Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ'

К ВОПРОСУ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3545
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОКУРАТУРА / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ / ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельникова Юлия Ивановна, Огородникова Арина Евгеньевна

В статье рассматривается правовая регламентация пенсионного обеспечения прокурорских работников. Посредством изучения судебной практики авторы акцентируют внимание на проблемных вопросах рассматриваемого института и предлагают пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PENSION PROVISION FOR PROSECUTOR'S EMPLOYEES

The article discusses the legal regulation of pension provision of prosecutorial employees. Through the study of judicial practice, the authors focus on the problematic issues of the institution in question and suggest ways to solve them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ»

393.3

Мельникова Юлия Ивановна Огородникова Арина Евгеньевна Саратовская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры Россия, Саратов Ulia.melnikova19@outlook.com Ogorodnikovaarinaa@yandex.ru Melnikova Yulia Ogorodnikova Arina Saratov state law academy Institute of prosecution Russia, Saratov

К ВОПРОСУ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОКУРОРСКИХ

РАБОТНИКОВ

Аннотация: в статье рассматривается правовая регламентация пенсионного обеспечения прокурорских работников. Посредством изучения судебной практики авторы акцентируют внимание на проблемных вопросах рассматриваемого института и предлагают пути их решения. Ключевые слова: пенсионное обеспечение, прокуратура, служба в органах прокуратуры, право социального обеспечения, пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности.

ON THE ISSUE OF PENSION PROVISION FOR PROSECUTOR'S

EMPLOYEES

Abstract: the article discusses the legal regulation of pension provision of prosecutorial employees. Through the study of judicial practice, the authors focus on the problematic issues of the institution in question and suggest ways to solve them. Keywords: pension provision, prosecutor's office, service in the prosecutor's office, social security law, retirement pension, disability pension.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплена важнейшая правовая гарантия социального обеспечения по возрасту и инвалидности [1]. Нельзя спорить с тем, что пенсионное обеспечение является важнейшей социальной гарантией, предоставляемой государством, поскольку она затрагивает интересы не только нетрудоспособных граждан страны (а это около 30% населения), но и опосредованно всех трудоспособных граждан [7, с. 7]. Следовательно, значение пенсионного обеспечения в социально-экономической системе государства трудно переоценить, так как именно оно является показателем благополучия и благосостояния общества.

Пенсионное обеспечение прокурорских работников регламентируется, прежде всего, Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [3] с особенностями, предусмотренными Федеральным Законом РФ «О прокуратуре РФ» [4].

В соответствии с названными актами прокурорские работники могут претендовать на 2 вида пенсий: за выслугу лет и по инвалидности. Важно отметить невозможность назначения двух видов пенсий одновременно: если

лицо имеет право на разные пенсии, тогда по выбору работника устанавливается лишь одна [8, с. 141].

Срок назначения пенсионного обеспечения по возрасту и инвалидности не одинаков: если в первом случае пенсия назначается и выплачивается после увольнения сотрудника, то в последнем случае - продолжительность службы не имеет значения.

Закон предъявляет ряд условий для назначения пенсии. Так, претендовать на получение пенсии по инвалидности могут прокурорские работники, инвалидность которых наступила либо в период службы, либо в течение 3 месяцев после увольнения. Также возможно назначение данного вида пенсии и в случае наступления инвалидности по истечении трехмесячного срока, но вследствие вреда здоровья, полученного в период исполнения трудовых обязанностей в органах и организациях прокуратуры.

Право на пенсию за выслугу лет имеют 2 категории прокурорских работников:

- Лица, имеющие выслугу не менее 20 лет;

- Уволенные со службы в органах прокуратуры в связи с обстоятельствами, указанными в законе, лица, достигшие 45 лет и имеющие общий трудовой стаж не менее 25 лет. При этом необходим стаж службы не менее 12,5 лет.

