Научная статья на тему 'К вопросу о Новой роли Австралии и проблеме интеграции АТР'

К вопросу о Новой роли Австралии и проблеме интеграции АТР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1156
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРАЛИЯ / АТР / ИНТЕГРАЦИЯ / AUSTRALIA / ASIA-PACIFIC / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Заказникова Евгения Петровна

Впервые за прошедшие 20 лет Австралия, ранее не считавшая себя влиятельным игроком на международной политической арене, стала выступать с позиции одного из лидеров АТР. Она активизировала оказание помощи нуждающимся в экономической поддержке и стремящимся к обеспечению безопасности в регионе странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the first time in the past 20 years Australia which had not positioned itself as a major international political scene actor start to act as one of the leaders of Asia-Pacific. It intensified assistance to the countries of the region that are in need and striving for security.

Текст научной работы на тему «К вопросу о Новой роли Австралии и проблеме интеграции АТР»

Заказникова Е.П.

ИВ РАН

К ВОПРОСУ о НОВОЙ РОЛИ АВСТРАЛИИ и ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ АТР

Впервые за прошедшие 20 лет Австралия, ранее не считавшая себя влиятельным игроком на международной политической арене, стала выступать с позиции одного из лидеров АТР. Она активизировала оказание помощи нуждающимся в экономической поддержке и стремящимся к обеспечению безопасности в регионе странам.

По мнению старшего научного сотрудника Института оборонных и стратегических исследований Сингапура Леонарда Себастьяна, таким образом Австралия рассчитывала гарантировать себе спокойное и процветающее окружение.

Подобные усилия Австралия предпринимала и раньше. В первой из данных сфер это выражалось в ежегодном предоставлении 300 млн.долл. Папуа - Новой Гвинее (ПНГ). Во второй - в отправке в сентябре 1999 г., в соответствии с резолюцией ООН, на Восточный Тимор 5 тыс. военнослужащих, составивших костяк миротворческих сил во главе с австралийским же генералом; они должны были не допустить волнений населения острова, добивавшегося независимости от Индонезии. Австралийские войска оставались там и в течение четырех лет после провозглашения в мае 2002 г. Демократической Республики Тимор-Лесте. А в 2006 г. военное присутствие Австралии и на Соломоновых Островах сыграло главную роль в противостоянии беспорядкам после происшедших в августе национальных выборов.

Однако тогда результаты всей этой деятельности для авторитета Австралии трудно было назвать позитивными. Несмотря на ее финансовую помощь ПНГ эта страна погрязла в коррупции и преступности. А военные акции Австралии, проводившиеся в условиях ее крепнущего сотрудничества с США, закрепили за ней репутацию проводника интересов этой державы в АТР. Особенно резко ухудшились отношения с Индонези-

ей, которая не могла простить Австралии ее позиции по Восточному Тимору и расторгла заключенное ранее двустороннее соглашение о безопасности. И межгосударственные дипломатические отношения оказались под угрозой разрыва. В сложившихся обстоятельствах в течение всех последующих лет Австралия старалась наладить контакты с этой важнейшей для нее страной ЮВА. И это принесло свои плоды, чему способствовала и смена лидеров обеих стран. В результате ситуация стала меняться.

Это продемонстрировала атмосфера, в которой происходил состоявшийся в ноябре 2011 г. на о. Бали 6-ой Восточноазиатский саммит (ВАС), инициатором создания которого была АСЕАН, а учредителями - также Китай, Япония, Австралия и Новая Зеландия; на саммите впервые присутствовали и новые члены ВАС - Россия и США. В целях укрепления оборонного сотрудничества с Индонезией Австралия обязалась предоставить ей четыре самолета «Геркулес», а США, в 2005 г. восстановившие военное сотрудничество с Индонезией, 14 истребителей F-16. И в своем выступлении на этой встрече президент Индонезии Юдойоно выразил, по сути дела, одобрение военной стратегии Австралии. Он заявил, что новая база США в австралийском порту Дарвин не представляет угрозы странам АТР, поскольку это вряд ли что-либо изменит в регионе, нарушит привычный уклад жизни или доставит неприятности соседям.

Премьер-министр Австралии Джулия Гиллард провела переговоры и с рядом других участников саммита, в том числе с лидерами Японии, Китая, Южной Кореи и Таиланда. И, говоря об озабоченности некоторых стран по поводу американского военного присутствия на австралийской территории и стремления США расширить свое влияние в АТР, Гиллард выразила свою убежденность в том, что укрепление военных связей Австралии с этим государством будет способствовать стабилизации ситуации в регионе. В целом же, характеризуя свое участие в данном саммите, Г иллард заявила, что Австралия позиционировала себя как страна, находящаяся в числе лидирующих государств региона. Она сказала, что, учась на собственных ошибках, исходя из опыта передовых стран, почитая свою многонациональную культуру, мы пришли к выводу, что нашей

общей целью является укрепление экономических и политических связей и объединение усилий в области нового уровня безопасности в регионе. При этом, подчеркнула она, определяющим фактором для АТР является участие в АСЕАН США и России, которые своим присутствием признают важность региона для себя. Сдвиг экономической мощи на Восток - это не просто фраза, а обозначение долгосрочной тенденции развития для всего мирового сообщества, добавила Гиллард1.

