Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости государственного противодействия деятельности некоторых общественных объединений в России: исторический опыт Германии и США'

К вопросу о необходимости государственного противодействия деятельности некоторых общественных объединений в России: исторический опыт Германии и США Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
66
32
Поделиться
Ключевые слова
ВЕЙМАРСКАЯ ГЕРМАНИЯ / ПАРТИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / АКТ СМИТА / АКТ ВУРХИСА / SMITH'S CERTIFICATE

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Боков Юрий Александрович

Органы власти России, на наш взгляд, избрали правильную позицию установления антиэкстремистского законодательства, напоминающего положения американских законов «Вурхиса» и «Смита». В противном случае, не исключено, что даже посредством выборов, в России, как и в своё время в Веймарской Германии, к власти могут без переворотов и кровопролития на совершенно законном основании прийти экстремисты.

To the issue of necessity for the state's restrictions on activities of some social organizations in Russia: the historical experience of Germany and the USA

The Russian authorities, in our opinion, are right in adopting rigid anti-extremist laws, in some aspects similar to the American Vurhis and Smith laws. Otherwise it is possible that extremists come to power by elections, quite legally, with no revolutions and bloodshed as it happened in Weimar Germany.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости государственного противодействия деятельности некоторых общественных объединений в России: исторический опыт Германии и США»

10.4. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОТОРЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ГЕРМАНИИ И США

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Боков Юрий Александрович, к.ю.н. Должность: доцент. Место работы: кафедра теории государства и права, Волгоградский государственный университет. bo-kov2004@yandex.ru

Аннотация: Органы власти России, на наш взгляд, избрали правильную позицию установления анти-экстремистского законодательства, напоминающего положения американских законов ««Вурхиса» и ««Смита». В противном случае, не исключено, что даже посредством выборов, в России, как и в своё время в Веймарской Германии, к власти могут без переворотов и кровопролития на совершенно законном основании прийти экстремисты.

Ключевые слова: Веймарская Германия, партия, экстремизм, национал-социализм, акт Смита, акт Вурхиса.

TO THE ISSUE OF NECESSITY FOR THE STATE’S RESTRICTIONS ON ACTIVITIES OF SOME SOCIAL ORGANIZATIONS IN RUSSIA: THE HISTORICAL EXPERIENCE OF GERMANY AND THE USA

Bokov Yury Aleksandrovich, PhD in Law. Position: assistance professor. Place of employment: state and law theory chair, Volgograd State University. bokov2004@yandex.ru

Annotation: The Russian authorities, in our opinion, are right in adopting rigid anti-extremist laws, in some aspects similar to the American “Vurhis” and “Smith” laws. Otherwise it is possible that extremists come to power by elections, quite legally, with no revolutions and bloodshed as it happened in Weimar Germany.

Keywords: The Weimar Germany, party, extremism, national socialism, Smith's certificate, The certificate of Vurhis.

По вопросу образования и функционирования политических организаций в современной науке существует две диаметрально-противоположные точки зрения. Сторонники первой из них отмечают, что недопустимо в демократическом государстве запрещение каких-либо политических организаций, приверженцы же второй, к которым относится и автор, наоборот, отстаивают право любого государства путём запрещения оп-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 01-03-00234а; Фонда Г. Бёлля (Heinrich Böll Stiftung. Die grüne politische Stiftung), проект № 03 - 2000; Германского исторического института в Москве (Deutsche Historische Institut Moskau) - Представительство фонда DGIA (Stiftung Deutsche Gelstaswissenschaftliche Institute im Ausland); ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», грант юридического факультета.

ределённых политических организаций защищать демократический конституционный строй. Эта допустимость ограничения деятельности партий и движений подкрепляется также и нормами международного права. Ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года закрепляет положение, согласно которому пользование свободой ассоциации «не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц»2. На основании этого международного документа законодательство многих государств ограничивает деятельность ряда организаций, в том числе, и фашистских.

Недопущение создания и функционирования определённых политических организаций содержится и в российском законодательстве. Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 27 июня 2002 года» под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должност-

2 Международные акты о правах человека. Сборник докумен-

тов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1999. - С. 60.

ных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материальнотехнической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за насильственный захват и удержание власти (ст. 278), вооружённый мятеж (ст. 279), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2) и т.д.

На сегодняшний день в перечне общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" находятся: 1. Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (решение Московского городского суда от 19.04.2007 о запрете деятельности); 2. Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении (решение Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности); 3. Общественное незарегистрированное объединение группа «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь» (решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.04.2006 о ликвидации); 4. Местная религиозная организация

Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инг-лиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации); 5. Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации); 6. Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации); 7. Международная религиозная организация «Нурджулар» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2008 о запрете деятельности); 8. Общественное объединение Ахтубинское народное движение "К Бо-годержавию" (решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 17.07.2008 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2008); 9) Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2009)3. На самом деле запрещены лишь наиболее агрессивные и одиозные объединения, некоторые же продолжают функционировать.

