Научная статья на тему 'К вопросу о некоторых типах научной преемственности'

К вопросу о некоторых типах научной преемственности Текст научной статьи по специальности «Наука, культура и образование»

CC BY
181
40
Поделиться
Ключевые слова
научная преемственность / типы научной преемственности / движение / развитие научного знания

Аннотация научной статьи по науковедению, автор научной работы — Рубанов Виталий Георгиевич

Преемственность в науке выступает фундаментальной закономерностью становления и развития научного знания, научных отношений, научной деятельности и оказывает существенное влияние на формирование и развитие мировоззренческой, профессиональной, социальной позиции субъекта научной деятельности. Исследование проблем преемственности в науке необходимо и в методологическом, и в философско-социологическом плане с целью глубокого понимания истории, развития, тенденций науки, становления и развития субъекта науки как социального феномена, его рефлексии над своим собственным совершенствованием

Continuity in science acts as fundamental law of establishment and development of scientific knowledge, scientific relations, scientific activity and influences considerably the formation and development of ideological, professional, social position of the subject of scientific activity. The investigation of the continuity problems in science is necessary in methodological and philosophy-social respect for deep insight into history, development, tendencies of science, establishment and development of the subject of science as a social phenomenon, his reflection over his own perfection

Текст научной работы на тему «К вопросу о некоторых типах научной преемственности»

Философия, социология и культурология

УДК 001.2

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТИПАХ НАУЧНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

В.Г. Рубанов

Томский политехнический университет E-mail: rubanw@tpu.ru

Преемственность в науке выступает фундаментальной закономерностью становления и развития научного знания, научных отношений, научной деятельности и оказывает существенное влияние на формирование и развитие мировоззренческой, профессиональной, социальной позиции субъекта научной деятельности. Исследование проблем преемственности в науке необходимо и в методологическом, и в философско-социологическом плане с целью глубокого понимания истории, развития, тенденций науки, становления и развития субъекта науки как социального феномена, его рефлексии над своим собственным совершенствованием.

Ключевые слова:

Научная преемственность; типы научной преемственности; движение, развитие научного знания. Key words:

Scientific continuity; types scientific continuity; movement, development scientific knowledge.

В ходе развития человеческой практики вырабатывается система понятий, в движении которой отражается движение объективного мира. В ходе жизнедеятельности субъекты вступают во взаимоотношения друг с другом, дополняют и совершенствуют свои действия благодаря общению. С развитием наученной деятельности совершенствуется система коммуникации. Социальная память, воплощенная в достижениях материальной и духовной культуры и выраженная в содержании понятий, стала в принципе доступно каждому. При таком виде преемственности в науке становится возможной взаимозаменяемость субъектов науки. Знание, выражающее в идеальной форме социальную память, поддается коммуникации и трансляции, что способствует передаче опыта не только современникам, но и представителям поколений, разделенных временем. Универсально-понятийный вид преемственности в науке характеризует процессы кодирования, фиксации, систематизации, хранения, выдачи и декодирования содержания научного наследства. Таким образом, понятие стало универсальным инструментом в процессе освоения социального наследства вообще и научного в частности. При совершенствовании языка, категориального аппарата, совершенствуется и этот вид преемственности.

Вместе с усвоением понятийного аппарата происходит «сжатие» времени, то есть осуществляется сокращение временных интервалов от начала выработки содержания объекта преемственности науки до его освоения. Всех сложностей развития реального мира наука не может охватить единовременно, поэтому формирование понятий, категорий представляет собой исторический процесс, совершенствующийся вместе с развитием практики.

На различных уровнях общественного развития универсально-понятийный вид преемственности в науке проявляется по-разному в силу того, что его реализацией движут как объективные, так и субъективные факторы.

Процессы научного наследования направляются и регулируются. В зависимости от того, какие функциональные регуляторы направляют научную деятельность, мы выделяем следующие виды преемственности: а) традиционный, б) ценностно-нормативный, в) научно-управляемый.

Традиционный вид преемственности представляет собой выражение простого регулирования освоения научных достижений. При таком наследовании ведущую роль играет научная традиция. О ее месте в научной деятельности мы уже говорили выше. Однако хотелось бы подчеркнуть, что осущест-

вляя преемственную связь между поколениями ученых, традиции способствуют повторению образцов прошлого, достижению адекватности между образцом и повторением. Традиционное наследование в основном выражает такое действие прошлого в настоящем, при котором всякое новшество расценивается как отклонение от нормы. Такой вид регулирования отношений между настоящим и прошлым все же необходим для своего времени и своего этапа развития научной деятельности.

