Научная статья на тему 'К вопросу о педагогической системе развития творческого потенциала курсантов в научно-исследовательской деятельности'

К вопросу о педагогической системе развития творческого потенциала курсантов в научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КУРСАНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVITY / STUDENT / TEACHER / MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITIES / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Евгений Сергеевич, Тишин Сергей Александрович, Михаилец Сергей Никитич, Смолин Андрей Александрович

Проведен краткий анализ предлагаемой педагогической системы развития творческого потенциала курсантов в научно-исследовательской деятельности в структурно-функциональном аспекте. Представлены задачи, стоящие перед курсантами в военно-практической деятельности, определены предложения по оптимизации и развитию творческого потенциала курсантов при обучении их в высшем военном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Евгений Сергеевич, Тишин Сергей Александрович, Михаилец Сергей Никитич, Смолин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of educational system development of creative potential of students in scientific research activity

Brief analysis of the proposed pedagogical system development of creative potential of students in scientific research activity in the structural-functional aspect. Presents challenges for cadets in the military-practical activity, defined proposals for optimization and development of creative potential of cadets in training in higher military educational institution.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогической системе развития творческого потенциала курсантов в научно-исследовательской деятельности»

УДК 378.1

Е. С. ТЕРЕЩЕНКО С. А. ТИШИН С. Н. МИХАЙЛЕЦ А. А. СМОЛИН

Омский автобронетанковый инженерный институт

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_

Проведен краткий анализ предлагаемой педагогической системы развития творческого потенциала курсантов в научно-исследовательской деятельности в структурно-функциональном аспекте. Представлены задачи, стоящие перед курсантами в военно-практической деятельности, определены предложения по оптимизации и развитию творческого потенциала курсантов при обучении их в высшем военном учебном заведении.

Ключевые слова: творческий потенциал, курсант, преподаватель, военно-профессиональная деятельность, научно-исследовательская деятельность.

Потребностям решения многих задач реформирования современного военного образования отвечает реорганизация научно-исследовательской деятельности курсантов военных вузов. Это позволяет перенести акцент с репродуктивного усвоения курсантами знаний на развитие познавательных интересов, формирование у них умений и навыков ведения научной работы. Научно-исследовательская деятельность курсантов, как одна из составляющих их профессиональной подготовки, реально создает личностно утверждающую ситуацию, которая формирует собственную структуру деятельности, обеспечивающую становление опыта выработки личностного знания, собственного мнения, своего профессионального мировоззрения. В силу своей значимости в развитии профессионально важных качеств будущего специалиста научно-исследовательская деятельность привлекает внимание многих исследователей.

Некоторые из них характеризуют научно-исследовательскую деятельность студентов как обязательный элемент подготовки будущих специалистов. В качестве основных задач студенческой (курсантской) научно-исследовательской деятельности учеными определяются: формирование интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных коллективах; развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний; выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач науки; подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резер-

ва научно-педагогических и научных кадров вуза [1]. Роль научного поиска в военном деле вообще, и в военном образовании офицера в частности, была предметом научных изысканий А. П. Дмитриева, B. К. Коноплева, М. И. Ясюкова и др. В разработках данных авторов утверждалась формирующая роль научно-исследовательской деятельности в личности советского офицера, указывались профессионально важные качества, которые развивались в научно-исследовательской деятельности: творчество, инициатива, научное предвидение и т.д. [2].

Анализ проведенных работ позволяет сделать вывод, что проблема организации научно-исследовательской деятельности в военном учебном заведении недостаточно рассмотрена в соответствии с задачей развития творческого потенциала курсанта — будущего военного инженера.

Основными задачами научно-исследовательской деятельности курсантов военного учебного заведения определены: формирование у них интереса к военно-научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыкам работы в научных коллективах; развитие у слушателей и курсантов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний; выявление наиболее одаренных и талантливых курсантов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач военной науки; подготовка из числа наиболее способных курсантов резерва научно-педагогических и научных кадров [3].