3 URL: http://www.miniust.ru/ru/activitv/nko/perechen/ (Дата обращения 25.09.2009)

Гражданское общество в нашей стране пока настолько слабо, что не способно существенно противодействовать возможной угрозе фашизма в России. Для построения правового гражданского общества необходимо использовать опыт других государств, которые уже прошли свой путь к демократии и достигли некоторых успехов в построении развитого общества. Например, гражданское общество в Веймарской Германии из-за своей слабости не смогло противостоять фашизму. Жители страны были так угнетены и недовольны существующим в стране положением, что начали воспринимать идеи гуманизма, демократии, непреходящие ценности и вечные идеалы «как нечто вроде старого хлама, которому место в музее восковых фигур»4. В связи с этим, всё больше и больше немцев вынуждены были разделять идеи, пропагандировавшиеся Национал-социалистической немецкой рабочей партией (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), одним из основных лозунгов которой на выборах был лозунг: «Национал-социализм - это противоположность тому, что есть»5.

Партия гитлеровского фашизма - НСДАП, возникшая в январе 1919 года как «Deutsche Arbeiterpartei“ - Немецкая рабочая партия, стала „главной политической силой, сумевшей использовать колоссальное недовольство простых людей“6. Чем сильнее ухудшалась ситуация в стране и невыносимее становились тяготы немцев, страдавших от голода, безработицы, преступности, общей неустроенности и унизительности своего национального положения, тем охотнее граждане Германии разделяли идеи, пропагандировавшиеся сторонниками „безвестного ефрейтора“, который 29 июля 1921 года уже был избран на чрезвычайном собрании НСДАП первым председателем этой партии. Однако, тогда он „ещё отнюдь не рассматривался в качестве соперника парламентских и правительственных политиков“7, хотя уже в марте 1932 года в первом туре президентских выборов за А. Гитлера проголосовало 30,1%, а во втором - в апреле месяце уже 36,8%. Только фельдмаршал П. Гинденбург смог опередить руководителя НСДАП: так за него проголосовало 19 миллионов 360 тысяч избирателей (или 53%), а за А. Гитлера несколько меньше - 13 миллионов 420 тысяч8.

Росла не только популярность лидера НСДАП, но и непосредственно самой партии им возглавляемой, что наглядно подтверждают статистические данные, представленные нами в таблице9:

4 Колосова В.О. Гуманистические идеи в первые годы Веймарской республики: Автореф. дис... кандидата ист. наук/Институт всеобщей истории Российской академии наук. - М., 1995. - С.17.

5 Пленков О.Ю. Немецкая политическая традиция и национал-социализм: Автореф. дис.д-ра ист. наук/Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Спб., 1998. - С.32.

6 Гинцберг Л. И. Тень фашистской свастики. - М.: Наука, 1967. -С. 12.

7 Руге В. Как Гитлер пришёл к власти: Германский фашизм и монополии/Сокр. Пер. с нем. Г. Рудого. - М.: Мысль, 1985. - С. 39.

8 Eberhard Kolb. Die Weimarer Republik/ von Eberhard Kolb. - 2., durchges. u. erg. Aufl. - München: Oldenbourg, 1988.- S.260-261.

9 Ibid.

Дата выборов в Рейхстаг. Количество поданных за НСДАП голосов. Количество депутатских мест выделенных НСДАП в Рейхстаге.

В % В млн.

04. 05, 1924 6.5 1.918 32

07. 12. 1924 3.0 0,907 14

20. 05 1928 2:6 0.810 12

14. 09 1930 18.3 6.409 107

31. 07. 1932 37.3 13,745 230

Как следует из изложенного и метко подмечает Карл Брахер, НСДАП «вначале была похожа на убогое новое образование правых радикалов, а потом уже стала не просто движением протеста, а движением обиженных»10. Эта партия, приобретая «известность как наиболее активная, беззастенчивая и вместе с тем эффективная в смысле воздействия на массы организация правого лагеря»11, становится, как указывает Теодор Гейгер, „массовой партией среднего класса“ («Massenpartei des Mittelstandes“)12.

Сторонниками и приверженцами партии, как показывают различные социологические исследования, были люди, разочаровавшиеся военным разгромом Германии и „чересчур“ демократическим переворотом, а также неуравновешенные, плохо приспосабливающиеся к невзгодам, с повреждённым до невроза чес-толюбием13. Под политическое воздействие НСДАП попали также «лица, таившие на существующее положение вещей социальную обиду»14.

