Научная статья на тему 'К вопросу о первом научном издании по социальной психологии'

К вопросу о первом научном издании по социальной психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
977
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОТРАСЛИ НАУКИ / CRITERIA FOR BRANCHES OF SCIENCE / СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / EMERGENCE OF PUBLIC (SOCIAL) PSYCHOLOGY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / SUBJECT OF SOCIAL PSYCHOLOGY / ПОДРАЖАНИЕ / IMITATION / ВНУШЕНИЕ / SUGGESTION / В. М. БЕХТЕРЕВ / Д. М. БОЛДУИН / J. M. BALDWIN / У. МАКДУГАЛЛ / W. MCDOUGALL / Э. РОСС / E. ROSS / V. M. BEHTEREV

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горшков Евгений Андреевич

Появление первого научного издания по социальной психологии рассматривается в статье как один из критериев превращения этой области знания в самостоятельную отрасль психологической науки. Проводится сравнительный анализ работ Д. М. Болдуина и В. М. Бехтерева. Излагается точка зрения В. М. Бехтерева относительно предмета и задач общественной (социальной) психологии. По результатам сопоставления подхода В. М. Бехтерева с подходами У. Макдугалла и Э. Росса делается вывод о современном звучании социально-психологических идей В. М. Бехтерева, актуальности его взглядов на предмет, задачи и методы социальной психологии, ее место в системе научного знания. Библиогр. 22 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORE ON THE FIRST SCIENTIFIC PUBLICATION ON SOCIAL PSYCHOLOGY

Author analyses question about the first publication in social psychology as a criterion of becoming an independent branch of psychological science. Baldwin's and Bekhterev's papers are compared. V. M. Bekhterev's views on the object and tasks of public (social) psychology are considered. Author concludes contemporary sounding of Behterevs socio-psychological ideas on the object, tasks and methods of social psychology, its place in the system of scientific knowledge. Refs 22.

Текст научной работы на тему «К вопросу о первом научном издании по социальной психологии»

УДК 316.6

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2015. Вып. 2

Е. А. Горшков

К ВОПРОСУ О ПЕРВОМ НАУЧНОМ ИЗДАНИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Появление первого научного издания по социальной психологии рассматривается в статье как один из критериев превращения этой области знания в самостоятельную отрасль психологической науки. Проводится сравнительный анализ работ Д. М. Болдуина и В. М. Бехтерева. Излагается точка зрения В. М. Бехтерева относительно предмета и задач общественной (социальной) психологии. По результатам сопоставления подхода В. М. Бехтерева с подходами У Макдугалла и Э. Росса делается вывод о современном звучании социально-психологических идей В. М. Бехтерева, актуальности его взглядов на предмет, задачи и методы социальной психологии, ее место в системе научного знания. Библиогр. 22 назв.

Ключевые слова: критерии отрасли науки, становление социальной психологии, методология, предмет социальной психологии, подражание, внушение, В. М. Бехтерев, Д. М. Болдуин, У. Макдугалл, Э. Росс.

E. A. Gorshkov

MORE ON THE FIRST SCIENTIFIC PUBLICATION ON SOCIAL PSYCHOLOGY

Author analyses question about the first publication in social psychology as a criterion of becoming an independent branch of psychological science. Baldwin's and Bekhterev's papers are compared. V. M. Bekhterev's views on the object and tasks of public (social) psychology are considered. Author concludes contemporary sounding of Behterevs socio-psychological ideas on the object, tasks and methods of social psychology, its place in the system of scientific knowledge. Refs 22.

Keywords: criteria for branches of science, emergence of public (social) psychology, methodology, subject of social psychology, imitation, suggestion, V. M. Behterev, J. M. Baldwin, W. McDougall, E. Ross.

Существуют различные версии истории социальной психологии, и в большинстве случаев рождение этой науки связывается с выходом в 1908 г. работ Э. Росса «Социальная психология» и У Макдугалла «Введение в социальную психологию» — первых учебников (учебных руководств) по социальной психологии [1]. Однако многие считают эту дату ошибочной или по крайней мере спорной [2, с. 13]. Более того, в отечественной историко-психологической литературе всё чаще ставится под сомнение не только роль работ Росса и Макдугалла, но и приоритет данных ученых как авторов первых научных изданий по социальной психологии [3; 4].

