Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости формирования государственной идеологии в современной России с учётом особенностей «Русской идеи»'

К вопросу о необходимости формирования государственной идеологии в современной России с учётом особенностей «Русской идеи» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
293
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / РУССКАЯ ИДЕЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / NATIONAL IDEOLOGY / RUSSIAN IDEA / STATE IDEOLOGY / NATIONAL POLICY / STATE INTEGRITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черномазова Элла Владимировна, Струсь Константин Александрович

Обосновывается необходимость разработки и реализации государственной идеологии. Рассматриваются особенности самосознания, принципов морали, культурных традиций русского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT NECESSITY OF FORMING OF STATE IDEOLOGY IN MODERN RUSSIA TAKING INTO ACCOUNT FEATURES OF «THE RUSSIAN IDEA»

The necessity of development and realization of the state ideology is grounded. The features of consciousness, principles of morals, cultural traditions of the Russian people are examined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости формирования государственной идеологии в современной России с учётом особенностей «Русской идеи»»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ «РУССКОЙ ИДЕИ»

Черномазова Элла Владимировна

магистрант юридического факультета, Северо-Кавказский федеральный университет (филиал) в г. Пятигорске,

РФ, г. Пятигорск E-mail: Ella.Chernomazova@mail.ru

Струсь Константин Александрович

канд. юрид. наук, доцент, Северо-Кавказского федерального университета (филиала) в г. Пятигорске,

РФ, г. Пятигорск E-mail: KonstantinStrus@gmail.com

TO THE QUESTION ABOUT NECESSITY OF FORMING OF STATE IDEOLOGY IN MODERN RUSSIA TAKING INTO ACCOUNT FEATURES OF «THE RUSSIAN IDEA»

Chernomazova Ella

magister of legal faculty, branch of North Caucasian State University in Pyatigorsk,

Russia, Pyatigorsk

Strus Konstantin

candidate of juridical sciences, associate professor, branch of North Caucasian State University in Pyatigorsk,

Russia, Pyatigorsk

Черномазова Э.В., Струсь К.А. К вопросу о необходимости формирования государственной идеологии в современной России с учётом особенностей "Русской идеи" //

Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 11 (11) .

URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1679

АННОТАЦИЯ

Обосновывается необходимость разработки и реализации государственной идеологии. Рассматриваются особенности самосознания, принципов морали, культурных традиций русского народа.

ABSTRACT

The necessity of development and realization of the state ideology is grounded. The features of consciousness, principles of morals, cultural traditions of the Russian people are examined.

Ключевые слова: национальная идеология, русская идея, государственная идеология, национальная политика, государственная целостность.

Keywords: national ideology, the Russian idea, state ideology, national policy, state integrity.

Современный мир явил человеку беспрецедентность уличных протестов, «оранжевых революций», «евромайданов», «арабской весны», наполненных контркультурным пафосом, разными типами сопротивления, освободительным движением в бывших колониях. Причины таких возмущений в каждой стране разные. С социологической точки зрения, причины происходящего свидетельствуют о возрастающей роли средних классов, о недостаточной легитимности режимов разного типа, о чрезмерном социальном неравенстве и дефектах механизмов перераспределения богатства, о проблеме национализма, вызванного не решением предыдущих вопросов. Там, где протест «отчаяннее» и «брутальнее», где он становится сильнее власти, человек не идёт на уступки, так как он верит в собственные силы самостоятельно разрешать возникшие социальные вопросы и его уже не удовлетворяет готовность государства провести досрочные выборы и демократизировать систему. Подобные тенденции имеют общемировое значение, а не только отражают изъяны отдельной страны.

В сложившейся ситуации государство должно консолидировать общество, обеспечивать достижение определенного консенсуса по вопросам выработки общей стратегии развития страны, последовательного продвижения ее по пути демократического переустройства, объединения, различные идеологические направления, стремясь соотнести свою политику с интересами личности [2, с. 15]. В этой связи обоснованно поднимается вопрос о необходимости разработки и реализации государственной идеологии [1, с. 114], «объединяющей социальные, нравственные ценностные идеалы личности и стратегические задачи государства» [6, с. 50].