Традиция была необходимым механизмом связи между поколениями в античном мире, главной особенностью этого мира было повторение и воспроизводство исторически сложившихся форм культуры. Совершенно закономерно, что на этой почве в античной философии сформировался синкретический подход в философии. Синкретизм принципиально отличается от эклектизма. Если эклектика строит систему взглядов из соединения порой взаимоисключающих идей, то «... синкретические же системы создаются путем объединения частей различных мировоззренческих направлений, - пишет В.К. Чалоян, - не взирая на внутренние их расхождения и противоречия, но при том на единой принципиальной базе, последовательно и непротиворечиво, внутренне цельно. Обогащая унаследованные идеи, создатели синкретических учений придавали взаимствованным теориям и принципам новое звучание» [1. С. 69-70]. Таким, например, синкретическим учением был неоплатонизм, сочетающий учение Платона и Аристотеля со стоическим, эпикурейским и скептическим учениями. Хотя в синкретическом подходе и есть элементы нового, но в основе остаются традиционные подходы, взятые в систему цельного. Необходимо отметить, что при таком подходе к научному наследству не исключается изменение, как внутренняя пружина развития науки.

Более совершенным видом преемственности в науке является ценностно-нормативный. Свое право на существование этот вид преемственности получил вместе с появлением классов в обществе. В результате научной деятельности формируются определенные стандарты, парадигмы, социокультурные модели. Ценностно-нормативный вид преемственности присущ развитым общественным системам. В его реализации нет жесткой зависимости субъекта научной деятельности от образца наследования: каждому субъекту формально предоставляется право на активное освоение научных ценностей. Активность и инициатива субъекта составляют основу общественного воспитания, образования и обучения. При таком подходе преемственная связь предполагает рациональное осознание существующих норм, их элементов. Внешнее требование превращается в форму потребности и привычки. Эта преемственность является основой более высокого вида связи - научно-управляемого.

Научно-управляемый тип преемственности в науке представляет собой отражение единства соз-

нательного и позитивного исследования научных ценностей. Роль механизма регуляции наследования выполняет наука. При научно-управляемом виде преемственности действуют научные обоснования, научные средства реализации наследства. Механизм наследования максимально институ-циализирован.

В чем специфика этого вида преемственной связи? В предшествующих видах преемственности определяющим моментом была стихийность, в научно-управляемом - расчет и планирование. При сегодняшнем развитии науки и ее проникновении во все сферы человеческой деятельности такая преемственность приобретает всеобщий характер. Особое место она занимает в решении глобальных проблем современности. Стихийные, случайные формы и методы решения некоторых проблем современности заменяются научными, реализующимися как в деятельности одного государства, так и в межгосударственной деятельности, как в рамках одной науки, так и в межнаучных областях. Примером таких решений могут быть преемственные процессы в экологической ситуации, научно-технического прогресса, гуманизации общественных процессов и т. д.

При таком преемственном подходе предполагается существенное изменение объекта и субъекта наследования. Исходя из того, что субъект преемственности в науке может иметь различную профессиональную подготовку, существуют и различные формы усвоения научного наследства: а) стихийная, б) сознательная.

Стихийный вид преемственности в науке представляет собой выражение непреднамеренного, неконтролируемого процесса усвоения и переработки научных достижений. Сущность этого процесса выражается в неглубоком, поверхностном понимании совокупного научного продукта. Позиция ученого при таком подходе неустойчива. Она характеризуется ограниченным использованием в деятельности субъекта науки научных ценностей.

При таком наследовании «информационный фон», то есть второстепенное по значимости содержание, может приниматься за основное, существенное.

Более высокой формой преемственности в науке является осознание достижений научной деятельности с заранее поставленной и продуманной целью, выраженной понятием «сознательная преемственность».

На разных ступенях развития науки, человеческой практики соотношение стихийного и сознательного в наследовании достижений научной деятельности не одинаково. Оно зависит и от тех условий, которые формирует общественная система. В обществе могут создаваться как искусственное торможение развития науки, так и ее стимулирование.

