LEGAL SCIENCES
TO THE QUESTION OF THE NEED FOR IMPROVEMENT OF THE
SYSTEM OF MEASURES OF CO-OPERATION OF CRIMES IN THE
FINANCIAL SPHERE 1 2 Alibekova A-М. , Arslanbekova A.Z. (Russian Federation)
Email: [email protected]
'Alibekova Asiyat Muradovna - Student, LAW INSTITUTE;
2Arslanbekova Aminat Zaydullaevna - Doctor of Law, Professor, Head of Department, DEPARTMENT OF ADMINISTRATIVE, FINANCIAL AND CUSTOMS LAW,
LAW INSTITUTE DAGESTAN STATE UNIVERSITY, MAKHACHKALA, REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract: the problems of ensuring compliance with financial legislation are one of the main tasks of any state and society, since the national security of a state depends on the degree of protection offinancial institutions from criminal encroachments.
The purpose of the study is to analyze the problems of counteraction to financial crimes, the experience of organizing a system to prevent violations of financial legislation not only in Russia, but also in foreign countries in order to develop the most effective measures and means to combat financial crimes.
In conclusion, based on the analysis of the experience of foreign countries in the organization of financial investigation bodies, it is concluded that there is a need to create a specialized body for combating offenses in the financial sphere.
Keywords: financial crimes, economic crimes, crime prevention, tax police, specialized body, countermeasures system, Financial Guards.
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В
ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ 12 Алибекова А.М. , Арсланбекова А.З. (Российская Федерация)
'Алибекова Асият Мурадовна - студент, Юридический институт; 2Арсланбекова Аминат Зайдуллаевна - доктор юридических наук, профессор, заведующая
кафедрой,
кафедра административного, финансового и таможенного права, Юридический институт Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Республика Дагестан
Аннотация: проблемы обеспечения соблюдения финансового законодательства являются одними из главных задач любого государства и общества, так как национальная безопасность государства зависит от степени защищенности финансовых институтов от преступных посягательств.
Цель исследования заключается в анализе проблем противодействия финансовым преступлениям, опыта организации системы по предупреждению правонарушений финансового законодательства не только в России, но и зарубежных странах в целях выработки наиболее эффективных мер и средств борьбы с преступлениями в финансовой сфере.
В заключении на основе анализа опыта зарубежных стран по организации органов финансовых расследований делается вывод о необходимости создания специализированного органа по борьбе с правонарушениями в финансовой сфере. Ключевые слова: финансовые преступления, экономические преступления, предупреждение преступности, налоговая полиция, специализированный орган, система мер противодействия, Финансовая гвардия.
Проблемы противодействия финансовым преступлениям в современной России представляют собой одну из основных проблем цивилизации, так как сосредоточение в ней денежных ресурсов делает эту сферу особенно привлекательной для злостных правонарушителей.
Преступления в финансовой сфере оказывают значительное влияние на стабильное функционирование государства, на стабильность и эффективность жизнедеятельности населения, так как национальное благосостояние любого государства находится в прямой зависимости от устойчивости и надежности финансовой системы.
Следовательно, противоправные явления в этой сфере представляют особую опасность для формирования стабильного и эффективного механизма функционирования финансовой системы как ведущего элемента государства.
В связи с этим возникает необходимость направления своих основных сил на выработку путей совершенствования и повышения эффективности системы мер по противодействию преступлениям в финансовой сфере.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о необходимых мерах профилактики финансовых преступлений, целесообразно раскрыть понятие «финансовые правонарушения».
В юридической литературе нет общепризнанного единого определения данного термина, что в свою очередь затрудняет проведение единой политики в области борьбы с преступлениями в финансовой сфере.
В теории финансового права наряду с термином «финансовые преступления» также широко используется понятие «экономические преступления». Думается, эти понятия тождественны.
В Уголовном кодексе Российской Федерации есть понятия преступлений в сфере экономики (раздел VIII) и преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22), тем не менее, не дается определения этих понятий.
