Научная статья на тему 'К вопросу о некоторых криминологических аспектах реализации Концепции общественной безопасности РФ'

К вопросу о некоторых криминологических аспектах реализации Концепции общественной безопасности РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / SOCIAL TENSION / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ / CRIMINALIZATION OF ACTS / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME PREVENTION / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / PERSONALITY OF THE CRIMINAL / ПРОТЕСТНЫЕ АКЦИИ / PROTESTS / КАТЕГОРИИ КРИМИНАЛЬНОГО РИСКА / CATEGORIES OF CRIMINAL RISK / КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / CRIMINOGENIC FACTORS / ИНДИКАТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY INDICATORS / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / TARGETS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фещенко Павел Николаевич

В статье с криминологических позиций рассматриваются отдельные положения новой Концепции общественной безопасности Российской Федерации, касающиеся необходимости выработки индикаторов и показателей состояния безопасности. Рассматривается «социальная» напряженность как целесообразный к использованию в Концепции комплексный оценочный показатель, исследуется ее научная разработанность и состояние использования в иных нормативных документах. Анализируются криминологически значимые показатели социальной напряженности и проблемы их оценки. Приводятся результаты авторского исследования «категорий риска» из числа потенциальных участников протестных акций. При исследовании применены диалектический метод рассмотрения явлений в единстве и развитии, системный, экстраполяции, моделирования, исторический, наблюдения, анализа и другие. Вносится предложение о целесообразности введения в рассматриваемом контексте комплексного показателя «социальной напряженности» и отслеживания предпосылок ее криминализации, проявляющейся в переходе пассивного недовольства значительного числа граждан к планированию и совершению массовых преступлений в ходе протестных акций. Предлагаются подходы к оценке состояния и направлений изменений криминальной составляющей социальной напряженности в соответствии с авторской методикой, приводятся результаты проведенных исследований в рассматриваемой сфере, вносятся предложения о направлениях дальнейших исследований. В качестве проблем выделяются: оценка социальной напряженности как криминогенного фактора и ее закрепление в нормативных актах, отслеживание причин и направления ее изменений, изучения реального состояния настроений масс и «категории риска», склонной к преступному насилию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some criminological aspects of the implementation of the Concept of Public Security of the Russian Federation

The article considers from the criminological point of view certain provisions of the new Concept of Public Security of the Russian Federation concerning the need to develop indicators of safety. The author examines «social» tensions as a complex evaluation index suitable for use in the Concept, explores its scientific elaboration and condition of use in other regulatory documents. The article analyzes criminologically significant indicators of social tension and problems in their evaluation. The results of the author's research of «risk categories» of the number of potential participants in the protests are given. In the study there were applied the dialectical method of examination of phenomena in the unity and development, as well as system, extrapolation, modeling, historical, observation, analysis, and others. It is proposed to establish in the present context the complex index «social tension» and to track prerequisites of its criminalization, which appears in the transition of passive discontent of a significant number of citizens to the planning and commission of mass crimes in the course of protests. The article presents approaches to the assessment of the status and trends of changes of criminal component of social tension in accordance with the author's technique, the results of the research in this sphere, suggestions about the directions of further research. The following problems are highlighted: the evaluation of social tension as a criminogenic factor and its consolidation in the regulations, tracking the causes and trends of its changes, the study of the real state of the sentiments of the masses and the «risk categories», prone to criminal violence.

