Теренина И. В., д. э. н.
профессор
кафедра «Экономики, менеджмента и логистики в строительстве» ФГБОУВПО «Ростовский государственный строительный университет» РФ, г.Ростов-на-Дону К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ В ПРОЕКТИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Аннотация. Обсуждаются вопросы формирования перспективных направлений проектирования региональных логистических систем пассажирских перевозок, с точки зрения процессов эффективного взаимодействия основных элементов, формирующих ее состав и структуру. Рассматриваются основные показатели функционирования региональных логистических систем пассажирских перевозок. Представлены характеристики основных параметров транспортной системы, формирующие региональную логистическую систему пассажирских перевозок.
Ключевые слова: логистика, система, пассажир, перевозка, регион, транспорт, сервис.
Annotation: The issues of formation of perspective directions of the design of the regional passenger transport logistics systems, in terms of the processes of effective interaction of basic elements that form its composition and structure. The main indicators of the functioning of regional logistics systems of passenger traffic. The characteristics of the basic parameters of the transport system, forming a regional logistics system passenger traffic.
Keywords: logistics, system passenger transportation, the region, transportation service.
Современные тенденции развития социальных стандартов функционирования региональных логистических систем пассажирских перевозок обусловлены особенностями инфраструктуры, взаимосвязью и взаимодействием пассажирских перевозок с экономикой и социальной сферой региона, что оказывает непосредственное влияние на его развитие.
Экономическая целесообразность функционирования региональных логистических систем пассажирских перевозок состоит в эффективном обеспечении населения необходимыми транспортными услугами с наименьшими показателями величины затрат на функционирование системы. Для достижения этой цели логистическая система пассажирского транспорта должна отвечать следующим требованиям[2]:
• обеспечивать эффективное сбалансированное сочетание частного и государственного партнерства с учетом местных социально-экономических, технических и экологических особенностей и ограничений;
• обеспечивать, согласно стандартам, комфортабельное, надежное и
безопасное обслуживание, наряду с рациональным использованием энергетических, земельных и прочих ресурсов.
Планирование работы пассажирского транспорта должно осуществляться на основе целевых и ресурсных соображений и социальных норм. В данном случае, социальные нормы обосновывают качественные и количественные характеристики оптимального состояния деловой и домашней активности жителей региона, которые непосредственно зависят от согласованной работы основных элементов региональных логистических систем пассажирских перевозок.
Стандарты работы транспорта - сочетание целевых норм оказания транспортных услуг, обеспечение которых гарантирует устойчивое развитие общества. Они призваны гарантировать населению уровень транспортного обслуживания не ниже минимально допустимого[3].
Как указывают авторы [1], основные отличия производственных показателей функционирования подвижного состава, таких как объем перевозок, средняя дальность поездки, коэффициент выпуска, затраты на перевозки, характеризующих работу транспорта, от норм, которые составляют основу стандартов работы транспорта, - это результаты его работы на линии, отражающие транспортные условия нормальной деловой и домашней активности населения.
Значения таких социальных норм не могут быть постоянными величинами и складываются из характеристик транспортной системы региона, в том числе:
- транспортной подвижности населения (ритм жизни города, особенности градостроительства и структуру планирования, текущее состояние и перспективы развития системы городских перевозок, уровень развития муниципальной экономики;
- уровня доступности транспорта;
- удобства передвижения в пассажирском транспорте;
- показателями по экологически вредным выбросам;
- уровня развития экологически чистых видов транспорта в регионе;
- уровень аварийности;
- в целом эффективности функционирования по видам транспорта.
При проектировании и создании региональных логистических систем
пассажирских перевозок, согласно классическим постулатам логистической науки, необходимо учитывать следующие основополагающие принципы:
• системности, как комплексного рассмотрения основных элементов региональных логистических систем пассажирских перевозок, начиная от этапа формирования спроса на перевозки и заканчивая его удовлетворением;
• эффективности, как определения и обоснования оптимального уровня транспортного обслуживания, определение путей его достижения с учетом эффективного использования материальных, информационных, финансовых и других видов ресурсов;
• соответствия, в направлении обеспечения соответствия провозных
возможностей подвижного состава существующему спросу на перевозки, с заданными параметрами уровня комфортности поездки;
• результативности, как результатов деятельности региональной логистической систем пассажирских перевозок, в оценке динамики доходов и сокращения дотаций;
• единства управления, как организации транспортного и смежного обслуживания пассажиров в рамках единой структуры региональной логистической систем пассажирских перевозок, способной учитывать как интересы пассажиров, так и операторов;
• информативности, как достижение высокого уровня информационного обеспечения процессов управления и организации пассажирских перевозок с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
В качестве пepcпeктивных задач по оптимизации функционирования региональной логистической систем пассажирских перевозок можно выделить следующие направления:
• обоснование рациональных структур управления процессом перевозок пассажиров, влияющих на формирование региональных транспортных систем, с учетом интересов по группам населения;
• обеспечение интегрированного подхода к развитию регионов и городов и их транспортных систем в направлении формирования интеллектуальных транспортных систем;
• разработка методов повышения уровня качества транспортного обслуживания населения;
• разработка принципов и методологии обеспечения региональной транспортной системы подвижным составом и современными технологиями управления, с учетом экономических и экологических аспектов.
Использованные источники:
1. Миротин Л.Б. Логистика: общественный пассажирский транспорт / Л.Б. Миротин. М.: Экзамен, 2003. - 224 с.
2. Миротин Л.Б., Гудков В.А. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник для вузов /Л.Б. Миротин, В.А.Гудков - М.: Транспорт, 1997. - 365с.
3. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник / И. В. Спирин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИЦ "Академия", 2011. - 400 с.