Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НИЦШЕАНСКИХ МОТИВАХ В ТВОРЧЕСТВЕ РАННЕГО М. ГОРЬКОГО'

К ВОПРОСУ О НИЦШЕАНСКИХ МОТИВАХ В ТВОРЧЕСТВЕ РАННЕГО М. ГОРЬКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
661
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ В РОССИИ / НИЦШЕАНСКИЕ МОТИВЫ / ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА / РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО ГОРЬКОГО / ЭСТЕТИКА БОРЬБЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скибина О.М., Скибин С.М.

В статье исследуется влияние философии Фридриха Ницше на русскую литературу конца XIX века, в частности, на творчество раннего Горького. Дается обзор современной писателю критической литературы и литературоведческих работ нашего времени. На примере анализа раннего романтического творчества Горького, его собственных высказываний о ницшеанской философии, делается вывод о параллельной постановке проблем «эстетики борьбы» обоими писателями: и Горький, и Ницше шли к решению данной проблемы своими, но очень близкими путями. Актуальность статьи определяется тем, что в настоящий момент идёт переоценка влияния Фридриха Ницше на мировую и, в частности, русскую литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF NIETZSCHEAN MOTIVES IN THE WORK OF THE EARLY M. GORKY

The article examines the influence of the philosophy of Friedrich Nietzsche on Russian literature of the late 19th century, in particular, on the work of early Gorky. An overview of contemporary critical literature and literary works of our time is given. On the example of the analysis of the early romantic works of Gorky, his own statements about Nietzschean philosophy, it is concluded that the problems of "struggle aesthetics" were posed in parallel by both writers: both Gorky and Nietzsche went to the solution of this problem in their own, but very close ways. The relevance of the article is determined by the fact that at the moment there is a reassessment of the influence of Friedrich Nietzsche on world and, in particular, Russian literature.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НИЦШЕАНСКИХ МОТИВАХ В ТВОРЧЕСТВЕ РАННЕГО М. ГОРЬКОГО»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УДК: 82-1/9

DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_5

Скибина О.М., Скибин С.М.

К ВОПРОСУ О НИЦШЕАНСКИХ МОТИВАХ В ТВОРЧЕСТВЕ РАННЕГО

М. ГОРЬКОГО

Skibina O.M., Skibin С.М.

ON THE ISSUE OF NIETZSCHEAN MOTIVES IN THE WORK OF THE EARLY

M. GORKY

Ключевые слова: философия Фридриха Ницше в России, ницшеанские мотивы, идея сверхчеловека, раннее творчество Горького, эстетика борьбы.

Key words: philosophy of Friedrich Nietzsche in Russia, Nietzschean motives, the idea of a superman, early work of Gorky, aesthetics of struggle.

Аннотация: в статье исследуется влияние философии Фридриха Ницше на русскую литературу конца XIX века, в частности, на творчество раннего Горького. Дается обзор современной писателю критической литературы и литературоведческих работ нашего времени. На примере анализа раннего романтического творчества Горького, его собственных высказываний о ницшеанской философии, делается вывод о параллельной постановке проблем «эстетики борьбы» обоими писателями: и Горький, и Ницше шли к решению данной проблемы своими, но очень близкими путями. Актуальность статьи определяется тем, что в настоящий момент идёт переоценка влияния Фридриха Ницше на мировую и, в частности, русскую литературу.

Abstract: the article examines the influence of the philosophy of Friedrich Nietzsche on Russian literature of the late 19th century, in particular, on the work of early Gorky. An overview of contemporary critical literature and literary works of our time is given. On the example of the analysis of the early romantic works of Gorky, his own statements about Nietzschean philosophy, it is concluded that the problems of "struggle aesthetics" were posed in parallel by both writers: both Gorky and Nietzsche went to the solution of this problem in their own, but very close ways. The relevance of the article is determined by the fact that at the moment there is a reassessment of the influence of Friedrich Nietzsche on world and, in particular, Russian literature.