Свое участие в безопасности региона Австралия осуществляла и посредством значительно расширившихся масштабов деятельности спецслужб. Это выразилось, в частности, в ее активном участии, вместе с другими своими партнерами, в арестах десятков действовавших в ЮВА террористов2.

Значение данного субрегиона как центра интеграционных процессов в АТР предопределило и активность Австралии в решении проблемы нормализации отношений с другой страной АСЕАН - Мьянмой. После того, как в 2010 г. в Мьянме прошли первые за 20 лет всеобщие выборы, и к власти пришло гражданское правительство, в 2011 г. приступившее к процессу демократизации страны, началась полоса отмены политических и экономических санкций, наложенных на нее западными странами.

В июне 2012 г. это сделала Австралия, министр иностранных дел которой Боб Карр посетил Мьянму, накануне визита заявив, что это государство переживает исторические перемены, и для Запада, в том числе и для Австралии, критически важно оказать поддержку проводимым ее руководством реформам. Он встретился с лидером оппозиции Аун Су Чжи и передал ей приглашение Дж. Гиллард посетить Австралию. Примеру Австралии последовал премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон. Большой интерес к этой богатой природными ресурсами и занимающей стратегическое положение стране проявили и США. В декабре 2011 г. Мьянму посетила госсекретарь Хиллари Клинтон, в июле 2012 г. о частичной отмене санкций заявил президент Барак Обама. А в ноябре он начал первую после своего переизбрания на этом посту зарубежную поездку - трехдневное турне по Таиланду, Мьянме и Камбодже

как символ того, что является «тихоокеанским президентом США»3.

Важным фактором растущего сотрудничества Австралии с государствами ЮВА было подписание в мае 2012 г. в Куала-Лумпуре соглашения о свободной торговле с Малайзией, переговоры по которому шли в течение семи лет. И Малайзия стала 10-м главным торговым партнером Австралии4.

Укреплялись и ее военные связи с АСЕАН. В июле 2013 г. в Дарвине состоялись переговоры Дж. Гиллард с прибывшим туда президентом Юдойоно об участии Индонезии в предстоявших в начале 2013 г. австралийско-американских военных учениях. По словам министра обороны Австралии Стивена Смита, это свидетельствовало о возросшей роли Индонезии в решении региональных и мировых проблем безопасности и укрепления двусторонних военных связей. Обсуждались и вопросы контрабанды людей - австралийские моряки перехватили в океане 70 судов с мигрантами из стран ЮВА; стремясь найти убежище в Австралии, в качестве транзитного пункта они использовали Индонезию5.

Данная проблема стала одной из самых обсуждаемых и потому, что участились случаи аварий с такими путешественниками, в том числе и с трагическими последствиями. Так, в июне 2012 г. у индонезийских берегов затонуло судно, на котором находилось около 200 беженцев из Шри-Ланки, державших курс на австралийский остров Рождества, расположенный в Индийском океане в 500 км к югу от Индонезии и более чем на 2 тыс. км от Австралии. Индонезийским и австралийским морякам удалось спасти лишь 110 человек. Палата представителей австралийского парламента одобрила компромиссный вариант заключенного в июле 2011 г. с Малайзией соглашения об обмене поступавших в эти страны беженцев и создании миграционных центров в Науру. Но сенат отклонил его6.

Рост взаимодействия Австралии с АСЕАН происходил на фоне развития процесса консолидации как в рамках самой этой организации, так и на основе ее сотрудничества с другими партнерами.

В начале апреля в столице Камбоджи Пномпень состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств стран

АСЕАН. Они обсудили дальнейшую реализацию Устава Ассоциации, создания к 2015 г. в АСЕАН «свободной от наркотиков зоны», а также вопросы международной и региональной безопасности и экономического развития.

А на следующий день там же начал работу очередной саммит АСЕАН. Главы государств обменялись мнениями по поводу территориального спора вокруг Южно-Китайского моря (ЮКМ), на часть акватории которого претендовали Китай, Филиппины, Малайзия, Бруней, Вьетнам и Тайвань, и некоторые другие международные проблемы.

Процессу интеграции АСЕАН была посвящена конференция министров стран этой организации в мае 2012 г. Она проходила под девизом «укрепление единства АСЕАН для построения гармоничного и безопасного сообщества». И, как заявил в начале этой встречи вице-премьер Камбоджи Tea Бань, по мере приближения 2015 г. как обозначенного в Уставе АСЕАН срока ее перехода к Единому сообществу, входящие в Ассоциацию страны должны активизировать свое сотрудничество. А именно - урегулировать все региональные конфликты, с тем чтобы создать условия для усиления процесса интеграции и формирования единых подходов к вопросам поддержания мира, безопасности, стабильности и процветания в ЮВА и во всем АТР7.

