Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ РОССИЙСКИХ YOUTUBE-БЛОГЕРОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ АУДИТОРИИ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ РОССИЙСКИХ YOUTUBE-БЛОГЕРОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ АУДИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
345
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЕОБЛОГ / ВИДЕОБЛОГЕР / ИНТЕРНЕТ / ИНФЛЮЕНСЕР / YOUTUBE / УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сотников С. А., Родионова К. Л.

В статье предпринята попытка обосновать необходимость изучения влияния российских Youtube-блогеров на социальные установки аудитории. Рассмотрены определения понятий «видеоблог». Приведена статистика пользователей сети Интернет, а также данные исследований, свидетельствующих о популярности видеоблогов в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ РОССИЙСКИХ YOUTUBE-БЛОГЕРОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ АУДИТОРИИ»

С.А. Сотников, К.Л. Родионова

к вопросу о необходимости изучения влияния российских youtube-блогеров на социальные установки аудитории

В статье предпринята попытка обосновать необходимость изучения влияния российских Youtube-блогеров на социальные установки аудитории. Рассмотрены определения понятий «видеоблог». Приведена статистика пользователей сети Интернет, а также данные исследований, свидетельствующих о популярности видеоблогов в России

Ключевые слова: видеоблог, видеоблогер, Интернет, инфлюенсер, YouTube, установки.

Современная жизнь характеризуется возрастанием роли информации во всех областях жизни. На современном этапе общественного развития значительно возросла роль средств массовых коммуникаций, функционирующих при помощи сети Интернет. По данным исследования Global Digital 2021, доля пользователей «глобальной паутины» в мире на начало 2021 года составляла практически 60% населения земного шара, а социальными сетями в 2021 пользуется 53,6% населения земли - 4,2 миллиарда людей имеют аккаунты в одной или нескольких платформах. Что касается нашей страны - доля пользователей сети Интернет достигла 85%, а социальными сетями пользуются 67,8% населения страны, при этом с каждым годом наблюдается тенденция роста этих показателей. [1]

Одной из форм взаимодействия в Интернете является видеоблогинг, обретающий все большую популярность. Стоит отметить, что на сегодняшний день у исследователей нет определенной, единой трактовки термина «видеоблог». По мнению И.А. Текутьевой, видеоблог - это интернет-явление, включающее в себя создание и выкладывание в сеть видеоматериалов на ту или иную тему в выбранном автором формате, соответствующем жанру [2].А.Е. Боровенков считает, что видеоблог - это видеоконтент в сети Интернет, отличающийся более или менее периодическим выходом и ассоциирующийся с определенным лицом (группой лиц) - видеоблогером (видеоблогерами) [3].В свою очередь, видеоблоги берут своё начало от блогов. Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») - это веб-сайт, который состоит из регулярно добавляемых записей, содержащих текст, изображения или мультимедиа. Блоги носят публичный характер и предполагают проявление активности со стороны аудитории. Каждый может вступить в публичную полемику с автором в комментариях к записям блога. Таким образом, можно выделить несколько характеристик видеоблога:

1) это цифровое явление, существующее в сети Интернет;

2) видеоблоги интерактивны, предусматривают общение с аудиторией (наличие обратной связи);

3) в видеоблогах публикуют авторский контент на различные темы.

Основоположником видеоблоггинга принято считать американца Адама Контраса, в январе 2000 года впервые опубликовавшего в своем текстовом блоге видеозапись [4]. Видеозапись была опубликована Контрасом с целью информирования своих близких и друзей о его поездке через все Соединенные Штаты Америки в город Лос-Анджелес. Хотя Контраса и принято считать родоначальником видеоблогинга, в начале 2000-х видеоблоги ещё не получили широкого распространения, т.к. не существовало единой площадки для размещения. Однако в 2005 году всё изменилось. Ч. Херли, С.Ченом и Д. Кэримом был создан видеохостинг YouTube. [5] Пользователи получили возможность загружать, просматривать, оценивать, комментировать видеозаписи, а также добавлять видеозаписи в избранное и делиться ими. По данным Global Media Insight на октябрь 2021 года, более 2,3 млрд людей в мире пользуются YouTube хотя бы раз в месяц, что делает его самым крупным и популярным видеохостингом в мире [6]. Стоит отметить, что Адам Контрас, считающийся родоначальником видеоблогов, имеет свой YouTube-канал, на котором активно публикует контент и по сей день [7].