Текст научной работы на тему «К вопросу о некоторых криминологических аспектах реализации Концепции общественной безопасности РФ»

П.Н. Фещенко*

К вопросу о некоторых криминологических аспектах реализации Концепции общественной безопасности Российской Федерации

Аннотация. В статье с криминологических позиций рассматриваются отдельные положения новой Концепции общественной безопасности Российской Федерации, касающиеся необходимости выработки индикаторов и показателей состояния безопасности. Рассматривается «социальная» напряженность как целесообразный к использованию в Концепции комплексный оценочный показатель, исследуется ее научная разработанность и состояние использования в иных нормативных документах. Анализируются криминологически значимые показатели социальной напряженности и проблемы их оценки. Приводятся результаты авторского исследования «категорий риска» из числа потенциальных участников протестных акций. При исследовании применены диалектический метод рассмотрения явлений в единстве и развитии, системный, экстраполяции, моделирования, исторический, наблюдения, анализа и другие. Вносится предложение о целесообразности введения в рассматриваемом контексте комплексного показателя — «социальной напряженности» и отслеживания предпосылок ее криминализации, проявляющейся в переходе пассивного недовольства значительного числа граждан к планированию и совершению массовых преступлений в ходе протестных акций. Предлагаются подходы к оценке состояния и направлений изменений криминальной составляющей социальной напряженности в соответствии с авторской методикой, приводятся результаты проведенных исследований в рассматриваемой сфере, вносятся предложения о направлениях дальнейших исследований. В качестве проблем выделяются: оценка социальной напряженности как криминогенного фактора и ее закрепление в нормативных актах, отслеживание причин и направления ее изменений, изучения реального состояния настроений масс и «категории риска», склонной к преступному насилию.

Ключевые слова: общественная безопасность, социальная напряженность, криминализация деяний, профилактика преступности, личность преступника, протестные акции, категории криминального риска, криминогенные факторы, индикаторы безопасности, целевые показатели.

В целях решения задач по снижению преступности и тяжести последствий преступных посягательств государством реализуется система мероприятий, различающихся по содержанию, длительности, уровню, субъектам и т.д.

Все это многообразие мероприятий профилактического характера криминологи классифицируют по различным основаниям, традиционно выделяя две большие группы: общесоциальные, устраняющие проблемы и недостатки в различных сферах жизни общества, и специально-криминологические, ориентированные непосредственно на предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие, исправление осужденных и т.д.1

Из всего многообразия принятых в последнее время нормативных документов в рассматриваемой сфере представляется целесообразным более детально остановиться на анализе утвержденной

в ноябре 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным «Концепции общественной безопасности Российской Федерации» как важнейшем документе, определяющем содержание данной деятельности на период до 2020 г.2 и требующем от криминологов предложений по ее реализации.

Анализируя Концепцию с криминологической точки зрения, можно констатировать, что она не только содержит оценки сегодняшнего состояния общественной безопасности и определяет основные направления в сфере противодействия преступности, что традиционно имеется в любом документе подобного рода3, но и содержит положения, по нашему мнению, недостаточно разработанные на сегодняшний день в научном плане и требующие объединения усилий ведущих ученых и специалистов.

1 См.: Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2012. 800 с.

2 URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653

3 Национальная стратегия противодействия коррупции:

Утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г.

№ 460 // Российская газета. 2010. 13 апр.

© Фещенко П.Н., 2014

* Фещенко Павел Николаевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [fpn2005@mail.ru]

610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 30.

П.Н. Фещенко

Так, во втором разделе «Основные источники угроз общественной безопасности» указывается, что «состояние общественной безопасности в Российской Федерации характеризуется как нестабильное. Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут»4.

Далее, в третьем разделе «Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности» указывается, что целями обеспечения общественной безопасности являются:

а) достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;

б) повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;

в) сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.

Далее цели раскрываются через задачи, где на одном из первых мест указывается: «б) оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование ее развития, информирование руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области» и далее уже в конце документа в пятом разделе «Механизмы реализации Концепции» указывается, что реализация настоящей Концепции предполагает:

а) формирование государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности, предусматривающей:

б) установление критериев оценки угроз общественной безопасности, показателей и индикаторов ее состояния;

в) получение, обработку, анализ данных об угрозах общественной безопасности, а также о деятельности сил обеспечения общественной безопасности»5.

Изложенное выше позволяет отметить, что ученым и практикам предстоит большая работа именно по «установлению критериев оценки угроз общественной безопасности, показателей и индикаторов ее состояния», без чего в итоге невозможно будет оценить эффективность мер по достижению обозначенных в Концепции целей.

