Научная статья на тему 'К вопросу о первоначальном индоевропейском эсхатологическом мифе'

К вопросу о первоначальном индоевропейском эсхатологическом мифе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о первоначальном индоевропейском эсхатологическом мифе»

,4Пандей Р.Б. А—Х— ,0»™ обр» (обычаи) / П*. с англ. АЛ.Ваш,,.

2-е изд. М., 1990. С. 200.

15 Там же. С. 288.

16 Ригведа... С. 358.

|Т См.: Пандей Р.Б. Указ. соч. С. 287,294,295,299. ,5 Пандей Р.Б. Указ. соч. С. 196. я Ригведа,.. С. 360. 10 Пандей Р.Б. Указ. соч. С. 132.

» Евдокимов ВЗ. Формальные и сущностные аспекты периодизации эпохи бронзы Цен-—и Северного Казахстана I! Россия и Восток: проблемы взаимодеиствия. Материалы конф. Челябинск, 1995. Ч,У, kh.LC.42. * Ригведа... С. 437.

Фёдор Петров

К вопросу о первоначальном индоевропейском эсхатологическом мифе

Мифологические представления, существовавшие у праиндоевропейдев на их исторической прародине, явились той основой, на которой сформировались мифы индоевродейсхщх народов. При этом никаких мифологических текстов времен индоевропейского единства до нас не дошло. Однако сопоставление поздних мифов разных индоевропейских народов позволяет достаточно уверенно вычленять их общую подоснову.

Из всех известных нам индоевропейских мифологий развернутые представления о грядущей гибели мира представлены только в зороастризме и в скандинавских сказаниях. Во всех остальных мы находим лишь отголоски первоначального индоевропейского эсхатологического мифа.

Вероятно, этому есть две причины. Первая - постепенное отступление эсхатологических представлений на второй план и их забвение у отдельных народов. Вторая - крайне фрагментарный характер наших знаний о мифологиях многих индоевропейских народов, от которых не сохранилось, в основном, ни одного связного текста.

Сопоставление известных нам индоевропейских эсхатологических мифов позволяет вычленить первоначальную индоевропейскую эсхатологию. Однако внимание исследователей XIX - XX вв. больше привлекала космогония, чем эсхатология. Только Ж. Дюмезиль в своей монографии «Верховные боги индоевропейцев» пришел к выводу о существовании древней индоевропейской эсхатологической традиции1 Однако он не стал развивать этот тезис.

Датский исследователь А. Олрик в своем классическом труде по скандинавской эсхатологии приводит многочисленные параллели северному мифу о гибели мира, однако вывода о происхождении параллельных образов из индоевропейской эсхатологии он не делает2.

На наш взгляд, сопоставление зороастрийского и скандинавского эсхатологических представлений позволяет определить основные образы общеиндоевропейского эсхатологического мифа.

Традиционно принято считать, что если космогония является непременным элементом всех мифологий, начиная с наиболее раннего этапа существования человека, то эсхатология - позднее явление, формирующееся в уже достаточно развитых обществах. Как пишет, например, В.Б. Яшин, «эсхатологизм мышления - явление относительно позднее, возникающее в достаточно развитых обществах и совершенно не свойственное архаичным мифологиям... Только распад традиционных структур, разрушив социальный (космический) порядок, создал социально-психологические предпосылки напряженного ожидания окончательной гибели Вселенной» .

Эта точка зрения представляется нам неточной. Во-первых, фактически ни одно эсхатологическое предание не говорит об «окончательной гибели Вселенной», Мифологическому сознанию вообще не известна идея безвозвратной гибели мира. Все известные эсхатологические сказания говорят о грядущей смерти наличного мироздания и доследующем возникновении нового, лучшего мира.

Во-вторых, «архаичные мифологии» в их первозданном виде до нас практически не дошли. Почти все тексты мифов, которыми мы располагаем, могут быть разделены на две большие группы. Первая группа - это записанные в древности предания ныне не существующих, либо уже давно «цивилизованных» народов. При этом данная запись осуществлялась, как правило, улсе в условиях кризиса первобытного общества н потери мифологическим сознанием его универсального значения в системе культуры. Вторая труппа - это записанные современными этнографами мифы так называемых «первобытных» народов. Однако мы должны четко понимать, что понятие «первобытные» (от перво-бытие, изначальное, исходное бытие человечества) может применяться к этим народам лишь с изрядной долей условности. В действительности сами эти народы, как и их мифологические системы, прошли очень длительный, многотысячелетний путь развития^ и наивно было бы полагать, что современная мифология, например аборигенов Австралии, - это и есть искомая «первобытная» мифология.