Освоение научного наследства с помощью осмысленного, сознательного подхода к нему, осно-

ванного на принципах научности, несовместимо с волюнтаризмом и субъективизмом, с наукообразным схоластическим теоретизированием.

Процесс стихийного и сознательного освоения научных достижений связаны с различной глубиной и широтой охвата наследуемого. На этом основании мы выделяем следующие виды преемственности в науке: а) интенсивный и б) экстенсивный.

Интенсивный вид преемственности обозначает глубокое, активное проникновение субъекта научной деятельности в сущность наследуемого объекта. Этот процесс отмечал В.Ф. Асмус, который писал, что даже вызывающий восхищение научный материал, то есть идеи и теории, вычитанные у предшественников или тот, который достался непосредственно от учителей, «... мыслитель крупного ранга бросает ... как руду в накаленный горн собственной мысли, с ее новыми, всей обстановкой и классовым окружением поставленными перед ним вопросами и задачами. Через его сознание чужие мысли проходят как вода через фильтр: они как будто остаются теми же и в то же время появляются, выходя из фильтра, уже иными» [2. С. 286].

На ход интенсивного процесса преемственности в науке оказывают влияние не только условия, в которых он протекает, но и потребности и интересы ученого, определенное место и положение, которые он занимает в обществе, уровень его самосознания. Этот вид преемственности связан с профессионализмом субъекта науки.

Если интенсивный вид преемственности связан с глубоким, высококачественным освоением наследуемого, то экстенсивный характеризуется поверхностным освоением содержания объекта наследования. С развитием человеческой практики содержание наследства становится богаче, то есть происходит расширение объекта преемственности. Естественно, для его освоения наука привлекается множество субъектов, вовлекает их в научную деятельность. Иногда они бывают слабо профессионально подготовлены, что приводит к использованию в научной деятельности экстенсивных методов. Экстенсивный вид преемственности сопровождается созерцательностью, которая может привести к иллюзии и заблуждению. На определенном этапе освоения реальной действительности такой вид преемственности все же необходим. Но от него нужно переходить к интенсивному освоению научного наследства. Интенсивное и экстенсивное наследование связаны с временными рамками освоения научных достижений. Преемственность может осуществляться как в рамках одного поколения ученых, так и в масштабах нескольких поколений.

На основании временного параметра в освоении совокупного научного продукта выделяем два вида преемственности: а) вертикальный, б) горизонтальный.

Вертикальный вид преемственности в науке осуществляется как между представителями различных поколений ученых, так и между представите-

лями одного поколения, но занимающими различное статусное положение. Такая преемственная связь находит свою реализацию как в рамках одной общественной системы, так и в масштабах нескольких систем. В первом случае преемственность осуществляется в основном непосредственно между учителем-наставником и учеником или учениками. Это происходит в процессе научного руководства, шефства, консультаций и т. д. в деятельности научных школ, научных направлений. Анализируя значение научных школ в науке, Ю.А. Храмов пишет: «Школы являются не только хранителями традиций, но и очагами интенсивной концентрации творческой энергии и сконцентрированных усилий ученых в процессе научного поиска, зародышами новых точек роста науки и отдельных ее направлений» [3. С. 57].

Горизонтальную преемственность в науке можно интерпретировать как связь между субъектами науки в рамках одного поколения. Реализация этого вида преемственности возможна как в одной социальной системе, так и в нескольких, как в рамках одной науки, так и в межнаучных, пограничных областях.

Как горизонтальная, так и вертикальная преемственность осуществляется в деятельности субъектов, которые обладают различными способностями, опытом, стоящих на различных классовых позициях. Поэтому концентрация усилий направлена на различное содержание наследства. Исходя из этого, выделяются следующие виды преемственности: а) позитивный, б) негативный.

Эти виды преемственности в свое время описывал Г.В.Ф. Гегель. Выражая свое отношение к прежним философским наукам, он отмечал, что к ним «... нет возврата, но массу понятий и содержание, которое они в себе заключали, нельзя игнорировать ... Старый материал, конечно, нуждается в переосмыслении и не может быть просто отложен в сторону» [4. С. 422]. Такое переосмысление происходит в борьбе позитивных и негативных сторон содержания преемственного материала.