Так сложилось на сегодняшний день, что различные министерства и ведомства регулярно отчитываются каждый о своем «показателе» — безрабо-

тице, рождаемости, курсе рубля, зарегистрированных и раскрытых преступлениях и т.д. Скорее всего такой подход и будет предложен в качестве «показателей и индикаторов» состояния общественной безопасности по аналогии с действующей сегодня «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»6, где перечисляются как «индикаторы» безопасности подобные показатели: безработицы, расслоение по уровню жизни и т.д.

На наш взгляд, для реализации установок Концепции совершенно необходимым будет установление комплексного показателя эффективности проводимых мероприятий — «состояния и направления изменения социальной напряженности, складывающийся из недовольства населения деятельностью властей по разрешению проблем в различных сферах».

По своей сути это позволит не только оценить общую картину, но и в последующем выйти на конкретные причины недовольства, то есть неэффективность деятельности уполномоченных субъектов по ликвидации обозначенных в Концепции «источников угроз» от 11 до 24 позиции.

По нашему мнению, оценивая негативные последствия массовых протестных акций и погромов последнего времени на Ближнем Востоке, Украине и других регионах, назрела неотложная необходимость не только отслеживать и оценивать «количество граждан, недовольных деятельностью властей», как это предусмотрено Указом Президента России от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»7, но и криминализировать «социальную напряженность» как реальный и важный негативный фактор современной действительности.

По нашему мнению, эта «оценка», выражающаяся сегодня в процентах «неудовлетворенных», должна получить криминологическое наполнение в виде наличия и направления изменения доли граждан, планирующих выйти или уже участвующих в акциях протеста, а также не исключающих или прямо планирующих преступные акции в процессе «мирных санкционированных мероприятий».

Сама по себе «социальная напряженность» как показатель достаточно длительно недовольства граждан своим положением на сегодняшний день уже хорошо изучена социологами, политологами, философами, конфликтологами8, но она по-

4 Концепция общественной безопасности... П. 8.

5 Там же. П. 29.

6 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. 2009. 19 мая.

7 URL: http://base.garant.ru/70217848/

8 См.: Журавлев И.Н. Снижение социальной напряженности как фактор эффективного управления персоналом организации: дис. ... канд. социол. наук. М., 2010.; Голованов А.В. Социальная напряженность общества переходного периода: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2009; Ульянова И.А. Социальная напряженность в студенческом

прежнему не фигурирует среди криминогенных факторов в основополагающих нормативных актах от ФЗ «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии коррупции», «О военном положении» и других до «Концепции национальной безопасности России»9.

Как следствие, данный показатель (состояние недовольства), могущий сформировать стойкую ненависть к «богатым», «чиновникам», «понаехавшим» и т.д., и в итоге привести к актам спонтанного самосуда10, погромам, захвату административных зданий, уничтожению имущества и т.д. не отслеживается, не оценивается как криминогенный, а главное, не планируются целенаправленные программы «снижения градуса напряженности» и не предусмотрена ответственность должностных лиц за решения, ведущие к существенному ухудшению ситуации.

Исключением можно считать принятое в конце 2013 г. Президентом России В.В. Путиным после известных массовых выступлений в Бирюлеве решение о введении ответственности руководителей регионов за возникновение конфликтов на национальной почве11.

Решение, как представляется, важное и правильное, но оно оставляет за рамками отслеживания и криминологической оценки аналогичные массовые выступления по иным мотивам, приносящие не менее тяжкие последствия.

Примером здесь могут быть проявления на уровне «моногорода» типа Пикалево, где безработные захватили мэрию и перекрыли федеральную трассу, на уровне поселка, где в Новохоперске Воронежской области возмущенные граждане в 2013 г. разгромили и сожгли оборудование нарушавшей экологические нормы компании12, это могут быть объединившиеся подростки, начавшие бить и поджигать машины более богатых граждан в Санкт-Петербурге в ноябре 2013 г.13, неизвестные,

социуме: опыт социологического исследования: дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2005; Симоненков Ю.Н. Социальная напряженность в авиационных воинских коллективах и пути ее снижения в современных условиях: Социологический анализ на примере военно-воздушных сил: дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. и др.

