УДК 575:597.553.2
К ВОПРОСУ О ПИТАНИИ ТРЕСКИ В ВОДАХ ВОСТОЧНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАМЧАТКИ*
К. А. Виноградов
Зав. КМС, Камчатская морская научная станция ГГИ (правопреемник — КФТ ДВО РАН)
683000 Петропавловск-Камчатскии, Партизанская, 6 Tel., fax: (415-2) 41-27-01 E-mail: [email protected]
ЗАЛИВЫ: АВАЧИНСКИЙ, КАРАГИНСКИЙ; ТРЕСКА, КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПИЩИ
В работе приводится питание трески, которое происходит в основном за счет большей или меньшей степени подвижных и стадных животных. Треска не выказывает строгой приуроченности к определенному биоценозу, избрав главным объектом своего питания формы, совершающие миграции, каковы сельдь, минтай, крабы, хотя в некоторых районах важную роль в питании трески играют закапывающиеся в грунт Echiurus echiurus, Ammodytes personatus, Ananyx и Synidothea nebulosa.
TO THE ISSUE OF FEEDING BY PACIFIC COD IN THE COASTAL WATERS OF EAST KAMCHATKA K. A. Vinogradov
Head of the KMS, Kamchatka Marine Science Station GGI (successor —KFT FEB RAS)
683000 Petropavlovsk-Kamchatsky, Partizanskaya, 6 Tel., fax: (415-2) 41-27-01 E-mail: [email protected]
THE GULFS: AVACHINSKY, KARAGINSKY; PACIFIC COD, FOOD COMPOSITION
Feeding by Pacific cod generally provided by more or less mobile and shoaling aquatic organisms has been described. Pacific cod does not demonstrate any stable preference of a certain biocenosis, as the principle objects to feed on are migrating fish and invertebrates, including herring, walleye Pollock and crabs, although in some districts Echiurus echiurus digging into the substrate, Ammodytes personatus, Ananyx and Synidothea can play an important role in the feeding.
Г.С. Гурвич (1932) о питании трески у берегов Новой Земли ставит вопрос: «Что же зависит от чего: питание от местонахождения или местонахождение от питания» и отвечает на этот вопрос так: «Мне кажется, будет ошибкой стать на вторую точку зрения, т. е. что треска именно поэтому держится на красных водорослях, что находит себе здесь подходящую пищу».
Изучение дальневосточной трески началось лишь в недавнее время ТИРХом (1931-1933 гг.). КоТИРХ поставил задачу специального изучения биологии и промысла трески сравнительно небольшого района — Авачинского (в основном) и Кро-ноцкого. В первые годы необходимо было дать освещение немаловажной страницы биологии трески — ее питания.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА В 1933 и 1934 гг. нами, в целях выяснения качественного состава пищи, было просмотрено 250 шт. желудков трески.
Примечание. * — Бюл. КоТИРХа «Рыб. хоз-во Камчатки». 1935. № 1. С. 45-55. Данное переиздание адаптировано согласно требованиям к оформлению сборников КамчатНИРО
В первый год исследовалась пища трески, ловившейся бригадой опытного лова КОТИРХа, в лице его сотрудников В.А. Сафонова и Д.Г. Мани-зера, в южной части Авачинского залива, в районах бухт Ахомтен и Жировой. Здесь, в условиях полевой работы, было просмотрено 150 шт. желудков, относившихся к уловам 19, 21, 24, 26 и 28 августа. Глубины, на которых ловилась треска, варьировали от 30 до 100 м.
В 1934 году просмотрено 100 шт. желудков, переданных нам для этой цели научным сотрудником КоТИРХа И.А. Полутовым. Треска, у которой были взяты желудки, ловилась в центральной части Авачинского залива, т. е. в непосредственной близости горла Авачинской губы, на глубинах до 40 м, и относилась к уловам от 3, 15, 30 VIII и 2 IX. Лов трески осуществлялся тресколовной базой АКО. Желудки, одновременно с промером и определением пола рыбы, брались наблюдателем КоТИРХа А.М. Чу-батовым, принимавшим участие в лове.
Использовались и материалы по питанию трески, собранные летом 1927 г. за время плавания на шхуне «Юсима-Мару». Характер грунта исследовался лотом.
Проанализированы сборы, собранные И.А. По-лутовым во время работы р/т «Пластун» у западного берега Камчатки в июне 1933 г.
