Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ НА ВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ НА ВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
электронный документооборот / электронное взаимодействие / база данных исполнительных производств / банк данных исполнительных производств / электронное исполнительное производство / автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов России (далее АИС ФССП) / electronic document management / electronic interaction / database of enforcement proceedings / database of enforcement proceedings / electronic enforcement proceedings / automated information system of the Federal Bailiff Service of Russia (hereinafter referred to as AIS FSSP)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарубин Алексей Вячеславович

В статье рассматриваются проблемы полного перехода от бумажного исполнительного производства к электронному исполнительному производству и пути решения. Обосновывается важность электронного взаимодействия путем полного перехода всех организаций на электронный документооборот и предоставления доступа ФССП России к базам данных организаций к информации о должнике. Приводятся аргументы о необходимости оснащения всех судебных приставов-исполнителей соответствующим программным и техническим инструментарием. Затрагивается необходимость полного перехода на электронный документооборот с судебной системой, от которой больше всего поступает исполнительных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE TRANSITION TO ELECTRONIC ENFORCEMENT PROCEEDINGS IN RUSSIA

The article discusses the problems of a complete transition from paper enforcement proceedings to electronic enforcement proceedings and solutions. The importance of electronic interaction is substantiated through the complete transition of all organizations to electronic document management and providing access to the FSSP of Russia to databases of organizations and information about the debtor. Arguments are made about the need to equip all bailiffs with appropriate software and technical tools. The need for a complete transition to electronic document management with the judicial system, from which most enforcement documents are received, is touched upon.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ НА ВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИИ»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №27

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС; ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС УДК 347.964.1

Зарубин Алексей Вячеславович Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

Институт права и экономики Россия, Улан-Удэ zarubin.v-sud@yandex.ru Zarubin Alexey

Buryat State University named after Dorji Banzarov

Institute of Law and Economics Russia, Ulan-Ude

К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ НА ВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИИ Аннотация: в статье рассматриваются проблемы полного перехода от бумажного исполнительного производства к электронному исполнительному производству и пути решения. Обосновывается важность электронного взаимодействия путем полного перехода всех организаций на электронный документооборот и предоставления доступа ФССП России к базам данных организаций к информации о должнике. Приводятся аргументы о необходимости оснащения всех судебных приставов -исполнителей соответствующим программным и техническим инструментарием. Затрагивается необходимость полного перехода на электронный документооборот с судебной системой, от которой больше всего поступает исполнительных документов. Ключевые слова: электронный документооборот, электронное взаимодействие, база данных исполнительных производств, банк данных исполнительных производств, электронное исполнительное производство, автоматизированная

информационная система Федеральной службы судебных приставов России (далее АИС ФССП).

ON THE ISSUE OF THE TRANSITION TO ELECTRONIC ENFORCEMENT

PROCEEDINGS IN RUSSIA Annotation: the article discusses the problems of a complete transition from paper enforcement proceedings to electronic enforcement proceedings and solutions. The importance of electronic interaction is substantiated through the complete transition of all organizations to electronic document management and providing access to the FSSP of Russia to databases of organizations and information about the debtor. Arguments are made about the need to equip all bailiffs with appropriate software and technical tools. The need for a complete transition to electronic document management with the judicial system, from which most enforcement documents are received, is touched upon.

Key words: electronic document management, electronic interaction, database of enforcement proceedings, database of enforcement proceedings, electronic enforcement proceedings, automated information system of the Federal Bailiff Service of Russia (hereinafter referred to as AIS FSSP).

Цифровизация экономики невозможна без создания технологической базы для её реализации. Для этого предполагается внедрение новых информационных и технических инструментов. Одной из отраслей, которая очень сильна была затронута данной деятельностью стало «исполнительное производство». В рамках государственного проекта «Цифровое государственное управление» исполнительное производство было решено модернизировать путем создания суперсервиса «Цифровое исполнительное производство»[6], включающее не только поступление сведений из всех источников для исполнения приставами требований взыскателя в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве»), что выразилось

бы в обеспечении прав и обязанностей всех участников исполнительного производства, но обеспечение судебных приставов необходимыми программными компонентами, техникой.