Государственная идеология, в которой сегодня нуждается современная Россия, в контексте наших рассуждений — это не единая «руководящая и направляющая» идея, а та ценностно-нравственная константа, которая поможет государству в его политике укрепления российской государственности как основы формирования и утверждения подлинно демократического общества, сильного государства.

Сильного государства не может быть без сильной власти. Понятие «власть» — сложное явление. Следует подчеркнуть, что люди и власть — понятия не тождественные, хотя одно без другого не бывает. Как общемировой, так и наш собственный опыт учит, что очень многое в стране зависит от субъективного фактора. Истолкование сложных и противоречивых процессов социального развития только с позиций общих закономерностей, законов истории недостаточно. Объективные законы зачастую «спотыкаются» о субъективный фактор. Конечно, сам субъективный фактор предопределяется отнюдь не случайными явлениями, а конкретно-историческими условиями, интересами стран, взаимодействием политических, экономических, идеологических факторов, социокультурной палитрой. В понятие «субъективный фактор», бесспорно, входят и личные качества государственных деятелей, прежде всего глав государств, их образование, политикофилософские взгляды, политическая культура, определяющая их стиль поведения, и многое другое. При всей значимости общих тенденций мирового

развития и конкретно-исторических условий, жизнь любой страны на каждом этапе истории приобретает свой особый характер в зависимости от того, кто стоит на вершине власти.

Теперь наступило время, когда должны полностью раскрыться возможности Президента Российской Федерации В.В. Путина. С самого начала своей работы он выразил надежду, что ему помогут люди, что без их поддержки решить бездну проблем, которая стоит перед ним, перед государством, просто невозможно. Исходя из этого Президент России должен обратиться к формированию государственной идеологии, объединяющей его усилия и усилия народа для решения стоящих перед Россией задач. И эта государственная идеология должна представлять собой не партийно -идеологические программы различных партий, а единую идеологию государства, которая должна выработать такие отправные точки взаимопонимания и взаимоподдержки, которые бы не противопоставляли государство гражданскому обществу, а помогали им двигаться совместно к одной цели. Истоки такой идеологии лежат в недрах российской культуры, часто называемой русской, но многогранность её смысла в том, что имеются в виду не этнически русские, а более широкая социальная общность людей, объединённых в российском государстве на основе единства интересов и совместной деятельности. На наш взгляд, основополагающие компоненты такой государственной идеологии, в которой ныне нуждается власть, заложены в «русской идее».

В 1888 году В. Соловьев в лекции под названием «Русская идея», прочитанной в Париже, говорил, что «русская идея, не имеет в себе ничего исключительного» и партикуляристского, что «для осуществления её национального признания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них» [3, с. 346].

В свою очередь, Н. Бердяев в книге «Русская идея», раскрывая смысл этой идеи, писал, что он заключён в братстве народов, искании всеобщего спасения, утверждении того, что «все ответственны за все».

По мнению И. Ильина, «русская идея» означает осознание русскими собственной своеобразной истории и культуры, проникновение в тайники собственного характера, выражение исторического призвания и своеобразия русских, указание на историческую задачу и духовный путь России.

Вера в эти возможности народа переносить трудности, возрождать свою страну от разрухи, объединяя свои усилия, является той основой, которая необходима нынешней власти в осуществлении задач избавления народа от тягот, которые на него взвалили те, кто желал «перестроить» Россию методами, чуждыми её истории, культуре, нравственности.

Примечательны в связи с этим рассуждения известного мыслителя XX века П.А. Сорокина, который, отмечая существенные черты русской нации, её огромную жизнеспособность, удивительную стойкость, исключительную готовность народов России идти на жертвы ради её выживания, а также необычайное расширение её территории, увеличение населения, политический, социальный и культурный рост, писал о том, что «к этим основным чертам можно добавить ряд дополнительных особенностей: расовое и этническое разнообразие, единство в разнообразии, предоставление «нерусским» самых высоких постов в политической и социальных сферах, сравнительно мирная экспансия и рост, ведение преимущество оборонительных войн, относительная благопристойность и высокая преданность данной нации со стороны её членов» [4, с. 25].

