Научная статья на тему 'К вопросу о несовершенстве муниципальных актов'

К вопросу о несовершенстве муниципальных актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АКТ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / УСТАВ / МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валишина М.Ф.

Статья посвящена рассмотрению вопросов о несовершенстве муниципальных актов. Исследованы наиболее распространенные проблемы в этой сфере, возникающие в современном мире и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о несовершенстве муниципальных актов»

2. Закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з (ред. от 27.12.2013) «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 17.03.2005).

3. Еникеев З.И. Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций. - Уфа, 2006. - С. 14.

К ВОПРОСУ О НЕСОВЕРШЕНСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АКТОВ

© Валишина М.Ф.*

Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа

Статья посвящена рассмотрению вопросов о несовершенстве муниципальных актов. Исследованы наиболее распространенные проблемы в этой сфере, возникающие в современном мире и предложены пути их решения.

Ключевые слова муниципально-правовой акт, местное самоуправление, устав, местный референдум, население.

Местное самоуправление представляет собой часть конституционного строя любого демократического государства. Являясь формой народовластия, непосредственно выражает волю народа как единственного источника власти в нашей стране. Местное самоуправление призвано выражать волю народа и действовать в его интересах, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью [1].

Начиная с 2004 года в Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации деятельности органов местного самоуправления» были внесены более 90 поправок и изменений. На сегодняшний день депутаты Государственного Собрания - Курултай РБ обсуждают поправки к закону от 18 марта 2005 года N 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Это говорит о том, что местное самоуправление есть явление очень динамичное, и отношения, лежащие в его основе, подвергаются постоянным изменениям. И, несомненно, регулирующие эти отношения законные и подзаконные акты должны максимально отвечать определенным требованиям, то есть также «идти в ногу» с развитием общества, инноваций и государства в целом.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-Ф3 в ст. 7, 43 преду-

* Кафедра Уголовного права и процесса. Научный руководитель: Аминов И.Р., доцент кафедры Государственного права, кандидат юридических наук.

сматривает разработку собственных муниципальных правовых актов органами местного самоуправления и определяет их систему [2]. То есть, органы местного самоуправления наделены полномочиями по разработке и принятию собственных нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции необходимых для решения вопросов местного значения.

Несомненно, наделение таким полномочием является достаточно целесообразным. Ввиду того, что муниципальные правовые акты принимаются непосредственно на местах, тем самым имеют больше возможности осветить проблемные вопросы конкретного муниципального образования, учесть специфику организации местного самоуправления и особенности самого населения. Таким образом, учитывая все необходимые нюансы, есть реальная возможность достичь максимальной эффективности при реализации муниципального правового акта.

Согласно вышеуказанному Федеральному Закону от 6 октября 2003 года, муниципальными правовыми актами являются: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

К муниципальным правовым актам предъявляются те же требования, что и к другим нормативно-правовым актам: законности, целесообразности, актуальности, стабильности, принятие компетентным органом. Без соблюдения этих требований, изданный муниципальный правовой акт не может полноценно регулировать правоотношения.

Устав муниципального образования является для него «местной конституцией», направленный на определение направлений деятельности местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Однако данная задача реализуется на местах с существенными недочетами. Во-первых, это проявляется в том, что устав представляет собой воспроизведение федеральных и региональных законов. Федеральный Закон № 131 предусматривает, какие положения должны быть закреплены в уставе, и даже порядок их расположения. И лишь в пункте 2 статьи 44 рассматриваемого Федерального Закона устанавливается право на регламентацию иных вопросов организации местного самоуправления. Безусловно, устав должен содержать полное наименование муниципального образования, название органов местного самоуправления, но для чего прописывать в нем формы участия населения в решении вопросов местного значения, перечень вопросов местного значения, если они уже закреплены на федеральном уровне? Во-вторых, если сравнить два устава близлежащих муниципальных образований, то можно, в большинстве случаев, удостовериться в их идентичности. Возни-

кает вопрос: для чего разрабатываются уставы муниципальных образований, если они дублируют или законы федерального и регионального уровня, или друг друга?

Конечно же цель устава состоит в другом, а именно закрепить уникальность, как муниципального образования, так и проживающего в нем населения. Определить какая именно организация органов местного самоуправления подойдет для конкретного муниципального образования, с учетом специфики территориальной организации, социально-экономического составляющего, менталитета местного населения.

Решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан наряду с уставом имеют высшую юридическую силу на соответствующем муниципальном образовании. Однако при их разработки и принятии возникают существенные трудности, препятствующие свободному волеизъявлению граждан.

