Научная статья на тему 'К вопросу о периодизации экономической истории'

К вопросу о периодизации экономической истории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1208
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ / КОЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР / ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОНТОЛОГИЯ / ЕДИНАЯ УПОРЯДОЧЕННАЯ СРЕДА / МИР-СИСТЕМА / ГЕОИСТОРИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕДИНИЦА ПОРЯДКА / ИНТРАНООСФЕРНЫЙ ЭТАП / ЭКСТРАНООСФЕРНЫЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасов Александр Сергеевич, Мокий Михаил Стефанович

В статье рассматриваются основы трансдисциплинарного метода исследования экономической истории как основы выявления закономерностей и построения предлагаемого варианта периодизации. Обосновывается наличие количественных и качественных характеристик этапов экономического развития, предложена трансдисциплинарная параметрическая таблица развития экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о периодизации экономической истории»

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли

Д-р экон. наук А. С. Квасов д-р экон. наук М. С. Мокий

К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

В статье рассматриваются основы трансдисциплинарного метода исследования экономической истории как основы выявления закономерностей и построения предлагаемого варианта периодизации. Обосновывается наличие количественных и качественных характеристик этапов экономического развития, предложена трансдисциплинарная параметрическая таблица развития экономических отношений.

Ключевые слова и словосочетания: периодизация, концепция трансдисциплинарности, коэволюционное развитие, темпоральный фактор, холистический подход, онтология, единая упорядоченная среда, мир-система, геоисторические социальные системы, информационная единица порядка, интраноосферный этап, экст-раноосферный этап.

Изучение экономической истории с целью выполнения ею своей объяснительной и эвристической функции возможно лишь в том случае, когда процесс развития будет разделен на связанные временные единицы (периоды, этапы, циклы), которые представляют некую закономерность. Периодизация является методологической основой, помогающей исследовать, классифицировать различные этапы исторического процесса в целом и отдельных его аспектов.

Анализ процесса развития представлений о периодизации позволил сделать ряд выводов. Еще на начальном этапе развития историко-экономической науки многие ученые отвергали периодизацию, разработанную историками-обществоведами, ввиду очевидной институциональности развития экономики. Несмотря на это при изучении истории, и экономической истории в частности, применяется следующая общая периодизация: древняя история - 100 тыс. лет до н. э. - V в. н. э.; Средние века - У-ХУ вв.; Новое время - XVI - начало XX в.; Новейшее время - начиная с 1914 г. Для России в силу ряда цивилиза-ционных особенностей фиксируется смещение периодов: древняя история -100 тыс. лет до н. э. - VIII в. н. э.; Средние века - 1Х-ХУ11 вв.; Новое время -конец XVII - начало XX в.; Новейшее время в российской истории делится на два периода: первый - 1917-1991 гг.; второй - после 1991 г.

Не беря в расчет проблему определения точки отсчета, необходим симбиоз событийной и смысловой концепций в построении периодизации. Событийная периодизация играет лишь роль «циферблата» для механизма общественного развития. Для понимания же этого механизма существует большое количество теорий и гипотиз, которые заложены в основание периодизации общественного и экономического развития. Множество понятий и соответственно определений является причиной существования различных вариантов периодизаций. Большинство теорий развития и соответственно периодизаций

имеют гипотетический характер, так как экспериментальное подтверждение гипотез развития человечества получить невозможно. А для фактологического подтверждения правильности решений, принятых на основе той или иной теории, необходимы промежутки времени, несопоставимые с продолжительностью жизни исследователя. Кроме того, используемые категории «пространство» и «время» не имеют методологического характера и зачастую употребляются в философском смысле, иногда в аллегоричной и метафоричной форме. Отсюда главной проблемой смысловой периодизации является онтологическая, т. е. проблема ответа на вопрос, что такое человечество и экономические отношения.

Отмеченная множественность онтологических представлений об этих объектах позволяет предложить цепь рассуждений, отражающих точку зрения авторов на них и соответственно на проблемы периодизации экономической истории:

1. Ни одно научное направление не может отрицать того факта, что человек - это фрагмент окружающего мира, такой же естественный фрагмент, как и любой другой объект природы.

