Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости изучения истории испанской философии в курсе «Новая история Испании»: исходные понятия'

К вопросу о необходимости изучения истории испанской философии в курсе «Новая история Испании»: исходные понятия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИСПАНСКОЙ (КАСТИЛЬСКОЙ) ФИЛОСОФИИ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В ИСПАНИИ / ГЛАВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВТОРИЧНОСТЬ ИСПАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИЯ ИДЕЙ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / THE HISTORY OF SPANISH (CASTILIAN) PHILOSOPHY / HISTORY OF PHILOSOPHY IN SPAIN / MAIN NATIONAL PHILOSOPHICAL TRADITIONS / ORIGINAL AND DERIVED NATURE OF SPANISH PHILOSOPHY / HISTORY OF PHILOSOPHY AND HISTORY OF IDEAS / ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суховерхов Валерий Васильевич

В статье делается попытка доказать ошибочность отождествления развития испанской философии Нового времени с европейской. В испанской философии выражены как общие с западноевропейской тенденции, хотя позднее, слабее и в некоем эклектико-прагматическом синтезе сформулированные и обоснованные, так и кардинальные отличия. Статья – схематичная иллюстрация общего и специфического в мировом историко-философском процессе на испанском материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF IMPORTANCE OF STUDY THE HISTORY OF SPANISH PHILOSOPHY IN THE COURSE «NEW HISTORY OF SPAIN»: INITIAL CONCEPTS

The article presents an attempt to prove the fallaciousness of identification of the development of Spanish philosophy of the new time with European one. Spanish philosophy has common western European tendencies, a bit later and weaker, formed in a kind of eclectic-pragmatic synthesis, as well as major differences from them. The article is a schematic illustration of the common and specific in the world history-philosophical process on the basis of the Spanish material.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости изучения истории испанской философии в курсе «Новая история Испании»: исходные понятия»

Дискуссионная трибуна

В.В. Суховерхов

К вопросу о необходимости изучения истории испанской философии в курсе «Новая история Испании»: исходные понятия

В статье делается попытка доказать ошибочность отождествления развития испанской философии Нового времени с европейской. В испанской философии выражены как общие с западноевропейской тенденции, хотя позднее, слабее и в некоем эклектико-прагматическом синтезе сформулированные и обоснованные, так и кардинальные отличия.

Статья - схематичная иллюстрация общего и специфического в мировом историко-философском процессе на испанском материале.

Ключевые слова: история испанской (кастильской) философии, история философии в Испании, главные национальные философские традиции, оригинальность или вторичность испанской философии, история философии и история идей, просвещение.

Мы, в своей обычной манере, являемся к концу праздника... возьмите, скажем, философию. В Европе, колыбели схоластики, уже два столетия как нет ни одного схоласта, а в Испании вдруг, совершенно неожиданно, возникает целая череда гигантов - Суарес, Фонсека, Ариага, теологи Триентского собора.

Х. Ортега-и-Гассет. Веласкес

В современной вузовской учебной литературе по Новой истории явно не достаточное внимание уделяется идейной стороне исторических событий по сравнению с более или менее подробным их социально-экономическим обоснованием и описанием - это следствие в целом переоценки

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Дискуссионная трибуна

характера или замалчивания предваряющих или сопровождающих ход истории культурных процессов. Составная их часть - история идей, -в свою очередь, дается без сколько-нибудь развернутой определенной философской основы - конкретной мировоззренческой установки на существо, в частности, той или иной общественной и духовной жизни.

История испанской философии Нового времени с многочисленными идейными влияниями, прежде всего, западноевропейской - античной, средневековой и новой - наименее изученная, по сравнению с историей и литературой. Проблема и в российской испанистике, т.е. специальной научной литературе, представленной очень небольшим кругом имен [1] и еще меньшим количеством переводов трудов классиков испанской философии [2].

Таким образом, развивать изучение истории испанской философии в вузовской и академической науке - настоятельная необходимость и потребность.

В нескончаемой полемике и различной трактовке в историко-философских кругах Западной Европы и, прежде всего, самой Испании понятия «История испанской философии» (в реальности преимущественно кастильской) практически уже заложена одна из важнейших идей - вопрос существования не только истории философии в Испании, но и истории испанской философии [6, 1 I, р. 13-59].

В XVI в. - первом веке существования объединенной Испании и глобального утверждения национальной традиции - абсолютистско-религиозно-католической - и больших возможностей сопротивления европейским идейным влияниям они были единичными и не глубокими.

В XVII -XVIII вв. - веках свершения революций в Нидерландах и Англии и развития Просвещения во Франции - новейшие интеллектуальные веяния способствовали усилению в Испании рационализации жизни и мышления - тенденции, трансформировавшейся в XVIII в. в либеральную традицию. Имея своим непосредственным идейным источником национальное Просвещение, его выразители, прежде всего, Б.И. Фейхоо-и-Монтенегро (1676-1764) [3] и Г.М. де Ховельянос (1744-1811) [5], подвергли пересмотру ряд исчерпавших свое значение общепринятых, но далеких от истины традиционалистских идей и верований, ослабляя, таким образом, их позиции в испанском менталитете.