В 2019 году Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) были опубликованы данные об использовании видехостинга Youtube в России. По данным исследования 58% респонден-

© С.А. Сотников, К.Л. Родионова, 2022.

Научный руководитель: Малаканова Ольга Александровна - кандидат социологических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия.

тов смотрят YouTube (являются его пользователями). Ровно четверть респондентов пользуются видеохостингом ежедневно, а каждый пятый - несколько раз в неделю. Наивысшая доля активных пользователей - среди респондентов в возрастной группе «18-24 года» (24%). Немного ниже она среди 25-34-летних респондентов (20%). Стоит отметить, что среди возрастных групп «18-24 года» и «25-34 года» YouTube пользуются 88% и 90% респондентов соответственно. Как заявил ВЦИОМ, Youtube стал для россиян «телевидением двадцать первого века» [8].

По результатам опроса, самыми популярными категориями видео среди жителей нашей страны являются музыкальные видео, фильмы, ролики, связанные с культурой и искусством (30%). Далее следуют юмористические видео (23%). В сферу интересов россиян также входят видео, связанные с семьей, домом и воспитанием детей (16%), спортом или фитнесом (14%), общественно-политической жизнью (14%).

Осенью 2021 года были представлены данные исследования, в котором выясняются новостные источники, являющиеся основными для наших соотечественников. [9] Блоги как соц.сети оказались одними из главнейших новостных источников для наших соотечественников (в целом ый источник - телевизионные каналы (42%), далее следуют соц.сети и блоги (21%). Опрос показал, что чаще всего жители нашей страны узнают новости об экономике и общественно-политической жизни с помощью телевизионных каналов (47%), социальных сетей и блогов (42%), разговоров с людьми (40%). При этом в ходе опроса была выявлена следующая закономерность: чем младше респондент - тем более значим для него интернет как ый источник информации, и тем менее значимо для него телевидение как источник информации (так, 45% респондентов в возрастной группе «18-24 года» считают ым источником информации Интернет, а ТВ -лишь 11%. В возрастной группе «45-59 лет» ым источником информации является телевидение - ему отдают свое предпочтение 49% респондентов, а интернету - лишь 14%). При этом, по данным опроса, YouTube у россиян находится на второй строчке популярных социальных сетей и платформ - туда ежедневно заходит 39% респондентов. На первом находится мессенджер WhatsApp (63%), на втором -Instagram (33%). Однако Интернет и цифровые средства массовой коммуникации (СМК) могут вносить вклад не только в процесс обогащения знаний, информации о чём-то, но и транслировать, воспроизводить существующие в обществе социальные нормы и ценности, модели социального взаимодействия. В широком смысле интернет и цифровые СМК могут не только воспроизводить, но и производить, транслировать аудитории свои собственные нормы и ценности, модели социального поведение взаимодействия. Иными словами, влиять на социальные установки аудитории. Социальная установка, по Томасу и Знанецкому, понимается как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности» [10]. Теме различных аспектов влияния Youtube-видеоблогеров на аудиторию посвящены работы Д.А. Гигаури, В.А. Гуторова, А.А. Ширинянца, М.Ю. Бареев, И.О. Качуриной, Я. Багиной, А. Кочервей, С. Нарьян, Ю.С. Грицюк и многих других исследователей [11, 12, 13, 14].

Сегодня научный интерес многих исследователей сосредоточен на вопросе изучения блогосферы и влияния блогеров на аудиторию. Особенно любопытным становится феномен роста влияния инфлюенсе-ров (лидеров мнений). Их популярность в социальных сетях обусловлена повышенным доверием со стороны аудитории тем, кто по ее мнению является транслятором не ангажированных мнений. На фоне снижения доверия к официальным СМИ, лидеры мнений занимают выгодную позицию, имея возможность тиражировать свое мнение и популяризировать блоги. Однако слабой стороной блогерского сообщества является низкий уровень фактической точности и субъективность в подаче информации.

