Полученные выражения и графики для определения конструктивных параметров противофильтрационных завес через радиус закрепления пород, который сначала устанавливается еще на стадии изысканий и постоянно уточняется в технологических захватках при производстве работ, показали хорошую сходимость с натурными данными при исправлении цементационной завесы в левом борту плотины «Саура» (САР), при прохождении тектонического разлома в левом борту плотины «Абраш» (САР) и при производстве работ в русле реки Беит Яшут (плотина «Сахаби»).
Выводы Радиус закрепления породы как многофакторный параметр закрепляемого грунта является достаточным и необходимым показателем при установлении конструктивных параметров противо-
фильтрационных цементационных завес.
Список литературы
1. Рекомендации по расчету противофильтрационных завес и фильтрационной прочности оснований грунтовых плотин: П 21-85 [Текст]. — Л. : ВНИИГ имени Б.Е. Веденеева, 1985. — 60 с.
2. Адамович, А. Н. Закрепление грунтов и противофильтрационные завесы в гидротехническом строительстве [Текст] / А. Н. Адамович. — М. : Энергия, 1980. — 320 с.
3. Руководство по производству и приемке цементационных работ: ВТР-С-20-82 [Текст]. — М. : Минводхоз СССР, 1982. — 105 с.
Материал поступил в редакцию 09.06.09. Жарницкий Валерий Яковлевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Основания и фундаменты»
Тел. 8 (495) 976-48-06 E-mail: [email protected]
УДК 502/504 : 627.4 А. И. РЫЖИКОВ
Географическое общество Российской Федерации
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МАЛЫХ РЕК
Проблемой малых рек занимаются давно. В апреле 1960 г. было принято Постановление Совета министров СССР «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР», в октябре 1980 г. — Постановление «Об усилении охраны малых рек от загрязнения и истощения и о рациональном использовании их водных ресурсов». Однако проблема малых рек так и осталась проблемой.
Малые реки России, река Орлик, сборно-разборные плотины, плотины водяных
мельниц, спасение рек, Среднерусская возвышенность.
The problem of small rivers has been concerned about for a long time. In April, 1960 the decree of the USSR Council of Ministers was issued «About measures on regulation of usage and strengthening of water resources protection in the USSR», in October, 1980 - the decree «About strengthening of protection of small rivers from pollution and desiccation and about rational conservation of their water resources». However the problem of small rivers still remains a problem.
Small rivers of Russia, The Orlik river, collapsible dams, water mills dams, rescue of
rivers, the Srednerusskaya Hills.
Мое детство с самого рождения назван и областной город России — прошло на крохотной речушке Орлов- Орел. Длина Орлика всего 56 км. Та-щины — Орлике. Раньше она носила ких речек в степной и лесостепной зоне гордое название Орел. По ее имени был России и Украины десятки тысяч и
№ 3' 2009
(в5|
судьба у них практически одна и та же: малые речки исчезают, а средние превращаются в малые. Недалеко то время, когда и большие реки станут средними. Запорожцы в одной из своих песен пели:
3 устья Д н ш ра та й до вершины -Симсот ричок ще и чотыри.
Но уже в 60-70-х гг. XX века во время интенсивных работ по мелиорации только на Украине исчезло несколько тысяч малых и средних рек [1]. Аналогичным стало положение малых рек в южной части России. Пожалуй, хуже всего приходится рекам на Среднерусской возвышенности, где находятся истоки Оки, Дона и многих притоков Днепра. Здесь потребность в пресной воде очень велика, а воды в истоках рек мало.
Судьбы малых рек России во многом схожи. Когда-то эти речки были полноводными благодаря обилию в их бассейнах лесов и болот. Как только в «дикое поле ковыла» массами стали проникать земледельцы, первыми «пали» леса. Потом, как следствие вырубки лесов, стали высыхать болота. Реки в летнее время начали мелеть, ведь им нечем было подпитываться. Малые реки Среднерусской возвышенности брали начало из болот — «ржавцов». Но «ржавцы» без лесов высыхали, и истоки рек перемещались вниз по течению — так реки укорачивались.