Решение данной теоретической проблемы имеет большое значение для понимания пути развития социальной психологии, уяснения ее методологических основ. По сути, эта проблема связана с более широким вопросом о критериях становления социальной психологии как самостоятельной научной дисциплины.

По мнению А. Л. Журавлева [4], процессы зарождения и становления социальной психологии следует рассматривать как относительно самостоятельные периоды развития новой отрасли психологического знания. Процессом и этапом зарождения социальной психологии целесообразно называть все те события в других науках

Горшков Евгений Андреевич — кандидат психологических наук, доцент, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Российская Федерация, 607220, г. Арзамас, ул. Карла Маркса, 36; eugenegorshkov@mail.ru

Gorshkov Evgeniy A. — Ph.D., Associate professor, Psychology Department, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch), 36, ul. Karla Marksa, Arzamas, 607220, Russian Federation; eugenegorshkov@mail.ru

20

и в общественной практике, которые в совокупности создавали условия для рождения новой научной отрасли. Едва ли возможно сказать, когда этот процесс зарождения фактически начался, но можно анализировать его конкретные направления и формы. Далее процесс и этап становления социальной психологии имеет уже непосредственное отношение к развитию самой этой науки.

Встречаются различные взгляды относительно времени появления социальной психологии как научной дисциплины. Обычно такая ситуация связана с недостаточной разработанностью методологических вопросов. Б. Д. Парыгин отмечает, что расхождения во взглядах «вызваны прежде всего склонностью ряда исследователей к видению генезиса ее (научной дисциплины) в качестве одноактного и однозначного феномена, что особенно очевидно в случаях фиксирования даты рождения науки... Сказывается при этом недостаточная договоренность о предмете науки, разнобой в критериях при определении ее истоков в лоне различных научных дисциплин» [5, с. 77].

Проблема периодизации становления зарубежной социальной психологии подробно освещена в мировой историко-психологической литературе. Что же касается истории становления социальной психологии в России, то здесь следует учесть одну существенную особенность. В 1920-е годы в советской психологической науке развернулась широкая дискуссия относительно дальнейших путей развития психологии (см., напр.: [6]). В результате данной дискуссии из всех трактовок предмета социальной психологии «получила права гражданства» лишь та, согласно которой социальная психология представляет собой учение о социальной детерминации психики [1, с. 15]. При такой трактовке речь о самостоятельном статусе новой дисциплины не шла, однако это не означает, что исследования социально-психологической направленности в России 1920-1930-х годов не проводились.

Рассматривая данный период, Б. Д. Парыгин выделяет стадию становления социально-психологического направления в России (вторая половина XIX — начало XX в.) [7]. Г. М. Андреева, В. А. Кольцова, К. А. Альбуханова-Славская говорят о развитии социально-психологических идей в русской дореволюционной науке, по сути, выделяя этап дореволюционной социальной психологии [8; 9]. Необходима научная постановка вопроса о критериях начала становления социальной психологии. «В качестве таких критериев могут выступать следующие:

— появление публикаций, обосновывающих необходимость формирования новой отрасли научного знания;

— проведение специального (по предмету новой отрасли) теоретического или эмпирического исследования и оформление его в виде отдельного научного издания;

— появление в высших учебных заведениях практики преподавания учебной дисциплины, которая бы включала изучение явлений, составляющих предметную область новой отрасли психологии» [10, с. 103].

При таком подходе мы должны различать предшественников и зачинателей социально-психологического знания в России. Среди «предшественников» называют философов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и социологов П. Л. Лаврова, М. М. Ковалевского, физиолога И. М. Сеченова, психолога и философа М. М. Троицкого и др. [1; 7]; теоретические основания социально-психологической науки можно найти в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, а также Г. В. Плеханова, А. В. Луначарского, А. Грамши и др. [1; 9]. К числу

21

«зачинателей» в отечественной историко-психологической литературе принято относить Н. К. Михайловского, Г. В. Плеханова, Н. А. Бердяева и В. М. Бехтерева [5; 8; 9].

Особняком стоит фигура выдающегося ученого В. М. Бехтерева: «теории таких ученых, как Бехтерев, не позволяют провести принципиальный водораздел между дореволюционным и послереволюционным периодом» [9, с. 375] развития социальной психологии, а следовательно, встает вопрос о роли ранних работ Бехтерева (до «Коллективной рефлексологии», 1921) и соотношении их содержания с выделенными критериями становления социальной психологии. Е. С. Кузьмин подчеркивает значение работ Бехтерева рубежа XIX-XX вв., отмечая, что в них ученый «страстно агитирует за необходимость изучения общественной психологии» [11, с. 30], причем особую ценность представляет попытка Бехтерева выделить предмет, структуру и методы исследования новой психологической дисциплины.