Л.С. Хафизова определяет термин «экономическая и финансовая преступность» как «любые ненасильственные преступления, которые причиняют финансовый ущерб» [1, с. 3].
Думается, финансовое преступление - это общественно опасное деяние, посягающее на финансово-экономические отношения, урегулированные нормами финансового права, по формированию, распределению и использованию денежных средств государства и муниципальных образований и иных хозяйствующих субъектов, ответственность за совершение которого устанавливается уголовным законом.
При исследовании состояния экономической преступности в России Котов Д.А. приходит к выводам, что экономическая преступность «пытается занять главенствующее положение в хозяйственном механизме, становится мощнейшим фактором противодействия, происходящим в России преобразованиям», а также « в системе преступности в сфере экономики резче обозначились качественные сдвиги, связанные с ростом наиболее опасных посягательств, организованных форм противоправного поведения, криминального профессионализма, противодействия правоохранительным органам» [2, с. 61]
Следовательно, на сегодняшний день одной из первоочередных задач любого государства и общества является выработка наиболее эффективных методов и средств борьбы с преступностью в финансовой сфере.
Думается, важнейшее место в системе мер противодействия финансовым преступлениям занимает предупреждение преступности, которое осуществляется через специализированные властные структуры. Такой подход соответствует принципу комплексного подхода. Так, П.Н. Кобец полагает, что «преступность как система, обладающая разноуровневыми характеристиками и детерминированная факторами социального, социально-психологического и индивидуально-психологического порядка», требует использования исключительно комплексного подхода [3, с. 30].
Ю.В. Трунцевский выделил три основных направления правового регулирования в системе предупреждения экономической преступности и связал их с состоянием современного законодательства, одним из направлений является организационно-управленческое, которое определяет круг субъектов предупреждения, их правовой статус, материально-техническое обеспечение, а также круг объектов профилактической деятельности и т.д. [4, с. 221].
Думается, данный подход более убедительный, так как использование для противодействия финансовым правонарушениям и преступлениям силовых методов можно считать универсальным.
На сегодняшний день в России действует три ведомства, каждое из которых отвечает за определенную сферу:
1. Федеральная налоговая служба.
2. Министерство внутренних дел.
3. Следственный комитет.
По мнению И.Н. Соловьева, исторический опыт подсказывает, что в России поручить дело трем разным ведомствам, значит точно провалить его, хотя бы и потому, что нет интереса к конечному результату [5, с. 57].
Федеральная налоговая служба, которая выполняет контрольные функции. Министерство внутренних дел - с ужасающей скоростью теряет полномочия в финансовой сфере. Они лишены права проводить проверки, сокращены и размыты подразделения по налоговым преступлениям. Следственный комитет, на долю которого выпадает большинство финансовых преступлений. В связи, с чем ускоренно обучает своих следователей основам налогового права, процесса, встраиваясь в искусственно созданную сложную «сбоящую трехчленную ведомственную структуру».
Х.А. Дзестелов считает, что «первоначальный сбор материала и расследование уголовных дел осуществляют, как правило, неопытные специалисты — оперативные сотрудники и следователи органов внутренних дел». Для выработки эффективной системы противодействия, на его взгляд, необходима целенаправленная подготовка сотрудников органов внутренних дел [6, с. 35].
Анализ деятельности этих органов свидетельствует о необходимости значительного укрепления государственной системы противодействия финансовой преступности.
Думается, что идеальным вариантом является введение единого правоохранительного цикла выявления, пресечения и расследования финансовых преступлений. Это можно реализовать путем создания специализированного правоохранительного органа.
В России в 1992 г. был создан специализированный орган по борьбе с экономическими правонарушениями и коррупционной преступностью, которая была ликвидирована в 2003 году. Показатели Налоговой полиции по расследованию налоговых преступлений были лучшими в российской истории: в некоторые годы возбуждалось по 40-50 тыс. дел. На основе данных Федеральной налоговой службой и Министерством внутренних дел ученые Финансового университета при правительстве выявили, когда в налоговых проверках участвует полиция, средний размер доначислений по налогам резко возрастает: самостоятельно налоговики доначисляют в среднем по 7,5 млн руб. за одну проверку, а при участии полиции — в два-три раза больше [7].