Позитивная преемственность в науке представляет собой такую закономерную связь между старым и новым уровнем развития науки, при которой в новом на качественно более высоком уровне сохраняются положительные структурные элементы, формы, методы, стороны, средства и т. д., то есть то, что способно развивать новое и не враждебно ему. В процессе утверждения позитивного, негативное может выполнять роль определенного стимулятора, который не дает исследователю останавливаться в своих изысканиях. Посредством анализа наследуемого материала субъект научной деятельности отбрасывает негативное, стремится к более полному восприятию положительного содержания наследства.

Негативная преемственность в науке основывается на отрицании ранее достигнутого положительного в совокупном научном продукте. Такое отно-

шение к прошлому характеризуется тем, что при этом «... новое, - пишет Э.А. Баллер, - полностью снимает старое, ничего не наследует из его содержания» [5. С. 66]. Если строго подойти к явлению, получаемому от такого наследования, то, как нам кажется, здесь в принципе не может быть разговора о новом. Новое как раз и есть «снятое», преобразованное на качественно более высоком уровне. В данном случае мы имеем дело с вновь появившемся старым. Когда научные направления рядятся в новую терминологию - это еще не значит, что они являются новыми.

Моменты положительного и негативного содержания преемственности в науке определяют ценностно-ориентационную значимость наследуемого материала. На этом основании мы выделяем два вида преемственности: а) перспективный, б) локальный.

Перспективный вид преемственности в науке характеризует такой исторический процесс в развитии научной деятельности, благодаря которому субъект науки отбрасывает малозначимые элементы наследованного и выбирает такие, которые предполагают решение задач, направленных на перспективное развитие науки, ее внедрение в производство. Для решения проблем перспективной преемственности необходимо иметь строго обоснованное планирование научной деятельности, устойчивую материально-техническую базу. Результаты перспективного наследования обращены в будущее.

На промежуточных этапах достижения целей перспективного развития научного знания, научной деятельности действует локальная преемственная связь. Она служит для выражения такого отношения к достижениям науки, при котором освоение и развитие научных ценностей идет на микроуровне, то есть отбирается, анализируется и развивается тот материал, который нужен сейчас, в лучшем случае, на ближайшее будущее. Это тактические действия. При таком подходе к научному наследию может проявляться меркантильный, обывательский интерес к наследию прошлого. Это связано и с появлением мелкотемья в научных исследованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чалоян В.К. Восток - Запад (преемственность в философии античного и средневекового общества). - М.: Наука, 1979. -216 с.

2. Асмус В.Ф. Очерки истории диалектики в новой философии // Избр. тр. - М.: Изд-во Мос. ун-та, 1971. - Т. 2. - 445 с.

3. Храмов Ю.А. Школы в науке // Вопросы естествознания и техники. - 1982. - № 3. - С. 54-67.

Наследование научных ценностей, осуществляющееся в локальной преемственной связи, ограничено временными рамками. Так, например, в переходные периоды формирования научного направления ставятся задачи освоения такого наследия, которое способно сформировать основание или отправную базу, определенный задел для дальнейшего глубокого исследования.

Вывод. Преемственность в науке выражает всеобщую закономерность, характерной особенностью которой является удержание, повторение, сохранение и развитие на качественно новом уровне, отбрасывание наследуемых социально значимых научных ценностей в деятельности исторически сформировавшегося субъекта науки.

Научная преемственность по своему объему шире, чем научная традиция. Если традиция предполагает сохранение наследуемого научного материала в его неизменном состоянии, то преемственность и сохраняет, и развивает. Традиция функционирует в деятельности научных школ, которые сохраняют определенную систему научных ценностей без их существенного изменения. С изменением содержания научной картины мира, парадигм научного мышления, общественных условий существования науки меняется и содержание традиций в научной деятельности.

Научная преемственность - это дихотомический процесс стабилизации и трансмутации, прерывности и непрерывности. В силу этого научные знания обусловливаются прошлым, репродуцируются и в то же время приобретают качественно новое звучание. Здесь находит место как редукция, так и новация.

Научная деятельность представляет собой сложный социокультурный процесс, имеющий свою систему исторически сформировавшихся субъектносубъектных, субъектно-объектных отношений. Субъект науки обладает установками, целями, ценностными ориентациями, ставит перед собой определенные локальные и перспективные задачи, которые реализуются в научной деятельности.

Публикуется при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.