Особенности исчисления выслуги лет, а также назначения и выплаты пенсий прокурорским работникам отражены в соответствующем постановлении Правительства РФ № 942 [5]. В частности, в выслугу лет засчитывается период получения юридического образования в пределах 5 лет, который рассчитывается как 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Неблагоприятная экономическая обстановка, инфляция, рост цен обязывают законодателя принимать соответствующие меры по защите лиц, оставивших службу в органах прокуратуры в связи с инвалидностью или

достижением определенного возраста. Развивая гарантии, предоставленные Трудовым кодексом РФ [2], Федеральный Закон РФ «О прокуратуре РФ» обеспечивает индексацию пенсий согласно федеральному закону о федеральном бюджете. Более того, в октябре 2022 года Государственная Дума РФ приняла закон, позволяющий индексировать пенсионные выплаты прокурорским работникам без изменения бюджета [10]. Несомненно, положения данного правового акта окажут положительное воздействие на социальную защищенность прокурорских работников. В условиях введения зарубежными странами санкций против России закон позволит более оперативно принимать решения об увеличении пенсий указанных лиц.

Несмотря на большое количество правовых гарантий, юридического образования и опыта службы в органах прокуратуры, на практике не редки нарушения пенсионных прав прокурорских работников. Так, широкое распространение получили дела о включении в выслугу лет стажа работы в органах прокуратуры государств-членов СНГ.

Следует сказать о том, что Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» в пункте втором закреплено положение, которое говорит о необходимости включения в выслугу лет периодов службы, не только в случаях когда служба проходилась в Российской Федерации, но и когда она была пройдена в СССР. Кроме этого ранее рассматриваемый нами вопрос регулировало также «Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах -участниках Содружества Независимых Государств», подписанное 25 ноября 1998 года в Москве. Соглашение предусматривало признание трудового стажа и выслуги лет, которые были приобретены в странах СНГ, участниками

соглашения. Однако на сегодняшний день в силу отсутствия таких соглашений, возникает проблема регулирования данного вопроса [9, с. 80].

Обратимся к практике для наиболее полного рассмотрения затрагиваемого вопроса. В августе 2015 года центральным районным судом города Омска было рассмотрено дело по заявлению Куруськина В.Т. к прокуратуре Омской области [6]. Суть спора состояла в том, что истец требовал включить в специальный стаж работы, который давал бы ему право на назначение пенсии, стажа, полученного им при прохождении службы в государстве СНГ - республике Казахстан. Прокуратура в лице своего представителя исковые требования не признавала, сославшись на то, что Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не предусматривает такового. Кроме того, представитель ответчика заявила также о том, что пункт 2 статьи 6 Соглашения 1998 года предусматривает только возможность зачета трудового стажа, приобретенного в результате работы в государствах, подписавших Соглашение, при установлении пенсии. Генеральная прокуратура, не принимая непосредственного участия в процессе, также просила отказать истцу в требованиях в полном объеме. Суд после рассмотрения доводов обеих сторон все же принял сторону ответчика -прокуратуры Омской области, и в полном объеме отказал истцу в удовлетворении заявленных требований о включении в специальный стаж работы стажа, полученного при прохождении службы в республике Казахстан, на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Итак, подводя итог всему изложенному, считаем, что для решения данного проблемного вопроса необходимо внесение в нормативно-правовые акты федерального уровня некоторых изменений. И прежде всего, это решение вопроса, касающегося включения периодов службы в органах прокуратуры государств СНГ в выслугу лет, на основании которой работник получает право на пенсионное обеспечение. Важно также рассмотреть вопрос о приведении к единообразию судебной практики рассмотрения вопросов, касающихся социальной защиты государственных служащих, и в частности, лиц, состоящих на службе в органах прокуратуры. Для этого видится необходимым разработка и принятие соответствующего Постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; СЗ РФ, 18.07.2022, № 29 (часть III), ст. 5240.

3. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, № 9, ст. 328; СЗ РФ, 21.02.2022, № 8, ст. 1038.

4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472; СЗ РФ, 13.06.2022, № 24, ст. 3943.

5. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям». Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Решение № 2-3098/2017 М-3050/2017 от 25 августа 2017 г. по делу № 23098/2017 // [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/T5zfn0i9hlNv/ (дата обращения 10.10.022).

7. Пенсионное обеспечение: Учебник / Н.Ю. Борисенко. М., 2009. 576 с.

8. Гирич Е.А., Цечоев В.К. Общая характеристика пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. 2019. № 10. С. 139-143.

9. Дианова И.В., Шайхатдинов В. Ш. «Вопросы защиты социальных прав государственных служащих органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2020. № 4. С. 78-84.

10. Закон об индексации пенсий следователей и прокуроров принят // [Электронный ресурс] URL: https://pravo.ru/news/243211/ (дата обращения 07.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.