Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации'

К вопросу о необходимости государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крицкая А.А.

В статье рассматривается роль крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве сельхозтоваров, современное состояние крестьянских (фермерских) хозяйств, анализируются меры государственной поддержки аграрно-промышленного комплекса, в том числе малых форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации»

К вопросу о необходимости государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации

Крицкая Анна Алексеевна

аспирантка Департамента финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье рассматривается роль крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве сельхозтоваров, современное состояние крестьянских (фермерских) хозяйств, анализируются меры государственной поддержки аграрно-промышленного комплекса, в том числе малых форм хозяйствования. Ключевые слов: АПК, государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств.

В современных условиях экономика России нуждается в стимулировании развития, в том числе ряда приоритетных отраслей, обеспечивающих внутренний спрос, к числу которых относится аграрный сектор. Сельскохозяйственная отрасль экономики, как известно, не относится к отраслям с высоким уровнем рентабельности, а также в силу особого характера производства нуждается в постоянной поддержке, в том числе государственной и кредитной. При этом такая поддержка оказывается в особенности фермерским хозяйствам во всем мире и не является чем-то необычным.

Основной тенденцией последних лет в этой отрасли экономики хозяйствования отмечается рост, который требует закрепления и преумножения. Другими словами, наметившийся рост в аграрном секторе, несмотря на отмечающуюся положительную динамику, требует соответствующей поддержки, в том числе со стороны банков и государства.

Существенный вклад в достижении этой цели может внести кредитная поддержка посредством внедрения новых кредитных продуктов и условий кредитования. Вместе с тем, следует обратить особое внимание на развитие малых форм хозяйствования, которые до недавнего времени не получали ощутимой поддержки, последняя в большей оказывалась крупным игрокам АПК. Не вызывает сомнения, что успешная деятельность предприятий малых форм хозяйствования может стать тем локомотивом, который усилит вклад сельхозпроизводителей в прирост ВВП и обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, в повышении экономической эффективности в сельскохозяйственном секторе и достижении новых целей по объему экспорта в 2018 году.

По данным отчета Министерства сельского хозяйства «Экспорт продукции АПК» государственная поддержка сельскохозяйственного сектора в течение последних лет имела положительную тенденцию (в 2016 г. было выделено 218 млрд рублей, в 2017 г. - 242 млрд рублей1). Однако

1 Отчет Минсельхоза «Экспорт продукции АПК за первый квартал 2018 года». Официальный сайт Министерства сельского хозяйства. Режим доступа: www.mcx.ru.

-&

О

о ш и-4 Н

Ы

01 Н

объем финансирования малых форм хозяйствования на 01.01.2017 составил немногим более 8 млрд рублей, в том числе на развитие семейных животноводческих ферм и на поддержку начинающих фермеров государством было выделено по 3,4 млрд рублей. Стоит отметить, что реальные объемы поддержки со стороны государства превышают эти цифры за счет непосредственного участия и помощи региональных бюджетов.

На протяжении 2017 года в аграрном секторе РФ наблюдалась положительная динамика благодаря рекордному валовому сбору урожая. Данная динамика, по прогнозу Министерства сельского хозяйства, сменится умеренным ростом в 2018 году. По мнению экспертов, текущий год окажется довольно сложным для сельхозпроизводителей, так как наращивать производство продуктов с добавленной стоимостью в условиях снижения платежеспособности населения будет трудновыполнимой задачей. Стоит заметить, что топ-менеджеры крупных предприятий аграрного сектора придерживаются иного мнения, прогнозируя продолжение позитивной динамики в аграрном секторе страны в 2018 году.

По данным Росстата, на протяжении последних пяти лет, темпы роста АПК превышали ВВП (Рис. 1). Однако по итогам прошлого года отмечалось двукратное снижение темпов роста сельхозпроиз-водства по сравнению с 2016 годом, несмотря на рекордный уровень сбора урожая и был связан с макроэкономической конъюнктурой (укрепление курса рубля, сохранение невысоких цен на сельхозпродукцию на мировом рынке).

2 ■...... 13

| .....I..................-.........................