В Веймарской Германии недовольство населения существовавшим в стране, особенно в 30-е годы, положением было направлено против демократии, не имевшей достаточно крепких корней. В России число лиц, считающих существующее положение несправедливым и имеющих комплекс неполноценности, также увеличивается, и этим начинают умело пользоваться в своих интересах националистически - и экстремистки- настроенные организации, с каждым днём пополняющие свои ряды. «Эти партии и организации открыто заявляют об идейном родстве с национал-социализмом, используют фашистские или схожие с ними лозунги, атрибутику, символику» - указывается в Указе Президента Российской Федерации № 310 от 23 марта 1995 года «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»15.

Следует помнить и о том, что «сподвижники Александра Баркашова из Русского национального единст-

10 Bracher Karl. Die Aüflösung der Weimarer Republik. - Düsseldorf: Droste, 1984. - S.96.

11 Госвайлер К. Рейхсвер и образование нацистской пар-тии//Ежегодник Германской истории, 1977. - М.: Наука, 1978. -С.122.

12 Die Republik von Weimar/Jens Flemming ...(Hrgs.). - Orig. -Ausg. Bd.1. Das Politische System. - 2., unveränd. Aufl. - Düsseldorf: Droste NE: Flemming, Jens, 1984. - S.108.

13 Die Nationalsozialistische Arbeiterpartei als organisiertes soziales Gebilde. Diss. Köln, 1948. S. 17.

14 См.: Michels Robert. Historisch-politische Untersuchung zum politischen Verhalten der Intellektuellen. (in Schmollers Jahrbuch. Bd. 57. - Berlin, 1953. - S. 56.; Zur Soziologie der Boheme und ihrer Zusammenhänge mit dem geistiger Proletariat. (in: Jahrbücher für Nationslö-konomie und Statistik/ Bd. 136. - Berlin, 1932. S. 801.

15 См.: Российская газета. 1994. 25 марта. №60. С. 4.

ва (РНЕ) открыто объявили себя ... фашистами» . Указанные силы в октябре 1993 года уже пытались претворить в жизнь «спланированный вооружённый мятеж», названный первым Президентом России Б.Н. Ельциным «фашистско-коммунистическим»17. Сторонники РНЕ уже претендовали на места в Государственной Думе РФ (причём, только случайность позволила органам власти не допустить их к выборам)18.

В Веймарской Германии органы государственной власти не создали законодательства, ограничивающего деятельность фашистски - настроенных организаций, и это способствовало установлению в стране антинародного режима.

Например, в США антифашистское законодательство действовало и его основу составил два нормативно-правовых акта: 1) «Акт о регистрации находящихся под контролем иностранных государств организаций, осуществляющих политическую деятельность в США» или «Закон Вурхиса» (§ 2386 Раздела 18 Кодекса законов США), принятый 17 октября 1940 года19; 2) «Акт о регистрации иностранцев» или «Закон Смита» (§ 2385 Раздела 18 Кодекса законов США), принятый в 1940 году20. Указанные акты во многом способствовали сохранению в стране демократических устоев и недопущению к власти последователей Б. Муссолини и А. Гитлера. При этом в Соединённых Штатах «в период между приходом Гитлера к власти в 1993 году и началом второй мировой войны в 1939 году угроза торжества фашистской реакции была весьма серьёзной и опасной»21. Ведь «все страны Западного полушария кишели фашистскими организациями - чернорубашечников, коричневорубашечников, зелёнорубашеч-

ников, серебрянорубашечников, белорубашечников и

22

т. д.»22.

Следует заметить, что США были экономически более сильным государством, нежели Германия, но, несмотря на это, органы государственной власти всё же решили не полагаться на случай и обезопасить себя от фашизма нормами права.

Представляется, что органы власти России должны усилить работу в направлении реализации действующего законодательства по противодействию экстремизму. До того же времени, пока не будут в полной

16 Янов А. После Ельцина. «Веймарская» Россия. - М.: Крук, 1995. - С. 73.

17 Обращение Президента Бориса Ельцина к гражданам России от 4 октября 1993 года//Российская газета. -1993. - 5 декабря. -№ 185. - С.1.

18 В декабре 1997 г. Министерство юстиции отказало движению "Русское национальное единство" в регистрации как общероссийской общественно-политической организации, ссылаясь на некоторые юридические неточности в документах. Для устранения этих ошибок Минюст РФ рекомендовал им провести новый съезд и внести в устав необходимые изменения.

19Федеральный законодательный акт Соединённых Штатов Америки, регулирующий деятельность организаций, связанных с международными или иностранными политическими структурами, или, согласно определению правительства США, «организаций, являющихся „субъектами иностранного влияния“».

