4'2014
Пробелы в российском законодательстве
13.9. К ВОПРОСУ О ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Нагоева Марина Ауесовна, канд. юрид. наук. Должность: Старший преподаватель. Место работы: СевероКавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. Филиал: Краснодарский университет МВД России. E-mail: mashekuasheva@mail.ru
Аннотация: Статья раскрывает возможности использования основных положений почерковедческой экспертизы при обнаружении и раскрытии преступлений экстремистской направленности.
Ключевые слова: терроризм, диагностика, организованная преступность, социальный протест, судебное почерковедение.
ON THE PROBLEM OF DIAGNOSIS HANDWRITING WHEN INVESTIGATING CRIMES OF AN EXTREMIST NATURE
Nagoeva Marina Auesovna, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: North-Caucasian Institute of advanced studies. Branch: Krasnodar University of MIA Russia. E-mail: mashekuasheva@mail.ru
Annotation: The article reveals the possibilities for implementation of the main provisions handwriting expertise in the detection and disclosure of crimes of an extremist orientation.
Keywords: terrorism, diagnostics, organized crime, social protest, judicial graphology.
Разработанные в судебном почерковедении теоретические основы судебно-почерковедческого идентификационного исследования полностью относятся и к судебно-почерковедческой диагностике. Общими для них являются все положения, содержащие знания об анатомии письменно-двигательного аппарата, биомеханике письменных движений, построении их системы и управлении ею со стороны нервных центров, формировании и функционировании ПД ФДК. Однако особенности, определяющие качество почерка как объекта судебно-почерковедческой диагностики, еще исследованы в полном объеме.
Если в отношении идентификационных исследований уже сложилось довольно ясное представление о существенных качествах почерка, позволяющих видеть в нем источник информации об идентификации исполнителя рукописи — индивидуальности, устойчивости, то в отношении диагностики такой полной картины еще нет. Лишь относительно недавно в криминалистике, в том числе в судебном почерковедении, сформировалось представление о таком качестве почерка, как его избирательная изменчивость и возможности основывать на нем решение диагностических задач, связанных с установлением влияния на процесс письма «сбивающих» факторов [1].
В работах графологов и криминалистов чаще всего указываются многие общие положения о том, что в почерке отражаются различные свойства личности: социально-демографические, физические, физиологические и психологические, причем многие позиции вы-
двигаются в виде гипотез, еще ждущих своего подтверждения. Научные же разработки о конкретных зависимостях почерка от свойств личности, весьма немногочисленны. Они свидетельствуют о том, что соответствующие зависимости существуют, но, как правило, не раскрывают механизма их отображения в почерке.
По словам А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» [2]. Каждый в своем развитии проходит одни и те же этапы своего становления: человек как живая система биологической природы — индивид — личность. По определению В.М. Русалова, «личность — это многоуровневое, целостное, интегративное, социальнопсихологическое образование, ядром которого являются ценностно-смысловые отношения, находящиеся в постоянном развитии и движении» [3].
В итоге человек - личность перед исследователем выступает в единстве биологической природы и личностных свойств, на важность изучения, как первого, так и второго обращали внимание криминалисты, решая проблемы идентификации и опознания. Так, В. К. Стринжа в качестве такого рода объекта определяет личность как «совокупность социальных и физических свойств, присущих конкретному лицу и отличающих его от других людей». Считая личность сверхсложной системой, криминалисты рассматривали ее с различных отдельных сторон, не пытаясь охватить всю систему в целом по причине сверхсложности такой задачи. Так, например, отдельные авторы предлагали изучать и использовать в целях установления и розыска преступников функциональный портрет личности [4].
Крайне важным является создание условий для усвоения осознанных не шаблонных способов действия, которые позволили бы решать задачи в соответствии с возможностями личности [9].
Судебные почерковеды изучали соответственно связи между признаками почерка, с одной стороны, и отдельными свойствами личности, относящимися к различным уровням ее организации, с другой.
Попробуем несколько пополнить фрагментарное представление о свойствах личности и закономерностях, определяющих зависимости от них почерковых объектов.
Письмо - персональная функция человека. Со способностью писать не рождаются, умение письменно излагать свои мысли и вообще писать человек приобретает в течение довольно продолжительного обучения. Письмо как средство передачи мысли человека во времени и пространстве реализуется в рукописи с помощью системы условных графических обозначений -букв алфавита [5].