2012 2013 2014 ^15 2016 .......">017

е

-3,7

■ ВВП с/х производство .........Линейная (ВВП) Линеи|ш(с/хпроизводаво|

Рис. 1. Динамика ВВП и с/х производства (в % к предыдущему году)

Некоторые негативные тенденции сохранятся в секторе малых форм хозяйствования. Например, по результатам проведения сельскохозяйственной переписи в 2016 году было выявлено, что за последние 10 лет количество крестьянских (фермерских) хозяйств в России сократилось почти вдвое, одновременно отмечалось существенное укрупне-

ние сельскохозяйственных площадей КФХ. За этот же период отмечалось сокращение численности занятых в КФХ, в том числе численность временных работников уменьшилась практически вдвое, численность постоянных работников - на 35%. Несмотря на этот тренд, по данным Росстата, в 2017 году 30% валового сбора зерна в России было произведено КФХ, что свидетельствует о потенциале и роли крестьянских (фермерских) хозяйств в аграрном секторе.

В целом, в период с 2010 по 2017 гг. в разрезе производства основных продуктов животноводства и растениеводства доля КФХ за последние года выросла по всем направлениям производства. В рамках производства зерна доля крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилась с 22% до 29%, в то время как доля по производству семян подсолнечника увеличилась с 26% до 31%, в производстве остальных культур также наблюдается незначительное, но стабильное увеличение доли КФХ. Соответственно, можно сделать вывод о том, что данная форма хозяйствования занимает определенную долю по производству сельскохозяйственных товаров, и эта доля имеет тенденцию к увеличению.

Также стоит заметить, что крестьянские (фермерские) хозяйства в качестве социально - экономического института развивают сельскую инфраструктуру, создавая более благоприятные условия в регионах и обеспечивая рабочие места. Сельскохозяйственная продукция, производимая малыми формами хозяйствования, также является более экологически чистой продукцией нежели продукция, предлагаемая крупными игроками АПК. Поэтому особое внимание следует уделить совершенствованию кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств.

В этой области, области взаимоотношений с денежно-кредитными институтами, сохраняется ряд проблем, связанных с хозяйственной деятельностью всех предприятий аграрного сектора, недостатком у них финансовых средств, достаточных для эффективного ведения деятельности, отмечаются трудности в получении кредитных ресурсов, остро стоит вопрос обеспеченности специальной техникой, неразвитостью производственной инфраструктуры, отсутствия необходимых каналов реализации сельско-хозяйственной продукции, недостаточной заинтересованности молодежи работать в аграрном секторе страны и ряд других проблем.

Среди разнообразных форм поддержки сельскохозяйственной отрасли, особая роль принадлежит прямым и косвенным формам государственной поддержки. К прямой форме господдержки относятся прямые бюджетные выплаты, такие как: субсидирование процентных ставок по кредитам, субсидирование части затрат с/х товаропроизводителей на страхование урожая, предоставление грантов и др. Проведение закупочных и товарных интервенций в рамках регулирования продовольственного рынка, осуществление государственных заказов на с/х продукцию - относится к

косвенной форме поддержки АПК. С целью повышения доступности кредитных средств, сельскохозяйственной техники, совершенствования механизма поддержки экспортеров продукции аграрно-промышленного комплекса, Правительством РФ была разработана государственная программа развития сельского хозяйства до 2020 года, которая включает комплекс мер, направленных так же и на укрепление позиций крестьянско-фермерских хозяйств. В числе подобных мер следует выделить: льготные кредитование, гранты на открытие крестьянско-фермерских хозяйств, организацию быта молодых фермеров, развитие животноводческих КФХ, единую региональную субсидию, компенсацию инвестиционных затрат, льготные тарифы на перевозку сырья, компенсацию прямых понесенных затрат на строительство и модернизации объектов АПК, компенсацию части затрат за транспортировку продукции АПК, установление дифференцированных ставок по единому сельскохозяйственному налогу (закон начинает действовать с 1 января 2019 г.) в зависимости от:

• категории налогоплательщика;

• видов производимой с/х продукции;

• размера доходов от реализации произведенной с/х продукции;

• места ведения предпринимательской деятельности;

• средней численности работников.

Другими словами, данным законом будут

предоставляться полномочия субъектам РФ по установлению дифференцированных ставок единого сельскохозяйственного налога в пределах от 0% до 6%. Эта мера позволит принимать во внимание особенности ведения сельского хозяйства в зависимости от региона, смягчить налоговую нагрузку на некоторые формы малого хозяйства. Кроме того, Правительством рассматривается законопроект, касающийся расширения перечня случаев, при котором сельхозтоваропроизводитель получает страховое возмещение. Ожидается, что все вышеуказанные меры и мероприятия по поддержке сельскохозяйственного сектора со стороны государства принесут положительные плоды.