Анализ желудков проведен в лаборатории ТИРХа (Владивосток) н. с. А.И. Мищенко.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ В желудках трески от 19.VIII, пойманной в районе горла б/х Ахомтен, преобладающими оказались ге-фиреи Echiurus echiurus, затем следовали осьминоги — Polypnus gilbertianus, краб-стригун — Chionoecetes opilio, Amphipoda и сельдь — Clupea hurengus pallasi.
В желудках трески от 24.VIII, пойманной в самом горле б/х Ахомтен, преобладающими оказались креветки (Decapoda—Macrura), краб — Hyas coarctata и осьминог — P. gilbertianus.
Треска от 21, 26 и 28.VIII, ловившаяся мористее, имела в желудках массу краба-стригуна Chionoecetes opilio, постоянно в сочетании с сельдью Clupea harengus pallasi, порядочно тех же осьминогов (P gilbertianus), сравнительно немного Amphipoda, Synidothea nobulosa, Nectocran-gon larve, Sclerocrangon salebrosa; раков-отшельни-ков Pagurus caplelatus, гефирей Echiurus echiurus.
Следует отметить, что в желудках сельди, взятой из желудков трески, оказались те же Amphipoda, что и в желудках самой трески (Anonyx).
Кроме отмеченных выше форм, в желудках трески попадались: из рыб — Leopsetta glacialis, Cottidae, Zoarcidae и Agonidae, из моллюсков — Neptunea despecta, из полихет — Pectinaria granu-lata, Cirratulus cirratus, Eteone longa, Nereis pelagica.
Суммируя результаты просмотренных желудков из каждой части Авачинского залива, приходится отметить, что в прибрежных районах главная роль в питании трески принадлежит крабу Hyas coarctata, в сочетании с различными креветками и осьминогами — Polypnus gilbertranus, тогда как в мористых — главным объектом питания являются: сельдь (Clupea harengus pallasi), краб-стригун (Chionoecetes opilio), гефирей (Echiurus echiurus) и тот же, что и в прибрежных, — осьминог (P. gilbertianus).
Желудки, просмотренные нами в 1934 г., были взяты у трески в возрасте 5-6 лет, имевшей размеры от 54 до 84 см; что же касается полового состава, то преобладающими были самки (60%).
Результаты просмотра желудков этой группы трески представлены на таблице: качественный состав пищи трески уловов 1934 года из центральной части Авачинского залива (табл. 1). Кроме
Таблица 1. Результаты анализа 100 шт. желудков трески, в % встречаемости
I Рыбы
1. Clupea harengus pallasi
2. Salmonidae
3. Gymnocanthus pistilliger
4. Enophrys diceraus
5. Agonidae
6. Zoarcidae
7. Eleginus gracilis
8. Theragra chalcogramma
9. Остатки разных рыб Всего рыб LL. Ракообразные
1. Archomysis grebnitzkii
2. Anonyx nugax
3. Synidothea nobulosa
4. Crangon sp.
5. Sclerocrangon salebrosa
6. Eualus fabricii
7. Paralithodes brevipes
8. Chionoecetes opilio
9. Pagurus caplelatus
10. Thelmessus cheiragonus Всего ракообразных ILL. Моллюски
1. Astarte sp.
2. Natica clausa
3. Polypnus gilbertianus Всего моллюсков
IV. Черви
1. Nereis pelagica
2. Nephthys sp.
3. Pectinaria granulata
4. Echiurus echiurus Всего червей
V. Иглокожие
1. Gorgononocephalus stim\
VI. Оболочники Ascidia
VII. Водоросли
1. Обрывки Пустые желудки
того, в желудках оказались черная галька, гравий (10% встречаемости).
Наиболее важными для питания трески организмами в центральной части Авачинского залива оказываются: 1. С1иреа harengus pallasi (сельдь — 15%), 2. Chionoecetes орИНо (краб-стригун — 13%),
3. Theragra chalcogramma (минтай — 11%),
4. РоЬурпш gilbertianus (осьминог — 9%).
Кроме того, немаловажными, особенно если учесть частоту и массовость попадания, из числа ракообразных являются бокоплав Апопух nudax
Сельдь l5
Лососи 4
Бычок l
Бычок l
l
l
Навага 2
Минтай ll
8
44
l
Бокоплав 24
М. таракан l6
Чилим 4
-//- 2
-//- l
Колюч. краб l
Краб-стригун 1З
Рак-отшельник 5
Волос. краб l
68
4
l
Осьминог 9
l4
6
2
2
5
l5
і 4
l
l
24
(24%) и Synidothea nobulosa — (1O%), хотя они и не велики по размерам.