Одним из критериев становления новой отрасли психологического знания является проведение специального (по предмету отрасли) теоретического или эмпирического исследования и оформление его в виде отдельного научного издания [4; 5; 12]. Первым подобным изданием в рассматриваемой области часто называют опубликованный в 1897 г. двухтомный труд американского ученого Джеймса Марка Болдуина «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения» с подзаголовком «Исследование по социальной психологии» («Social and ethical interpretations in mental development. A study in social psychology»). Различные аспекты социальной психологии рассматривались американским ученым в контексте возрастной психологии. Некоторые ученые даже говорят о «социальной возрастной психологии» Болдуина. Действительно, согласно Болдуину, «мы исследуем психическое развитие человеческого индивидуума на первых стадиях его развития, чтобы осветить его социальную природу и социальную организацию, в которую он входит» [13, p. 2]. Болдуин отмечает: «индивидуум — социальный результат, а не социальная единица». Таким образом, за основу у Болдуина берется социальное взаимодействие индивидов между собой, а также индивида и общества.

В качестве методологической основы своего исследования Болдуин избрал генетический метод, который применил двояко: с одной стороны, для изучения психологического развития индивидуума, а именно социальных элементов и движений натуры индивидуума, благодаря которым он оказывается членом социальной организации; с другой стороны, для изучения биологических сил животных, чтобы пролить свет на те социальные силы, которые свойственны человеку. В связи с этим необходимо применение психогенетического и биогенетического методов соответственно. В своем исследовании, которое строилось на основе данных наблюдения за детьми, Болдуин остановился на психогенетическом характере доказательств. Ученый пытался выяснить, как у ребенка происходит развитие чувства личности.

С точки зрения современного состояния социально-психологической науки, работу Болдуина «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения» можно отнести к сфере социальной психологии развития, которая исследует происхождение и процесс развития социального поведения человека от младенчества до пожилого возраста1. Сам автор разграничивает узкое и широкое определения социальной

1 В книге «Введение в социальную психологию» авторов М. Хьюстона и В. Штребе в главе «Социальная психология развития» рассматриваются такие ключевые понятия, как социализация, привязанность, социальное взаимодействие и понимание и др.

22

психологии, вводя, вслед за О. Контом, разграничение «социальных» и «социономи-ческих» сил. Под социономическими понимаются те силы, которые обусловливают социальные перемены или ставят им пределы, но не носят социального характера: импульсы к соперничеству, половое влечение, эмоции и т. п. [13, p. 473]. Социальные же силы участвуют в социальном движении: это случаи единообразия, противоположности и процессы социальных изменений. Социальные силы всегда находятся внутри социальной группы, а не между социальными группами [14, с. 6].

Исследование Болдуина посвящено именно социальным силам в узком смысле слова — тем силам, которые постоянно участвуют в социальном движении (по мнению Болдуина, следует избегать употребления понятия «социальная психология» в широком смысле, включающем «всё социономическое вообще»). Единственная социальная сила, постоянно участвующая в социальной перемене, согласно Болдуину, — психологическая величина, коей является «мысль о собственном я», ее развитие и способ распространения (подражание) [14, с. 8]. Следовательно, предметом своего исследования Болдуин делает те состояния и процессы индивида, которые определяют его социальную жизнь. Социальную психологию, по Болдуину, можно определить как исследование социальных состояний и процессов индивида, обусловливающих его причастность к социальной группе. В сферу социальной психологии Болдуина входят такие проблемы, как происхождение и приобретение социального опыта, социализация, появление социального суждения.

В работе 1898 г. «The Story of a Mind» (в русском переводе — «Введение в психологию: Общий обзор науки о душе», 1912) Болдуин рассматривает несколько сфер знания, по сути дела — разделов психологии2, среди которых выделяет «новейший из отделов психологии» — социальную психологию. Социальная психология, пишет Болдуин, «исследует действия душ, когда они собраны вместе, представляют толпу» [15, с. 7]. Задача социальной психологии — решение вопроса о том, какие новые аспекты обнаруживаются в жизни души, когда индивидуумы соединяются для совместного действия или, наоборот, когда они искусственно разъединены [16, p. 6].