В качестве инструмента стабилизации цен на с/х рынке используется такой механизм как регулирование цен за счет закупок и интервенций с/х продукции государством. Прошлый раз государство использовало данный механизм в 2016/2017 гг., когда было закуплено 954 тыс. тонн зерна на совокупную сумму более 9 млрд рублей. На данный момент, позиция Министерства сельского хозяйства заключается в воздержании использования данного механизма в условиях новой реальности в пользу стимулирования экспорта посредством государственной поддержки в виде субсидирования и реализации комплекса мер по возмещению затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции. Однако использование данного механизма полностью не исключается и на рубеже 2018-2020 гг. допускается возможность проведения зерновых интервенций.

В рамках предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам, основным видом деятельности которых является молочное и мясное скотоводство, в рамках господдержки в 2017 году были увеличены максимальные размеры грантов с 1,5 млн рублей до 3 млн рублей (для начинающих фермеров) и с 21,6 млн рублей до 30 млн рублей (для семейных животноводческих ферм), таким образом, можно говорить о совершенствовании механизма предоставления КФХ поддержки в виде грантов. На софинансирование грантовой поддержки начинающих фермеров были выделены субсидии 78 субъектам Российской Федерации, а грантовая поддержка оказана 3677 фермерам. В рамках реализации мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм были выделены субсидии 74 субъектам, грантовая поддержка предоставлена 869 фермерам. Государственная поддержка сельскохозяйственных также была предоставлена 159 кооперативам из 42 субъектов Российской Федерации1.

Следует отметить принятие Правительством РФ Постановления №1528, которое предусматривает правила субсидирования кредитных организаций на возмещение недополученных ими доходов в рамках льготного кредитования сельскохозяйственных производителей. Благодаря предоставлению субсидированных кредитов участникам аграрного сектора, получатели кредита на цели пополнения оборотных средств и финансирования внеоборотных активов смогут его получить по низкой цене (от 1% до 5% годовых).

В то же время заемщик для получения доступа к программе льготного кредитования должен удовлетворять определенным требованиям, которые перечислены в данном документе.

Одновременно следует учитывать, что деятельность предприятий аграрной отрасли характеризуется высоким уровнем рисков, это означает, что развитие и льготного кредитования коммерческими банками приведет к принятию ими высоких рисков.

В этой связи в рамках Постановления № 1528 целесообразно предусмотреть2:

• порядок взаимодействия определенных Постановлением «уполномоченных банков», Министерства сельского хозяйства и заемщиков в случае нарушения сроков предоставления денежных средств из федерального бюджета «уполномоченным банкам»;

• уточнить соразмерность ответственности «уполномоченных банков» по принятию ответственности по выдаче субсидированных кредитов; ф

• возможность облегчения доступа потенци- А альных заемщиков к субсидированным кредитам с посредством предоставления государственными о институтами гарантий; Н

1 Отчет Минсельхоза «Экспорт продукции АПК за первый квар- И тал 2018 года». Официальный сайт Министерства сельского и хозяйства. Режим доступа: www.mcx.ru. а

2 Авис О.У. Трансформация технологии субсидирования аграр- Н ных кредитов в России // Региональная экономика и управле- И ние: электронный научный журнал № 1(49). - 2017.

е

• исключения из категории «уполномоченных банков» с/х кредитных потребительских кооперативов и региональных банков аграрной направленности;

• уточнить перечень потенциальных заемщиков, исключив из их числа граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Определенный вклад в обеспечение доступности кредитов может внести принятое Правительством РФ Постановление №1595 «Об утверждении предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета ОАО «РЖД» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна». В рамках данной программы, по состоянию на апрель 2018 года, по льготным тарифам было согласовано к перевозке более 1,58 млн тонн зерна на совокупную сумму субсидий в размере 1,52 млрд рублей1.

Значимая роль в кредитовании АПК, в том числе КФХ принадлежит ОА «Россельхозбанк», цель и миссия которого, главным образом, заключается в предоставлении кредитной поддержки аграрному сектору. В настоящее время, банк разрабатывает и внедряет новые банковские продукты для фермеров, максимально адаптируя условия кредитования под нужды потенциальных клиентов. Являясь участником программы льготного кредитования в качестве «уполномоченного банка» в рамках Постановления № 1528, банк также работает с диверсификацией видов залогов фермеров, предоставляя им расширенные возможности. В качестве примера можно привести кредитные продукты, залогом по которым является будущий урожай, улов и т.д.