Отношение к национальным философским традициям у большинства испанских историков философии, несмотря на их идеалистические базовые установки и концептуальные отличия друг от друга, основывается на вполне материалистическом признании исторической и интеллектуально-нравственной реальности.

«Философия имеет свою историю» [7, t. I., p. 3], - писал, например, член Ордена проповедников (Orden de los predicadores) профессор Г. Фрайле (1909-1970), подчеркивая, в частности: «...Историю имеют также люди, которые ее создавали, вобрав в себя индивидуальность, жизнь и характер, особенности нации, к которой принадлежали, ее религию, условия времени. Так возникли греческая, немецкая или испанская философии, поскольку были греки, немцы и испанцы, которые способствовали их созданию и которые оставили на ней отпечаток своей национальной индивидуальности» [там же, р. 14].

Рассуждение Г. Фрайле и бесчисленные ему подобные - обобщение ранее разработанных и сформулированных в трудах испанских интеллектуалов положений [4, с. 115, 116] - предопределяет постановку фундаментальной проблемы: исследования характерных особенностей испанской философии.

Преобладающей из них является теологическая линия, труды разработчиков которой активно издаются в серии «Библиотека Христианских Авторов» [7, t. I. Sobrecubierta 2, р. 421-432].

Исторически сложилось и нашло отражение в обобщениях крупнейшего ученого-гуманитария, «славы Испании» Р. Медандеса Пидаля (18691968), что наиболее типичная в истории испанского менталитета константа - приверженность к католическому традиционализму, понимаемому как бескомпромиссное изгнание иноверцев с испанской земли и борьба за «чистоту крови».

Другая, позднее и менее выраженная константа - следствие разного рода отношений Испании с соседними государствами, - отличалась религиозной и национальной терпимостью, открытостью к иноземным идейным влияниям, заимствованием у них полезного опыта, новаторскими устремлениям и т.д., и вместе с тем небольшим количеством по-настоящему, в европейском смысле Нового времени, крупных фигур.

При этом «левые всегда очень мало проявляли наклонностей к изучению и утверждению в наших традициях аспектов, совпадавших с их собственной идеологией, - отчасти справедливо констатировал Р. Медандес Пидаль. - Они не стремились выделить традиционную совокупность идей, выражавших основополагающие принципы либерализма. .Не видели ничего в нашем XVI веке, что было бы пригодным для настоящего времени, то вечное, вновь ассимилируемое и плодотворное во все времена. ...Такой исторический пессимизм создавал собой явно выраженную подчиненность левых традиций в антагонизме двух Испаний. Действуя в рамках актуального партийного экстремизма, они полностью оставили своим соперникам силу заложенных в традиции идей.» [10, р. LXXI-XCVIII].

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Дискуссионная трибуна

Обнаруживалось: «левые» лишь вызывали сплочение «правых» и их стремление сохранить монопольные позиции в противовес, как они считали, разрушительным действиям своих соперников.

Испанскую философию не признавали самостоятельной. Сложилось убеждение о вторичности испанской науки в целом и философии - в частности («...los extranjeros miren con poco aprecio la ciencia española.») [8, p. 26], кроме, как отмечалось, теолого-католической.

В этой связи особое значение имела острая, заслуживающая отдельного анализа, но во многом риторическая и эмпирическая, чем теоретическая, «Полемика об испанской Науке» (70-е гг. XIX в.).

«Полемика.» отразила различие взглядов участников дискуссии по вопросу о существовании или отсутствии философии в Испании, степени ее вклада в развитие этой науки в европейском масштабе, оставив вопрос открытым, что не препятствовало практическому изданию и комментированию трудов национальных мыслителей.

Игравший в полемике заглавную роль М. Медандес-и-Пелайо утверждал идею о существовании в Испании философии. Он, например, заявлял: «Практически невозможно. чтобы мыслители одной крови, рожденные на одной земле, испытывавшие одни и те же физические и духовные влияния, передававшие знания более или менее непосредственно от одних к другим, перестали быть похожими в чем-нибудь или многом, несмотря на свою принадлежность к различным школам и даже враждебным. Можно утверждать a priori, не опасаясь ошибиться, что история испанской философии как единое целое есть нечто, что имеет собственное и особенное существование. .Что есть в иберийском стиле мышления такие особенности, которые, сохраняясь в течение веков и в условиях разных цивилизаций, обязывают сделать вывод о существовании сильнейшей внутренней концептуальной связи в воззрениях наших мыслителей. Что не сформировалась еще идея, весьма справедливая, но которая игнорировалась из-за невежества или пристрастий, признать за нами отдельное место в истории философии, если и не столь высокое, как занимаемое двумя привилегированными в этом отношении народами - греками и немцами, то, по крайней мере, как итальянцами и французами» [9, p. 368].