В связи с этим представляет интерес интервью, данное президентом Индонезии американскому изданию «Wall Street Journal». Он заявил, что экономические трудности Европейского Союза прямо влияют на экономику ЮВА, поэтому из происходящих там событий следует извлечь урок и ни в коем случае не копировать европейскую модель интеграции (идея трансформации АСЕАН по образцу ЕС была весьма популярна среди политиков и экспертов при прежнем руководстве страны)8.

В начале марта 2012 г. в Джакарте состоялось первое совещание Конференции Сторон Соглашения АСЕАН по борьбе со стихийными бедствиями и реагирования на чрезвычайные ситуации. В ней приняли участие министры соответствующего профиля или их представители от всех государств АСЕАН и генеральный секретарь этой организации. Данная встреча была проведена после вступления в силу этого Соглашения в декаб-

ре 2009 г. и в соответствии с подписанием Соглашения о создании координационного центра АСЕАН по гуманитарной помощи в борьбе со стихийными бедствиями в 2011 г. Конференция приняла решение об учреждении необходимых финансовых процедур, предполагавших внесение странами Ассоциации добровольных взносов в Фонд этого центра. Участники конференции приветствовали интерес других стран-членов ВАС к целям Фонда, призвав их к сотрудничеству. Координационному центру было получено создать рабочую группу, состоящую из секретариата АСЕАН, Индонезии, Лаоса, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Австралии, поставив перед ней задачу, выработать общую программу действий.

В конце того же месяца во вьетнамском Хошимине началась работа конференции по морской безопасности стран Южной Азии с участием семи стран АСЕАН, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Китая, Индии, США и Канады. Делегаты конференции обсудили возможности усиления морской безопасности в АТР9.

В мае АСЕАН приняла участие в Азиатском медиасаммите в столице Таиланда Бангкок. А в июне там же состоялось открытие 21 го восточноазиатского заседания в рамках Всемирного экономического форума, в котором участвовали более 600 представителей политической и деловой элиты из свыше 50 стран и регионов. На церемонии открытия присутствовали премьер-министр Таиланда Иинглак Чинават, президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно, премьер-министр Лаоса Тхонгсинг Тхаммавонг, премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг и премьер-министр Бахрейна Халифа Бен Сальман. Тайский президент призвала регионы Азии к обязательному и поступательному сотрудничеству и интеграции в целях преодоления вызовов глобального экономического спада, поскольку осуществление региональной взаимосвязи является ключевым решением данного вопроса. Она предложила осуществить такое взаимодействие по трем направлениям: совместно совершенствовать строительство инфраструктуры при свободном перемещении кадров и грузов через границы; усиливать разработку программного обеспечения с поддержкой бесперебойно-

го информационно-технологического обмена; расширять взаимосвязи с регионами вне АСЕАН и Азии10.

В июне же в Джакарте имела место конференция комитетов Международной Федерации транспортников в АТР. На ней собрались представители морского и рыбопромыслового комитетов этой Федерации от профсоюзов Индонезии, Сингапура, Филиппин, ПНГ, Японии, Тайваня, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии и России. Участники конференции обсудили обострившиеся проблемы пиратства в Индийском океане и безопасности экипажа при каботажных перевозках, вопросы улучшения труда рыбаков.

В то же время примечательно, что в связи с перспективой осуществления указанной выше задачи АСЕАН развивать собственную и региональную интеграцию Китай объявил о намерении вложить 10 млрд. долл. в инвестиционные проекты Ассоциации. Международные эксперты расценили данный факт как средство утверждения КНР своего доминирования в Азии. Тем более что рост своего экономического потенциала Китай конвертировал в такой политический фактор, как упомянутые выше территориальные претензии в отношении, в частности, островов Спратли в ЮКМ.

Сложившаяся ситуация способствовала усилению взаимодействия членов АСЕАН. На состоявшейся в начале апреля в Пномпене встрече глав внешнеполитических ведомств Ассоциации обсуждались подвижки в процессе интеграции этого объединения, а также вопросы международной безопасности и экономического развития. А на следующий день начался ежегодный саммит АСЕАН, главной темой которого был указанный выше конфликт11.