Материалы по питанию трески, собранные летом 1927 г. В. Розовым, хранившиеся в КоТИРХе в виде полевых записей и дневников, позволяют несколько расширить район, рассмотрев питание трески несколько севернее — в Камчатском заливе и отчасти в заливе Озерном.
В желудках трески, пойманной здесь 19 и 2O июля на глубинах 13-15 м, обнаружены: 1. Clupea harengus pallasi (сельдь), 2. Salmonidae, 3. Trichodon trichodon (волосозуб), 4. Ammodytes personatus (песчанка),
5. Chionoeceetes opilio (краб-стригун), 6. Thelmessus cheirogenus (волосатый краб), 7. Hyas coarctata (краб-паук), 8. Pagurus sp. (рак-отшельник).
В желудках же трески с глубины в 4O-5O м, пойманной в эти же дни, оказались: 1. Salmonidae (красная), 2. Trichodon trichodon (волосозуб),
3. Ammodytes personatus (песчанка), 4. Polypnus sp. (осьминог), 5. Astarte, 6. Amphipoda, 7. Gastropoda, 8. Ophelia limacina.
Перед ловом характер грунта исследовался лотом, постоянно приносившим раздавленных им плоских ежей Echinarachnius parma. В районе о-ва Карагинского В. Розов проводил лов трески преимущественно на малых глубинах, ограничиваясь 13-26 м, время лова с — 21 июля по 4 августа.
Записи этого исследователя, подкрепленные ссылками на просмотр материала по питанию специалистами ТИРХа по отдельным группам, позволяют составить нижеследующий список качественного состава пищи трески в Карагинском районе (табл. 2).
Кроме того, в желудках неоднократно попадаются камни. Наибольшую роль в питании трески у Карагинского острова, по-видимому, играют: 1. Ammodytes personatus (песчанка),
2. Hyas coarctata (краб-паук) и некоторые др. Decapoda.
В.Ф. Шмит в том разделе своего отчета по бе-ринговоморской комплексной экспедиции за 1932 г., который посвящен анализу питания трески в Arn-дырском и Олюторском заливах, приходит к выводам, могущим быть сформулированными в такой форме:
1. В прибрежной полосе треска питается главным образом песчанкой и Hyas coarctata. Чем дальше от берега, тем меньше значения имеет песчанка в питании трески. На ее место появляются краб-стригун (Chionoecetes opilio) и чилим (Pandalus).
2. В открытых районах наиболее углубленными объектами питания трески являются минтай,
Таблица 2. Качественный состав пищи трески в Карагинском районе:
I. Рыбы
1. Oncorhynchus nerka
2. Salvelinus alpinus malma
3. Hexagrammos sp. juv.
4. Cottidae
5. Blenniidae
6. Ammodytes personatus
7. Eumicrotremus sp. молодь
8. Gadus macrocephalus молодь
9. Gadus macrocephalus
10. Pleuronectidae молодь
11. Sebastodes sp. молодь П. Ракообразные
1. Mysidae
2. Amphipoda (Anonyx sp.)
3. Cirripedia (Balanus)
4. Crangon sp.
5. Scerocrangon salebrosa и др.
6. Nectocrangon crassa sp.
7. Eualus fabricii
8. Spirontocaris sp.
9. Paralithodes brevipes
10. Thelmessus cheiragonus
11. Hyas coarctatus
12. Pagurus sp.
III. Черви
1. Phyllodocidae
2. Neres sp.
3. Nephthys sp.
4. Glyceridae
5. Pectinaria sp.
6. Sabellidae
7. Nemertini
8. Echiurus echiurus
IV. Моллюски
1. Astarte sp.
2. Tellina sp.
3. Yoldia sp.
4. Cardium sp.
5. Spisula sp.
6. .Natica sp.
7. Buccinidae
8. Cephalopoda
V. Иглокожие
1. Cucumaria frondosa
2. Psolus sp. и др. голотурии
3. Echinarachnius parma
VI. Разные группы
1. Губки
2. Актинии (Metridium dianthus)
3. Асцидии
4. Водоросли (ризоиды, ламинарии, багрянки)
Красная Голец Терпуг Бычки Маслюки Песчанка Круглопер Треска Треска Камбала Морской окунь
Морской желудь
Колючий краб Волосатый краб Краб-паук Рак-отшельник
Кладки
Осьминог
Плоский еж
краб-стригун (Єкіопоеееґез оріїіо) и гефирей (Ескіигш еекіитш).
