Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости изменений в публично-правовом регулировании нотариальной деятельности'

К вопросу о необходимости изменений в публично-правовом регулировании нотариальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
нотариат / нотариальная деятельность / нотариус / лица / специально уполномоченные законом на совершение нотариальных действий / органы нотариального сообщества / публично-правовой статус / notary / notarial activity / notary / persons specially authorized by law to perform notarial acts / bodies of the notary community / public legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилл Геннадьевич Гришин

В статье автором обосновывается необходимость изменений в публично-правовом регулировании нотариальной деятельности. В частности, отмечается, что принятие нового законодательства, регламентирующего деятельность нотариата, позволит решить ряд выявленных проблем: 1) тарифы по всем видам нотариальных действий будет устанавливать государство в лице федерального и региональных исполнительных органов; 2) полностью государственной станет и система контроля за нотариальной деятельностью, включая и ее этический компонент; 3) контроль за деятельностью нотариусов, включая соблюдение ими правил нотариального делопроизводства, будет осуществляться комиссией при Минюсте России, создаваемой на паритетных началах с Федеральной нотариальной палатой. Делается вывод о том, что ключевым положением проектируемого регулирования нотариальной деятельности, указывающим на усиление публичных начал, является исключение совместной компетенции Минюста и Федеральной нотариальной палаты на принятие нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the need for changes in the public law regulation of notarial activity

In the article, the author substantiates the need for changes in the public law regulation of notary activity. In particular, it is noted that the adoption of new legislation regulating the activities of the notary will solve a number of identified problems: 1) tariffs for all types of notarial actions will be set by the state in the person of federal and regional executive bodies; 2) the system of control over notarial activities, including its ethical component, will also become fully state-owned; 3) control over the activities of notaries, including their compliance with the rules of notarial record keeping, will be carried out by a commission under the Ministry of Justice of the Russian Federation, established on a parity basis with the Federal Notary Chamber. It is concluded that the key provision of the projected regulation of notarial activity, indicating the strengthening of public principles, is the exclusion of the joint competence of the Ministry of Justice and the Federal Notary Chamber for the adoption of regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости изменений в публично-правовом регулировании нотариальной деятельности»

Закон и право. 2024. № 10. С. 83-86. Law and legislation. 2024;(10):83-86.

Научная статья УДК 347.961.13

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-83-86 NIION: 1997-0063-10/24-503

EDN: https://elibrary.ru/EJIRMY MOSURED: 77/27-001-2024-10-703

К вопросу о необходимости изменений в публично-правовом регулировании нотариальной деятельности

Кирилл Геннадьевич Гришин

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Республика

Татарстан, Казань, Россия, 89196873238@mail.ru

Аннотация. В статье автором обосновывается необходимость изменений в публично-правовом регулировании нотариальной деятельности. В частности, отмечается, что принятие нового законодательства, регламентирующего деятельность нотариата, позволит решить ряд выявленных проблем:

1) тарифы по всем видам нотариальных действий будет устанавливать государство в лице федерального и региональных исполнительных органов;

2) полностью государственной станет и система контроля за нотариальной деятельностью, включая и ее этический компонент;

3) контроль за деятельностью нотариусов, включая соблюдение ими правил нотариального делопроизводства, будет осуществляться комиссией при Минюсте России, создаваемой на паритетных началах с Федеральной нотариальной палатой.

Делается вывод о том, что ключевым положением проектируемого регулирования нотариальной деятельности, указывающим на усиление публичных начал, является исключение совместной компетенции Минюста и Федеральной нотариальной палаты на принятие нормативных правовых актов.

Ключевые слова: нотариат; нотариальная деятельность; нотариус; лица, специально уполномоченные законом на совершение нотариальных действий; органы нотариального сообщества; публично-правовой статус.

Для цитирования: Гришин К.Г. К вопросу о необходимости изменений в публично-правовом регулировании нотариальной деятельности // Закон и право. 2024. № 10. С. 83—86. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-10-83-86 ББЫ: https://elibrary.ru/EJIRMY

Original article

To the question of the need for changes in the public law regulation of notarial activity

Kirill G. Grishin

Kazan (Volga Region) Federal University, Republic of Tatarstan,

Kazan, Russia, 89196873238@mail.ru

Abstract. In the article, the author substantiates the need for changes in the public law regulation of notary activity. In particular, it is noted that the adoption of new legislation regulating the activities of the notary will solve a number of identified problems:

1) tariffs for all types of notarial actions will be set by the state in the person of federal and regional executive bodies;

2) the system of control over notarial activities, including its ethical component, will also become fully state-owned;

© Гришин К.Г. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

3) control over the activities of notaries, including their compliance with the rules of notarial record keeping, will be carried out by a commission under the Ministry of Justice of the Russian Federation, established on a parity basis with the Federal Notary Chamber. It is concluded that the key provision of the projected regulation of notarial activity, indicating the strengthening of public principles, is the exclusion of the joint competence of the Ministry of Justice and the Federal Notary Chamber for the adoption of regulatory legal acts.