В этих обстоятельствах усиливалось сотрудничество АСЕАН и, особенно, Австралии с США, обещавших своим союзникам и партнерам в Европе и Азии защитить их всеми доступными средствами. Австралия, как и некоторые другие страны (Япония, Таиланд, Филиппины), имеет статус «стратегического союзника вне НАТО» США. И в соответствии с достигнутой в конце 2011 г. договоренностью Б. Обамы с Дж. Гил-лард и в условиях объявленной в январе 2012 г. новой военной стратегии США в АТР, в апреле была начата переброска под-

разделений американской морской пехоты на австралийскую территорию; в течении пяти лет численность военнослужащих должна была достигнуть 2,5 тыс. Официальной задачей этой акции было проведение совместных учений и спасательных операций. Но на практике главной целью наращивания военного присутствия США в АТР являлась нейтрализация влияния Китая в этом регионе. Как заявил на церемонии встречи морских пехотинцев США министр обороны Австралии Стивен Смит, основные политические и экономические приоритеты всего мира будут в ближайшее время сосредотачиваться в АТР, и на эти вызовы мы должны отвечать. И Австралия полностью поддерживает не только вовлеченность США в наш регион, но и расширение этого вовлечения.

Планировалось и создание американо-австралийской базы на принадлежащих Австралии Кокосовых островах - группы из 27 атоллов, расположенных в восточной части Индийского океана в 3 тыс.км. от Австралии площадью 14 кв.км и населением 600 человек. Но Б. Карр заявил, что решение об использовании этих островов в военных целях будет принято только после консультаций с «региональными партнерами» Австралии.

В связи с объявлением АТР приоритетной зоной своих интересов США рассчитывали перевезти в Австралию, на Филиппины и Гавайи также 3,3 тыс. своих пехотинцев, находившихся на японской Окинаве.

В условиях, когда конфликт вокруг богатых энергоресурсами островов Спратли превращался в ожесточенное противостояние стран АСЕАН и Китая, вооруженные силы США и Филиппин начали в апреле крупные военные учения вокруг этих островов с участием военнослужащих Австралии, Японии и Южной Кореи. А в мае США, Япония и Австралия договорились о проведении таких учений в районе острова Кюсю. При этом Австралия рассматривалась как идеальный плацдарм, расположенные там базы находились вне досягаемости китайских баллистических ракет, давая в то же время возможность

12

контроля над передвижением кораблей и самолетов КНР .

Совместно с Австралией, Южной Кореей и Японией США планировали и развертывание системы ПРО в АТР наряду с такой же системой в Европе и на Ближнем Востоке. Заявление об

этом сделал в апреле исполняющий обязанности помощника главы Пентагона по делам Азии и Тихого океана Питер Лэ-

-13

вой .

Вместе с тем, в апреле же Дж. Гиллард заявила о возможности вывода австралийских войск из Афганистана, наметив завершить его в 2013 г., оставив там лишь подразделения спецназа. На 2012 г. в этой стране находились 1,5 тыс. австралийских военнослужащих, в основном в центральной провинции Урузган, где они обучали солдат афганской армии. К этому времени погибло 32 австралийца, 219 человек получили ране-

14

ния .

А в мае руководство Австралии представило на рассмотрение парламента проект бюджета на новый финансовый год, в котором предусматривалось снижение государственных расходов. В наибольшей степени - с 1,8% до 1,58% ВВП, или на 24 млрд. долларов, - это касалось оборонной сферы, меньше было только в 1938 г. В результате впервые австралийский бюджет должен был стать профицитным. Однако сокращение военных расходов Австралии вызвало недовольство США. В интервью газете «Сидней морнинг» Б. Обама выразил свое особое удивление в связи с тем, что это осуществляет правительство одной из самых быстрорастущих экономик Запада. Как заявил глава американского командования вооруженных сил на Тихом океане Сэмюэл Локлер, уровень военных расходов Австралии оказался ниже ожидаемого США от своих союзников уровня в 2,5% ВВП. И представитель администрации США выразил предположение, что Австралия компенсирует это сокращение дисклокацией американских морских пехотинцев на своей территории15.

В июле Б. Карр дал интервью авторитетной сингапурской газете «Straits Times», в котором отразилось видение Австралией своей позиции в АТР, общей в нем ситуации и перспектив ее развития. Он сказал, что едва ли можно игнорировать азиани-зацию Австралии. Страны Азии - наши партнеры по торговле и иммиграции. Китайский язык является вторым языком страны. И все это олицетворяет меняющуюся Австралию. Тем не менее, Австралия остается западной нацией с западными институтами и ценностями. Но это не может стать препятствием ее интегра-

ции в регион. Просто имеющиеся в нем проблемы следует обсуждать со всеми входящими в АТР странами, как Австралия уже делает это в отношении США.

В связи с этим Карр коснулся вопроса размещения американской военной базы на австралийской территории. Он сказал, что морские пехотинцы США будут находиться там не на постоянной, а ротационной, т.е. сменяемой основе. Карр подчеркнул, что создание таких баз делается в интересах всеобщей безопасности, хотя и может вызвать усиление напряженности в отношениях с Китаем. Вместе с тем, он выразил надежду на установление, в конечном итоге, регионального военного сотрудничества, включая и взаимодействие КНР и США. Карр так же, как ранее и президент Индонезии, заявил, что не следует продолжать проталкивание идеи создания Азиатско-Тихоокеанского Союза по типу ЕС. После включения России и США в руководимый АСЕАН ВАС эта организация становится воплощением подобного сообщества и будет соответствовать представлению Австралии об архитектуре АТР16.