9 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. 2009. 19 мая.

10 См.: Смирнов А.М. Самосуд в России. М., 2013. 384 с. и др.

11 URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2013/10/22/n_3271037. shtml.

12 URL: http://news.mail.ru/politics/15368822/?frommail=1 (29 ноября 2013 г. после начала прерванных геологоразведочных работ в районе вновь начались массовые протестные акции. URL: http://www.chr.aif.ru/voronezh/events/1034293.

13 URL: http://zakon.mirtesen.ru/blog/43025063925/V-

Peterburge-nedovolnyie-parkovkami-vo-dvorah-huliganyi-

zhgut-av?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_

medium=page_15&pad=1# (В Петербурге недовольные

парковками во дворах хулиганы жгут автомобили).

поджигавшие особняки, яхты, внедорожники состоятельных граждан в 2013—2014 г.14 и т.д.

Примером могут быть и наиболее массовые «за 20 лет акции протеста в крупнейших городах Боснии и Герцоговины, начавшиеся с 5 февраля в связи с недовольством граждан экономическим состоянием в стране. В частности, граждане называют "мошеннической" прошедшую в стране приватизацию. По мнению протестующих, она привела к разорению и банкротству их компаний. Люди протестуют, потому что они голодны, потому что у них нет работы. Мы требуем отставки правительства», — цитирует «Интерфакс» слова одного из протестующих. По словам участника акции, его зарплата составляет €240. По подсчетам Trading Economics, уровень безработицы в Боснии и Герцеговине к концу 2013 г. составил 44,5%.

В Сараево на улицы вышли несколько тысяч человек. После захвата здания президиума страны демонстранты начали его разгром. Днем они подожгли здание городской администрации и несколько автомобилей. Первые акции, организованные работниками нескольких разорившихся компаний, начались в городе Тузла и поначалу носили мирный характер. Позже протестные настроения проявились в Мостаре, Бихаче и Зенице.

Затем протестующие поджигали правительственные здания в разных районах страны. Полиция применяла против них в слезоточивый газ, водометы, светошумовые гранаты, стреляла резиновыми пулями15.

На наш взгляд, определяющим в оценках социальной напряженности с криминологических позиций должно являться отслеживание наличия и причин роста числа граждан, ориентированных на применение насильственным способов разрешения конфликтных ситуаций. Это могут быть как привыкшие к применению силы «бытовые дебоширы и алкоголики», лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы и приобретшие опыт насильственных действий, члены молодежных группировок отрицательной направленности, члены организованных преступных группировок как общеуголовной направленности, так и специально подготавливаемые и ориентированные на провокации, дестабилизацию обстановки, террористические акты и захват власти наемники, террористы, националисты и т.д., ярко проявившие себя, в частности, во время событий на Украине в январе — феврале 2014 г.

В положительном плане, на наш взгляд, следует отметить, что в Концепции общественной безопасности поставлена задача «выявления лиц, склонных к

14 URL: http://govorim.by/vitebskaya-oblast/vitebsk/ novosti-vitebska/80814-v-vitebske-sozhgli-kottedzh-i-dva-vnedorozhnika.html. (В Витебске сожгли коттедж и два внедорожника); http://pravoirk.ru/v-irkutske-sozhzhena-dorogostoyashhaya-yahta-i-kottedzh/. (В Иркутске сожжена дорогостоящая яхта и коттедж) и др.

15 URL: http://news.mail.ru/politics/16862026/?frommail=1

П.Н. Фещенко

совершению преступлений (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства), и применение к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств, развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации», чего не было в подобных документах в последние годы, а, значит, их придется учитывать, отслеживать вектор изменений и планировать меры профилактического характера»16.