Keywords: notary; notarial activity; notary; persons specially authorized by law to perform notarial acts; bodies of the notary community; public legal status.

For citation: Grishin K.G. To the question of the need for changes in the public law regulation of notarial activity // Law and legislation. 2024;(10):83—86. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-83-86 EDN: https://elibrary.ru/EJIRMY

В последние годы отчетливо проявились некоторые проблемы, свидетельствующие о шобходимости изменений в публично-правовом регулировании нотариальной деятельности.

Так, в условиях действующего правового регулирования:

■ государство не может принять подзаконные акты в сфере нотариальной деятельности без участия нотариата;

■ без участия государства проходят конкурсы и дисциплинарные производства;

■ фиксируются многочисленные нарушения при проведении конкурсов и уголовные дела в отношении президентов нотариальных палат;

■ в нарушение закона часть нотариусов имеют гражданство другого государства;

■ более 180 российских нотариусов были судимы, в том числе по профессиональным составам;

■ судимые нотариусы продолжают профессиональную деятельность;

■ прекращение статуса нотариуса в судебном порядке возможно только по обращению нотариальных палат;

■ помощники замещают нотариусов неограниченное время;

■ нотариальные тарифы формируются исключительно нотариатом на основе непрозрачных, искусственно усложненных расчетов;

■ контроль за профессиональной деятельно -стью осуществляется без участия государства [6].

Наиболее широкий общественный резонанс вызывают уголовные дела в отношении нотариусов, участвующих в криминальных сделках с недвижимостью.

В качестве примера рассмотрим случай, который произошел в 2019 г. Громким делом стал случай пресечения функционирования группы, которая на протяжении более десятилетия зани-

малась фактической кражей недвижимой собственности после смерти законных владельцев. Деятельность данной группы осуществлялась в Москве.

Сущность мошеннической схемы состояла в следующем. Лица, которые обладали соответствующими возможностями (нотариусы), подделывали информацию, которая содержалась в реестровой документации. Согласно замыслу преступной группировки, необходимо было вносить ложную информацию о том, что владельцы собственности составляли завещания. После завершения данного этапа необходимо было открыть наследственное дело и переоформить собственность на подставного человека.

Преступления совершались по предварительному сговору. После оформления недвижимости в Росреестре квартиры перепродавались также по договоренности. Сделки купли-продажи не сопровождались перераспределением денежных средств. Одним из участников был И.Л. Заг-рая. Нотариус хранил документацию в нотариальном архиве, который размещен на территории частной собственности.

По завершении промежуточных сделок недвижимость переходила в собственность к сторонним покупателям, которые в сговоре не были замешены. Некоторые объекты недвижимости сохранились в собственности родственников лиц, участвующих в сговоре.

Череда судебных разбирательств позволила установить, что для получения материальной выгоды первоначально была составлена договоренность между нотариусом, риэлтором и еще двумя гражданами. Группа из четырех человек первоначально взяла на себя обязанности по руководству мошенническими действиями. Договоренность между преступниками была заключена в 2012 г., несколько позже к работе группы были привлечены и другие субъекты, которые взяли на себя роли поддельных наследников.

В период с 2012 г. по 2021 г. участниками организованной преступной группы были совер-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

шены мошеннические действия с 23 объектами недвижимости, легализованы денежные средства путем продажи 18 квартир. Общий ущерб от деятельности преступной группы превысил 208 млн руб. 61-летний экс-нотариус города Москвы И.Л. Заграй был приговорен судом к 11 годам 6 месяцам лишения свободы [7].

Проектируемое правовое регулирование нотариальной деятельности существенно меняет регламентацию делегирования отдельных управленческих и организационно-контрольных полномочий публичной власти нотариальному сообществу [4].

Например, согласно действующему правовому регулированию нотариальный тариф складывается из федеральной части, установленной Налоговым кодексом РФ [1] и ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате [2], и региональной части, предельный размер которой устанавливает Федеральная нотариальная палата по формуле, утвержденной Минюстом РФ [3].

В обязанности Федеральной нотариальной палаты входит разработка формул и льгот, которые относятся к региональному тарифу. Однако непосредственно региональный тариф находится в ведомстве нотариальных палат каждого субъекта.