Итак, термин «социальная психология» впервые появляется в титуле научного издания в работе Болдуина 1897 г. Однако книга Болдуина являлась компиляцией работ ученого, имевших различную тематическую направленность и написанных в разное время и при различных обстоятельствах, а потому необычайно сложна для научного анализа и более или менее четкого определения ведущей проблемы и предмета исследования. В связи с этим работу американского ученого сложно назвать первым специальным социально-психологическим исследованием.

На это звание может претендовать работа В. М. Бехтерева 1898 г. «Роль внушения в общественной жизни». При сопоставлении работ Болдуина и Бехтерева особенно интересным представляется тот факт, что появились они приблизительно в одно время. Основой для научного издания брошюры Бехтерева послужила его речь на годичном торжественном собрании сотрудников Военно-медицинской академии 18 декабря 1897 г.3

2 Болдуин последовательно рассматривает: сравнительную психологию, детскую психологию, физиологическую психологию, экспериментальную психологию, педагогическую психологию, социальную психологию.

3 Работа В. М. Бехтерева «Роль внушения в общественной жизни» была опубликована в 1898 г. дважды: сначала в журнале «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», затем в виде отдельной брошюры.

23

Болдуин при построении своей социально-психологической концепции рассматривал подражание в качестве метода и механизма усвоения индивидом социального опыта. Внушение он трактовал с позиций теории рефлексов и теории гипнотизма и, отмечая важность этого процесса в детском возрасте при усвоении социальных влияний, в целом отводил внушению значительно меньшую роль. Бехтерев же — в противовес Тарду (и косвенно Болдуину) — отмечал, что подражание не является единственным психологическим методом и механизмом, проявляющимся во взаимодействии людей. Наряду с подражанием большое значение, по мнению Бехтерева, имеют и другие методы, среди которых он выделял: убеждение, внушение, приказание, личный пример.

В брошюре 1898 г. Бехтерев отмечает «особо видную роль» внушения в процессе воспитания ребенка, отводя ему роль механизма социализации. Он трактует внушение гораздо шире, чем Болдуин. Бехтерев рассматривает феномен внушения как социально-психологический метод воздействия и процесс, имеющий место при взаимодействии людей в общественной жизни. Эта трактовка значительно отличается от позиции французского психосоциолога Г. Лебона, который рассматривал внушение в первую очередь как механизм управления толпой, средство проникновения религиозных верований, социальных и демократических идей в сознание индивидов, составляющих толпу [17].

Главная мысль Бехтерева состояла в том, что внушение — это давление, которое оказывают люди друг на друга словами, интонацией, мимикой, своими поступками. Внушение — это всякое «производимое на психику впечатление», попадающее в мозг помимо сознательного контроля разума, оно «передается через слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты» [18, с. 99].

Таким образом, Бехтерев определяет внушение как одну из форм психического влияния людей друг на друга: «внушение сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица к другому, — прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания» [18, с. 101]. Бехтерев относил внушение к области бессознательной психической деятельности. Подобное определение позволяло придать внушению статус универсального способа социально-психологического воздействия, руководства группами людей и управления массами. В качестве проявлений внушения в общественной жизни Бехтерев указывал, в частности, массовый психоз, панику, массовое внушение, психические эпидемии, фанатизм. На примере конкретных исторических событий ученый анализирует механизмы возникновения массовых увлечений теми или иными сектантскими вероучениями, теориями всевозможных мистиков, средневековых эпидемий демономании и колдовства, кликушества и т. п.

Главным эффектом внушения в общественной жизни Бехтерев считал изменение общественного настроения, а следовательно, и психического состояния масс. Он подчеркивал необходимость изучения прежде всего психологического состояния общества, общественного настроения и социально-психологических механизмов, действующих в группах людей, — тех процессов и явлений, которые стали важнейшими составляющими предмета современной социальной психологии.

Сопоставляя работы Болдуина и Бехтерева, мы можем заключить, что книга американского ученого стала первым учебным руководством, в названии которого

24

содержался термин «социальная психология», в то время как работу Бехтерева можно считать первым специальным социально-психологическим исследованием.