Письмо каждого человека формируется с учетом двух взаимосвязанных между собой навыков: интеллектуального и двигательного. Интеллектуальный навык - письменная речь - характеризует смысловую сторону письма, двигательный навык (или почерк) отражает на бумаге систему движений при выполнении письменных знаков [6].
По мнению Г.А. Самойлова письмо представляет собой «... качественно иной, по сравнению с устной речью, вид материализации мыслительно-речевой деятельности человека» [7].
Врожденные механизмы восприятия, оказывающие влияние на формирование различной функциональной деятельности человека привлекали внимание психологов и изучались ими. Эти исследования, носящие фрагментарный характер, касались и двигательных
240
ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Нагоева М.А.
функций человека. Они имеют фундаментальное значение для раскрытия закономерностей, определяющих связи между свойствами личности и продуктами человеческой деятельности, в том числе письмом.
Обобщая изложенное, приходим к следующим выводам.
1. Формирование, становление и развитие почерка сопутствует формированию личности. Безусловно, на этот процесс оказывают влияние заданные свойства индивида, которые должны приспосабливаться и использоваться для достижения задачи средового характера — научиться писать в соответствии с принятой системой письма и использовать письмо для целей общения и фиксации мысли.
3. Человек как личность формируется в течение определенного времени. Роль заданных и средовых факторов в вырабатывании личности на протяжении этого времени может меняться, роль заданных факторов сглаживается, уступая место средовым. Однако некоторые из них сохраняют свое постоянное значение на протяжении всей жизни человека (например, свойства нервной системы).
4. В основе почерка лежит зрительно-двигательный образ, формирование которого происходит под влиянием анатомических, нейрофизиологических и психофизиологических особенностей человека. Система этих особенностей определяет разную степень приспособления заданных факторов к средовым задачам и условиям. Эта степень приспособления должна отражаться в почерке. При этом вполне допустима гипотеза, что при отчетливо выраженных задатках и соответствующих свойствах больше вероятность отражения их в системе почерковых свойств.
4. Множественность факторов, определяющих формирование как свойств личности, так и почерка, не могут дать картины «зеркального» отражения в почерке личностного портрета.
5. Наибольшая вероятность выраженности в почерке свойств личности, надо полагать, будет в случаях:
а) интегральное™ свойства личности, его системности (например, пол),
б) достаточной выраженности свойства личности в ее структуре.
Свойства и признаки почерка, проявления которых используются в процессе судебно-почерковедческих исследований, весьма разнообразны. Поэтому общее определение признака почерка как гносеологической категории возможно лишь ориентируясь на его информативность для решения различных классов судебно-почерковедческих задач. Поскольку идентификация и диагностика в криминалистике рассматриваются в качестве частных случаев общего познавательного процесса — распознавания образов, признаком почерка будет такое проявление его свойства, которое информативно с позиции этого распознавания.
Понятием «признак» оперируют различные науки, в числе которых, прежде всего, следует выделить философию, логику, информатику, семиотику, криминалистику.
В философской литературе понятию признака придается исключительное значение. И. Кант считал, что «признак — это то в вещи, что составляет часть ее познания, или — что то же — частичное представление, поскольку оно рассматривается как основание познания целого представления. Поэтому все наши понятия суть признаки, и все мышление есть не что иное, как представление посредством признаков[8]».
Известно, идентификационные признаки почерка подразделяются на общие и частные. Общие признаки почерка есть результат отклонения от общих правил письма, что проявляется в специфике пространственного размещения движений, в структуре траектории движений, в степени сформированное™ и конструктивной сложности движений. Частные же являются детализацией общих признаков почерка, их сущность связана с отступлением от норм прописи и выражается в особенностях выполнения конкретных письменных знаков и их элементов, а также специфике соединения между собой письменных знаков и их элементов [8].
Целью распознавания в судебном почерковедении являются: конкретный почерк (идентификация почерка определенного лица), свойства личности и условия выполнения рукописных объектов (диагностика). Общим содержанием представления об информативности признака, независимо от класса или вида задачи, должны быть степень или мера его способности служить цели распознавания образа при решении указанных задач, различающихся искомыми объектами. Эти степень или мера определяются частотой встречаемости проявления признака в зависимости от искомого объекта.