Работу органов налоговой полиции можно проанализировать на основе следующих таблиц.
Таблица 1. Итоги работы налоговой полиции в 1993 - 2002 гг. [8]
Год Выявлено нарушений налогового законодательства В крупном и особо крупном размере Возбужден о уголовных дел Осуждено за налоговые преступления
1996 26 000 4 376 6 743 1 380
1997 21 979 7054 5 686 605
1998 18 633 7552 6 131 1 280
1999 н/д н/д 11 498 н/д
2000 н/д н/д 20 622 н/д
2001 н/д н/д Более 36 000 н/д
2002 н/д н/д Около 24 000 н/д
Таблица 2. Динамика налоговых преступлений в Российской Федерации за период
2010 - 2012 гг. [9]
Год Зарегистри ровано налоговых правонару шений Расследо вано налогов ых правонар ушений Направле но в суд дел по налоговы м правонар ушениям Приостано влено дел по налоговым преступлен иям Ущерб (тыс. руб.) от совершен ных налоговых преступле ний Выявлено лиц, совершивш их налоговые правонарушения
2012 5 818 4 818 2 392 1 055 24 234 713 3 496
2011 8 682 6 687 4 051 1 396 37599 973 3 980
2010 14 449 11 017 5 837 1 815 44 230 497 7289
Исходя из данных табл. 2 можно сделать вывод о том, что показатели, характеризующие выявление налоговых преступлений, снизились по сравнению с предшествовавшим периодом. Следовательно, остается гораздо больше не выявленных налоговых преступлений в виду того, что в части законодательства, в которой прописаны полномочия по взаимодействию налоговых органов с органами внутренних дел или следственными органами, имеются пробелы относительно организации совместной работы, что приводит к неоперативным действиям по отношению к налогоплательщикам.
В зарубежных странах в той или иной степени уже опробовали приведенную выше схему решения проблемы противодействия преступлениям в финансовой сфере. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что наиболее эффективной является деятельность Финансовой гвардии Италии (Guardia di Finanza) - полицейского формирования, предназначенного для охраны границы, борьбы с нарушениями налогового законодательства, контрабандой и некоторыми другими преступлениями. Согласно ее годовому отчету, в 2017 году сумма выявленных сокрытых налогов превысила €1 млрд. В пересчете на рубли это примерно 84,7 млрд — против 14,9 млрд руб. в целом по России. То есть гораздо меньшими человеческими ресурсами с вдвое меньшего количества налогоплательщиков устанавливается ущерб больше в 5,7 раза [10].
Исследование Paying Taxes 2017, проведенное группой Всемирного банка и PwC, показало, что лучший показатель по оценке эффективности работы налоговых органов имеют страны Евросоюза [11]. В Евросоюзе действует обособленное
специализированное формирование - налоговая полиция, это не четко выстроенная вертикаль, а децентрализованная сеть [12].
На основе вышеизложенного, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным методом борьбы в системе мер противодействия финансовым преступлениям в Российской Федерации является формирование специализированного органа по борьбе с правонарушениями в финансовой сфере. Думается, таким органом должна стать Финансовая гвардия РФ.
Об этом свидетельствует и практика правоохранительной деятельности в финансовой сфере, прослеживается необходимость формирования единой системы профилактики, т.е. предупреждения, выявления, пресечения и расследования таких категорий преступлений.
Список литературы /References
1. Хафизова Л.С. Финансовая преступность как явление // Вестник Казанского юридического института МВД России, 2011.
2. Котов Д.А. Борьба с преступностью в сфере экономики как одно из главных направлений деятельности общества и государства // Государство и право в XXI веке, 2017. №1.
