде деятельности; субъективный характер (зависимость овладения компетенциями и их реализации в определенном виде деятельности от присущих конкретному человеку природных данных); причинно-следственные связи между компонентами компетентности.
Для компетенции как системного явления характерны структурные связи (т. е. одновременно данные, относительно устойчивые связи, характеризующие взаимодействие элементов системы как единого целого на данном этапе ее развития).