Выводы В.Ф. Шмита являются в основном справедливыми, хотя и не всегда вполне применимы к тем или иным из рассматриваемых нами районов.
Так, руководящая роль песчанки среди объектов питания прибрежной трески может быть отмечена как для районов острова Карагинского, так и для заливов Камчатского и Озерного. Что же касается Авачинского залива, то здесь, как мы видели, песчанка пока не обнаружена. Вместе с тем руководящая роль ИуаБ соагсґаґа может быть отмечена для прибрежной трески всех рассматриваемых районов, в т. ч. и Авачинского залива.
Роль минтая (Ткега^а ckalcogramma), краба-стригуна (СкіопоесеґеБ оріїіо) и гефирей (Ескіигш ескіигш) в мористых районах Авачинского залива также соответствует выводам В.Ф. Шмита, хотя несколько странным является отсутствие минтая в желудках трески из южной части залива. Кроме того, в условиях Авачинского залива большую роль в питании трески играют также из крупных объектов — сельдь и осьминог, из мелких — бокопла-вы: Апопух nugax и ^упійоїкеа поЬиїоза.
Таким образом, мы видим, что питание трески происходит в основном за счет большей или меньшей степени подвижных и стадных животных, каковы сельдь, минтай, крабы, хотя в некоторых районах важную роль в питании трески играют закапывающиеся в грунт Ескіигш ескіигш, Ammodytes регБопаґш, Апопух nugax и Synіdotkea noЬulosa.
Будучи весьма прожорливой, треска все же, как правильно отмечает и В.Ф. Шмит (Іес. сії), обладает способностью несколько избирать пищу, почему ряд массовых форм, характеризующих те или иные биоценозы, или совершенно не встречаются в желудках трески, или попадают туда случайно. Таков, например, плоский еж (Ескіпа-гаскпіш ра^а), занимающий огромные пространства на песчаных грунтах вдоль всего побережья Камчатки, тогда как обитающий здесь же гефирей (Ескіигш ескіигш) играет в ее питании важную роль.
Довольно редко в желудках трески встречаются обломки лучей ветвисторукой офиуры — Єо^опосеркаїш stіmpsonі, хотя эта форма, по данным П.В. Ушакова (1931), является одной из руководящих форм бентоса. Нами не отмечено находок в желудках трески также звезд и обыкновенных ежей — Stгongylocentгotus dгoeЬac-kіensіs, являющихся весьма обычными и харак-
терными формами бентоса. Незначительна роль в питании трески моллюсков (кроме осьминогов), хотя крупные Gastropoda тоже обычны на тех же глубинах, где кормится треска.
Тем интереснее, что раки-отшельники, живущие в пустых раковинах Gastropoda, не так редко попадаются в желудках трески.
Приводимые Г.С. Гурвичем (1932) факты свидетельствуют о том, что треска у Новой Земли приурочена исключительно к зарослям красных водорослей и не ловится в других, даже богатых биоценозах.
В заключение считаем не лишним привести рисунок, иллюстрирующий состав пищи трески по возрастам. Полученные данные не расходятся с нашими основными выводами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отличие от трески, обитающей у Новой Земли, у нас на Камчатке треска не выказывает такой строгой приуроченности к определенному
О, группы
л
I
го § Размер
I По частоте встречаемости II По весу
В % к числу желудков Рисунок. Состав пищи трески
биоценозу, избрав главным объектом своего питания формы, совершающие миграции (рыбы, крабы), обусловленные различными моментами их биологии и теми или иными факторами внешней среды. Лишь в качестве добавочного питания (прилова) треска использует формы, приуроченные к тому или иному биоценозу, временными компонентами которого она в данное время является (преимущественно мелких рыб и ракообразных).
Наши основные выводы сводятся к констатации главной роли рыбы в питании всех возрастов трески. Роль ракообразных также велика, но по
весу они, конечно, имеют меньшее значение. Роль червей — относительно велика для трески первых трех возрастных групп, снижаясь у последних, тогда как роль моллюсков практически ничтожна.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ушаков П.В. 1931. Отчет о гидробиологических работах на тр. «Блюхер» у западного берега Камчатки // Изв. Госуд. гидр. ин-та. № 41. С. 38-54.
Гурвич Г.С. 1932. Треска у берегов Новой Земли в 1929-1930 гг. // Изв. Ленингр. ихтиологического ин-та. Т. 13. Вып. 2. С. 101-111.