2. Не вступая в дискуссию о времени и причине появления человека на Земле, мы должны признать, что для того, чтобы человек появился, на планете должны были сформироваться соответствующие условия. Развиваясь поэтапно, планета последовательно преобразовывала исходное состояние собственного вещества и создала условия для появления человека как необходимого элемента. Важная особенность процесса формирования этих условий заключается в совместно направленном развитии всех элементов планетарной системы или в его коэволюционном (от лат. co(n) - с, вместе) характере.

3. С появлением человека процесс преобразования состояния собственного вещества планеты не прекратился. Более того, люди активно включились в этот естественный процесс, точно так же, как это делали и делают все ее остальные естественные фрагменты. Причем не только в силу производственной деятельности, а просто потому, что дышат, пьют и едят. Поэтому выключиться из этого процесса ни один человек не может в силу коэволюционности развития. Участие в преобразовании вещества планеты порождает целый ряд естественных потребностей у каждого человека и у человечества в целом. Потребность возникает как осознание разности между необходимым и имеющимся. То, что удовлетворяет потребность, называется благом.

4. Наличие потребностей в свою очередь обусловливает появление отношений между людьми, касающихся получения благ, которыми эти потребности могут быть удовлетворены. Данные отношения имеют различный характер - биологический, социальный, эстетический, духовный, чувственный и т. п. Отношения между людьми по поводу потребностей и благ для их удовлетворения - это естественные коэволюционные отношения, являющиеся непременным атрибутом развития человечества. Причина их возникновения состоит в наличии потребностей. Цель этих отношений - удовлетворение потребностей. Но подобные отношения по поводу потребностей и их удовлетворения можно выделить и в животном мире. В чем же состоит отличие экономических отношений от подобных отношений в животном мире?

Отличительным признаком экономических отношений является то, что человек, в отличие от животных, способен постоянно осознавать, оценивать и делать во многом абстрактные выводы по поводу потребностей и благ. Проще говоря, человек, в отличие от многочисленных представителей животного мира, способен формировать субъективное, иногда парадоксальное понимание потребностей и благ, но также и постоянно корректировать это понимание. Данное обстоятельство обусловливает развитие экономических отношений в обществе, объясняет отсутствие развития подобных отношений в животном мире. Благо приобретает в сознании людей вид ценностей, необходимых условий существования. То, что признается необходимым, складывается в силу воспитания, менталитета и мировоззрения. В большинстве случаев в экономической науке ценность рассматривают лишь как благо-ценность, т. е. как значимость товара, вещи, продукта, актива для потребителя, которая будучи измененной в денежном выражении получает название «стоимость». Подобная трактовка является следствием «продуктовой онтологии» в экономике.

Если же в качестве повода экономических отношений выбирать не блага, а потребности, то очевидно, что потребности людей существуют не только в товарах, но и в определенном характере отношений по поводу производства, распределения и обмена благ. Характер этих отношений, оценка их справедливости, сформированная в сознании людей, также является необходимостью, т. е. ценностью. Формирование ценностей происходит, если существует совокупность людей, объединенная исторически сложившимися социальными формами совместной жизни и деятельности. Иными словами, у человека возникают потребности, и то, как он их воспринимает, оценивает, определяет его отношение к природе и к остальным людям, в том числе и отношения по поводу производства, распределения и обмена благ. Выделенные существенные признаки объекта, а также особенности их формирования позволяют построить следующую лингвистическую формулу экономических отношений: это связи между людьми в обществе, возникающие по поводу производства, обмена и распределения благ для удовлетворения потребностей. Так как экономические отношения чрезвычайно многообразны, то их признаки являются предметом изучения целого комплекса дисциплин, рассматривающих их в различных аспектах и на различных уровнях.

Для понимания истории этих отношений, динамики общественного развития необходимо ответить на вопрос: до какой степени человек может влиять на экономические отношения (насколько он свободен в выборе форм этих отношений)? Способность человека формировать субъективное понимание потребностей и того, что является необходимым, на первый взгляд позволяет говорить об искусственном характере этих отношений. Субъективное понимание потребностей, того, что является необходимым, постоянно корректируется ходом коэволюционного развития природы и общества и свидетельствует о том, что законы, по которым корректируется это воздействие, имеют естественное происхождение. Являясь естественным фрагментом планеты, человек должен выстраивать отношения с другими людьми в соответствии с тем порядком, по которому существует и развивается породивший его мир.