С этой позиции при идентификации информативность проявления признака определяется частотой его встречаемости в почерках разных людей. В традиционном исследовании это определение осуществляется с помощью методических рекомендаций и «несчитанной» статистики, которой располагает каждый эксперт, благодаря своему личному опыту и практике. Если же методика исследования включает оценочные количественные компоненты, то частота встречаемости проявления признаков в почерках разных лиц, использующих определенную письменность, обладающих определенным почерком по степени выработанности и строению, основывается на статистическом анализе и количественных показателях информативности (или идентификационной значимости) проявлений признаков почерка.
В процессе установления свойств личности (социально-демографических или психологических) в роли признака выступает такое его проявление, которое обладает способностью варьировать по частоте встречаемости в зависимости от изучаемого свойства личности.
Подводя итог моно указать, что информативность признака - это способность его проявления различаться по частоте встречаемости в зависимости от искомого объекта.
Как верно отмечали многие криминалисты, четкой границы между идентификационными и диагностическими признаками не существует. Зависимость сущности признака от природы объекта сближает содержание диагностических и идентификационных признаков. В качестве диагностических признаков используются определенные проявления идентификационных признаков, а в качестве идентификационных - определенные проявления диагностических признаков, если они присутствуют в образцах почерка предполагаемого исполнителя.
Таким образом, специальной базовой системы диагностических признаков почерка не существует и в ней нет необходимости. Для диагностических целей вполне достаточна общепринятая базовая система признаков почерка, использующаяся в идентификационных целях, которая предусматривает описание всех при-
241
4'2014
Пробелы в российском законодательстве
знаков и их проявлений, доступных выявлению, сравнению и оценке на традиционном уровне исследования. Эти признаки и их проявления доступны и для статистического анализа в целях установления частоты их встречаемости, что и имеет место во многих разработанных нетрадиционных методиках.
На основе изложенного диагностический признак можно определить как проявление свойства почерка, способное служить источником информации о свойствах личности (социально-демографических или психологических) либо об условиях выполнения рукописей. Диагностическими признаками будут признаки, проявления которых используются для установления пола, возраста, психологических характеристик по почерку; признаки, информативные для установления «сбивающих» факторов на процесс письма и конкретных причин, времени, одновременности или неодновременное™ выполнения рукописей.
Список литературы:
1. Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации // Тр. ВНИИСЭ. М., 1973. Вып. 6.
2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.
3. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1.
4. Бахин В.П., Машотин Ю.Л. Функциональный портрет человека в криминалистике // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1987. Вып. 34.
5. Кошманов М.П., Шнайдер А.А., Кошманов П.М.Признаки почерка. Учебное пособие, Саратов 1997. Стр. 4.
6. Криминалистика: введение в курс, криминалистическая техника. Учебник под ред. А.П. Резвана, М.В. Субботиной, Р.И. Могутина Стр. 128.
7. Хачидогов Р.А. Актуальные вопросы предупреждения и пресечения преступлений террористической и экстремистской направленности. // «Пробелы в российском законодательстве». - М.: Издательский дом «Юр - ВАК», №3 2014.330 с.
8. Таова Л.Ю. Организационно-правовые аспекты борьбы МВД России с незаконными вооруженными формированиями //Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета: КРСУ. №6 Т.14 - 2014г.
9. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые особенности мониторинга инновационного потенциала сотрудников полиции.// «Бизнес в законе».- Москва: Издательство «ЮР - ВАК».- 2014. 316с.
Рецензия
на статью «К вопросу о почерковедческой диагностике при расследовании преступлений экстремистской направленности»; автор - Нагоева Марина Ауесовна, старший преподаватель кафедры огневой подготовки, кандидат юридических наук, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России
Статья раскрывает возможности использования основных положений почерковедческой экспертизы при обнаружении и раскрытии преступлений экстремистской направленности.
Разработанные в судебном почерковедении теоретические осно-вы судебно-почерковедческого идентификационного исследования полностью относятся и к судебно-почерковедческой диагностике.
Автор указывает на то, что общими для них являются все положения, содержащие знания об анатомии письменно-двигательного аппарата, биомеханике
пись-менных движений, построении их системы и управлении ею со стороны нервных центров, формировании и функционировании ПД ФДК. Однако особенности, определяющие качество по-черка как объекта судебно-почерковедческой диагностики, еще ис-следованы в полном объеме.
Крайне важным является создание условий для усвоения осознанных не шаблонных способов действия, которые позволили бы решать задачи в соответствии с возможностями личности
Представленная работа соответствует требованиям, к такого рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Старший преподаватель кафедры ОД, канд. психол. наук М.Х. Машекуашева
242