Проблема влияния философии Фридриха Ницше на русскую литературу конца XIX века, а также использование ницшеанских мотивов в высокой и массовой литературе уже была предметом нашего исследования1. На примере анализа двух повестей Чехова - «Дуэль» и «Палата №6» мы выявили принятые и отвергнутые положения теории Ницше русским писателем и подчеркнули актуальность поставленной проблемы: в настоящий момент идёт переоценка влияния Фридриха Ницше на мировую и,

1 Скибина О.М. Ницшеанские мотивы в высокой и массовой литературе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — Тольятти, 2021. Т. 2. № 2(35). С. 21-27.

в частности, русскую литературу. Имя Ницше постоянно упоминается при глубоком анализе творчества не только Чехова, но и Леонида Андреева, и русских символистов, и, конечно, Максима Горького -наиболее «ницшеанского», но, как оказалось, самого сложного в вопросах влияния. Парадоксальная система нравственных ценностей немецкого философа, наложенная на не менее парадоксальную картину мира раннего Горького, его активная личность и ее «протестующий дух»2, - все это породило огромную литературу на тему «Ницше и

2 Луначарский А.В. Собр.соч.: В 8 т. - М., 1963. Т.1. С. 289.

Горький», но и создало сложность в интерпретации данной темы из-за разных, порой взаимоисключающих мнений. Попробуем разобраться в их многообразии.

Поначалу в России «немецкого философа не столько широко читали, сколько говорили о нем в печати»1. Затем в «Вопросах философии и психологии» в 1892 г. (кн. 15) появилась первая серьезная статья о нем — «Фридрих Ницше: Критика морали альтруизма» В.П. Преображенского, в 1893 г. последовали статьи Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина и др. Чуть позже появились публикации Н.К. Михайловского. Н. Минского. Сама философская поэма Ницше «Так говорил Заратустра» («Also sprach Zarathustra», 1883—1885) в переводе Ю.М. Антоновского, была опубликована лишь в 1898 г. в «Новом журнале иностранной литературы». В этом же году она вышла отдельным изданием2. Образ Ницше в России в 1900 годы был мифологизирован символистами, видевшими в его судьбе и творчестве «нечаянно величавые мировые гори-зонты»3. Не чужд Ницше был и просвещенным марксистам вроде Луначарского, возглавившего после революции Наркомат просвещения и своей деятельностью направлявшего процесс созидания новых, марксистских, ценностей4. Однако даже известный критик и публицист П.П. Перцов, услышал о Ницше и его «сверхчеловеке» только в 1890—1891 гг., «о чем едва лишь зашумели в столицах»5.

1 Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше: (Предыстория и начало формирования) // На рубеже XIX и XX веков: Из истории международных связей русской литературы: Сб. научных трудов. Л., 1991. С. 29.

2 СМ.: MUSENALMANACH в честь 80-летия Ростислава Юрьевича Данилевского / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб., 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru (Дата обращения 29 ноября 2011).

3 Писатели символистского круга : Новые материалы / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - СПб : Дмитрий Буланин, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). С. 177-178.

4 Жукоцкий В.Д., Жукоцкая З.Р. О тождестве противоположностей: к диа-логике ницшеанства и марксизма в России. // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 125-144.

5 Перцов П.П. Литературные воспоминания 1890-

1902 гг. — М.: Новое лит. обозрение, 2002. С. 40.