Вместе с тем возникает вопрос: а каков же этот порядок? И. Валлер-стайн пишет: «... наши геоисторические социальные системы сложны, на са-

мом деле, они самые сложные структуры во Вселенной... [и] если мы хотим знать больше в научном плане о таких комплексных (и, следовательно, сложных и неупорядоченных) явлениях, как история человечества, мы должны найти такое знание, в конце концов, в истинах более простых, более чистых интеллектуальных миров - в биологии и в конечном счете в физике»1. Увы, современная физика не может предложить методов, адекватных сложности такого объекта, как экономические или общественные отношения. Изучение столь специфического объекта, как экономические отношения, требует применения научных методов, имеющих трансдисциплинарный характер. Именно трансдисциплинарные, системные методы позволяют учесть влияние огромной совокупности факторов, обусловленных коэволюционностью развития экономических отношений и человечества вообще. Развивая мир-системный подход, мы хотели бы предложить расширить понимание валлерстайновской мир-системы до размеров всего мира. Приведем цепь рассуждений, позволяющих сформировать следующую трансдисциплинарную картину мира.

Мир един, в том смысле, что он единственен и состоит из элементов -фрагментов. В этом смысле такой подход отличается от холистического (от греч. Holos - весь, целый). Целое состоит из частей, а единое - из фрагментов. При этом любой фрагмент не имеет значения вне мира. Но тогда можно предположить следующее: для того чтобы мир оставался единым, в нем должен существовать определенный порядок, обусловливающий это единство. Поэтому мир представляет собой единую упорядоченную среду (One Orderly Medium). С этим соглашаются многие, хотя существуют представления о мире как о хаосе и энтропии как меры хаоса, в котором может возникать порядок. Но если мы принимаем образ мира как единую упорядоченную среду, то отсюда следует, что единство упорядоченной среды достигается единой формой организации как самой среды, так и всех ее естественных элементов-фрагментов, а также взаимодействий и взаимоотношений между ними. Одним из синонимов термина «система» является слово «порядок». В этом смысле, когда нам предлагается систематизировать знания, нам предлагается их упорядочить. Следовательно, единая форма организации, или порядок, представляет собой трансдисциплинарную систему.

Иными словами, мир можно рассматривать как единственную трансдисциплинарную систему. В свою очередь каждый естественный фрагмент должен иметь принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Проще говоря, каждый из естественных фрагментов на своем уровне может рассматриваться как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой будут атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие, технология и экономические отношения. В таком трансдисциплинарном контексте, например, мировая экономика является единой упорядоченной средой, в которой нацио-

1 Валлерстайн И. Изобретение реальностей времени-пространства: к пониманию наших исторических систем // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций / под ред. Н. С. Розова. - Вып. 2. - Новосибирск, 2001. - С. 102-116.

нальные экономики выступают совокупностью ее естественных фрагментов. Так как порядок един, всеобщ, то необходимо искать его проявление в любом корректно выбранном объекте, поскольку любой элемент-фрагмент единой упорядоченной среды должен реализовать в себе единый порядок. Единственность порядка, единственность системы заранее предполагают наличие и организующее влияние на объект необходимых элементов, отношений и связей.

Согласно концепции трансдисциплинарности единая упорядоченная среда и, следовательно, каждая уникальная упорядоченная среда обладают потенцией - скрытой силой, присутствующей в ней естественным образом или заложенной в нее человеком (для искусственных упорядоченных сред), которая проявляется при определенных обстоятельствах. Для того чтобы это проявление происходило, необходимы пространство как форма существования потенции единой упорядоченной среды; информация как форма проявления потенции единой упорядоченной среды; время как форма преобразования потенции единой упорядоченной среды. Порядок взаимосвязи пространства, времени и проявления потенции - имманентное свойство, изначально присущее единой упорядоченной среде и любой уникальной упорядоченной среде. Такое понимание информации, времени и пространства дает возможность перевести эти категории из разряда философских в методологические. Дело в том, что наличие формы позволяет разработать модели пространственной, временной (темпоральной) и информационной единицы порядка как образы трансдисциплинарной системы, которая составляет основу вышеперечисленных форм. Это позволяет с помощью данных моделей не только более корректно выделять объект и предмет исследования, но и сформировать для них сферу долженствования1.