В рамках данной статьи научно-исследовательская деятельность считается специально организованным активным взаимодействием курсанта с актуальными проблемами военной науки и практики,

Рис. 1. Структура педагогической системы развития творческого потенциала курсантов в научно-исследовательской деятельности в структурно-функциональном аспекте

обязательным средством профессионального развития будущих военных инженеров. Научно-исследовательская деятельность курсантов военно-инженерного учебного заведения представляет собой педагогическую систему, макросистемами для которой является образовательный процесс и научная работа, включающую подсистемы различной природы и свойства: целеполагание, определенное проблемное содержание и методы его разработки, совокупность субъектов и педагогически целесообразные формы взаимодействия между ними, ресурсы и управление системой (рис. 1).

Системообразующей для педагогической системы является ее целевая подсистема, объединяющая две основные цели: решение актуальных проблем военной науки и развитие творческого потенциала курсантов. Содержательная подсистема имеет в своей основе проблематику, принятую для разработки в научно-исследовательской деятельности курсантов, она выражена через принципы и механизмы отбора направлений, тем научных исследований. Основные направления научной работы и темы исследований определяются генеральным заказчиком, и могут быть инициативой научного совета, кафедр или других научно-методических объединений, выполняться на договорной основе с другими федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями и учреждениями [3].

Проведённый анализ показывает, что практика снижения уровня сложности проблематики, предлагаемой курсантам для научно-исследовательской деятельности, является неоправданной.

Всех субъектов педагогической системы, внутренних или внешних по отношению к образовательному процессу, объединяет субъектная подсистема.

В число основных субъектов входят курсанты, преподаватели, однородные и смешанные исследовательские группы, а также научные работники других образовательных и научно-исследовательских учреждений, вовлекаемых в научно-исследовательскую деятельность.

Своеобразным «движителем» научно-исследовательской деятельности курсантов является процессуальная подсистема, которая характеризуется противоречиями, определяющими результативность и динамические характеристики развития творческого потенциала курсанта:

— между стремлением курсанта к творческой самореализации в профессии и возможностями, предоставляемыми научно-исследовательской деятельностью;

— между потребностью в развитии профессионально важных качеств курсанта и осознаваемым им потенциалом научно-исследовательской деятельности в данном процессе;

— между необходимостью разрешения насущных проблем военной науки и войсковой практики и имеющимся научным знанием.

Информационно-гностическая функция реализуется через самостоятельное приобретение ими в ходе разрешения профессиональных проблемных ситуаций системы научных знаний, научно обоснованных способов действий, а также представлений об актуальной военно-научной проблематике.

Ценностно-формирующая функция прослеживается в организации такого взаимодействия курсанта с проблемными областями и задачами развития Вооруженных сил Российской Федерации, в котором им определяются ценности, связанные с военно-профессиональной деятельностью, происходит поиск мировоззренческих ориентиров и стратегических жизненных целей.

Деятельностно-прогностическая функция заключается:

— в формировании у курсанта личного опыта научного творчества в военно-профессиональной деятельности;

— в освоении будущим инженером накопленного в военной науке и практике опыта научно-исследовательской деятельности;

— в соотнесении курсантом собственных творческих возможностей с потребностями и запросами военно-профессиональной деятельности;

— в прогнозировании собственного профессионального развития во взаимосвязи с профессиональным творчеством.

В создании исходных позиций для стратегий дальнейшего карьерного роста, связанных с занятием военно-научным творчеством проявляется социализирующая функция научно-исследовательской деятельности курсантов.

Функционал научно-исследовательской деятельности, зависит от свойств окружающей по отношению к субъектам, воспитывающей среды. Воспитательную среду, в рамках которой осуществляется научно-исследовательская деятельность курсантов, характеризует средовая подсистема.