В рамках субсидирования части процентной ставки по привлеченным краткосрочным кредитам осуществляется поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях проведения сезонных полевых работ, закупки кормов, сырья для первичной и промышленной переработки организациями АПК, что способствует увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции, созданию условий для комплексного развития и повышения эффективности производства всех подотраслей сельского хозяйства.

По данным АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк», АО «Газпромбанк», АО «Альфа-Банк», соотношение выданных на развитие агропромышленного комплекса краткосрочных и инвестиционных кредитных ресурсов, за 2016 год составило 75:25, в том числе в растениеводстве - 73:27, в животноводстве - 66:34. Данная статистика свидетельствует о высокой потребности аграрного сектора страны именно в краткосрочных кредитных ресурсах. Подробнее структура предоставления кредитными организациями краткосрочных и инвестиционных кредитных средств субъектам аграр-но-промышленного комплекса в период за 2016 год представлена на рис. 2.

68° о

■ Кражосрочныекреднты

Инвестиционные кредиты

Прямыепонесенные затраты на созданием модернизацию объектов АПК

Затраты с/х производителен на уплату страховой премии, начисленной по договору с/х страхования

Рис. 2. Субсидирование аграрно-промышленного комплекса

По состоянию на 01.01.2017 наиболее активную политику в области краткосрочного кредитования АПК занимал АО «Россельхозбанк», его доля составила 66%, доля ПАО «Сбербанк» - 21,2%, АО «Газпромбанк» - 10,1%, АО «Альфа-Банк» - 2,7% (Рис. 3).

10,1%

2,7%

66%

Россельхозбанк ■ Сбербанк России Газпромбанк | Альфа-Банк

1 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства. Режим доступа: www.mcx.ru.

Рис. 3. Доля кредитных организаций в общем объеме краткосрочного кредитования агропромышленного комплекса

По состоянию на 01.01.2017 инвестиционное кредитование в разрезе растениеводства, животноводства и скотоводства, наибольшую долю в кредитовании и наиболее активную позицию занимал ПАО «Сбербанк», а не АО «Россельхозбанк».

Интересным представляется анализ эффективности работы мер по государственной поддержке КФХ, а также доступности программ для малых форм хозяйствования с точки зрения руководства крестьянских (фермерских) хозяйств. В ходе подготовки анкеты для проведения опроса руководителей КФХ у авторов возникла рекомендация по созданию мобильных региональных сельскохозяйственных центров поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств для обеспечения своевременных консультаций по вопросам развития бизнеса и использования возможности государственной поддержки. В функционал вышеуказанного мобильного центра предусматривается включение помощи в составлении и корректировки бизнес - плана, возможной оптимизации по благоустройству земли, помощь в оформлении необходимых документов для возможности участия в программе льготного кредитования. На данном этапе продумывается схема взаимодействия рабочей группы с КФХ, целесообразность и эффективность ее внедрения.

Главное отличие данной группы от АККОР (Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России) за-

ключается в том, что поддержка КФХ оказывается не посредством проведения различных семинаров и конференций, а помощь оказывается на территории крестьянского (фермерского) хозяйства, что существенно увеличивает доступность предлагаемых услуг для данного вида малых форм хозяйствования. Нам представляется, что данный вид поддержки должен носить безвозмездный характер, а численность одной рабочей группы не должна превышать 2-3 человека. Возможно, введение данного вида помощи, в том числе, окажет благоприятное воздействие на решение вновь поставленных перед Минсельхозом задач.

Министерство сельского хозяйства сосредоточило свое внимание на решении следующих задач:

- наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции;

- поддержка и развитие аграрной науки;

- привлечение молодежи для работы в аграрном секторе;

- обеспечение продовольственной безопасности России;

- повышение экономической эффективности в сельском хозяйстве и др.

Широко обсуждаются в настоящее время вопросы, связанные с цифровизацией и автоматизацией некоторых сельскохозяйственных процессов, которые позволят оптимизировать производство сельскохозяйственной продукции, повысить конкурентоспособность отечественных игроков на мировом рынке. В центре внимания находятся также проблемы управления данными - data management и data science. Суть внедрения новых технологий, в том числе системы автоматизированного управления, заключается не только в увеличении скорости производства, но и в предоставлении аграриям возможности противодействовать влиянию внешних рисков, связанных с климатическими условиями деятельности. Эти меры должны способствовать увеличению урожайности. Стоит отметить, что внедрение IT - технологий в аграрном секторе Российской Федерации пока возможно только на крупных предприятиях.