Зачастую представленные на референдум вопросы выдвигаются по инициативе депутатов или главы муниципального образования, а не населением. Причина данного явления, состоит, во-первых, в политической пассивности, незаинтересованности самого населения в жизни муниципального образования, а во-вторых, в сложной процедуре выдвижения инициативы граждан на местный референдум.

Менталитет русского народа таков, что он хочет все и сразу, он не хочет ходить по инстанциям, собирать огромное количество необходимых документов, чего требует процедура выдвижения инициативы гражданами. В Федеральном Законе установлено, что сбор необходимого количества подписей в поддержку данной инициативы не должно превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Получается, если будут собраны подписи от соответствующего муниципального образования более 5 процентов, то референдум назначен не будет, следовательно, ущемляются права инициативных граждан. А смысл референдума состоит как раз таки в разрешении вопросов затрагивающие интересы местного населения.

Пройдя все необходимые этапы, инициативная группа не может быть абсолютно уверенной в назначении референдума, так как это напрямую зависит от того, признает ли представительный орган вопрос, выносимый на референдум, соответствующим вопросам местного значения, затрагивает ли он интересы всего населения.

Как правило, наиболее часто встречающимися нарушениями при разработке и принятии представительными органами муниципальных актов являются: несоответствие федеральному и региональному законодательству.

Имеется масса решений суда о признании несоответствия устава муниципального образования федеральному законодательству. Данный факт говорит о том, что депутаты при разработки и принятии «местной конституции»

не проанализировали единственно существующий в этой сфере, в сфере местного самоуправления Федеральный Закон, хотя он устанавливает в качестве обязанности при осуществлении своих полномочий наряду с Конституцией РФ руководствоваться и Федеральным законом от 6 октября 2003 года. Из этого можно сделать вывод, что депутаты не обладают соответствующей квалификацией необходимой для нормотворчества, и, следовательно, не способны в полной мере реализовать свои полномочия по представлению интересов всего населения.

Аналогичная проблема содержится при издании муниципальных актов главой муниципального образования, местной администрацией и иных органов местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Результаты странового опроса за 2013 год, проведенного Общероссийским Конгрессом Муниципальных Образований показали следующее: «Исходя из собранных материалов, проблемы, с которыми сталкиваются представительные органы, во многом идентичны тем, можно сказать, системными проблемам, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при осуществлении иных полномочий - это, прежде всего, несовершенство законодательной базы и нехватка квалифицированных кадров» [3]. Проведенные исследования показывают, что в органах местного самоуправления большинство муниципальных служащих не имеют высшего образования. Нехватка квалифицированных специалистов приводит, как правило, к несоблюдению юридической техники, дублированию одних актов другими, отсутствие ясности и четкости, что как следствие может привести к выходу за пределы своих полномочий.

Таким образом, для решения вышеуказанных проблем необходимо применить следующие меры:

1. Обеспечить реальную юридическую силу, индивидуальность уставу муниципального образования, представляющая собой «местную конституцию».

2. Необходимо стимулировать население к участию в политической жизни муниципального образования, проявлять гражданскую активность. Упростить процедуру выдвижения инициативы проведения местного референдума гражданами.

3. Необходимо, в качестве повышения квалификации, обеспечить депутатам, должностным лицам и муниципальным служащим обучение правилам юридической техники. Для эффективности обучения считаем целесообразным привлечения специалистов из правовых управлений государственной власти субъектов и профессоров высших учебных заведений.

4. Рекомендуется проводить обучение не только в форме семинаров или лекции, а также обеспечить доступ к электронному обучению.

5. А так же, в целях межмуниципального сотрудничества и обмена опытом, следует периодический проводить различные конференции, презентации и встречи, посвященные конкретным аспектам создания и совершенствования муниципальных правовых актов.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.

3. Официальный сайт Общероссийского Конгресса Муниципальных Образований (ОКМО) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.окмо.рф.

КАК СНИЗИТЬ ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ, ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ АНТИТЕРРОРА

© Галковский А.А.*

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Работа посвящена вопросам снижения текучести кадров в сфере противодействия терроризму.

Ключевые слова антитеррор, терроризм, противодействие, кадры.

Проведение анализа кадровой работы в организации и выводы, сделанные по результатам этого анализа, выявили ряд недоработок, а также недостаточное внимание по отношению к некоторым вопросам. Поэтому целесообразно дать несколько рекомендаций для более эффективной деятельности работы с кадровым составом, занятым в сфере антитеррора, а именно его усовершенствованию. Важнейшими нерешенными проблемами являются:

- отсутствие методов и технологий, позволяющих объективно оценивать возможности, перспективность работников, в условиях структурной и функциональной неопределенности системы государственного управления;

- необходимо снизить текучесть кадров;

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.