Согласно информационной единице порядка в любой уникальной среде должно быть восемь параметров состояния: четыре количественных и четыре качественных. Причем определение параметров заключается в последовательной дифференциации информации об объекте от двух параметров до восьми. Данные основные признаки имеют характер обязательных атрибутов любой упорядоченной среды и присутствуют на любом этапе ее развития.

Временная (темпоральная) единица порядка является формой преобразования потенции упорядоченной среды. Время оформляет это преобразование длительностью. В таком контексте трансдисциплинарная трактовка времени имеет ассоциативную связь с философским представлением о времени как последовательной смены явлений и состояний материи, характеризующей длительность их бытия. Однако, являясь формой преобразования потенции, информационно-темпоральная единица порядка требует наличия восьми этапов, внутри которых преобразование потенции упорядоченной среды обретает этапный смысл и этапную цель. Это позволяет применить для экономических и историко-экономических исследований оригинальный прием - параметрическую таблицу, которая имеет восемь информационных параметров и восемь временных периодов (таблица).

1 Более подробно об этих моделях см.: Мокий В. С. Основы трансдисциплинарности. - Нальчик, 2009.

Периоды развития

Первобытный Первобытнообщинный Рабовладель че -ский Феодальный Индустриальный Постиндустриальный Интраноосфер-ный Экстраноосфер-ный

Потребности людей Осознание индивидуальных потребностей Количе ственны е Количе ственно-качественные Количественно-качественные Качественно-количественные Качественно-количественные Качественные Соответствующие коэволюционному развитию природы и общества

Люди как производители благ Осознание себя производителями благ Все члены общины Рабы Крестьяне и ремесленники Наемные работники Наемные работники и собственники Большинство жителей планеты Свободные производители, жители планеты

Орудия труда Осознание необходимости орудий труда Камни, палки Рабочий скот, простейшие орудия труда Рабочий скот, простые механизмы Машины и механизмы Частичная автоматизация Машины с искусственным интеллектом Механизмы-трансформаторы природного вещества

Предметы труда Осознание необходимости в предметах труда Дикая природа Земля Земля, простейшие полуфабрикаты Материалы и полуфабрикаты Универсальные материалы и полуфабрикаты Информация и материалы с самовосстанавливающимися свойствами Вещество пре образованной природы

Способ производства (технология) Осознание необходимости производства благ Примитивный Ручной труд Ручной труд Механический Механический, автоматизированный Информационный, биотехнологический Экологический

Блага Осознание блага Количе ственны е Количе ственно-качественные Количественно-качественные Качественно-количественные Качественно-количественные Качественные Соответствующие коэволюционному развитию природы и общества

Способ обмена благ Осознание необходимости обмена благами Натуральный, бартерный На основе денег из драгметаллов На основе металлических денег На основе бумажных и металлических денег На основе безналичных денег и бумажных денег На основе безналичных денег На основе единого безналичного эквивалента

Способ распределения Осознание необходимости распределения благ Первобытный коммунизм По степени имущественного владения Сословно-кастовый По степени владения капиталом От каждого - по способностям, каждому - по труду По степени владения интеллектуальной собственностью По степени участия в коэволюционном процессе развития природы и общества

Предложенный вариант таблицы не претендует на полноту и не является окончательным. В данном случае для нас важно показать методологическую возможность построения сферы долженствования, эталона для изучения истории и объяснения настоящего и прогнозирования будущего экономических отношений. В соответствии с правилами построения информационной единицы порядка, первыми необходимыми атрибутами экономических отношений выбраны производство и потребление (т. е. обмен и распределение) благ. Выбор этих параметров обусловлен их неотделимостью друг от друга в экономических отношениях.

В свою очередь для производства благ необходимы три компонента: люди как работники; орудия труда, то чем производятся блага, и предметы труда, на которые направлена деятельность работников. Эти элементы мы отнесли к экономическим параметрам, имеющим количественный признак информации. Соединение этих трех элементов создает условия для способа производства благ. В процессе производства происходят качественные изменения, в результате которых появляются блага. Соответственно производство благ, сами блага, способ их обмена и распределения отнесены к качественным признакам.

Таким образом, необходимыми параметрами информационной единицы порядка экономических отношений являются:

1) потребности;

2) люди как производители благ;

3) орудия труда;

4) предметы труда;

5) процесс производства;

6) блага, получаемые в процессе производства;

7) способы обмена;

8) способы распределения.