Значение среды в воспитании человека изучено многими выдающимися психологами и педагогами. Проведя анализ, можно выделить в средовой подсистеме научно-исследовательской деятельности курсантов предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное окружения, оказывающие влияние на развитие их творческого потенциала [4].

Поведенческое окружение представляется нам как некая единая карта профессионального поведения, свойственная военным инженерам, возникающая за счет использования принятых профессиональных поведенческих форм и стереотипов.

Событийное окружение — это совокупность событий, попадающих в поле восприятия курсанта в процессе научно-исследовательской деятельности, служащих предметом оценки и основанием для жизненных выводов.

Информационное окружение — это совокупность разноформатной информации, ее источников и путей получения, обеспечивающей научный интерес будущего инженера.

Организационная подсистема содержит совокупность форм и методов научно-исследовательской деятельности, направленной на решение сформированной проблематики. Основными формами научно-исследовательской деятельности являются: участие в выполнении научных работ; моделирование

физических, познавательных процессов и боевых действий; выполнение заданий исследовательского характера в период практики; разработка научных докладов по актуальным вопросам науки, военной проблематике гуманитарных, естественных и технических наук и выступление с ними на заседаниях военно-научных кружков и конференциях; подготовка научных статей; участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработка и создание технических средств обучения, действующих стендов и макетов; участие в конкурсах на лучшие научные работы [3].

Ресурсное обеспечение нормального функционирования и развития научно-исследовательской деятельности как педагогической системы образует ее ресурсную подсистему, основными при этом считаются кадровый, материальный и научно-методический виды ресурсов.

Конечный продукт педагогической системы, ее системное свойство находится в основе результативного компонента, который рассматривается одновременно с точки зрения эффективности в решении актуальных проблем военной науки, а также с точки зрения эффективности системы в развитии творческого потенциала курсантов. Результативный компонент тесно связан с критериями и показателями оценки результативности педагогической системы.

В современной военно-педагогической литературе сформулированы следующие требования к критериям: во-первых, они должны быть объективными, то есть отражать признаки, присущие изучаемому предмету независимо от сознания и воли субъекта; во-вторых, надо, чтобы критерии содержали существенные признаки предмета; в-третьих, эти признаки должны быть постоянными и устойчивыми; в-четвертых, характерными признаками критериев является их повторяемость в предмете; в-пятых, при выработке критериев необходимо исходить из целей, задач, функций, содержания конкретного педагогического исследования [3].

Двойственный характер результата обосновывает необходимость одновременного применения двух критериев, первым из которых, является готовность курсанта к творческой военно-профессиональной деятельности, а вторым — результативность научно-исследовательской деятельности учебного заведения в целом.

Под готовностью курсанта к творческой военно-профессиональной деятельности понимается такое состояние его творческого потенциала, при котором он может успешно решать не стандартные задачи, возникающие в профессиональной деятельности военного инженера.

Обратимся к системе диагностики творческого потенциала, под которой понимается — совокупность исследовательских процедур, позволяющих соотнести текущее состояние творческого потенциала курсанта с критерием. Система диагностики творческого потенциала включает подобранные диагностические инструменты, способы диагностики, методы интерпретации данных и измерительные линейки.

Содержательно уровни развития творческого потенциала курсантов военного учебного заведения можно определить на основании классификации уровней технического творчества по способу решения проблемы Г. С. Альтшуллера [3]. По данному признаку в техническом творчестве выделяются три уровня:

1-й уровень. Применение известного решения к известной проблеме. Здесь либо применяются средства, прямо предназначенные именно для данной цели, либо выбирается один из немногих альтернативных вариантов решения задачи.

2-й уровень. Означает новое применение известного решения или новое решение старой задачи — не принятыми, непривычными в данной области средствами.

3-й уровень. Для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Такое творчество работает на отдаленное завтра [3]. Являясь достаточно универсальным, принцип выделения уровней Г. С. Альтшулера справедлив и для оценки творческого потенциала курсантов.