А в августе Карр заявил, что официальная делегация Австралии примет участие в предстоявшем в этом месяце саммите Движения неприсоединения в Тегеране. Австралия не является его членом, но в качестве гостя присутствует на саммитах этой международной организации, объединяющей 120 государств на

17

принципах неучастия в военных блоках .

В ноябре было объявлено, что австралийские и новозеландские миротворцы покинут Восточный Тимор, на котором находилось менее 400 военнослужащих по сравнению с 1 тыс. три года назад. Выступивший на торжественной церемонии их проводов премьер-министр страны Жозе Алешандро Гужмау поблагодарил Австралию и Новую Зеландию за помощь в достижении стабильности на Восточном Тиморе. Полный вывод международных сил планировалось завершить в апреле 2013 г., что откроет новый этап в развитии этой страны18.

Важным показателем поступательного процесса интеграции АТР стал рост активности отношений России с государствами ЮВА и региона в целом. Так в июне 2012 г. было объявлено, что корабли Тихоокеанского флота впервые примут участие в традиционных международных Учениях в составе 22 го-

сударств - ряде стран ЮВА, Океании, Австралии, Новой Зеландии, Европы и Латинской Америки. При этом Бруней, Вьетнам, Камбоджа, ПНГ, Бангладеш, Шри-Ланка и Бразилия были определены как наблюдатели. Среди участников учений не упоминались Китай, Тайвань и Северная Корея, и это означало, что данные маневры имели целью сдерживание роли Ки-тая в АТР19.

В экономической области активизация России выражалась преимущественно в увеличении экспорта оружия. После Индии страны АТР являлись вторым по важности его рынком, составляя, примерно, треть всего российского экспорта этого вида продукции. В 2007-2011 гг. РФ поставила в этот регион вооружения на 14 млрд. долларов, из которых основная часть - более 50% - приходилась на Китай. На втором месте были государства АСЕАН, в том числе Вьетнам - 4,4%, Малайзия - 4,3% и Индонезия - 1,47%. Поставки в другие страны имели небольшое значение или не делались вовсе. При этом свыше половины структуры экспорта составляла боевая авиация.

В 2012 г. сумма заключенных Россией экспортных контрактов на поставки оружия превысила 15 млрд.долл. При этом

в тройке основных покупателей, где место Китая занял Алжир,

20

из асеановских стран первым по-прежнему был Вьетнам .

Но отношения с государствами ЮВА развивались и по другим линиям. В июне 2012 г. состоялось заседание в Торгово-промышленной палате Делового совета «Россия-АСЕАН», на котором была отмечена актуальность его создания и подготовленной Советом концепции. Она включает четыре основных направления - экономико-инвестиционный, технологический, общественно-культурный и политический.

Вместе с тем, говорилось о необходимости усиления работы с такими странами Ассоциации, как Лаос, Камбоджа и Мьянма, которые отставали от уровня контактов с Россией21.

С мая 2012 г. РФ председательствовала в Азиатско-Тихоокеанском форуме, и в июне в Москве прошел очередной раунд ежегодных политических консультаций между заместителями министров иностранных дел России и АСЕАН. Российскую делегацию возглавлял Игорь Моргулов. Обсуждались актуальные международные проблемы.

В переданном им по телефону корреспонденту ИТАР-ТАСС интервью он заявил, что по большинству вопросов мировой повестки дня подходы России и АСЕАН близки или совпадают. В ходе консультаций с участием министров иностранных дел всех стран-членов Ассоциации произошел обмен мнениями по актуальным международным вопросам, и была достигнута договоренность о продолжении координации усилий по формированию новой, отвечающей современным религиям, архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Стороны высказались за формирование в АТР архитектуры безопасности и сотрудничества. Была достигнута договоренность об усилении взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и транснациональной организованной преступностью, в обеспечении энергетической и продовольственной безопасности. Констатировался прогресс в сотрудничестве в сфере экономики и инвестиций, науки и технологий, культуры и туризма.

А в июле Моргулов участвовал в состоявшихся в Пномпене асеановских мероприятиях - Совещаний министров иностранных дел Россия - АСЕАН министерской встреча стран-участниц ВАС и сессии Регионального форума АСЕАН по безопасности22.

А в ноябре премьер-министр Дмитрий Медведев представлял Россию в открытии в столице Лаоса Вьентьян саммита форума Европа-Азия (АСЕМ), на котором присутствовали главы 47 государств. Он вступил с предложениями по вопросу транспортного обеспечения региона. Медведев совершил также поездку в Ханой, где провел переговоры с премьер-министром Вьетнама Нгуен Тан Зунгом. По итогам визита были подписаны три документа: межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере мирного космоса, заявление о создании рабочей группы по приоритетным инвестиционным проектам и меморандум о взаимопонимании между Российским энергетическим агентством и главным управлением Минпромторга Вьетнама23.