Что уж говорить о самоучке Горьком, не знавшем немецкий язык и скорее всего познакомившимся с переводами Ницше не ранее обозначенных лет? И тем не менее ницшеанскими идеями пронизано буквально все раннее творчество Максима Горького - от его первого рассказа «Макар Чудра», появившегося в печати в 1892 году, до «Челкаша» (1895) и «Мальвы» (1897). Хотя вопрос: был или не был Горький ницшеанцем и что в его ранних романтических произведениях написано под влиянием идей немецкого философа, а что является оригинальным в собственной философской системе, - до сих пор остается открытым. Казалось бы, найти ницшеанские мотивы, переклички с идеями великого немецкого философа в раннем творчестве Горького не так уж и сложно - практически каждый его рассказ наполнен аллюзиями и реминисценциями из Ницше, тем более, что и критика тех лет весьма охотно проводила параллели между героями молодого Горького с ницшеанцами. Правда, до 1898 года - время выхода первого сборника рассказов Горького -вопрос о ницшеанстве писателя критика не поднимала. Говорили о пессимизме и «декадентстве» Горького6, после появления рассказа «Ошибка» проводили параллели с творчеством Чехова. И только критик Николай Минский, усмотрев в рассказах Горького «проповедь права сильного», которая «является довольно новой и рискованной» , первым написал: «Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверхбосяков, сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства <...>», однако «видеть в философии. Горького отражение ницшеанства или индивидуализма Ибсена я не решаюсь. Если эти учения и в самом деле отразились в миросозерцании

молодого беллетриста, то в весьма иска-

8

женном виде» .

Попробуем разобраться: что Горький, старательно открещиваясь от Ницше при

6 Книжки «Недели», 1897. №12.

7 Книжки «Недели», 1898. №5. C. 189.

8 Минский Н. Философия тоски и жажды воли / Новости. 1898. №138; печ. по: Критические статьи... С. 17-26. [Электронный ресурс]. URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/kritika/minskij-filosofiya-toski-i-zhazhda-voli.htm (дата обращения 29 ноября 2021).

упоминании об их «похожести», все же взял у него? Чем идеи Ницше, страстно проповедовавшего принципы новой морали, задели молодого писателя? Наверно, точнее всего почувствовал и сформулировал эту связь редактор «Русского богатства» народник Н.К. Михайловский1. Михайловский сразу же после выхода в 98 году сборника «Очерки и рассказы» Горького подчеркнул антинародническую направленность (вор Чел-каш — герой, мужик Гаврила — жадный раб) и преувеличенный индивидуализм горьковских героев (Ларра, Данко, Мальва), которые своим поведением и заявлением стирали все общепринятые границы между добром и злом, что во многом перекликалось с известными заявлениями Ницше. При этом Михайловский четко выделил в учении Ницше «свет» (активность человеческой личности, протест против идеи приспособленчества, враждебное отношение к пессимизму и аскетизму, жажда личного творчества) и «тени» (теория «двух моралей», культ силы и презрение к слабым, величайшее презрение к народным массам и антидемократизм). Не настаивая на прямом воздействии идей Ницше на Горького2 («Повторяю, я отнюдь не утверждаю, что на г. Горького имел влияние Ницше, и склонен, напротив, думать, что это именно совпадение, а не сознательное усвоение или бессознательное подражание»), Михайловский одним из первых разглядел в героях Горького этический максимализм и противоречия: с одной стороны, великая вера в Человека и его возможности, с другой, -двойственная оценка «человека» вообще -реального существа, вступавшего в трагический конфликт с риторикой писателя. В этом противоречии и кроется особый дух романтической философии самого Горького. Сам Горький в «Беседах о ремесле», как бы отвечая на поставленный всеми критиками вопрос, спокойно отвечал: «Критика упрекала меня за то, что я будто бы «романтизировал босяков», возлагал на люмпен-пролетариат какие-то неосновательные и несбыточные надежды и даже приписал им «ницшеанские настроения. Романтизиро-

1 Михайловский Н.К. О Максиме Горьком и его героях / Русское богатство. 1898. № 9-10.

2 Там же.

вал? Это едва ли так. Надежд не возлагал никаких, а что снабдил их <...> кое-чем от философии Ницше - этого я не стану отри-цать»3. Вполне возможно, что Горький мог и не читать произведения Ницше, которого только и начали переводить на русский язык вскоре после 1898 года. Но о философе спорили практически в каждом толстом журнале, и с интерпретацией идей Ницше писатель, жадный до всего нового, конечно, был знаком.