Ни один из них нельзя исключить, не нарушив тем самым единство данной уникальной упорядоченной среды. Они существуют всегда и будут присутствовать на любом этапе развития экономики. Конечно, натурально-вещественная форма этих параметров, возможно, и будет меняться от периода к периоду, но их функция будет оставаться постоянной.

Напомним, что единственность порядка заранее предполагает наличие и организующее влияние на объект необходимых элементов, отношений и связей. Поэтому если для существования экономических отношений необходимо восемь параметров, то для того, чтобы произошло полное преобразование потенции этих отношений, необходимы восемь периодов развития во времени. Так как ранее мы постулировали, что экономические отношения имеют естественное происхождение, остается только выделить эти восемь периодов.

При выборе наименований периодов были выбраны названия стадий, формаций и фаз развития, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее употребляемыми или интерсубъективными.

Экономические отношения обусловлены потребностями, возникающими у людей. На первом этапе развития общества происходило осознание людьми потребностей, представление людей о том, какими они должны быть и как удовлетворяться. Необходимость общественного характера труда предо-

пределила первобытно-общинный этап развития. Затем традиционно выделяется рабовладельческий и феодальный этапы. Следующий этап мы назвали индустриальным, поскольку помимо капиталистического в одно и то же время существовал и социалистический этап, который не отличался по способу производства от капиталистического. Следующий этап был назван постиндустриальным - опять же в силу интерсубъективности этого названия. Для обозначения заключительных этапов развития экономических отношений использовался термин «ноосфера», введенный В. И. Вернадским, что означает сферу разума, или период наивысшего развития человечества. Этим мы хотели подчеркнуть, что понимание сути коэволюционного развития и необходимости гармонизации экономических отношений должно овладеть основной массой людей.

Даже гипотетический характер параметрической таблицы позволяет предложить новое толкование развития экономических отношений и их состояния.

На формирование ценностей оказывает влияние целый ряд общественных институтов - семья, племя, род, вера, образование и т. д. Следовательно, восприятие потребности является существенным признаком отношений между людьми по поводу производства, распределения и обмена благ. Мы уже говорили о необходимости гармонизации потребностей и о взаимосвязи природы и человечества, коэволюционности их развития.

В данном случае открытие закона сохранения энергии в природе и открытие В. И. Вернадским того, что биомасса планеты есть величина постоянная, позволяют предположить, что количество людей на планете не может быть больше определенной величины. По мере роста образовательного и культурного ценза на определенном этапе развития планеты численность человечества должна стать величиной постоянной, константой. Это подтверждает демографическая ситуация в развитых странах. Таким образом, можно предположить, что при качественном изменении отношения людей к потребностям в благах-товарах в количественном отношении ресурсы планеты смогут удовлетворить человечество.

Как мы отмечали, человек не может выключиться из процесса преобразования вещества планеты. Отсюда очень важный вывод: потребность в труде - это органическая потребность трудоспособного человека. Именно трудом людей создаются блага. Но у каждого человека свое предназначение в процессе преобразования вещества и потенции планеты Земля. И нас не удивляет, что, например, несмотря на все усилия родителей сделать ребенка музыкантом, он становится военным. Реализуя программу своего развития, реализуя свое предназначение, одни создают материальные блага, другие - духовные, и те и другие одинаково нужны обществу.

То есть человек должен осознавать себя свободным тружеником. Результатом реализации этой потребности является производство благ определенного признака. Однако спектр потребностей у каждого человека одинаков, и реализуя потребности в труде по созданию благ одного вида, он нуждается в благах для удовлетворения всего остального спектра потребностей. Поэтому осознание себя свободным тружеником немыслимо без соответствующих принципов обмена и распределения благ.

В формировании понимания свободы и справедливости и, соответственно, свободы труда и справедливости процессов обмена и распределения благ очень велика роль общественных институтов, особенно государства.

Так как экономические отношения - это отношения между людьми, то чем полнее реальное состояние экономических отношений соответствует принципам свободы и справедливости, тем эффективнее будет экономическое развитие. С этой точки зрения природные, демографические технологические и прочие факторы играют лишь вспомогательную роль или не играют ее вовсе.