Как полагает Д. А. Шемарыкина важной частью публичного управления является постоянное внесение актуальных и улучшенных электронных сервисов и услуг, в том числе, переход на электронный документооборот с кредитными организациями, увеличение возможностей получения общедоступных сведений из базы данных в исполнительном производстве, не только с помощью сайта Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее ФССП России) в сети «интернет», но и путем использования системы межведомственного электронного взаимодействия и предоставления доступа к интерфейсу программирования приложений (API) в сети «интернет», подключение к единой системе электронного документооборота всех контрагентов, т.е. органов с кем осуществляется взаимодействие в рамках исполнения судебных актов и исполнительных документов (в том числе лиц, выплачивающих должникам доходы) [8, с. 52, 53].

Осуществление поставленных задач предполагает проведение организационных и технических мероприятий по созданию инструментария по подключению всех организаций к единой системе электронного документооборота, обеспечение дополнительным финансированием ФССП России, внесение изменений и дополнений в законодательство.

Некоторые авторы, такие как А. В. Лошкарев, Ю. В. Кузьмичева отмечают, что на данный момент в России создаются и активно используются в гражданском обороте электронные сервисы, платежные системы и электронные денежные средства, цифровые права. Уже сформирована устойчивая судебная практика по обращению взыскания на денежные средства, имеющиеся в платежных системах <^^!Кошелек», «Яндекс.Деньги», «PayPal», «WebMoney», и т. п., но судебные приставы-исполнители не обладают специфическими познаниями и подобающими техническими приборами для

реализации принудительного взыскания на подобные платежные средства, а для взыскания криптовалюты требуется не только специфические технические приборы, программные компоненты, но и соответствующий уровень специфической технической подготовленности судебных приставов-исполнителей [5, с. 131, 133]. Чтобы устранить данные пробелы государству необходимо обеспечить регулярное повышение квалификации приставов-исполнителей по вопросам использования АИС ФССП, оснастить АИС ФССП модулем, позволяющим отслеживать потоки денежных средств в виде криптовалюты, электронных денег, наличия цифровых прав, который используется Банком России, либо направлять электронные запросы в Банк России о сведениях о наличии цифровых прав, осуществлять взыскание этих денежных средств, накладывать арест на цифровые права, взыскивать их.

Одни авторы, такие как И. П. Кравец, М. А. Бебнев считают, что взаимодействие ФССП России с лицами, выносящими исполнительный документ, касается, прежде всего, вопросов своевременности поступления исполнительного документа в ФССП России, проверки его подлинности, что подразумевает необходимость формирования результативно функционирующей системы обмена сведениями с использованием компонентов электронного документооборота. Совмещение внутренней и внешней частей информационного обеспечения деятельности ФССП России возможно благодаря созданию полноценного «электронного исполнительного производства», т. е. на основании одновременной работы механизмов получения нужных сведений (например, об имуществе должника, снятии ограничения на выезд за пределы России) от других органов власти посредством встроенных определенных интегрированных информационных ресурсов, а также создания судебным приставом-исполнителем документов в электронной виде и их доступности участникам исполнительного производства, возможности обмена данными документами [4, с. 227].

Н. С. Шамков указывает, что одним из главных показателей в реализации возможностей организации автоматизированной системы управления (далее АСУ), которая применительно к ФССП России включает подсистему «электронное исполнительное производство», должна предшествовать работа по созданию информационно-технических и организационно-технологических условий. Информационно-технические условия АСУ составляют: существование ведомственной сети системы электронного документооборота; присутствие в организациях автоматизированных информационных систем (аналог АИС ФССП России), которые обеспечивали бы статистическое наблюдение за объектами управления в режиме настоящего времени. Инструментом повышения производительности в отрасли исполнительного производства остается система «электронного исполнительного производства». Автоматизация главных процессов принудительного исполнения, в том числе подготовка по свыше чем 300 видам процессуальных документов (постановления, акты, запросы, уведомления, предостережения и др.), а также автоматизация процедуры применения мер принудительного исполнения (арест и реализация имущества должников) не полностью решают проблемы, связанные с большой нагрузкой на судебных приставов, что является препятствием к полному переходу на «электронное исполнительное производство» [7, с. 29, 30].