Философ Владимир Соловьев писал о моде на ницшеанское понимание смысла жизни, и мода эта была востребована, прежде всего, новым читателем, уставшим от пессимизма. По его мнению, Ницше находил такой смысл именно в эстетической стороне жизни, в том, «что сильно, величественно, красиво. Предаться этой стороне жизни, охранять и укреплять ее в себе и для себя, доставлять ей преобладание и развивать дальше до создания сверхчеловеческого величия и новой чистейшей красоты -вот задача и смысл нашего существования <...>. Такой взгляд, связанный с именем талантливого и злополучного Ницше и сделавшийся теперь модною философией на смену недавно господствовавшего пессимизма, не нуждается, как и тот, в каких-нибудь внешних опровержениях - со стороны: он достаточно себя опровергает на собственной почве» .

Максим Горький весьма своеобразно, вполне в духе эстетики Ницше и, вполне возможно, без ее непосредственного влияния поставил именно эти же вопросы: что есть красота, сила, подвиги, свобода, мораль? Преклонение перед сильным и цельным человеком, воспевание борьбы как единственно верного способа существования, самоутверждение за счет врага, любовь-ненависть, радость взаимного уничтожения, презрение к слабым и неудавшимся - вот суть горьковской философии. «Краси-

3 Горький М. Беседы о ремесле. [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-maksim-gorkiy/ 44124-besedy-o-remesle-maksim-gorkiy.html (дата обращения 28 ноября 2021).

4 Соловьев, В. Оправдание добра. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/quote/410470-opravdanie-dobra-v-s-solovevhttps://mir-knig.com/read_ 192850-10. (дата обращения 30 ноября 2021).

вые - всегда смелы!» - восклицает старуха Изергиль. Можно добавить: красивые и гордые, свободные от рамок цивилизацион-ной жизни, которая способна вогнать в тоску любого. «Тоска» эта может переходить в безумие, обреченность, злобу («Коновалов», «Супруги Орловы»), но она же способна породить «энергию сопротивления, жажду преображения жизни, подъем непосредственного чувства, отличающие всех «беспокойных» героев Горького: от его «босяков» до символических Сокола и Буревестника»1. «Эстетика борьбы» - так можно обозначить миропонимание Горького2.

Интересную трактовку проблемы «Горький и Ницше» дал читателям критик Ю. Александрович. Он заметил, что Горький взмыл к славе на волне ницшеанства: «помню 10 лет назад... как встрепенулось, вздрогнуло русское общество и с благоговением, чуть не с молитвой, напряжённо ловило каждое новое слово писателя»3. «Затем произошла своего рода инверсия этого «уравнения влияния»: сначала ницшеанские ассоциации помогли Горькому достичь известности, а затем сами горьковские герои-босяки способствовали дальнейшему закреплению популяризованного образа философа. Бродяжничающие бездельники, наполнявшие ранние рассказы Горького, превратились в посланцев, несущих философию Ницше русским читателям»4. Чел-каш, игнорирующий власть, отрицающий

1 Чернышова Е.М. Горький // История русской литературы XX - начала XXI века: учебник для вузов в 3- х частях с электронным приложением: Часть 1: 1890-1925 годы / Сост. и науч. ред. проф. В.И.Коровин. - М.: ВЛАДОС. 2014. C. 70.

2 Русская литература рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛИ РАН. - М.: «Наследие». 2000. С. 518.

3 Александрович, Ю. После Чехова. Очерк молодой литературы последнего десятилетия (18981908) / Ю. Александрович. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. С. 46-65.

4 Edith W. Clowes. The Révolution of Moral Con-

sciouness «Nietzsche in Russian Literature», 1890-1914. Публикуется по изданию Гуманитарное агенство «Академический проект», СПб, 1999 год и Northen Illinois University Press, Dekalb, Illinois, 1988. Перевод с английского Л.В.Харченко, Редактор Л.Д. Микитич. СПб, Изд-во: Академический проект. - 240 с. [Электронный ресурс]. URL: https: // refdb.ru/look/1618217-pall.html (дата обращения 28 ноября 2021).