4. Гегель Г. Работы разных лет. - М.: Мысль, 1970. - Т. 1. - 672 с.

5. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.

Поступила 31.03.2010 г.

УДК 502:101.1:316(075.8)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В НАТУРФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ

Е.В. Рубанова

Томский политехнический университет E-mail: rubanowaelena@tpu.ru

Каждая философская эпоха приносила свои особенности в проблему взаимоотношения общества и природы. На раннем этапе становления философии трудно было вычленить не только собственное философское знание, но собственные экологические проблемы. Мировоззренческо-познавательные установки направлены на уяснение места и функций человека в мире, критериев познания своей сущности и сущности природы в их исторической взаимосвязи.

Ключевые слова:

Антропоцентризм; субстанция; природа; свобода.

Key words:

Аnthropocentrism; substance; nature; liberty.

Одним из выдающихся философов XVII в. был Барух Спиноза. Это один из ярких рационалистов своего времени. Он был уверен в познаваемости мира, а также считал, что чувственные идеи смутны, а идеи человеческой души всегда ясны. Сила философского ума Б. Спинозы была направлена на такие понятия, как «субстанция», «модусы», «атрибуты», «природа», «мышление» и т. д.

Натурфилософские взгляды этого философа отличаются от средневековых представлений. «Природа Спинозы, - пишет В.Ф. Асмус, - есть уже космос Нового времени - универсальный, лишенный какого бы ни было центра, бесконечный в принципе, фактически уже раздвинутый, расширенный первыми телескопами, направленными на небо, обогащенный новыми мирами и новыми, только что познанными чертами в мирах старых» [1. С. 34].

Вся философская концепция Б. Спинозы, как и его личность, была противоречивой. Нравственно он превосходил многих, но его считали безнравственным. Родившись в еврейской семье, он был отлучен евреями от церкви. В его философии господствует идея Бога, однако церковники обвиняли его в атеизме.

В своих философских размышлениях Б. Спиноза старался придерживаться науки и считал, что цель науки заключается в доставлении человеку средств для достижения им высшего блага. Эта цель детерминирует содержание знания и объема знаний. Природу необходимо познавать в объеме, позволяющем человеку достичь блага. Можно сказать, что в этой позиции прослеживается определенный прагматизм. Второй особенностью философии Б. Спинозы является эвдомонистический антропологизм, достигающий своего максимального состояния, то есть стремление к счастью является определяющим в поведении человека. Третьей особенностью является подчинение антропологических установок натуралистической направленности.

Как мы уже отмечали, идейное становление Б. Спинозы сопровождалось сложностью и противоречивостью. Мы можем отметить и влияние на его

философию схоластов, и богословия, и натурфилософии, и идеализма, и материализма. Особенно следует выделить влияние философа, богослова и врача XII в. лейб-медика египетского султана Саладина, Маймонида, который, опираясь на философские позиции Аристотеля, упорядочил толкование Талмуда. С точки зрения Маймонида, высшие принципы Истины, отраженные в еврейской религии, нуждались в рациональном обосновании. Маймонид отвергал антропоморфического бога. Его взгляды были «одним из выражений материалистической тенденции в средневековой схоластической философии, - писал В.В. Соколов, - которая в данном случае состояла в пантеизме» [2. С. 13]. Но, в отличие от своих предшественников, Б. Спиноза соединил пантеизм с материализмом. Это стало возможным под влиянием Д. Бруно и Р. Декарта.

Б. Спиноза оставался последователем идеи подчинения метафизике таких наук, как математика, механика, физика. И, несмотря на то, что метафизика оставалась умозрительной, она существенно отличалась от аристотелевской. XVII в. характеризуется дифференциацией наук; аналитический метод становится преобладающим. Метафизический материализм по своей сути был атеистическим, использовал достижения опытных наук, отвечал запросам общественно-исторической практики. Многие из этих черт были присущи философской концепции Б. Спинозы, поэтому ему не чужды естественнонаучные увлечения.

Некоторую оригинальность оформления своих рассуждений Б. Спиноза придает, используя геометрический способ изложения философских проблем. В архитектонику его выводов входят такие понятия, как «теорема», «доказательство», «схолия», «аксиома» и т. д. Такой способ изложения тесно связан с рационализмом. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей», - говорил он [2. С. 407].

Субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию. Тождественны в своем существовании идея круга, находя-