На наш взгляд, исследование истинного состояния данного контингента представляет большую теоретическую и прикладную проблему. Например, проведенное автором в конце 2013 г. анонимное анкетирование 25 осужденных женщин, отбывающих наказание за совершение двух и более преступлений в одной из исправительных колоний общего режима, показало, что лишь одна указала, что в случае существенных проблем после освобождения может участвовать в массовых акциях протеста и допускает при этом нарушение закона17.

Понятно, что и одна такая «участница митинга с криминальным стажем» в составе мирной демонстрации может подтолкнуть толпу к насильственным действиям. Кроме того, сложно получить ответы на данные вопросы у оставшихся четырех сотен осужденных этой колонии и проверить истинность высказанных суждений, как и в целом по каждому из почти миллиона отбывающих наказание в местах лишения свободы наших сограждан, не говоря уже о «латентном массиве» и иных «категориях риска».

Кроме того, на наш взгляд, необходимо измерение и отслеживание негативных факторов, которые ведут к формированию насильственной ориентации личности. Очевидно, что без таких лиц массы «недовольных» просто дождутся очередных выборов и в рамках конституционных процедур изберут новую власть.

Также следует учитывать, что состояние массового недовольства «миллионов» может подтолкнуть лиц с неустойчивой психикой, маниакальными идеями, ориентированных на быстрые, простые и «громкие» акции совершить террористические акты, «прославиться», оставить свой след в Истории.

Из достаточно далекого российского прошлого сюда можно отнести молодого человека, публично убившего Премьер-министра России П. Столыпи-на18. Из недавних терактов — норвежского террори-

16 Концеция... П. 28 «в».

17 Исследование автором контрольной группы в 100 человек из числа государственных и муниципальных служащих показало по данной позиции нулевой результат.

18 Столыпин — история убийства. Жизнь и смерть ради России. М., 2006. 448 с. Как писал П.А. Столыпин в 1905 г.: « .дела идут плохо. Сплошной мятеж.Поезда перепол-

ста Брейвика, стремившегося привлечь внимание к проблеме все более массовой миграции мусульман в Скандинавию19. При этом надо иметь в виду, что пытавшийся привлечь внимание к проблеме миграции мусульман в Европу всемирно известный модельер Доминик Веннер, в отличие от Брейвика, никого публично, кроме себя, не убил20.

Все это, применительно к Концепции, на наш взгляд, вписывается в необходимость решения поставленной задачи «оценки состояния общественной безопасности, прогнозирования ее развития, информирования руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области» (п. 26-«б»), а также «формирования государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности, предусматривающей установление критериев оценки угроз общественной безопасности, показателей и индикаторов ее состояния; получение, обработку, анализ данных об угрозах общественной безопасности, а также о деятельности сил обеспечения общественной безопасности...»21.

Один из подходов к решению данного вопроса автором был предложен в монографии «Социальная напряженность как аспект национальной безопасности»22, где в соответствующей «Методике» предлагалось оценивать и отслеживать направление изменения ряда факторов по муниципальным образованиям и субъектам федерации, при этом изменение показателя в худшую сторону за исследуемый период предлагалось расценивать как неспособность Власти улучшить ситуацию, а значит — усиливающий показатель «социальной напряженности».

Среди оцениваемых групп факторов были выделены: показатели, могущие сформировать недовольство своим положением (безработица, уровень жизни, смертность и др.); показатели, характеризующие недовольство граждан состоянием дел, выявляемое в результате социологических опросов; показатели протестных акций, проводимых в рамках закона (заявки на митинги, про-тестные акции и т.д.); протестные акции, связан-

нены бегущими, почти раздетыми помещиками. Теперь нужна большая осторожность и надо очень считаться с общественным настроением.» (Там же. С. 33).

19 Страшная сказка Андерса // Аргументы и факты. 2011. 27 июля — 2 авг.

20 URL: http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/50206-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8 %D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5 %D1%80-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D 0%BD%D0%B8%D0%BB-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1% 87%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D0%B2%D0%BE %D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D 0%BE%D1%83%D0%B1/

21 URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653

22 См.: Фещенко П.Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности. М., 2006.