Поэтому все наши знания о ранних мифологиях имеют реконструктивный характер и являются более или менее корректной экстраполяцией

поздних мифологических представлений, в лучших случаях - подтвержденной отчасти археологическими материалами.

Существует целый ряд еще не рассматривавшихся в отечественной науке свидетельств в пользу того, что, во всяком случае, у некоторых народов тема «конца света» оформилась еще на ранних стадиях развития мифологии. В первую очередь это относится к народам индоевропейской языковой семьи.

Зороастрийская - одна из древнейших индоевропейских мифологий, сохранившихся в достаточно полном виде до настоящего дня. Она дошла до нас в форме священных текстов'религии зороастризма (самоназвание -маздеизм).

В современном мире число последователей зороастризма крайне невелико, однако на протяжении последних тысячелетий зороастрийские религиозные представления получили широчайшее распространение. По словам одного из ведущих исследователей зороастризма Мери Бойс, «по-видимому, он [зороастризм] оказал на человечество, прямо или косвенно, большее влияние, чем какая-либо другая вера»4'.

Зороастризм был государственной религией могущественных иранских империй в период с VI в. до н.э. по УП в. н.э. Важнейшие доктрины зороастризма оказали огромное влияние на религиозные представления иудаизма, христианства, ислама, северного варианта буд дизма5.

Как пишет Мери Бойс, «это благородная религия, отдельные ее положения уникальны и замечательны. Они давали возможность последователям вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь, что, в свою очередь, пробудило в них глубокую преданность своей вере. Зороастризм заслуживает изучения и из-за той роли, которую он сыграл в религиозной истории человечества»6.

Зороастризм - это еще и древнейшая из известных религий откровения. Ее создатель - древнеиранскии пророк Заратуштра (иные написания - Зороастр, Заратустра) - несомненно, историческая личность. Однако сведения о его жизни являются скорее легендарными, чем научными, и даже время его жизни неизвестно, а предлагаемые разными учеными даты различаются почти на тысячу лег.

Вероятнее всего, пророк Заратуштра, сын Порушаспы из рода Спита-ш, жил во второй половине П либо в начале I тыс. до н.э. Он коренным ооразом реформировал древнюю иранскую религию, внеся в нее этиче-

™ ГЛТИ Д°бра И Зла И П0СТР0ИВ ВС1° СБ0*° религиозную концеп-П™""— ЭТИХ даух категорий Заратуштра первым, ГоГе ппяТ0 ТИТЬ' В°ЗВеЛ Д°бР° и Зло в надмировые принципы, вовденТв™ ЖШНЫ° №1ра" и Зло получили у ЗаратуштрЫ

щах тУ* величайших духов-близнецов - творцов всего

I I

сущего. Имя благого духа - Ахура-Мазда (среднеперсидское - Ормузд), злого - Ангра-Маиньйу (среднеперсидское - Ариман).

Другое воплощение эти категории получили в понятиях «аша» и «друг». «Аша» - это истина, а «друг» - ложь в онтологическом смысле. «Аша» проявляется в мире через законы мироздания и в праведных поступках, а «друг» - в нарушении законов и в неправедной жизни.

К сожалению, мифология зороастрийцев сохранилась до наших дней далеко не в полном виде. Длительное время она существовала только в устной традиции, поскольку письмо зороастрийцы считали созданием злого духа. Значительная часть священной книги зороастрийцев «Авеста», записанной только в первом тысячелетии н.э., была позднее утрачена. От общего объема канонизированной «Авесты» до нас дошла примерно четверть. Традиция связывает эту утрату с уничтожением зороастрий-ских храмов войсками Александра Македонского. Среди утраченных частей оказалась и «Дамтат-наск», посвященная космогонии и эсхатологии. В сохранившейся ласти «Авесты» нет связного текста эсхатологического мифа, а есть лишь отдельные обращения к его образам.

Помимо «Авесты» источниками по зороастрийской мифологии являются религиозные трактаты, написанные на среднеперсидском языке. Почти все они датируются IX в. н.э., однако их содержание восходит к религиозно-мифологическим представлениям значительно более древних эпох7.

По зороастрийским представлениям наш мир имеет начало и конец. Он был создан Ахура-Маздой, которому помогали другие благие боги - его творения. Но Ангра-Маиньйу вторгся в совершенный мир и начал творить в нем зло, испортив каждое явление (так, например, он испортил огонь, создав дым). Мир, созданный изначально как статичный, после вторжения Ангра-Маиньйу стал динамичным.