Работа «Роль внушения в общественной жизни» была одной из первых попыток Бехтерева обратиться к социально-психологическим проблемам. Полностью же свой взгляд на предмет и задачи новой дисциплины он впервые изложил в 1911 г. в брошюре «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (скомпилированной из статей Бехтерева, опубликованных в № 1 и № 2 научно-популярного журнала «Вестник знания»). Содержание данной публикации Бехтерев ранее представил в своем докладе при открытии психологической секции совета Психоневрологического института 20 февраля 1910 г. [19, с. 3].

Еще до 1911 г. появляются фундаментальные работы В. М. Бехтерева «Объективная психология» (1907) и «Внушение в общественной жизни» (1908), содержащие всесторонний анализ важнейшего механизма воздействия — внушения, рассматриваемого не только на индивидуальном, но и на «коллективном» уровнях. Поэтому нам представляется вполне правомерным проведение сравнительного анализа работы Бехтерева 1911 г. (как попытки обозначить предмет и задачи социальной психологии) и зарубежных публикаций 1908 г., которые признаются первыми учебниками по социальной психологии.

По признанию самого Бехтерева, в России после вышедшей в 1898 г. работы «Роль внушения в общественной жизни» вплоть до 1910 г. почти не было попыток полноценного исследования «психических проявлений народных масс», по причине чего не сформировалась общественная (социальная) психология как научная дисциплина [19, с. 4]. Одним из редких исключений является упомянутая Бехтеревым работа А. Копельмана «Чем должна быть коллективная психология. Введение к работам по коллективной психологии», вышедшая в Одессе в 1908 г. Согласно Копельману, объектом исследования коллективной психологии является коллектив как «групповая единица, объединенная процессом установления психического единства» [20, с. 37]. Однако предметом исследования объявлялись индивидуальные психические процессы членов коллектива, а не внутригрупповые процессы. Именно поэтому Копельман приходит к идее о существовании «единой психики коллектива», «единой коллективной души», которая подвергается критике со стороны Бехтерева, решительно стоявшего против всякого субъективизма в общественной психологии.

Бехтерев пытался преодолеть методологические слабости первых социально-психологических концепций, в частности психологии толпы Г. Тарда и Г. Лебона и психологии народов Х. Штейнталя, М. Лацаруса и В. Вундта. Бехтерев значительно расширяет границы предмета общественной (социальной) психологии, включая в круг исследуемых проблем общественные настроения, аффекты, общественную интеллектуальную работу и деятельность, которые никак не зависят от «условий климата и местности», где живет и развивается народ, т. е. тех переменных, что были поставлены во главу угла в концепции психологии народов. Противопоставляя свою позицию ведущим западноевропейским социально-психологическим концепциям, Бехтерев заявляет, что общественная психология исследует «психические проявления социальных групп» отдельных индивидов [19, с. 5]. Термины «общество» и «общественный» кажутся Бехтереву более подходящими для обозначения науки и предмета ее исследования не только по причине их общего употребления, но и по причине того, что «всякое общество предполагает ту или иную связь между

25

индивидами» [19, с. 5]4. Ученый приводит примеры явлений, которые встречаются в «группах и собраниях лиц» и имеют социально-психологическую природу: случаи влияния группы на индивидуальные особенности личности, а также факты нетипичного для человека поведения в толпе или собрании.

Необычайно важной является попытка Бехтерева определить границы общественной психологии и найти точки соприкосновения новой науки не только с индивидуальной психологией, но и с социологией. По мнению Бехтерева, социальная психология является промежуточным звеном, которое соединяет индивидуальную психологию и социологию [19, с. 8].

Предметом общественной психологии, согласно Бехтереву, является изучение «психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое, благодаря общению их друг с другом» [19, с. 8]. Рассматривая различные социальные группы (толпа, митинг, правительственное собрание, служебные, профессиональные, партийные, школьные группы), Бехтерев необычайно точно формулирует предмет исследования общественной психологии, который должны составлять продукты нервно-психической деятельности социальных и общественных групп, особенности этой деятельности, условия и законы ее развития. Обозначается и круг явлений, которые входят в предмет исследования общественной психологии: общественно-аффективные состояния, общественная впечатлительность, общественное творчество, общественные решения и действия.

Среди задач общественной психологии Бехтерев называет изучение настроений и аффектов, общественной впечатлительности, интеллектуальной деятельности массы лиц, соединенных в одно общество. При этом Бехтерев вплотную подходит к вопросу о классификации групп, выделяя в качестве признаков размеры групп, их постоянный или временный характер [19, с. 9].