Укреплялись и отношения России с Австралией. В ходе поездки министра иностранных дел Сергея Лаврова по странам АТР в январе 2012 г. он сделал остановку и в этой стране. Здесь

стороны подписали двухгодичный план межведомственных консультаций и обменов, что отражало взаимный интерес к оценкам ситуации в Азии и политического экономического развития региона. В соответствии с этим планом уже в марте состоялся новый визит Российского дипломата - заместителя министра иностранных дел Андрея Денисова, квалифицировавшего его как «уплотнение политических диалогов» двух стран. Он провел консультации с первым заместителем австралийского МИД Деннисом Ричардсоном, заявив, что это свидетельствует о наращивании усилении РФ в развитии своей политики в восточном, в частности в тихоокеанском, направлении. Денисов высоко оценил поддержку Россией повестки дня последнего саммита АТЭС. Он подчеркнул, что оценки этой страной событий и проблем Азии важна для России по той причине, что Австралия, являясь влиятельной силой в регионе и поддерживая союзнические связи с Западом, предпринимает в последний период меры к тому, чтобы очертить и акцентировать свою азиатскую идентичность. При этом, если в прошлом Австралия рассматривала ее с экономической точки зрения, то теперь любой дисбаланс в регионе имеет для нее не просто теоретическое, но сугубо практическое значение. Поэтому в России ощущается потребность в более частых и регулярных встречах на всех, в том числе руководящих, уровнях. Причем в настоящее время существует благоприятный фон для укрепления двусторонних контактов - в сентябре исполняется 70-летие установления российско-австралийских дипломатических отношений. Денисов отметил, что Австралия имеет все шансы

24

стать долговременным экономическим партнером РФ .

По мнению экспертов, экономики этих стран имеют много общего - обе они носят товарно-сырьевой характер, главные отрасли промышленности - горнодобывающая, топливная, отчасти металлургическая и машиностроение, и та и другая являются поставщиком сельскохозяйственной продукции. Особенно важным направлением торгово-экономических связей сторон было сотрудничество в области мирного атома. Во время проведения в июне 2012 г. Международного форума «Атом-экспо 2012» дочерние предприятия российской государственной корпорации «Росатом» и британо-австралийской горнодо-

бывающей компании заключили соглашение о поставках в Россию австралийского урана. На подписании договора присутствовала посол Австралии в РФ Маргерет Туми. Если заключенное в 1990 г. соглашение касалось переработки австралийского урана в России только для третьих стран, новый договор предусматривал использование его и для питания собственных ядер-ных реакторов. Австралия занимает третье (после Казахстана и Канады) место в мире по запасам данного вида продукции. Россия располагает около 40% мировых мощностей по обогащению урана, но они сильно недозагружены. Несмотря на заключенное в 2007 г. двустороннее межправительственное соглашение об использовании атомной энергии в мирных целях Австралия не допускала экспорта урана в Россию на основе австралийского законодательства по нераспространению ядерно-го оружия. Но в июле 2011 г. компания «Росатом» подписала с австралийским правительством дополнительный меморандум, содействовавший разрешению данного вопроса.

Развивались и научные связи двух стран. Был подписан межправительственный меморандум по сотрудничеству в Антарктике25.

Важным свидетельством развития отношений России с Австралией стало заявление, сделанное в августе 2012 г. министром обороны этой страны. В беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС он сказал, что главным инструментом налаживания российско-австралийского сотрудничества в области безопасности может стать ВАС. В настоящее время нет таких контактов из-за географической удаленности двух стран, но это не значит, что отсутствует возможность для налаживания сотрудничества в АТР, роль которого в общем контексте глобальной стратегической безопасности будет только возрастать. И, хотя Россия недавно присоединилась к ВАС, работа в этом крупном международном образовании даст нам хороший шанс для налаживания более тесных контактов26.

А в сентябре две ведущие австралийские газеты «Сидней морнинг геральд» и «Эйдж» в крупнейших городах страны Сиднее и Мельбурне вышли в свет со специальными приложениями «Russia beyond the Headlines» («Россия поверх заголовка»), которые были подготовлены «Российской газетой». В

опубликованных там материалах рассказывалось о Дальнем Востоке, известных писателях, спортсменах и особенностях погоды страны и говорилось о перспективах ее отношений с Австралией. В статье посла РФ в Австралии Владимира Морозова высказывалось мнение, что в будущем Россию ожидает плодотворное двустороннее сотрудничество в Совете Безопасности ООН, все более интенсивные контакты в рамках АТЭС, АСЕАН, саммитах ВАС и «двадцатки». Он подчеркнул, что прошедшие десятилетия заложили прочный фундамент под развитие подлинно-дружеских связей, свидетельствуя о том, что только совместными усилиями можно укреплять это сотрудни-

27

чество для решения сложных проблем .