Известный польский (а ныне американский) специалист по русской политической истории XX века Андрей Валицкий солидаризировался с ним: «Нет необходимости замыкаться в какой-то «русской идее». В подобном плане звучало и заявление профессора Гарвардского университета (США) Р. Пайпса [7, с. 9].

Крайне настоятельной стала необходимость в осмыслении, взвешенном, свободном от сиюминутных идеологических пристрастий «русской идеи» с позиций современных проблем России, самых основ государственности, соотношения отечественной политической традиции с непреложными

императивами общецивилизационного процесса. Такая постановка вопроса сегодня жизненно оправдана, и она решается, следуя нравственно-ценностным, сущностным основам русской культуры, её философско-политической мысли, обозначенной гранями «русской идеи». Решение это проявляется в рамках появления у власти и государства новой тональности в отношении к исторической памяти, вооруженным силам, чувству долга перед Отечеством. Все это созвучно «русской идее», она действительно востребована временем, ибо в ней заключены все те необходимые сегодня компоненты государственной идеи, которая соответствует общей ценностной системе большинства граждан страны. Г осударственную идею придумать нельзя, ибо даже при смене системы и идеологии в России её государственная идея осталась такой, какой она сформировалась на её многовековом историческом пути, была осмыслена лучшими умами России и нашла свое философско-смысловое отражение в «русской идее».

Сегодня государственная идеология должна особенно апеллировать к патриотизму. В этом проявляется осознание глубинных истоков той жертвенности, высокой преданности нации, которую отмечали многие авторы «русской идеи». Отзывчивость народа на внимание власти, государства к памяти потомков, современников, отдавших свои жизни за Родину, является, несомненно, дополнительным и значительным фактором консолидации общества, восприятия государственной идеологии, базирующейся на столь высоких нравственных идеях. И хотя патриотизм — это не только то, что присуще народам России, это действительно общецивилизационный, общепланетарный «нравственный императив», но по накалу патриотических чувств, которые воплотила в себе история Россию трудно сравнить с другими странами.

К приведённым рассуждениям можно лишь добавить, что государственная идеология как особый социальный феномен предполагает определённое взаимодействие между идеологией и политикой. Суть этого взаимодействия состоит в том, что идеология формирует для политики необходимую систему ценностей и выбор целей и средств. Обращение к богатству оставленного

мыслителями России наследия о судьбах и перспективах России, величия её народа, способствует усилению национального самосознания русского народа как государственно-образующей нации, осмыслению собственных культурных традиций, незыблемых принципов морали, нравственных и духовных ценностей. В них — источник силы и воли народа, основа его жизнестойкости, способности объединить усилия всех народов во благо Отечества, а также обеспечения возможности «собраться» вокруг России в дружественном и творческом сотрудничестве соседних стран и территорий. Такой подход к государственной идеологии сможет реально обеспечить нынешнему руководству страны объединение власти и общества на пути к единой цели — созданию для народа достойных условий для жизни и творчества, возрождения России как сильной, демократической державы, равноправного и уважаемого члена международного сообщества.

Список литературы:

1. Малько А.В., Струсь К.А. Правовые основы формирования гражданского общества в современной России (обзор материалов всероссийского научно-практического «круглого стола») // Государство и право. — 2011. — № 9. — с. 114.

2. Российская ментальность: Материалы «круглого стола» //

Вопр. философии. — 1994. — № 1. — с. 15.

3. Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. — Т. 2. — М., 1989. — с. 346.

4. Сорокин П.А. О русской нации // Россия и Америка. — М., 1992. — с. 25.

5. Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: автореф. дисс... канд. юрид. наук. — Саратов. 2003. — с. 16.

6. Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании категории «правовые основы» // История государства и права. — 2013. — № 9. — с. 50.

7. Федоровский Г. Евразийский соблазн // Новый мир. — 1993. — № 1. — с. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.