Необходимую для определения результативности научно-исследовательской деятельности по первому критерию градацию развития профессионально важных качеств обеспечивает выделение трех уровней развития творческого потенциала курсанта.

Избирательно-репродуктивный уровень обусловлен таким развитием профессионально важных качеств курсанта, при котором он способен: самостоятельно анализировать поставленную перед ним проблемную профессиональную задачу; сопоставлять ее условия с собственным и освоенным опытом профессиональной деятельности; выбирать наиболее целесообразный алгоритм ее решения.

Научно-конструкторский уровень обеспечивается развитием профессионально-важных качеств курсанта, позволяющим ему самостоятельно анализировать поставленную перед ним проблемную профессиональную задачу, сопоставлять ее условия с собственным и освоенным опытом профессиональной деятельности, разрабатывать и применять принципиально новые способы ее решения.

Проблемно-поисковый уровень возможен тогда, когда развитие профессионально важных качеств курсанта позволяет ему самостоятельно, на основе анализа противоречий, выявлять проблемные профессиональные задачи и находить новые способы их решения.

Учитывая двойственный характер целей научно-исследовательской деятельности, следует оценивать ее эффективность не только по развитию творческого потенциала курсантов, но и по вкладу в разработку актуальной научной проблематики. Сложность такой оценки заключается в следующем:

— основным субъектом научно-исследовательской деятельности является сам курсант, который пока еще выполняет профессиональную роль, а только приобретает профессиональный опыт и профессиональные знания, и следовательно, обладает не высокими исследовательскими возможностями;

— окончательное решение проблемных задач в силу их сложности, как правило, пролонгировано во времени или является итогом работы нескольких научных объединений. В профессиональном образовании будущий инженер чаще всего только закладывает основание в перспективный результат;

— в силу загруженности научно-исследовательской деятельности курсантов дидактическими и воспитательными задачами затраты на ее организацию не всегда сопоставимы с объективным научным результатом.

В силу этих обстоятельств особое значение приобретает экспертиза научно-исследовательской деятельности курсантов по критерию — результа-

тивности научно-исследовательской деятельности курсантов, заключающаяся в соотнесении представлений квалифицированных и компетентных экспертов о возможном в данных условиях объективном научном результате с реальным состоянием. Результативность научно-исследовательской деятельности курсантов как критерий, выражающий идеальное состояние системы, в этом случае определена как полное совпадение результативных характеристик научно-исследовательской деятельности с представлениями экспертов.

Также немаловажным является то, что побудители к занятиям научно-исследовательской деятельностью возникают в процессе стимулирования курсантов. Стимулирование в научно-исследовательской деятельности, понимается как комплексное целенаправленное внешнее воздействие на компоненты деятельности управляемой системы и процессы их формирования [3].

Как один из вариантов стимулирующих стратегий используется контрактное стимулирование, сущность которого заключается в установлении «контракта» — оговоренной зависимости получаемых моральных и материальных поощрений от результатов научно-исследовательской деятельности.

В качестве возможных стимулов, кроме оговоренных уставами и приказами, мы предлагаем использовать:

— зачет итогов в профессиональной подготовке и начисление дополнительных баллов по предметам обучения;

— внесение дополнительных отзывов и характеристик в личное дело будущего офицера;

— сертифицирование результатов научно-исследовательской деятельности;

— премирование в соответствии с нормативными документами и др.

Одновременно с мотивацией и стимулированием научно-исследовательской деятельности курсантов целесообразным на данном этапе является формирование у них ценностных ориентаций, связанных с военно-профессиональной деятельностью.

Таким образом, можно сделать выводы, что задачи научно-исследовательской деятельности требуют внесения изменений в содержание, а главное, формы освоения предметов общеобразовательных и военных циклов.