3. Кобец П.Н. Профилактика преступности как сложный, многогранный процесс в условиях России начала второго десятилетия XXI столетия // Российский следователь. М., 2012. № 20.
4. Трунцевский Ю.В. Современное состояние профилактической деятельности подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии: науч. тр. каф. уголовного права / Под. ред. А.В. Бриллиантова. М.: РАП, 2011.
5. Дзестелов Х.А. Некоторые вопросы современной оперативной обстановки по линии борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями в кредитно-финансовой системе // Труды Академии управления МВД России, 2016. № 3 (39). С. 35.
6. Соловьев И.Н. К вопросу о создании в России Финансовой полиции. Две точки зрения // Минфин пресс-служба. Материалы СМИ. РАПСИ. 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infosud.ru/legislation_publication/20111110/257233337.html/ (дата обращения: 28.09.2018)..
7. Евстигнеева А.М. Налоги не спешат в казну. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/15/07/2016/57890ece9a79474ba6779be/ (дата обращения: 28.09.2018).
8. Карякин В.В., Махов В.Н. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: lawdiss.org.ua/2011-01-15-11-45-
49.html?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&product_id=1809&category_i d=7120009/ (дата обращения: 28.09.2018)..
9. Статистическая отчетность Форма 494. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Министерства внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen/ (дата обращения: 28.09.2018).
10. Организация деятельности органов внутренних дел зарубежных стран. М., 2017.
11. Отчет «Уплата налогов в 2016 году». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/services/tax-consulting-services/publications/paying-taxes-2016.html/ (дата обращения: 28.09.2018).
12. Council strengthens cooperation on VAT fraud and creates Eurofisc network to detect new fraud schemes. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ecofin/116920.pdf/ (дата обращения: 28.09.2018).
THE PHENOMENON OF FEMALE TERRORISM: HISTORY AND
MODERNITY Alibekova A.M. (Russian Federation) Email: [email protected]
Alibekova Asiyat Muradovna - Student, LAW INSTITUTE DAGESTAN STATE UNIVERSITY, MAKHACHKALA
Abstract: today, no state in the world can say with certainty that it is «free» from the problems associated with the threat of terrorism. A specific feature of modern terrorism in recent decades is that women become active participants in terrorist acts. There is a need to study and analyze the process of the emergence, development and spread of the phenomenon of female terrorism not only within Russia but also abroad, in order to develop the most effective methods and means of combating this destructive phenomenon. In the article, the basic concepts used in the characterization of female terrorism are examined and studied, attempts are made to analyze the phenomenon of female terrorism, the origins of its occurrence, and the current trends in the development of this phenomenon are revealed.
Keywords: terrorism, women's terrorism, terror, revolutionary terrorism, fanaticism, terrorist organizations, «live bomb».
ФЕНОМЕН ЖЕНСКОГО ТЕРРОРИЗМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Алибекова А.М. (Российская Федерация)
Алибекова Асият Мурадовна - студент, Юридический институт Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
Аннотация: сегодня ни об одном государстве в мире нельзя с уверенностью сказать, что оно «свободно» от проблем, связанных с угрозой терроризма. Специфической особенностью современного терроризма в последние десятилетия является то, что активными участниками террористических актов становятся женщины. Возникает необходимость исследования и анализа процесса возникновения, развития и распространения феномена женского терроризма не только в пределах России, но и зарубежных стран, в целях выработки наиболее эффективных методов и средств борьбы с этим деструктивным явлением. В статье рассмотрены и изучены основные понятия, используемые при характеристике женского терроризма, предприняты попытки анализа феномена женского терроризма, истоков его возникновения, выявлены современные тенденции развития данного явления.
Ключевые слова: терроризм, женский терроризм, террор, революционный терроризм, фанатизм, террористические организации, «живая бомба».
УДК 34.06
На современном этапе развития цивилизации преступления террористической направленности приобрели широкомасштабный и всеобъемлющий характер. Для