собственность, связи между людьми, олицетворяющий все антиобщественное, и другие горьковские босяки, отвергшие привычное мещанское благополучие, — «стали посредниками, сделавшими Ницше понятным и привлекательным для публики». Александрович не стремился к популяризации идей немецкого философа, но признавал то обстоятельство, что именно Горький приблизил Ницше к русской жизни, ибо «сверхчеловек <...> не лжёт перед собой, он наивен и смел... Наивен и смел, как ребёнок или гений... Босяк Горького тоже немного ниц-шеанец»5.

Современники Горького обнаруживали ницшеанские мотивы практически в каждом рассказе о босяках, пытаясь объяснить стремление создать образ «благородного босяка» условиями жизни писателя, его окружением: «Он <Горький> вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны. - писал Ходасевич. - Люди, которых он видел, были то ее виновниками, то жертвами, а чаще - и жертвами, и виновниками одновременно. Естественно, что у него возникла (а отчасти была им вычитана) мечта об иных, лучших людях. Потом неразвитые зачатки иного, лучшего человека научился он различать кое в ком из окружающих. Мысленно очищая эти зачатки от налипшей дикости, грубости, злобы, грязи и творчески развивая их, он получил полуреальный, полувоображаемый тип благородного босяка, который, в сущности, приходился двоюродным братом тому благородному разбойнику, который был создан романтической литературой» .

Споры о ницшеанстве Горького не прекращались за последние сто тридцать лет, затихая на время и разгораясь с новой силой. Имя Нишце то было под запретом (30-50-е годы XX века), то возникало вновь. В зависимости от этого вопрос о ницшеанстве Горького то был в центре внимания горьковедов, то вновь исчезал. Имеется обширная литература на эту тему, многие статьи опубликованы в известной серии «Рус-

5 Там же. С. 89.

6 Максим Горький: pro et contra. Современный дискурс / Составители: О. В. Богданова, В. Т. Захарова, Л. А. Спиридонова, М. Г. Уртминцева. — СПб.: РХГА, 2018. (Русский путь). С. 138.

ский путь» в томе «Максим Горький: pro et contra». Наиболее полно и последовательно он освещен в трудах Павла Басинского1.

Не претендуя на полноту решения поставленной проблемы, выделим некоторые так называемые «общие места» в попытке отыскать ницшеанские мотивы в раннем творчестве Горького.

1. Прямые переклички: «хохоты моря» у Ницше - «море смеялось» у Горького, «Несвоевременные размышления» Ницше -«Несвоевременные мысли» Горького, «Похмелье требует водки, а не угрызений совести» (Ницше «Веселая наука», Горький «Бывшие люди»). Ницше: «Крик насмерть раненного и всё же не умирающего героя, с его отчаянным зовом: «Стремиться! Жаждать! В смерти изнемогать от стремлений, не умирать от тоски желаний!», Горький: «И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и ... захлебнулся моей он кровью!... О, счастье битвы!..» и т.п.

2. Аллюзии и реминисценции, которые Дм. Быков называет «ницшеанскими пассажами»: «Тут, кажется, впервые я почувствовал себя врагом слабых людей. Впоследствии, в более серьезных случаях, мне весьма часто приходилось наблюдать, как трагически беспомощны сильные в окружении слабых, как много тратится ценнейшей энергии сердца и ума для того, чтобы поддержать бесплодное существование осужденных на гибель» («О первой любви»):

3. Проповедь культа силы: «Горький любит силу за то, что она сила, он любит могучие порывы за то, что они нарушают ненавистный ему самодовольный покой. Нравственное и сильное для него почти си-нонимы»2. Преклонение перед сильным героем, которому позволено все, и презрение к слабому («Трое», «О первой любви», «На

Басинский П. Ранний Горький и Ницше: мировоззренческие истоки творчества М. Горького 1892—1905 гг. / Дисс. ... канд. филол. н. : 10.01.01. -М., 1998. Басинский П.В. К вопросу о «ницшеанстве» М. Горького // Изв. РАН. 1993. Сер. лит. и яз. №4.