На сторону спасения малых рек стала экономика. Распаханные от края и до края черноземные поля давали массу зерна. Зерно нужно было молоть, и на реках стали ставить мельничные плотины. Они и спасли реки и речки юга и центра Русской равнины. Плотин на речках было много. На притоке Оки — Орлике — было 6 мельниц, через каждые три километра стояла плотина водяной мельницы. Даже на притоке Орлика Сухой Орлице стояла кирпичная плотина водяной мельницы, взорванная немцами в 1943 г. Вся река Ока выше города Орла была застроена мельничными плотинами [2]. Мельни-
цы стояли на всех притоках Мокши: на Сатисе — 2 плотины; на Ужовке — 2 плотины; плотины на реках Сарме и других. На одном из рукавов Мокши до сих пор сохранились развалины плотины старой мельницы. На всех речках, Северного Кавказа и Украины были возведены плотины водяных мельниц. В 1911 г. на малых реках России насчитывалось 144 тыс. водяных мельниц. В 1938 г. их осталось 35 тыс. К концу 80-х гг. XX века их осталось совсем мало. Об этом можно судить на примере Курской области. До революции на ее территории было более 500 водяных мельниц, а к 1980 г. осталось всего четыре.
Небольшие гидроузлы, создаваемые для обеспечения водяных мельниц, были удивительно экологичными. Водохранилище находилось за плотиной. Уровень воды в нем поднимался до краев берегов русла реки. Как говорили раньше, вода стояла «всклень с берегами». Лишь 20...30 см отделяли урез воды от уровня поверхности поймы. Такой уровень воды в реке держался все лето. Вода пропитывала грунты по всей пойме, так как грунтовые воды поднимались по капиллярам до самых корней трав на пойменных лугах. Луга по поймам рек не знали засухи. В любой год на них получали замечательные урожаи качественного сена — отличного корма для скота. Весной, во время половодья, мельничные плотины разбирались, и вешние воды прочищали русло рек от отложений и наносов. Выходя из берегов, вода теряла скорость, и илистые частицы осаждались на пойме, увеличивая ее плодородие. При этом остатки прошлогодней травы играли роль своеобразного «гребешка», вычесывавшего илистые частицы из водного потока. Таким образом, гумусовые частицы, смытые с полей вешними водами, становились питательным наилком для трав следующего года. Химические элементы поглощались травами, а потом эти травы в виде сена попадали на корм скоту, а с навозом возвращались на поле. Совершался малый геохимический
круговорот химических элементов, конечно, в неполном объеме.
Как только проходило весеннее половодье, мельники старались поскорее перекрыть затворами пролеты плотин своих мельниц. Нужно было поскорее перехватить воду, наполнить водохранилище и раньше своих соседей начать помол зерна. Это опять-таки благоприятно сказывалось на жизни рек. Вода быстро прогревалась, и чистые пляжи служили прекрасными нерестилищами для речных рыб. И рыбы, даже в маленькой речке Орлик, было изобилие, тем более что в летнее время в глубоком водохранилище рыба находила прекрасные укрытия. Летом мельничное водохранилище становилось прекрасным рекреационным ландшафтом. Здесь купались, плавали, ныряли с крутых берегов, мальчишки купали лошадей, рыболовы удили рыбу. Глубина мельничных водохранилищ доходила до 2.2,5 м, а в омутах и до 4.5 м. Следует подчеркнуть, что в зимнее время вода, двигаясь через шлюзы, проточные части и водяное колесо мельницы, дополнительно насыщалась кислородом, благодаря чему не происходило замора рыбы. В послевоенные годы мельницы на реках стали быстро исчезать. В хозяйствах колхозов они оказались ненужными. Молоть было нечего, так как все зерно колхозы сдавали государству. Речки стали быстро деградировать, превращаясь в скудные ручейки. Многим из речек «помогла умереть» осушительная мелиорация. Так было с Орликом. Осушили болота в его верховьях, и в летнее время Орлик превращался в мутный хилый ручеек. Мелиораторы придумали строить на реках глухие бетонные плотины с постоянным сбросом санитарных расходов. Такая плотина была построена на Орлике точно в створе Телегинской мельницы. Понадобилось всего 15 лет, чтобы русло Орлика было заполнено илом почти полностью. Даже утки перестали плавать — сейчас они ходят по руслу реки. Русло заросло осокой. Такая судь-
№ 3' 2009
ба была характерна не только для Орлика, но и для других рек. Например, река Кара-су в Краснодарском крае «превратилась в цепочку прудов с затхлой водой» [3], а виной всему были глухие бетонные плотины без промывных шлюзов, которые не позволяли реке сомоочищаться. Верной оказалась русская пословица «Река живет пока течет». Нельзя сказать, что проблемами малых рек не интересовались. Литературы по данному вопросу довольно много [4-10]. Но практических действий предпринято не было. Только иногда можно прочитать, что где-то прочистили русло небольшой речки. Однако такие единичные меры не приносят действенных результатов. Как правило, даже ранее очищенное русло реки через некоторое время опять захламляется, заиливается и деградирует.