Россия наградила медалью Ушакова ветеранов Второй мировой войны Австралии, как и некоторых других стран за участие в Северных конвоях, которые доставили по арктическим водам в северные порты Советского Союза в общей сложности 4 млн. тонн продовольствия и военной техники. Это

составило около четверти всей помощи СССР от Западных со-

28

юзников .

Продолжались и культурные связи. В 2012 г. число посетивших Россию австралийцев увеличилось на 33%. В состоявшемся в январе 2012 г. четвертом турнире «Большого шлема» по теннису в Мельбурне участвовали российские спортсмены. В июне в Сиднее открылся 59-й кинофестиваль, на котором были представлены два российских фильма29.

Показателем заинтересованности России в расширении связей с государствами АТР было ее участие в упомянутой выше международной конференции. Еще более широкие возможности для обсуждения региональных проблем предоставил состоявшийся в сентябре впервые в России очередной саммит АТЭС, что олицетворяло вход страны в АТР: местом проведения саммита был Владивосток, являющийся основными воротами РФ в Тихий океан. Вокруг Владивостока в радиусе 1 тыс.км располагаются динамично развивающиеся страны с населением 300 млн.человек.

Но, как отметил в интервью газете «Коммерсантъ» первый вице-премьер Игорь Шувалов, закончился проект по саммиту и

начинается много больший стратегический проект по развитию экспортного потенциала в направлении АТР30.

А это должно сказаться на развитии как самого Дальнего Востока, так и экономически связанных с ним регионов страны. К концу 2012 г. 60-80% его товарооборота приходилось на транзит из Сибири и Европейской части РФ. Важным событием в данном направлении было введение в начале 2013 г. в эксплуатацию второй линии трубопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан», по которому идет основной сырьевой экспорт на рынки АТР.

Показательно и то обстоятельство, что одна из стран -торговых партнеров РФ в АТР Новая Зеландия обратилась с просьбой принятия ее в члены Таможенного Союза. А на совещании в июне 2012 г., в рамках подготовки к АТЭС, аграрных министров двух стран было подтверждено объявленное ими ранее намерение создать Зону свободной торговли, на первом этапе - в области сельского хозяйства. Хотя, как отмечали эксперты, могут возникнуть трудности в связи с сочетанием норм такой формы сотрудничества с правилами Таможенного Союза31.

Глобальные интеграционные перспективы открывает осуществление идеи расширенного толкования понятия ЗСТ в АТР, выдвинутой США, Канадой, Австралией и Новой Зеландией, еще на саммите в Ханое в 2006 г.

А в ноябре 2012 г. в Пномпене состоялась встреча глав всех десяти стран-членов Ассоциации, Китая, Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии, на которой они приступили к переговорам об организации крупнейшей в мире ЗСТ-Всестороннего Регионального Экономического Партнерства (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP). Суммарный ВВП планируемого проекта составляет примерно 20 трлн. долл. Причиной же его возникновения стало падение экспорта товаров в условиях мирового кризиса из Китая и Японии в главный его потребитель - Европейский Союз. Переговоры по созданию RCEP предполагалось завершить в 2015 г.

Свою заинтересованность в этом мероприятии проявили и США - саммит посетил Б.Обама с официальной целью «укрепления связей в рамках Транстихоокеанского партнерства»32.

И, возможно, что такая форма сотрудничества перечисленных государств обернется и политической их консолидацией, поскольку, как известно, политика есть концентрированное выражение экономики.

В ноябре же была опубликована новая «Белая книга» австралийского правительства под названием «Австралия и азиатское столетие». В ней отмечается, что политическое и экономическое превосходство Азии - это не только необратимый, но и ускоряющийся процесс. И для достижения успеха Австралии надо вести работу по пяти главным направлениям:

1. Австралия должна войти к 2025 г. в десятку самых богатых стран мира (сейчас у нее 12-е место).

2. Следует осуществлять активное инвестирование в сферу образования.

3. Развивать всесторонние отношения с ключевыми партнерами в азиатском регионе, особенно с Китаем, Индией, Индонезией, Японией и Южной Кореей.

4. Расширять экономические связи с Азией.