Осознавая, что исследование общественной жизни не может ограничиваться наблюдением и анализом фактов, основным методом Бехтерев называет эксперимент. Это позволяет закрепить за общественной психологией статус самостоятельной объективной науки.

Анализируя средства взаимоотношения отдельных членов в социальных группах, а также факторы, управляющие совокупной деятельностью лиц, Бехтерев существенно расширяет предмет общественной (социальной) психологии. Средствами взаимодействия людей ученый называет речь, устное и печатное слово, язык жестов и, что особенно важно, однородную деятельность членов одной и той же группы [19, с. 11].

К числу факторов, определяющих особенности нервно-психической деятельности массы лиц, Бехтерев относит непосредственное психическое влияние, обусловливающее подражание, словесное внушение и убеждение, основанное на усвоении [19, с. 12].

Говоря об условиях и факторах развития личности, процессе вхождения ее в общество, Бехтерев, по сути, поднимает проблему социализации личности. Он указывает как минимум две группы факторов, обусловливающих развитие личности

4 В. М. Бехтерев пытается разграничить «общественную психологию», с одной стороны, и «психологию толпы», «психологию народов», «коллективную психологию» — с другой, отталкиваясь в первую очередь от различий в понимании предмета их исследования. При этом он не делает различий в употреблении терминов «общественная психология» и «социальная психология».

26

в обществе. Если воспользоваться современными терминами, это микрофакторы (общение, условия воспитания) и мезофакторы (этнос, условия местности и климата). Среди механизмов социализации ученый называет подражание, внушение, усвоение, благодаря которым личность «приобретает с воспитанием господствующие привычки и взгляды, становясь шаблонным выразителем своей среды» [19, с. 17].

Как уже говорилось, развитие мировой социально-психологической мысли в первое десятилетие XX в. было связано с выходом в свет в 1908 г. работ У. Макду-галла и Э. Росса.

Согласно Россу, социальная психология изучает «психические грани и течения, возникающие между людьми как следствие их объединения. <...> Уравнивающая сила объединения преодолевает многообразие темперамента и опыта. <...> Индивидуальность, которой каждый наделен от природы, стирается, и мы видим, как люди собираются в огромные однородные группы» [21, р. 1]. Социальная психология «стремится понимать и учитывать то единообразие в чувствах, мнениях или волениях — и, следовательно, действиях, — которое возникает в результате взаимодействия людей, т. е. социальных причин» [21, р. 1]. К «граням» Росс относил постоянные условия социальной жизни, а к «течениям» — меняющиеся способы действия и поведения. За основу он взял теорию подражания Тарда, однако методология Росса отличалась несистематичностью, его исследования носили описательный характер.

Работа Макдугалла воплощает индивидуалистический подход в социальной психологии в аспекте теории инстинктов. Главная проблема социальной психологии, по мнению Макдугалла, заключается в том, чтобы «показать, каким образом индивидуальный разум человека, обладая природными наклонностями и способностями, формирует сложную ментальную (духовную) жизнь общества, которая, в свою очередь, воздействует на заданный вектор развития и деятельности индивида» [22, р. 18].

Работы Росса и Макдугалла сразу после публикации стали необычайно популярными в США, по ним обучались студенты колледжей. Ярким свидетельством возросшего в США интереса к социальной психологии стали многочисленные критические рецензии на обе книги, дискуссии относительно предмета и задач новой науки [12]. Однако в долгосрочной перспективе влияние концепций Росса и Мак-дугалла оказалось ограниченным по той причине, что их базовые идеи — коллективный разум, поведенческие инстинкты — невозможно было применять в рамках методов экспериментальной психологии.

Сравнивая работу Бехтерева с объемными учебными руководствами Росса и Макдугалла, мы видим существенные различия в трактовке предмета и задач социальной психологии. Помимо ряда объективных причин, это расхождение можно объяснить и тем, что при построении новой психологической дисциплины Росс и Макдугалл опирались на уже существовавшие западноевропейские и американские социально-психологические концепции. Пересматривая и дополняя, но не подвергая их жесткой критике, они не могли уйти от тех методологических проблем, которые содержали в себе эти концепции.