Выводы Нужна всенародная межнациональная идея по строительству разборных плотин на малых речках наподобие плотин водяных мельниц. Разборка и сборка одной такой плотины занимает не более 10 дней. При современных технологиях это время, вероятно, может быть сокращено. Круглогодично нужны один-два смотрителя, чтобы вовремя открывать шлюзы для сброса ливневых и паводковых вод. Но все это необходимо сделать в массовом порядке, по всем рекам и речкам России, Украины, Белоруссии — так, как когда-то, в период с 1948 по 1953 гг., были посажены лесополосы на площади 6 млн га, которые до сих пор спасают поля от ветровой и водной эрозии. Для защиты 120 млн га пашни были созданы 12 млн га лесных полос вдоль берегов водоемов и на водоразделах. Вдоль больших рек были посажены государственные лесополосы шириной до 400 м. Тогда эти работы назывались «Великий Сталинский план преобразования природы». Но как бы это ни называлось, результат виден и сейчас. Прибавка урожая зерновых составила в среднем 4.5 ц с одного гектара.
67
Лесополосы стоят прочным зеленым щитом, защищающим наши поля. К сожалению, сейчас ухода за лесополосами нет, и кое-где их уже стали вырубать под различными предлогами.
Спасение малых рек должно стать всенародной целью.
На всех малых реках России необходимо построить 2,5 млн плотин типа старых мельничных, т. е. сборно-разборных, благодаря чему малые реки превратятся в каскад прудов с проточной водой, ландшафты верховий рек приобретут эстетическую ценность, значительно увеличится количество рыбы.
Список литературы
1. Иконпцкая, И. А. Земельное право и сельскохозяйственное производство [Текст] / И. А. Иконицкая // Советское государство и право. — 1987. — № 7.
2. Россия. Полное географическое описание нашего отечества [Текст]. — Т. 2. Среднерусская черноземная область. — СПб., 1902. — 717 с.
3. Сумкин, Ю. Судьба малых рек: от слов — к делу [Текст] / Ю. Сумкин // Ме-
лиоратор. — 1988. — № 1. — С. 40-43.
4. Водогрецкий, В. Е. Антропогенное изменение стока малых рек [Текст] / В. Е. Водогрецкий. — Л. : Гидрометео-издат. — 1990. — 175 с.
5. Рыжиков, А. И. Река моего детства, река моих детей... [Текст] / А. И. Рыжиков // Крокодил. — 1989. — № 20. — С. 2.
6. Рыжиков, А. И. Мельничные плотины на реке моегодетства [Текст] / А. И. Рыжиков // Природа. — 2004. — № 3. — С. 55-58.
7. Рыжиков, А. И. Память о реке детства [Текст] / А. И. Рыжиков // Мелиорация и водное хозяйство. — 2005. — № 4. — С. 5-7.
8. Субботин, А. И. Судьба малых рек [Текст] / А. И. Субботин // Природа. — 1981. — № 10. — С. 2-14.
9. Чистобаев, А. Судьбы рек, или уроки жизни [Текст] / А. Чистобаев. — СПб.: НИИГ-НИИХ. — 2001. — 112 с.
Материал поступил в редакцию 27.02.09. Рыжиков Алексей Ильич, кандидат экономических наук, действительный член Географического общества Российской Федерации Тел. 8-834-45-2-17-20.