Как показал специальный мониторинг, этот подход недостаточно эффективен:

во-первых, расчетная формула слишком сложна и содержит малопонятные коэффициенты, применение которых не выглядит достаточно обоснованным;

во-вторых, региональные тарифы слишком отличаются друг от друга, и в результате стоимость одних и тех же нотариальных услуг оказывается различной, а в целом, в федеральных масштабах, получается, что после введения такого тарифицирования услуги нотариусов заметно подорожали.

В проектируемом регулировании предполагается исключить из Налогового кодекса РФ нормы о государственной пошлине на нотариальные услуги, заменив их правилами взимания единого нотариального тарифа. Его предельные размеры и льготы по нему будут определяться и устанавливаться Минюстом РФ.

В пределах тарифов, установленных Минюстом РФ, субъекты Российской Федерации также смогут устанавливать свои тарифы и дополнительные льготы по ним.

Таким образом, согласно новому регулированию предельные тарифы по всем видам нотариальных действий будет устанавливать государ-

ство в лице федерального и региональных исполнительных органов.

Полностью государственной станет и система контроля за нотариальной деятельностью, включая и ее этический компонент, так как Кодекс профессиональной этики нотариуса [5] будет утверждаться Минюстом России.

Обязанности по контролю за работой нотариусов включены в обязанности комиссии при Минюсте РФ. Анализ содержания форм, порядка и предмета контроля позволяет сделать вывод о том, что преобразования системы регулирования необходимы для того, чтобы ужесточить контроль за делопроизводством нотариусов.

В отношении должностных лиц местного самоуправления, а также консульских должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, контроль будет осуществляться, соответственно, территориальными органами Минюста РФ и МИД России.

На наш взгляд, ключевым положением проектируемого регулирования нотариальной деятельности, указывающим на усиление публичных начал, является исключение совместной компетенции Минюста и Федеральной нотариальной палаты на принятие нормативных правовых актов.

Разумеется, рассматриваемый нами законопроект о нотариате и нотариальной деятельности находится в стадии обсуждения, и отнюдь не исключено, что не все его положения войдут в окончательную редакцию.

Тем не менее анализ проектируемых норм не считаем преждевременным, так как они не вступают в противоречие с наблюдаемой в настоящее время — во всех сферах, а не только нотариальной — потребности именно в государственной защите институциональных и ценностных основ российского общества.

Список источников

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // http:// www.consultant.ru/

2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, ред. от 08.08.2024) // http://www. consultant.ru/

3. Приказ Минюста России от 12.09.2023 № 253 «Об утверждении формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа и перечня льгот, приме-

LAW & LEGISLATION • 10-2024

няемых к региональным тарифам» // http:// pravo.gov.ru (Дата обращения: 09.09.2024)

4. Проект Федерального закона № 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // http:// www.consultant.ru/

5. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016, (ред. от 23.04.2019) // http://www.consultant.ru/

6. Телеканал Совета Федерации (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-51337 от 10.10.2012. Текст: электронный) // URL: http:// vmeste-rf.tv (Дата обращения: 07.07.2024)

7. Электронное периодическое издание «Говорит нотариат» // Сайт телеканала Вместе.РФ (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-78920 от 14.08.2020): URL: http://vmeste-rf.tv (Дата обращения: 25.07.2024)

References

1. The Tax Code of the Russian Federation (Part two) № 117-FZ dated 08.08.2000 (as amended on 08.08.2024) // http://www.consultant.ru/

2. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on notaries (approved by the Supreme

Court of the Russian Federation on 11.02.1993 № 4462-1, ed. from 08.08.2024) // http://www. consultant.ru/

3. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated 12.09.2023 № 253 «On approval of the formula for calculating the economically justified maximum size of the regional tariff and the list of benefits applied to regional tariffs» // http:// pravo.gov.ru (Accessed: 09.09.2024)

4. Draft Federal Law № 398234-6 «On Notaries and Notarial activities and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // http:// www.consultant.ru/

5. The Code of Professional Ethics of Notaries in the Russian Federation (approved by the Ministry of Justice of the Russian Federation on 12.08.2019, 19.01.2016, as amended on 23.04.2019) // http:// www.consultant.ru/

6. The TV channel of the Federation Council (certificate of registration of mass media EL № FS77-51337 dated 10.10.2012 Text: electronic) // URL: http://vmeste-rf.tv (Accessed: 07.07.2024)

7. Electronic periodical «The notary speaks» // Website of the TV channel Together.RF (certificate of registration of E-mail no. FS 77-78920 dated 14.08.2020) // URL: http://vmeste-rf.tv (Accessed: 25.07.2024)

Информация об авторе

Гришин К. Г. — аспирант, нотариус Казанского нотариального округа Республики Татарстан

Статья поступила в редакцию 11.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Grishin K.G. — postgraduate student, notary of the Kazan Notary District of the Republic of Tatarstan

The article was submitted 11.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.