20Федеральный законодательный акт Соединенных Штатов Америки, определяющий как преступника любого, кто: «сознательно или умышленно защищает, подстрекает, консультирует или преподает об обязанности, необходимости, желательности или правильности свержения правительства Соединенных Штатов или правительств каких-либо штатов, территорий, округов и владений вооруженным путем или с помощью насилия, или организации какого-либо объединения, которое обучает, консультирует или подстрекает к свержению, или всякого, кто стал членом или связан с какими-либо подобными объединениями».

21Фостер Уильям. Очерк политической истории Америки/ Пер. с англ. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - С. 577.

22 Там же.

мере исполняться предписания нормативных актов о недопустимости экстремистской деятельности, говорить о развитии демократии в нашем государстве будет не возможно. Органы власти России, на наш взгляд, избрали правильную позицию установления антиэкстремистского законодательства. В противном случае, не исключено что даже посредством выборов, в России, как и в своё время в Веймарской Германии, к власти могут без переворотов и кровопролития на совершенно законном основании прийти экстремистки настроенные силы. И потом не останется ничего иного, кроме как оправдываться тем, что сущность экстремистских объединений была не ясна, и поэтому никаких мер по ограничению их деятельности предпринято не было. Подобная ситуация уже известна истории23, так постараемся же избежать её повторения в нашей стране.

Список литературы:

1. Bracher Karl. Die Aüflösung der Weimarer Republik. -Düsseldorf: Droste, 1984. - S. 96.

2. Die Nationalsozialistische Arbeiterpartei als organisiertes soziales Gebilde. Diss. -Köln, 1948. - S. 17.

3. Die Republik von Weimar/Jens Flemming ...(Hrgs.). -Orig. - Ausg. Bd.1. Das Politische System. - 2., unveränd. Aufl. - Düsseldorf: Droste NE: Flemming, Jens, 1984. -S.108.

4. Eberhard Kolb. Die Weimarer Republik/ von Eberhard Kolb. - 2., durchges. u. erg. Aufl. - München: Oldenbourg, 1988. - S. 260-261.

5. Michels Robert. Historisch-politische Untersuchung zum politischen Verhalten der Intellektuellen. (in Schmol-lers Jahrbuch. Bd.57. - Berlin, 1953. - S. 56; Zur Soziologie der Boheme und ihrer Zusammenhänge mit dem geistiger Proletariat. (in: Jahrbücher für Nationslökonomie und Statistik. Bd. 136. - Berlin, 1932. - S. 801.

6. Гинцберг Л. И. Тень фашистской свастики. - М.: Наука, 1967. - С. 12.

7. Гинцберг Л.И. На пути в имперскую канцелярию. Германский фашизм рвётся к власти. - М.: Наука, 1972. - С. 421.

8. Госвайлер К. Рейхсвер и образование нацистской партии//Ежегодник Германской истории, 1977. - М.: Наука, 1978. - С. 122.

9. Колосова В. О. Гуманистические идеи в первые годы Веймарской республики: Автореф. дис... кандидата ист. наук/Институт всеобщей истории Российской академии наук. - М., 1995. - С. 17.

10. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. - М., 1999. - С. 60.

11. Обращение Президента Бориса Ельцина к гражданам России от 4 октября 1993 года//Российская газета. - 1993. - 5 декабря. - №185. - С. 1.

12. Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" //URL: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/perechen/ (Дата обращения 25.09.2009)

13. Пленков О.Ю. Немецкая политическая традиция и национал-социализм: Автореф. дис.д-ра ист. наук/Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Спб., 1998. - С. 32.

23Гинцберг Л.И. На пути в имперскую канцелярию. Германский фашизм рвётся к власти. М.: Наука, 1972. С. 421.

14. Руге В. Как Гитлер пришёл к власти: Германский фашизм и монополии/Сокр. Пер. с нем. Г. Рудого. - М.: Мысль, 1985. - С. 39.

15. Фостер Уильям. Очерк политической истории Америки/ Пер. с англ. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - С. 577.

16. Янов А. После Ельцина. «Веймарская» Россия. -М.: Крук, 1995. - С. 73.

Рецензия

на статью кандидата юридических наук, доцента, докторанта Юрия Александровича Бокова «К вопросу о необходимости государственного противодействия деятельности некоторых общественных объединений в России: исторический опыт Германии и США».

Для построения правового гражданского общества в России необходимо использовать опыт других государств, которые уже прошли свой путь к демократии и достигли некоторых успехов в построении развитого общества.

Представленная статья посвящена актуальной и значимой проблеме -необходимости государственного противодействия деятельности некоторых общественных объединений. Автор на основе исторического опыта Германии и США предлагает варианты разрешения данной проблемы. Обращают на себя внимание и заслуживают поддержки самостоятельные, новые и значимые выводы докторанта, свидетельствующие о творческом подходе и отсутствии плагиата.

В работе использованы архивные материалы Российского государственного архива социально-политической истории, литература на немецком языке.

Представленная на рецензирование статья заслуживает публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание