УДК 614.84
Технические науки
Халикова Лиана Талгатовна, студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич, д-р экон. наук, профессор, Уфимский
государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
К ВОПРОСУ О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА
Аннотация: В статье раскрывается тема о независимой оценке пожарного риска, для чего она требуется, и какая польза от проведения независимой оценки пожарного риска.
Ключевые слова: Независимая оценка пожарного риска, аудит, риск, МЧС, надзорные органы.
Annotation: The article reveals the topic of an independent fire risk assessment, why it is required and what is the benefit of conducting an independent fire risk assessment.
Keywords: Independent fire risk assessment, audit, risk, Ministry of Emergency Situations, supervisory authorities.
Отдельные положения относительно проведения независимой оценки рисков пожарной безопасности на разных типах объектов прописаны в федеральном законе №123-Ф3. Независимая оценка отчетности - аудит, требуется для проверки соответствия мер по предупреждению и тушению пожара потенциальным рискам в определенном здании (обращают внимание на материалы, количество персонала, присутствующее в здании и их время нахождение в здании, этажность здания, хранящиеся вещества и т.д.). Для проведения независимой оценки пожарного риска привлекаются независимые организации, имеющие сертификат от Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для чего же нужна данная процедура?
Во время оценки пожарного риска обследуется здание или объект, организации эвакуации и систем первичного пожаротушения, анализируются условия и действующие меры по предупреждению возгорания. Устанавливается эффективность каждой стороны системы и сопоставляется с возможными рисками для здоровья и жизни людей. Также при проведении обследования составляется документ, подтверждающий ее соответствие. От степени рисков на объекте и вида аудита зависит срок действия заключения, он может варьироваться от 1 до 3 лет.
Хорошо подготовленный расчет пожарного риска, позволяет подобрать правильное оборудование и средства для предотвращения или тушения пожаров на данном объекте. На функционирующем объекте независимая оценка отчетности доказывает, что принятые меры удовлетворяют и полностью соответствуют существующим рискам, что может помочь избежать затрат на покупку дорогостоящих систем. Юридическое лицо считается освобожденным от проверок пока не истек срок заключения, так как считается, что у него соблюдены все требования техники пожарной безопасности на должном уровне. Также пожарная инстанция в этот период дне налагает на его объект штрафов [1].
Кто имеет возможность осуществлять оценку рисков?
Данную процедуру самостоятельно не может выполнить ни компания-подрядчик, ни сам застройщик, ни владелец этого здания. Компании, устанавливающие противопожарное оборудование, могут подготовить отчеты пожарного риска, но они не имеют права выдавать заключении о соответствии требованиям пожарной безопасности. Постановление Правительства №304 от 7 апреля 2009 г указывает кто может провести независимую оценку пожарного риска объекта. Только независимые аудиторы, аккредитованные МЧС и имеющие соответствующую лицензию, могут поводить независимую оценку
пожарного риска.
Существует реестр таких проверяющих, его ведет национальный союз организаций по обеспечению пожарной безопасности, собственно, что может помочь ввести законность и право воплотить в жизнь похожую работу всякого юридического лица. От класса пожарной опасности здания, его этажности, планировки, количества персонала и посетителей зависит цена проверки и подсчетов риска.
Также стоимость формируется и на основании в дополнительной разработке модели расчетного времени для эвакуации, способа построения полей опасных факторов, противопожарных мероприятий. Цена может повыситься, если при проверке органом ГПН были выявлены нарушения их также возьмут в расчет.
Основание для проведения независимой оценки пожарного риска?
«Методики», утвержденные Приказом №382 от 30 июня 2009 г и Приказом МЧС №404 от 10 июля 2009 г. служат нормативными документами, по которым ведется аудит пожарной защищённости. Выбор способа находится в зависимости от индивидуальностей строения, но оба способа отвечают требованиям Постановления Правительства №87 от 16 февраля 2008 г и согласованы с Законом №123-Ф3.
Основанием для проведения оценки рисков служат следующие случаи:
• проектирование новых зданий и сооружений.
• усовершенствование существующей системы пб с внесением изменений в оборудование.
• перепланировка здания (добавление комнат, складов, хранение новых материалов с другим классом горючести).
• разработка пожарной декларации.
• возникновение трудно устранимых нарушений, предписанных контролирующим органом (например, построить второй запасной выход на верхнем этаже здания).
• разработка специфических технических условий для производства
Процедура выполнения независимой оценки пожарного риска
Для выполнения услуги, по независимой оценке, расчета пожарного риска нанимается аккредитованный эксперт и заключается договор. В документе указываются задействованные специалисты и программа выполнения проверки, а также другие подробности.
Оригинал заключения и комплект подтверждающих документов остается у заказчика, не позднее 5 рабочих дней экспертная организация подает копии в структурное подразделение МЧС, отвечающее за надзор этой территории.
Сама процедура аудита и выявления соответствия объекта существующим рискам включает в себя следующие действия:
• исследование документации (проект, декларация пожарной безопасности, бумаги на хранящиеся в нем материалы).
• обследование помещений, путей эвакуации, трудностей передвижения во время эвакуации, достаточность запасных выходов и т. д.
• выявления потенциально небезопасных пространств, где имеет возможность случится произойти возгорание, и оценка воздействия на людей и вещественные значения неблагоприятных факторов.
• проведение экспертиз с тестированиями (в случаях, которые поставлены нормативными документами) и воплощения расчетов для выведения четкого пожарного риска.
• если организация пожарной защищенности на объекте всецело соответствует имеющимся рискам, то дается заключение, с выводами экспертов. Если же меры по пожарной безопасности не выполнены разрабатываются предложение о внесении изменений на объекте для соответствия требованиям пожарной защищённости.
Какие данные записываются в аудиторское заключение
В зависимости от масштабов здания и количества возможных рисков
заключение должно содержать до 70 страниц и выглядеть в форме отчета. На титульной странице должно быть указанно название проверяемого объекта и его адрес, на второй странице указывается краткое содержание документа. В заключении всегда должно указываться:
• название экспертной организации, выполняющей аудит.
• данные контракта, на основании которого была произведена оценка рисков.
• сущность используемого способа поверки для аудита, а также ключевые вычисленные связи.
• доскональное описание объекта, в котором производилась испытание.
• построение расчетной модели (включает чертежи и эскизы зданий и его частей).
• данные профессионалов и должностных лиц, задействованных в процессе.
• список произведенных работ и их результаты.
• выбор и формулировка сценария возгорания.
• расчет времени от начала пожара до абсолютной блокировки путей для эвакуации. Вероятные варианты развития пожара и его распространение.
• определение вероятности эвакуации и подсчет важного для этого времени исходя из числа персонала и посетителей в пиковые часы загрузки строения.
• список нормативных документов и справочной информации. Выводы. Подпись директора аудиторской организации и печати.
Таким образом польза от проведения независимой оценки риска, предупреждающего пожарную опасность.
Согласно Приказу МЧС №644 от 30 ноября 2016 г, если владелец объекта имеет заключение о пожарном аудите, то органы ГПН не могут проводить в нем плановые проверки без заранее составленного годового плана. От
категории риска сооружения зависит срок освобождения от государственного контроля. Также освобождает от вероятных штрафов, которые согласно статье 20.4 КоАП РФ варьируют от 2000 до 30000 рублей, в зависимости от формы юридического лица. Также дает личную уверенность в соответствии здания нормам пожарной безопасности и вероятным рискам. Во время проведения процедуры можно проконсультироваться со специалистом и задать все интересующие вопросы по конкретному объекту [3].
Библиографический список:
1. Аксенов С.Г. К вопросу о принятии управленческих решений при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров в городских условиях. Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2019): Сборник статей по Международной научно-практической конференции/ Уфимский государственный авиационный технический университет, ГУ МЧС России по Республике Башкортостан. - Уфа РИК УГАТУ, 2019. -с. 8-18.
2. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности "обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"».
3. Приказ МЧС от 30.11.2016 №644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской бороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».