По нашему мнению представляется возможным, а также необходимо, оснастить пристава-исполнителя «сенсорным электронным планшетом» с установленным на нем портативной версией АИС ФССП для отслеживания «онлайн» изменений о поступлениях денежных средств от должника на электронный счет ФССП России, чтобы избежать повторного списания или обращения взыскания, наложения ареста на имущество на момент непосредственного осуществления исполнительных мероприятий с должником, т.е. нахождения пристава на «выходе» вне зоны рабочего места пристава в районный отдел судебных приставов (далее РОСП), а также в случае

необходимости направлять запросы при получении от должника сведений о наличии у него денежных средств или имущества в какой-либо организации, лица. Подключение «сенсорного электронного планшета» к базе данных исполнительных производств по исполнительному производству в отношении конкретного должника повысило бы мобильность и функциональность пристава-исполнителя на «выходе» к должнику или иным, связанного с должником лицом.

Другие авторы, такие как Н. В. Звягина, П. М. Гирич, С. Н. Шамков, в том числе тот же Н. С. Шамков основываются на том, что посредством внесения в работу ФССП России информационных технологий реально разрешить задачи: перейти на «электронное исполнительное производство»; обеспечить межведомственное электронное взаимодействие; оказать в электронном виде физическим и юридическим лицам услуги; автоматизировать систему управления территориальными органами. Степень электронного межведомственного взаимодействия часто устанавливает качество автоматизации производственных процессов. В практике часто происходит обмен сведениями в электронной форме с кредитными организациями. Нововведение принудительного исполнения в электронном виде предполагает прием исполнительных документов, созданных в электронном виде, вынесение постановлений в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направление постановлений участникам исполнительного производства в электронном виде, ведение электронных архивов, осуществление внутреннего электронного документооборота. Разрешая технико-информационные задачи по переходу на принудительное исполнение в электронном виде, подразумевающий полный процесс от подачи-приема исполнительных документов до сдачи исполненных документов в электронный архив, параллельно разрешались задачи по установлению юридической основы реализации электронного взаимодействия с органами власти в целях принудительного исполнения требований исполнительных документов в электронном виде для чего судебные приставы -

исполнители и иные должностные лица ФССП России, участвующие в исполнительном производстве, обеспечиваются усиленной квалифицированной электронной подписью [3, с. 47, 49, 50].

На наш взгляд в ближайшей перспективе должно быть налажено полное электронное взаимодействие с судебной системой, от которой поступают в основе своей бумажные исполнительные документы, запросы, иные документы посредством внедрения в судебный программный комплекс возможности отправки данных документов в электронном виде. Также необходимо обязать обеспечить предоставление полной и безоговорочной информации всех регистрирующихся и зарегистрированных кредитных организаций в Федеральной налоговой службе России (далее ФНС России) о имеющихся у них электронных базах данных, электронных адресах, а для этого подключить к их базам данных АИС ФССП, чтобы было возможно получать всю информацию об их клиентах - должниках по исполнительному производству.

О. А. Бояринцева, рассматривая аспекты создания суперсервиса «Цифровое исполнительное производство», полагает, что одним из обозначенных в проекте «Цифровое государственное управление» приоритетов стало развитие АИС ФССП в части ведения банка данных исполнительных производств. Банк данных исполнительных производств создан для сохранения электронных документов для чего судебными приставами-исполнителями формируются электронные номенклатурные дела - основные структурные части банка данных, сходных с документами на бумажном носителе. Банк данных исполнительных производств входя в программу развития «Цифрового исполнительного производства» реализует некоторые его функциональные возможности: учет и хранение электронных документов; использование банка данных исполнительных производств для электронного взаимодействия ФССП России с другими должностными лицами власти; использование банка данных исполнительных производств для электронного взаимодействия с цифровыми сервисами с целью предоставления ФССП России государственных и

муниципальных услуг в электронном виде, например, для ответов по заявлениям и ходатайствам участников исполнительного производства [2, с. 120, 122].