В 1910 г. Бехтерев сделал попытку обозначить предмет и задачи социальной психологии. Среди исследуемых общественной психологией проблем и явлений Бехтерев называет: психологические механизмы функционирования социальных групп, социально-психологическую адаптацию личности в группе, механизмы

27

социализации личности, различные аспекты процесса вербального и невербального общения, стихийные группы (толпа, масса, публика) и их качественные характеристики. Косвенно Бехтерев указывает также на такие социально-психологические явления, как мода, слухи, групповое давление (общественные шаблоны, всеподавляю-щее влияние общественных установлений). Даже простое перечисление составляющих предмета общественной психологии позволяет понять, насколько современной представляется структура науки, предложенная Бехтеревым.

Подводя итоги нашего исследования, отметим, что В. М. Бехтерев внес существенный вклад в зарождение и становление социальной психологии в России, выступив «зачинателем» социально-психологического знания. Работу «Роль внушения в общественной жизни» можно считать первым специальным социально-психологическим исследованием, особенно учитывая фундаментальную роль данной публикации для последующих теоретических разработок ученого. К сожалению, значение ранних публикаций Бехтерева было явно недооценено ученым сообществом, и они остались незамеченными в контексте мировой истории социальной психологии.

Зарубежные публикации 1908 г. не были первыми учебниками по социальной психологии в полном смысле этого слова. Социальная (коллективная) психология в трактовке Росса по преимуществу оставалась в рамках социологии, а теория инстинктов социального поведения Макдугалла оказалась крайне ограниченной в применении к социально-психологическим проблемам.

Бехтеревым задолго до появления в 1921 г. «Коллективной рефлексологии» были намечены пути оформления социальной психологии в систему научного знания: выделены предмет и задачи исследования, обозначен статус новой науки, ее место в рамках сложившихся научных дисциплин, предложены инструментальный аппарат и методы теоретического и эмпирического исследования.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2006. 363 с.

2. Хьюстон М. Введение в социальную психологию: европейский подход: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. М.: Юнити-Дакс, 2004. 662 с.

3. Андреева Г. М. Методологические проблемы социальной психологии в трудах В. М. Бехтерева // Ученые записки Казанского государственного университета. 2007. Т. 149, кн. 1. С. 70-83.

4. Журавлев А. Л. Роль В. М. Бехтерева в становлении общественной (социальной) психологии в России (к 155-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 3. С. 122-134.

5. Парыгин Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. 616 с.

6. Богданчиков С. А. Советская психология 1920-х годов (восемь очерков) [Электронный ресурс]. Саратов, 2007. URL: http://psyche.ru/BigFale/Book/Bogdan.pdf (дата обращения: 10.03.2015).

7. Парыгин Б. Д. История отечественной социальной психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, вып. 2. С. 5-20.

8. Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник Московского университета. 1997. Сер. 14. Психология. № 4. С. 6-17.

9. Альбуханова-Славская К. А., Кольцова В. А. Отечественная социальная психология // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. М.: ИП РАН, 1997. С. 374-458.

10. Горшков Е. А. Истоки и предпосылки становления американской социальной психологии // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 4. С. 102-111.

11. Кузьмин Е. С. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. 289 с.

12. Горшков Е. А. Становление социальной психологии США: дис. ... канд. психол. наук. Арзамас, 2011. 227 с.

28

13. Baldwin J. M. Social and ethical interpretations in mental development. A study in social psychology. New York: The Macmillan Company, 1897. ix+574 p.

14. Болдуин Д. М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии. М.: Московское книгоиздательство, 1913. xxiii+400 с.

15. Болдуин Д. М. Введение в психологию (Общий обзор науки о душе) / пер. с англ. Н. Н. Спиридонова. 2-е изд. М.: Тип. Вильде, 1912. 192 с.

16. Baldwin J. M. Story of a Mind. New York: McClure, Phillips & Co., 1904, 1902. x+239 p.

17. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект, 2011. 238 с.

18. Бехтерев В. М. Роль внушения в общественной жизни // Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М.: Книжный клуб «Книговек»; СПб.: Северо-Запад, 2010. С. 99-171.

19. Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки / Психо-неврол. ин-т. СПб.: Тип. «Т-во худож. печати», 1911. 19 с.

20. Копельман А. Чем должна быть коллективная психология? Введение к работам по коллективной психологии. Одесса: [Б. и.], 1908. 52 с.

21. Ross E. A. Social Psychology. New York: The Macmillan Company, 1908. viii+372 p.

22. McDougall W. An Introduction to Social Psychology. 2nd ed. London: Methuen and Co., Ltd, 1909. x+355 p.

Статья поступила в редакцию 4 декабря 2014 г.

29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.