5. Поддерживать стабильность и безопасность в регио-

33

не .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с тем, что Австралия была избрана на 2013-2014 гг. непостоянным членом Совета Безопасности ООН, и Россия по традиции должна была проводить консультации со всеми новоизбранными странами, в Канберре таковые состоялись 13 декабря. С австралийской стороны в них участвовали заместитель министра иностранных дел Джиллиан Берд и другие дипломаты, с российской - заместитель министра иностранных дел Геннадий Гатилов. И в своем интервью ИТАР-ТАСС по итогам этой конференции он заявил, что Россия готова наладить с Австралией конструктивные рабочие отношения по всем вопросам СБ ООН. Австралия, сказал Гатилов, работает в ООН достаточно активно, внося весомый вклад в деятельность этой организации в различных, в том числе миротворческой, ее областях. При этом он дал высокую оценку акции австралийских миротворцев на Восточном Тиморе, отметив, что австралийцы были лидирующей нацией при урегулировании ситуации в данной стране. И это стало одним из успехов ООН.

Гатилов подчеркнул, что РФ будет всячески содействовать решению проблем данного региона. И Россию, и Австралию объединяет, прежде всего, общее видение роли ООН как центра согласования политических позиций расположенных в нем государств. Он сказал, что Австралия понимает проблемы Афганистана и согласна с тем, что международное присутствие в этой стране должно быть санкционировано СБ ООН. В основном схожей с российской является и ее позиция по Сирии. При этом он заявил, что, хотя Австралия близка ко многим членам НАТО и у нее есть союзнические обязательства перед США, Совет Безопасности это все же такой орган, где каждое государство должно проявлять свою индивидуальность и иметь соответствующее ведение34.

Делая вывод из вышеизложенного, можно констатировать, что заявленная Австралией позиция находилась в русле общерегионального стремления к интеграции как важнейшей задачи стран АТР в условиях сложившейся в мире трудной и малопредсказуемой ситуации.

1 Компас, 19.01.2012; Урляпов В.Ф., Урляпов И.В. Восточный Тимор: тернистый путь к независимости. Академия гуманитарных исследований. М., 2005, с.138-139

2 Пульс планеты, 20.07.2012

3 Коммерсантъ, 2.12.2011, 13.07.2012; Kompas, 19.07.2012; Пульс планеты, 8.05., 5, 8.06.2012, 13.07.2012 http://www.bbc.co.uk/russian/rollingnews/2012/04/120404

4 Пульс планеты, 23.05.2012; http://meatinfo.ru/news/read? Id=278090

5 Пульс планеты, 3.07.2012

6 Пульс планеты, 27, 29.06.2012

п

Пульс планеты, 30.05.2012; http://ntdtv.ru/news/sammit-asian-nachal-rabotu-v-pnompene.

8 http:/ russiancouncil.ru/blogs/asia-pacific? id 4-71

9 http://vietnam-times,ru/news/politics/v-hoshimine-startovala-konferenzija-po-morskoj -besobasnosti

10 Пульс планеты, 29.05.2012, 30.05.2012

11 Пульс планеты, 29.05.2012 russian.people.com.cn/31520/7833717.html; http://www.korabel.ru/news/comments/v dzakarte sostoitya konferetsiya ko-

mitetov mezhdunarodnoy federatsii tranportnikov v aziatsko-tihookeanskom regione.html

12 Известия, 1.02, 6.04.2012; Коммерсантъ, 6.04, 9.07.2012; Пульса планеты. 17.05.2012

13

Глобус 6.04.2012; Дайджест иностранной информации. Информационное телеграфное агентство ИТАР-ТАСС

14 Пульс планеты, 17.04.2012; http://www.ria.ru/world/20120417/62810880.html

Коммерсантъ, 29.05.2013; com.ch/31520/7777257, html, http:/inteltv.ru-rabotu-v-pnompene. http://russian.people.com.en/31520/7833717.html

15 Пульс планеты, 18.07.2012

16 The Straits Times, 6.07.2012

17 Пульс планеты,23.08.2012

18 Пульс планеты, 23.11.2012

19 http://rus.ruvr.ru/2012.0615/78262047/

20 Известия, 22.02.2013; Коммерсантъ, 8.12.2012; http://russiancouncil.ru/inner/? Id 4=4408 active id ll=52#top

Пульспланеты, 18.07.2012

21

http://tpprf.ru/news/about/index.php?idl2=37926

22 Диппкурьер, 16.07.2012; Пульс планеты 13.07.2012; http://www.mid.ru

23 Коммерсантъ, 6,8,11.2012

24 Коммерсантъ, 7.04.2013 Компас, 5.04.2012

25 Коммерсантъ, 7.06, 31.10.2012; http://rus.ruvr.ru/2012203/68891573/

26 Пульс планеты, 9.08.2012

27 Пульс планеты, 15.09.2012

28 Аргументы недели, 18.10.2012

29

Аргументы недели, 7.05.2013; Пульс планеты, 31.06.2012

30 Коммерсантъ, 16.01.2013

31 Аргументы недели, 27.12.2013; Коммерсантъ, 26.01.2013

32

Локтттин Г.М. АСЕАН и АТЭС: конкуренция или партнерство? // «АСЕАН в начале XXI века», М., 2010, с.263

33 Компас, 8.11.2012

34 Дипкурьер, 18.12.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.