Реализация внедрения новых технологических модулей в АИС ФССП в виде расширения объема хранения и инструментария внесения электронных документов, поступающих из разных источников, к примеру, из кредитной или медицинской организации, и возможность внесения сведений о должнике и об его имуществе, имущественных правах из всех имеющихся электронных реестров в банк данных исполнительных производств по каждому отдельно взятому электронному делу позволило бы полностью перейти на безбумажный электронный документооборот.

Как отмечает А. А. Александров в Управлениях ФССП России проводится работа по созданию корпоративной вычислительной сети, позволяющей гарантированно передавать информацию в электронном виде по защищенным каналам связи между структурными подразделениями [1, с. 79]. Это на наш взгляд предполагает внедрение новых технологических изменений. Необходимость использования защищенных каналов связи представляет собой один из компонентов базы данных исполнительных производств АИС ФССП, что также должно найти своё отражение в портативных версиях базы данных исполнительных производств на «сенсорном планшете» пристава, поскольку утечка данных может повлечь неблагоприятные последствия не только для должника, чья конфиденциальная информация может стать либо общедоступной либо используема для совершения преступления, но и для пристава в виде выговора или понижения в звании, либо увольнения.

Таким образом, планируемый переход в виде полного отказа от использования бумажного носителя в исполнительном производстве является на 2023-2024 года основной задачей в исполнительном производстве, поскольку осуществление общения с должником на «выходе» судебного пристава -исполнителя из своего РОСП при наличии коробки с исполнительными производствами (делами) делают для пристава процедуру взыскания, ареста

имущества у должника неудобной, в то время как сенсорный электронный планшет (гаджет), подключенный «онлайн» к базе данных исполнительных производств АИС ФССП и возможностью подписывать электронные документы усиленной квалифицированной электронной подписью без «токена» с наличием программы электронной подписи, установленной на данном планшете, когда пристав находится у должника дома или на его работе, на дороге, вокзале, где находится должник ускорило бы взаимодействие даже при оформлении в отношении него протокола об административном правонарушении за неисполнение законного требования пристава. Обеспечение всех судебных приставов-исполнителей данными планшетами позволило бы отслеживать «онлайн» изменения о поступлении или списании денежных средств, наличии или отсутствии имущества, имущественных прав и иной информации, поступающей по делу из всех возможных источников в отношении должника по базе данных исполнительных производств АИС ФССП по конкретному электронному делу. Реализация данных возможностей позволило бы быстрее приставу окончить фактическим исполнением исполнительное производство, а взыскателю получить своё по исполнительному документу.

Список литературы:

1. Александров А. А. Применение современных информационных систем и электронных баз данных при организации функционирования территориального органа службы судебных приставов по субъекту Федерации // Человек: преступление и наказание. - 2010. - № 3 (70). - С. 78-80.

2. Бояринцева О. А. правовые аспекты использования баз данных в развитии цифрового исполнительного производства // Право и государство: теория и практика. - 2022. - № 12 (216). - С. 120-122. DOI: 10.47643/1815-1337_2022_12_120.

3. Звягина Н. В., Гирич П. М., Шамков С. Н., Шамков Н. С. Автоматизированная информационная система службы судебных приставов -

основной инструментарий в осуществлении полномочий // Правовая информатика. - 2013. - № 2. - С. 47-61.

4. Кравец И. П., Бебнев М. А. Правовое обеспечение Федеральной службы судебных приставов в рамках реализации ее функциональной задачи // Вестник ВГАВТ. - 2016. - № 47. - С. 223-229.

5. Лошкарев А. В., Кузьмичева Ю. В. К вопросу об обращении взыскания на криптовалюту и электронные денежные средства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - Т. 10-3 (49). - С. 131-134. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11181.

6. Разработаны законопроекты, обеспечивающие работу суперсервиса «Цифровое исполнительное производство» // URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/48535/ (дата обращения: 04.10.2023).

7. Шамков Н. С. Потенциал информационных технологий в решении задач по повышению эффективности Федеральной службы судебных приставов // Правовая информатика. - 2014. - № 1. - С. 28-32.

8. Шемарыкина Д. А. Совершенствование деятельности ФССП России в информационном пространстве // Юридическая наука. - 2019. - № 3. - С. 51-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.