Согласно вектору развития, передовые страны стали таковыми потому, что сумели институционально обеспечить творческое развитие своих граждан. Например, становится понятной основа стремительного развития экономики США. Совокупность условий, заложенных в Билле о правах и в конституции США, декларирующих равные права всем гражданам без каких-либо ограничений, в значительной степени ближе к интраноосферному этапу экономического развития, чем совокупность условий, которые обеспечивались законодательствами других стран. Так, с момента образования американского государства оно стремительно повторило практически все этапы развития мировой экономической и социальной системы. Можно наблюдать и натуральное хозяйство, рабовладельческий этап развития. К концу же XIX в. США из разряда развивающихся стран перешли в положение лидирующих, а к середине ХХ в. стали супердержавой.

Еще более ошеломляющим является пример Советского Союза. СССР становится супердержавой за более короткий срок, чем США. В 1917 г. Россия была полуграмотной страной, ослабленной Первой мировой и Гражданской войнами. Всего через 40 лет, в 1957 г., - это первая в мире страна, которая запускает искусственный спутник Земли, и это несмотря на годы репрессий и страшные последствия Второй мировой войны. Причина, на наш взгляд, та же: октябрь 1917 г. смел сословные отличия, декларировал социальное равенство и свободу людям труда. Это и обусловило высвобождение творческой энергии масс и предопределило сильнейший научный и технический рывок. Более того, многими исследователями отмечается, что наивысшая производительность труда нередко достигалась во время коммунистических субботников, когда люди ощущали себя свободными тружениками в наибольшей степени. Однако осознание большинством людей в СССР декларативности тезиса о социальном равенстве и свободном труде, по нашему мнению, обусловило развал Советского Союза. Людям стало ясно, что они не свободные труженики.

Вялое экономическое развитие России в нынешний период объясняется тем, что образовательный уровень населения пока еще позволяет понять, что реформы правил производства, обмена и распределения благ, несмотря на декларацию, осуществляются не в интересах всех граждан, а в интересах отдельных групп населения. Иными словами, несоответствие между оценкой справедливости «от каждого - по способностям, каждому - по труду», доставшейся большинству россиян в наследство от Святого Писания и социализма, и реальным состоянием обмена и распределения является главным тормозом общественно-экономического развития России.

В тех странах, которые сохранили в какой-либо форме сословные отличия, привилегии и прочие атрибуты социального неравенства, социально-экономическое развитие не отличается высокой динамикой. Примером тому могут служить Индия, страны Латинской Америки, постсоветские государства Средней Азии или республики Северного Кавказа с их сословной, родовой, тейповой структурой и шовинистической политикой, которая переносится на экономические отношения и не позволяет каждому человеку ощутить себя свободным тружеником.

Выбор описанных выше движущих сил и критериев оценки развития экономических отношений позволяет по-иному подходить к решению управленческих задач.

Успешность решения этих задач будет зависеть от того, насколько люди понимают коэволюционность своего развития и необходимость гармоничности своих потребностей. Это относится и к способам обмена и распределения благ между свободными производителями. Согласно этой норме одним из критериев периодизации и оценки экономического развития экономических объектов (от мировой экономики до экономики предприятия и семьи) должно быть то, до какой степени в них учитывается высший этап развития человека как производителя благ, как свободного производителя.

По нашему мнению, негармоничность ценностей-потребностей, нарушение коэволюционности развития при производстве благ, несправедливость способов обмена и распределения благ - главные причины заката цивилизаций, распада государств, смены фаз и стадий общественно-экономического развития.

Именно негармоничность ценностей-потребностей вызвало появление целых отраслей мировой экономики по производству товаров для их удовлетворения. Вряд ли сегодня кто-нибудь сможет назвать потребность, например, в наркотиках, табаке гармоничной потребностью. Однако на их производство тратятся значительные природные и трудовые ресурсы.

Нарушение коэволюционности развития обусловливало и продолжает обусловливать появление некоэволюционных способов производства благ, начиная с подсечно-огневого земледелия в палеолите и заканчивая использованием углеводородов в современной экономике. В конечном счете потребность ощущать себя свободным тружеником и стремление к справедливым способам обмена и распределения благ были и остаются основными причинами большинства социальных трансформаций.

Список литературы

1. Валлерстайн И. Изобретение реальностей времени-пространства: к пониманию наших исторических систем // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций / под ред. Н. С. Розова. - Вып. 2. -Новосибирск, 2001.

2. Мокий В. С. Основы трансдисциплинарности. - Нальчик, 2009.

3. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика : пер. с англ. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.