2 Поссе В.А. Певец протестующей тоски [Электронный ресурс]. URL:http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/ kritika/posse-pevec-protestuyuschej-toski.htm (Дата обращения 17 декабря 2021).

плотах»), свобода инстинктов («Мальва»), эстетика борьбы и жажда подвига («Старуха Изергиль»): «Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!»3.

4. Идея сверхчеловека, которая на русской почве, особенно в массовой литературе, была переосмыслена как вседозволенность действий «сильной личности». У Горького в «Старухе Изергиль» это Ларра, возомнивший себя таковым: «Все смотрели на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе»4, сама старуха Изергиль, Мальва и другие герои. Произошла своего рода аберрация - подмена понятий, ибо Ницше конструировал свою систему нравственных ценностей, которая могла бы способствовать полному расцвету индивида. «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Сумерки идолов», «Антихрист», «Так говорил Заратустра» -все эти произведения Ницше были по-своему прочувствованы и переосмыслены юным Горьким.

Поэтому вернее было бы говорить не о прямых заимствованиях в раннем творчестве Максима Горького, а об аллюзиях и реминисценциях и достаточно свободном обращении с первоисточниками мотивов, тем, высказываний героев. Данная особенность вообще характерна «для культуры начала века <...>. В это время происходит страшное смещение культурных «знаков» в сознании читателя. Мощный поток информации, связанный с расцветом переводческой деятельности, производил в умах «самоучек» настоящие культурные катастро-фы»5.

Таким образом, проблема «Горький и

Горький М. Собрание сочинений: В 8 т. /

М. Горький; [Сост. С. А. Небольсин, А. М. Ушаков].

- М.: Сов. Россия, 1987. Т. 1. С. 122.

4 Там же. С. 108.

5 Русская литература рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛИ РАН. — М., изд-во: Наследие. 2000. С 513.

Ницше» кажется вполне исследованной, но это лишь на первый взгляд. Она действительно поставлена еще прижизненной критикой, убрана с повестки дня в годы, когда о Горьком принято было говорить только как о вожде литературы социалистического реализма, и вернулась в 90-е годы ХХ века. Практически все литературоведы, так или иначе исследующие данную тему, обращают внимание на следующее: 1) молодой писатель мог познакомиться с философией Ницше гораздо раньше, чем публикации его основных работ появились в русском переводе. Следовательно, Горький вполне мог использовать «ницшеанские пассажи»1 в

Быков Д. Был ли Горький? Часть вторая. Изгнанник. [Электронный ресурс]. URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/biografiya/bykov-byl-li-gorkij/

своих самых ранних рассказах; 2) горьков-ские идеи, созвучные идеям Ницше, восприняты им через марксиста Луначарского, отсюда такая «сложная эволюция от крайнего индивидуализма к строгому коллекти-визму»2, от босяка к революционеру; 3) ницшеанские идеи, прежде всего, были созвучны самой личности Горького, которая создала собственную Вселенную и желает быть ее центром; 4) оба объявили войну тысячелетним ценностям и заявили об их переоценке.

chast-vtoraya-izgnannik.htm (дата обращения 30 ноября 2021).

2 История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. - М.: Изд-во группы «Прогресс» - «Литера». 1995. С. 45.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Александрович, Ю. После Чехова. Очерк молодой литературы последнего десятилетия (1898-1908) / Ю. Александрович. - М., Изд-во Юрайт, 2021. - 181 с.

2. Басинский, П.В. Ранний Горький и Ницше: мировоззренческие истоки творчества М. Горького 1892—1905 гг. / дисс. ... канд. филол. н.: 10.01.01. - М., 1998. Басинский П.В. К вопросу о «ницшеанстве» М.Горького // Изв. РАН. 1993. Сер. лит. и яз. №4.

3. Быков, Д. Был ли Горький? Часть вторая. Изгнанник. [Электронный ресурс]. URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/biografiya/bykov-byl-li-gorkij/chast-vtoraya-izgnannik.htm (дата обращения 30 ноября 2021).