Таким образом, стимулирование деятельности КФХ, а также выход на рынок новых субъектов, требует решения накопленных старых и новых проблем, в части, связанных с облегчением доступа к различным формам их поддержки, уточнения новых нормативных актов по доступности последней более широкому кругу хозяйствующих субъектов. Это направление должно стать приоритетным для Правительства РФ, Министерства сельского хозяйства и уполномоченных банков.

Литература

1. Авис О.У. Трансформация технологии субсидирования аграрных кредитов в России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал № 1(49). - 2017.

2. Крылатых Э.Н. Обеспечение продовольственной безопасности России и мира: возможности, риски, угрозы. М.: ГНУ ВИАПИ. 2011. - 45 с.

3. Лысоченко А. А. Стратегическое и логическое управление АПК как фактор обеспечения продовольственной безопасности региона: монография / Лысоченко А.А. - Ростов н/Д.: Содействие - XXI век, 2016. - 176 с.

4. Пинская М.Р., Киреева Е.Ф. Финансовый механизм государственной поддержки АПК в России и Беларуси: монография / Пинская М.Р., Киреева Е.Ф., Сорокина Т.В.; под ред. д-ра экон. наук Пинской М.Р., д-ра экон. наук Киреевой Е.Ф. - М.: ИН-ФРА-М, 2017. - 258 с.

5. Чичуленков Д.А. Социально ориентированное банковское дело: история и современность. Банковское дело №4, 2017. 34-42 с.

6. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства. Режим доступа: www.mcx.ru.

7. Assessment of socio-economic configuration of value chains: a proposed analysis framework to facilitate integration of small rural producers with global agribusiness [электронный ресурс] / Miguel Arato, Stijin Speelman, Joost Dessein, Guido van Huylen-broeck - January 2017 - Режим доступа: https://www.wageningenacademic.com/doi/pdf/10.224 34/IFAMR2015.0060.

8. Readiness for agricultural transformation [электронный ресурс] / Sara Boettiger, Nicolas Denis, Sunil Sanghvi - December 2017 -Режим доступа: https://www.mckinsey.com/industries/chemicals/our-insights/readiness-for-agricultural-transformation.

TO THE QUESTION OF THE NEED FOR STATE SUPPORT OF PEASANT (FARMER) FARMS IN THE RUSSIAN FEDERATION Kritskaya A.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article examines the role of peasant farms in the production of agricultural goods, the current peasant farms state of business, analyzes measures of state support for the agro-industrial complex, including small business patterns. Keywords: agribusiness, state support of peasant farms. References

1. Avis O.U. Transformation technology subsidizing agricultural loans in Russia // Regional Economics and Management: electronic scientific journal № 1 (49). - 2017.

2. Winged E.N. Ensuring food security of Russia and the world:

opportunities, risks, threats. M .: GNU VIAPI. 2011. - 45 p.

3. Lysochenko A.A. Strategic and logical management of the agro-

industrial complex as a factor in ensuring food security in the region: monograph / Lysochenko A.A. - Rostov n / D .: Assistance - XXI century, 2016. - 176 p.

4. Pinskaya M.R., Kireeva E.F. The financial mechanism of state

support of the agro-industrial complex in Russia and Belarus: monograph / Pinskaya MR, Kireeva EF, Sorokina TV; by ed. Dr. Econ. Sciences Pinskoy MR, Dr. of Econ. Sciences Kireyeva E.F. - M .: INFRA-M, 2017. - 258 p.

5. Chichulenkov D.A. Socially oriented banking: history and moder-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nity. Banking №4, 2017. 34-42 p.

6. Official website of the Ministry of Agriculture. Access mode: www.mcx.ru.

7. Miguel Arato, Stijin Speelman, Joost Dessein, Guido van Huylenbroeck - January 2017 - Access mode: https://www.wageningenacademic.com/doi/pdf/10.22434/IFAM R2015.0060.

8. Readiness for agricultural transformation [electronic resource] /

Sara Boettiger, Nicolas Denis, Sunil Sanghvi - December 2017 - Access mode:

https://www.mckinsey.com/industries/chemicals/our-insights/readiness-for-agricultural- transformation.

-&

О

о ra и-4 F5

Ы

cri

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.