Вся мировая история представляется в зороастризме как борьба двух начал, Человек может сделать добровольный выбор, на чьей стороне он выступает в этой борьбе. История заканчивается Последней битвой, в которой Добро побеждает Зло8.

Все души умерших, согласно зороастрийским представлениям, вдут после смерти в рай или в ад либо в «место смешанных» - аналог чистилища. Однако даже душам в раю не суждено вкусить полного блаженства, потому что счастье наступит лишь после окончания мировой истории.

Заключительный этап мировой истории называется в зороастризме «фрашо-керэти» - «чудо-делание». До нас дошло несколько достаточно поздних версий зороастрийских представлений о конце мира.

Наиболее полно зороастрийская эсхатология изложена в пехлевийском трактате «Ривайат»9 - позднем компилятивном сочинении - и в средне-

персидском трактате «Бундахишн»10 - комментированном и систематизированном пересказе утраченного «Дамтат-наска» Авесты.

Различные зороастрийские мифологические тексты на эсхатологическую тему позволяют нам восстановить структуру и основные образы зо-роастрийского эсхатологического мифа. Он строится на последовательном описании нагнетания напряжения в борьбе основных мировых сил -Добра и Зла, причем выражениями силы зла выступают Волк, Змей и сильнейший из дэвов - Дахака. Разрешаясь в последней битве, эта борьба завершается победой сил Добра, воскрешением мертвых, огненным очищением мира и установлением на земле нового, благого миропорядка.

Последняя битва - важнейший элемент эсхатологического мифа, момент наивысшего напряжения всех противоборствующих сил, каждая из которых стремится утвердить свою правду о мире. Согласно версии Ри-вайата, последняя битва происходит как бы в несколько этапов, существенно разделенных во времени-. Через 1500 лет после Заратупггры, в эру Хушедара - первого Спасителя, «волки всех разновидностей соберутся в одном месте, и в том месте они сольются воедино, так что получится один гигантский волк ~ 415 шагов в ширину и 433 шага в длину будет туловище этого чудовища! Маздаянийцы (самоназвание зороастрийцев) соберут армию и вступят с этим волком в сражение. Прежде всего они совершат ритуал «Ясна» и обретут такую силу, что станут непобедимыми. Затем, по призыву Хушедара, они убьют этого страшного гигантского волка плетьми, кинжалами, копьями, стрелами и прочим оружием. Яд из этого дэва разольется на один парсанг вокруг, и все растения погибнут в пламени яда. А из тела волка возникнет дэв в виде черной саранчи»11.

■Затем в эру Хушедар-мага, второго Спасителя, «сползутся змеи. Их тела срастутся в единое тело, и получится змей 833 шага шириной и 1666

дшшои. Маздаянийцы опять соберут армию, сразятся со змеем и уничтожат его» .

СрыВ!ется с цепи Ажи-Дахака, прикованный к скале Демавенд ПахаГппГ ЗМ6И' СИЛЬНеЙШИЙ Д^ов, изданных Ангра-Маиньйу. мен оТо сн! ВеЛШШЙ Герой Сам Керсасп, восставший в конце вре-

следаГ^Г1ДеМ0НЬ1"ДТЫ И СЙЛЫ Тьмы будут уничтожены в по-^ Р№а Р—о м,

вратятся в пепел иУ>' ^ ^ ° ^ ^

б™ «и «нднм в скандинавской эс-конце МИФУ ° Рш1аРёк ~ ™бели бого* " В

Видар Шлча^^с^а^ГиГ™ МйР°В0Г° И° ^

Могучий Тор, Оборонявшей пт? У ает главного противника асов1 ■ Р> Р ШШШИИ от ^ликанов и иных чудовищ Асгард и МВД-

гард (небесный град богов и срединный мир людей), убивает Мирового Змея и сам падает мертвым. Затем гибнут все воины, участвовавшие в битве, - гибнут от огня, зажженного исполином Суртом.