Таким образом, если принимается идея, что существует история испанской философии, то оправданно изучать ее. Но при этом оставалась проблема: обладала ли она некими собственными национальными особенностями.

Творчество М. Медандеса-и-Пелайо, являвшееся предметом дискуссий при жизни, а после смерти - приспособления различных политических сил в собственных идейных интересах, вновь вызвавшего острые проти-

1°5

воречивые споры, до сих пор не утратило своего значения, что признается ^ ш

практически всеми имеющими отношение к истории философии людьми. х §

ГГ ^

Ученик М. Менендеса-и-Пелайо и продолжатель его интеллектуальной щ |

деятельности А. Бонилья-и-Сан Мартин (1875-1926) работал над созда- 3

нием Большой истории испанской философии, послужившей основой для |

создания многотомного «Систематического корпуса истории испанской 2

философии».

Работа над «Корпусом.» была прервана Гражданской войной 19361939 гг. По ее окончании разрозненные и прерывавшиеся культурнопросветительские усилия ряда издательств не выправили недостатка в выпуске трудов национальных классиков философской мысли.

Причины подобного недостатка различны, начиная от вековой недооценки значения истории собственной абстрактной мысли до официальных политических и религиозных предписаний и разногласий, но в любом случае не имеющие ничего общего с причинами интеллектуального характера.

Во второй половине XX в. наметилась активизация в исследовании истории испанской философии.

Из работ обобщающего характера этого времени одной из лучших признается написанная Г. Фрайле - своеобразный философский энциклопедический словарь [7, 1 Ш].

Поскольку вопрос об оригинальности или вторичности испанской философии возникает постоянно, постольку для его разрешения в качестве рабочей гипотезы была взята «История идей».

Такой подход, дающий возможность исходить из концепции истории испанской мысли вообще, а не только - философской, хотя акцент был сделан в значительной степени на ней, впервые широко, опираясь на работы предшественников, реализовал в конце прошлого века Х.Л. Абе-льян в «Критической истории испанской мысли» [6, 1 I—V].

«История идей» в концепции Х. Абельяна менее теоретичная наука, чем «История философии». Она пытается представить свидетельства, о чем и как человек размышлял на протяжении своей эволюции, но не раскрыть вечные истины, которые объяснили бы последнюю загадку человека.

Другими словами, «История идей» имеет экзистенциальный характер, поскольку изучает идеи, действующие в ходе человеческого существования. Напротив, «История философии» тяготеет к абстрактным понятиям, к игре идей, не вникая или мало вникая в их связь с индивидуумами или обществом в целом. «С этой точки зрения философия выступает как нечто отдаленное от жизни, без видимой связи с ней» [там же, 1 I, р. 78].

Дискуссионная трибуна

Таким образом, актуальных проблем, которые в настоящее время остаются в испанской философии Нового времени, имея в виду, что вопрос о её существовании в принципе решен, в основном две.

Первая - ее научная ценность. Вторая, вытекающая из первой, - существование или отсутствие у нее специфических особенностей, оригинальности или эклектической вторичности.

Эти проблемы для российских историков философии Нового времени - предмет актуального исследования, прежде всего на основе сравнительного анализа воззрений испанских и европейских философов.

Задачу их решения целесообразнее начинать в соответствии с общепризнанной периодизацией развития мирового процесса [12, р. 9], а конкретно - с анализа воззрений основоположника испанского Просвещения Б.И. Фейх0о-и-Монтенегро, «неустанного воителя против национальной замкнутости» [11, р. 107].

Библиографический список

1. Журавлёв О.В. Испанская философия XVIII-XX вв. Этапы становления и логика развития. СПб., 1992.

2. Кортес Хуан Доносо. Сочинения / Пер. А.П. Шурбелева, предисл. О.В. Журавлёва. СПб., 2006.

3. Кузьмичёва Е.К. Испанская общественная мысль первой половины XVIII века: Б.Х. Фейх0о-и-Монтенегро: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1990.

4. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

5. Суховерхов В.В. Г.М. де Ховельянос. Философско-теологические и социальнополитические воззрения. М., 2012.

6. Abellán J.L. Historia crítica del pensamiento español. T. 1-5. Madrid, 19791982.

7. Fraile G. Historia de la Filosofía española. Biblioteca de Autores Cristianos. T. 1-2. Madrid, MCMLXXI.

8. Laverde G. Carta-prólogo de la primera edición (1876) // Menendez y Pelayo M. La ciencia española. T. 1. Buenos Aires, 1947.

9. Menéndez y Pelayo M. La ciencia española. T. 2. Madrid, 1953.

10. Menéndez Pidal R. Los españoles en la Historia. Cimas y depresiones en la curva de su vida política // Historia de España. T. 1. Madrid, 1988.

11. Menéndez Pidal R. Los españoles en la Historia y en la Literatura. Dos ensayos. Buenos Aires, 1951.

12. Navarro E.J. La Historia de España. Madrid, s. a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.