Также, повышенный исследовательский интерес к блогосфере вызван провокационными методами привлечения внимания аудитории в российском YouTube-сегменте. Так. широкий общественный резонанс получила ситуация, вызванная действиями блогера MellStroy (А. Бурим), который применил силу в отношении девушки в прямом эфире проводимого стрима [16].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что изучение влияние российских YouTube-блогеров и бло-госферы в целом является перспективной исследовательской областью, поскольку, как мы можем видеть из социологических опросов, YouTube и Интернет постепенно вытесняют «традиционные источники» с позиции главных источников получения информации, а для поколений «Y» и «Z», фактически, уже стали главными источниками информации.

Библиографический список

1. Digital 2021 : Global Overview Report [Электронный ресурс] // DATAREPORTALCOM : сайт DataReportal. -2021,- URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report (дата обращения 10.11.2021 г.).

2. Текутьева И. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда - 2016 - № 11.

3. Боровенков А.. Видеоблогинг: сетевые коммуникации и коммуникативные позиции // Человек. Культура. Образование. - 2016 - № 1.

4. Чулкова О. Видеоблогинг как новый инструмент информационной деятельности // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016 - № 4

5. Взлет после падения: топ-5 «неудачников в истории бизнеса [Электронный ресурс] // RBC.RU : сайт РБК. -2021.- URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/613213bc9a794726ae7a419e (дата обращения 10.11.2021 г.).

6. YouTube User Statistics 2021 [Infographics + Users by Country] [Электронный ресурс] // GLOBALMEDIAIN-SIGHT.COM : сайт GlobalMediaInsight. - 2021.- URL: https://www.globalmediainsight.com/blog/youtube-users-statistics/ (дата обращения 10.11.2021 г.).

7. Adam Kontras [Электронный ресурс] // YOUTUBE. COM : сайт YouTube. - 2021.-URL: https://www.youtube.com/channel/UCoR8u0gKhI78Vz_AbHbxJFQ (дата обращения 11.11.2021 г.).

8. YouTube — «телевидение» XXI века [Электронный ресурс] // WCIOM.RU: сайт ВЦИОМ. - 2019. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116605 (дата обращения: 11.11.2021)

9. ВЦИОМ выяснил главные источники новостей для россиян [Электронный ресурс] // RBC.RU : сайт РБК. -2021.- URL: https://www.rbc.ru/society/23/09/2021/614b810f9a794706e3dd3ad8 (дата обращения 12.11.2021 г.).

10. Гордеева С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология - 2016 - № 3

11. Д. Гигаури, В. Гуторов , А. Ширинянц . YouTube-блогеры как лидеры общественного мнения молодёжи: новые технологии формирования идентичности в виртуальном пространстве Каспийский регион: политика, экономика, культура.- 2019 - № 3

12. М.Бареев, И. Качурина. YouTube как фактор формирования протестного потенциала молодежи // Регионо-логия. - 2019 - № 3

13. Я. Багина, А. Кочервей, С. Нарьян. Восприятие видеоблогов и потребительское поведение (на примере бьюти-блогов) // Интеракция. Интервью. Интерпретация . - 2017 - № 13

14. Ю. Грицюк. Особенности продвижения инновационного продукта: инфлюенсеры как важнейший канал коммуникаций // StudNet. - 2020 - № 3

15. ОТ БЛОГЕРОВ - К ИНФЛЮЕНСЕРАМ: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды [Электронный ресурс] // WCIOM.RU: сайт ВЦИОМ. - 2020. - URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za-vnimanie-i-vliyanie-na-auditoriyu-novye-trendy (дата обращения: 18.11.2021)

16. Блогер Mellstroy на стриме несколько раз ударил лицом об стол девушку. Её госпитализировали [Электронный ресурс] // TJOURNAL.RU: сайт TJOURNAL. - 2020. - URL: https://tjournal.ru/internet/224847-bloger-mellstroy-na-strime-neskolko-raz-udaril-licom-ob-stol-devushku-ee-gospitalizirovali (дата обращения: 19.11.2021)

СОТНИКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия.

РОДИОНОВА КРИСТИНА ЛЕОНИДОВНА - магистрант, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.