При анализе содержания образа Последней битвы особый интерес представляет наличие и в скандинавской, и в зороастрийской мифологии фигур двух главных противников богов и людей в Последней битве: Волка и Змея - чудовищ, напоенных ядом. Эти фигуры отсутствуют в христианской эсхатологии. Поэтому их появление в эсхатологии двух весьма отдаленных друг от друга индоевропейских народов нельзя объяснить заимствованиями из христианства. Источники, по которым нам известны скандинавский и зороастрийский эсхатологические мифы, являются достаточно поздними. Старшая и Младшая Эдда были записаны в ХШ в. Дошедшие до нас записи зороастрийских священных текстов датируются в целом IX в. н.э., хотя отраженные в них представления восходят, несомненно, к значительно более древним эпохам. Поиски объяснения общности зороастрийских и скандинавских эсхатологических представлений неминуемо приводят нас в период индоевропейского единства. Таким образом, сопоставление эсхатологических фигур Волка и Змея в мифах разных народов служит подтверждением теории о существовании первоначального индоевропейского эсхатологического мифа.

Зороастрийская (иранская) мифология уходит своими корнями в эпоху индоевропейского единства. После миграции с общеиндоевропейской прародины предки иранцев длительное время входили в грушу индоиранских народов, из которой они выделились ориентировочно в конце Ш - начале П тыс. до н.э.

Исследователи, изучавшие скандинавскую эсхатологию, неоднократно ставили вопрос об ее происхождении. Некоторые из них ключевую роль в формировании мифа о Гибели богов признают за христианской эсхатологией. Главная эсхатологическая песня Старшей Здды - «Прорицание вёльвы» - часто воспринимается как пересказ Откровения Иоанна Богослова. Другие авторы находят в скандинавской эсхатологии мифологические образы многих древних народов, но ключевую роль в собирании всех этих языческих образов в систему эсхатологического учения отводят христианству15.

Представление о происхождении скандинавской эсхатологии от христианской основывается на некоторых параллелях между образами Гибели богов и Апокалипсиса, а также на уверенности в том, что языческая религия пе может сама по себе разработать сложную эсхатологию - это Доступно только монотеизму. Параллели с образами христианской мифологии в мифе о Гибели богов'найти можно. Они действительно могут быть объяснены влиянием христианства на религию древней Скандинавии. Однако сопоставление основных образов зороастриискои и сканди-

навской эсхатологии позволяет говорить о ведущей роли единых общеиндоевропейских корней в происхождении скандинавских, христианских

и зороастрийских представлений о грядущей гибели мира.

Примечания

I См.; ДюмезильЖ. Верховные боги индоевропейцев: Пер. с фр. М, 1986. С. 137-138.

г OlrikA. Ragnarok: die Sagen vom Weltuntergang. Berlin, 1922.

3 Яшин В.Б. О возможных истоках некоторых обугорскнх. представлений it Источники по истории Западной Сибири, Омск, 1987. С. 105-106.

4 Бойс И Зороастрийцы: Верования и обычаи: Пер. с англ. СПб., 1994, С. 12.

5 Там же; Стеблин-Каменский И.М. Предисловие I! Авеста. Избр. гимны ! Пер. с авест. И.М. Стеблин-Каменского. М., 1993. С. б.

0 Бойс М. Указ. соч. С. 12.

т См.: Рак И.В. Пехлевийская литература // Зороастрийская мифология. СПб.; М., 1998. С.69-70.

8 См,: Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб., 1997; Бойс М. Указ. соч.; Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982.

9 РиваЙат. С неопубликованного перевода О.М. Чунаховой изложение И.В. Рака // Зороастрийская мифология.

10 Бундзхишн. С неопубликованного перевода О.М. Чунаковой изложение И.В. Рака // Там же.

II Ривайат, С. 387.

12 Там же, С. 388.

13 См.: Бундахишн. С. 384,

" Старшая Эдца. прорицание вйльвы». 55-56 // Беовульф, Старшая Эдда. Песнь о ки-белунгах, Сер, 1. Т. 9. М., 1975.

15 См.: Gronbech V. The culture of the Teutons. Part 2. Loüdon, 1931. P. 303; Turville-Petre E.O.G. Myth and Religion of the North. London, 1964. C. 2S2.

Юрий БУТОР

Шри Шанкарачарья. Жизнь и учение

св^х Л^ГЧаРЬЯ I788 " 820) - 0дан из популярнейших мистиков,

ФИЛ°С0Ф0Е ^ основатель философской шко-ШиГ^ п ™ * В реЛИГИ03Н0Й ВД™ его считают воплощением ^Гй ГаЗ ^ДаНИЮ * еД0НСТЕеШ1ое четное воплощение). Как и

гГ™ ^ В ^ се™е над оТ^ад П0СТ0ЯННО М0ЛИЛа 0 и °Д*

№ Ла Шиву во сне и ОН спросил ее, какого она хочет сьша -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.