4. Бялик, Б.А. Почему полуправда хуже неправды // Горький и его эпоха: Исследования и материалы. - М., 1989. Вып. 2. С. 79-84, 117-120.

5. Горький, М. Собрание сочинений: В 8 т. / М. Горький; [Сост. С. А. Небольсин, А. М. Ушаков]. - М.: Сов. Россия, 1987. - Т. 1. С. 122.

6. Горький, М. Беседы о ремесле. [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-maksim-gorkiy/44124-besedy-o-remesle-maksim-gorkiy.html) (дата обращения 30 ноября 2021).

7. Данилевский, Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше: (Предыстория и начало формирования) // На рубеже XIX и XX веков: Из истории международных связей русской литературы: Сб. научных трудов. - Л., 1991. С. 29.

8. Жукоцкий, В.Д., Жукоцкая, З.Р. О тождестве противоположностей: к диалогике ницшеанства и марксизма в России // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 125- 144.

9. Злобин, В.А. Миф или реальность? (К вопросу о «ницшеанстве» М. Горького») // М. Горький и современная советская литература: Межвуз. Сборник. - Горький, 1983.

10. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. — М.:Изд-во группы «Прогресс» - «Литера». 1995. С. 45.

11. Книжки «Недели», 1897. №12.

12. Книжки «Недели», 1898. №5. C. 189.

13. Луначарский, А.В. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1963. Т.1.

14. Максим Горький: pro et contra. Современный дискурс / Составители: О. В. Богданова, В. Т. Захарова, Л. А. Спиридонова, М. Г. Уртминцева. — СПб.: РХГА, 2018. (Русский путь).

15. Минский, Н. Философия тоски и жажды воли. / Новости. 1898. No 138; печ. по: Критические статьи... С. 17-26. [Электронный ресурс]. URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/kritika/ minskij-filosofiya-toski-i-zhazhda-voli.htm (дата обращения 28 ноября 2021).

16. Михайловский, Н.К. О Максиме Горьком и его героях / Русское богатство. 1898. № 9-10.

17. MUSENALMANACH в честь 80-летия Ростислава Юрьевича Данилевского / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. — СПб., 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru (дата обращения 29 ноября 2021).

18. Перцов, П.П. Литературные воспоминания 1890-1902 гг. — М.: Новое лит. обозрение, 2002. С. 40.

19. Писатели символистского круга: Новые материалы / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. (Акад. тип. Наука РАН).

20. Поссе, В.А. Певец протестующей тоски. [Электронный ресурс]. URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/kritika/posse-pevec-protestuyuschej-toski.htm (Дата обращения 17 декабря 2021).

21. Равдин, Б.Н., К проблеме «Горький и Ницше». Четвертые Тыняновские чтения: Тез. докладов. - Рига: Зипатне, 1988.

22. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛИ РАН. - М. Изд-во: Наследие. 2000. C. 513.

23. Русская мысль, 1895. №8.

24. Скибина, О.М. Ницшеанские мотивы в высокой и массовой литературе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — Тольятти,2021. Т. 2. № 2(35). С. 21-27.

25. Соловьев, В. Оправдание добра. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/quote/410470-opravdanie-dobra-v-s-solovev (дата обращения 28 ноября 2021).

26. Чернышова, Е.М. Горький // История русской литературы XX - начала XXI века: учебник для вузов в 3- х частях с электронным приложением: Часть 1: 1890-1925 годы / Сост. и науч. ред. проф. В.И.Коровин. - М.: ВЛАДОС. 2014. C. 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Edith, W. Clowes. The Revolution of Moral Consciouness «Nietzsche in Russian Litera-ture», 1890-1914. Публикуется по изданию Гуманитарное агенство «Академический проект», СПб, 1999 год и Northen Illinois University Press, Dekalb, Illinois, 1988. Перевод с английского Л.В. Харченко, Редактор Л.Д. Микитич. СПб, Изд-во: Академический проект. - 240 с. [Электронный ресурс]. URL:https://refdb.ru/look/1618217-pall.html (дата обращения 28 ноября 2021).

Дата поступления: 30.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.