Подготовка военного инженера к научно-исследовательской деятельности требует акцента на активные и интерактивные формы работы курсантов, их самостоятельную работу, что позволяет достичь требуемого уровня теоретической и методологической подготовки.

Формирование целевой аудитории в научно-исследовательской деятельности предлагается осуществлять на основе первичной диагностики развития творческого потенциала. В научно-исследовательскую деятельность целесообразно вовлечение тех курсантов, у которых развитие побудительного и гностического компонентов по содержанию соответствует, как минимум, избирательно-репродуктивному уровню. В отношении остальных курсантов целесообразна индивидуальная воспитательная работа, направленная на выявление затруднений в развитии творческого потенциала и способов их преодоления. Отбор и распределение курсантов позволяет включить их в научно-исследовательскую деятельность одним из трех способов, наиболее соответствующим особенностям их личностного развития:

— поручением самостоятельного исследования;

— включением в формируемые научно-исследовательские группы;

— включением в уже работающие научно-исследовательские группы.

Библиографический список

1. Грушко, И. М. Основы научных исследований / И. М. Грушко, В. М. Сиденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Харьков : Вища школа, Изд-во при Харьковском ун-те, 1983. — 224 с.

2. Методологические проблемы военной теории и практики. — М. : Воениздат, 1966. — 326 с.

3. Исследование влияния работы курсанта в военно-научном обществе на развитие творческого потенциала : отчет о НИР (заключит.) / ОАБИИ ВС РФ ; рук. И. А. Маврина ; ис-полн. С. А. Тишин [и др.]. - Омск : ОАБИИ, 2012. - 148 с.

4. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. — М. : Педагогический поиск, 1997. — 78 с.

ТЕРЕЩЕНКО Евгений Сергеевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.

ТИШИН Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.

МИХАИЛЕЦ Сергей Никитич, кандидат технических наук, доцент кафедры двигателей. СМОЛИН Андрей Александрович, преподаватель кафедры двигателей. Адрес для переписки: tesa1978@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2014 г. © Е. С. Терещенко, С. А. Тишин, С. Н. Михайлец, А. А. Смолин

УДК 378 147: 8111611 Е. В. ЦУПИКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА И ГРУПП СООБЩЕНИЙ_

Автор статьи утверждает, что формирование умений логического анализа текста и групп сообщений позволяет предоставить студентам методику работы по определению количественных и качественных характеристик информации. Для этого в курсе изучения семантики текста обучающимся предлагается установить корреляции логических и лингвистических отношений. Ключевые слова: понятие, гипонимия, внешняя метонимия, лексическая конверсия.

Процесс формирования коммуникативной компетенции обучающихся включает изучение этических требований, предъявляемых к коммуникантам. Одним из этических требований к собеседникам является требование соблюдения логики высказываний, текста, и в том числе — структуры доказательства. Следовательно, возникает необходимость формирования умений логического анализа текста и групп сообщений, как воспринимаемых, так и передаваемых в ходе коммуникации.

Определение логичности текстового содержания происходит в ходе анализа его семантики (объема, содержания понятий с помощью дефиниции и их взаимосвязи) посредством логического оперирования с понятиями.

Основные формы мышления представим в виде схемы 1.

Понятие — в логике — мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков [1].

За счет изменения одного из элементов структуры понятия подразделяются на виды. По количественному признаку — на единичные, общие и пустые, а также на регистрирующие и нереги-

стрирующие, собирательные и разделительные. По качественному показателю — на утвердительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «падеж» является совокупность существенных признаков падежа: грамматическая категория, выражение отношений и т.д. Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «падеж» охватывает все падежи, поскольку они имеют общие существенные признаки. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Отношения между объемами понятий, представленными в тексте, покажем в виде табл. 1.

В лингвистике совпадение объемов выражается в отношениях функциональной эквивалентности лексем, а исключение — в отношениях гипонимии, градуальной и неградуальной антонимии. Логические операции с понятиями также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.