ные с нарушением закона, ущербом имуществу, жизни, здоровью и т.д.23.

По нашему мнению, такая работа должна бы стать объектом системного анализа в рамках страны с последующим нормативным закреплением для всех субъектов Федерации и установлением ответственности для должностных лиц за негативные последствия принимаемых решений, ведущих к существенному росту социальной напряженности.

В заключение следует отметить, что в Концепции один раз указан термин «социальная напряженность»24 как требующий внимания фактор применительно незаконной миграции, что позволяет признать его легитимность в данном документе и вносить предложения по повышению его «статуса» и места в системе оценочных показателей деятельности уполномоченных на реализацию всей Концепции субъектов.

Библиография:

1. Голованов А.В. Социальная напряженность общества переходного периода: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2009. 163 с.

2. Евсеев А.В. К вопросу об обеспечении криминологической безопасности // Российское полицейское право. 2013. № 4. C. 61-72.

3. Есина Н.С., Нестерова Р.В. Фактор коррупции в системе национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы общества и политики. 2013. № 6. C. 59-72.

4. Журавлев И.Н. Снижение социальной напряженности как фактор эффективного управления персоналом организации: дис. ... канд. социол. наук М., 2010. 193 с.

5. Криминология: учеб. / под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2012. 800 с.

6. Паненков А.А. Криминологическая обусловленность государственной политики по борьбе с преступностью является залогом успеха обеспечения федеральной безопасности России, а также борьбы с терроризмом и его финансированием // Национальная безопасность. 2012. № 2. C. 188-236.

7. Пирогов И.В. Социальная напряженность: теория, методология и анализ: дис. ... канд. социол. наук. Иваново, 2002. 177 с.

8. Силаева Н.А. Нормативно-правовое обеспечение предупреждения преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации // Национальная безопасность. 2013. № 2. C. 88-111.

9. Симоненков Ю.Н. Социальная напряженность в авиационных воинских коллективах и пути ее снижения в современных условиях: Социологический анализ на примере военно-воздушных сил: дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 240 с.

10. Смирнов А.М. Самосуд в России. М., 2013. 384 с.

11. Столыпин — история убийства. Жизнь и смерть ради России. М., 2006. 448 с.

12. Страшная сказка Андерса // Аргументы и факты. 2011. 27 июля — 2 авг.

13. Ульянова И.А. Социальная напряженность в студенческом социуме: опыт социологического исследования: дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2005. 177 с.

14. Фещенко П.Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности. М., 2006. 167 с.

References (transliteration):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Golovanov A.V. Sotsial'naya napryazhennost' obshchestva perekhodnogo perioda: dis. ... kand. filos. nauk. Saransk, 2009. 163 s.

2. Evseev A.V. K voprosu ob obespechenii kriminologicheskoi bezopasnosti // Rossiiskoe politseiskoe pravo. 2013. № 4. S. 61-72.

3. Esina N.S., Nesterova R.V. Faktor korruptsii v sisteme natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Problemy obshchestva i politiki. 2013. № 6. S. 59-72.

4. Zhuravlev I.N. Snizhenie sotsial'noi napryazhennosti kak faktor effektivnogo upravleniya personalom organizatsii: dis. ... kand. sotsiol. nauk. M., 2010. 193 s.

5. Kriminologiya: ucheb. / pod red. V.N. Kudryavtseva i V.E. Eminova. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2012. 800 s.

6. Panenkov A.A. Kriminologicheskaya obuslovlennost' gosudarstvennoi politiki po bor'be s prestupnost'yu yavlyaetsya za-logom uspekha obespecheniya federal'noi bezopasnosti Rossii, a takzhe bor'by s terrorizmom i ego finansirovaniem // Natsional'naya bezopasnost'. 2012. № 2. S. 188-236.

7. Pirogov I.V. Sotsial'naya napryazhennost': teoriya, metodologiya i analiz: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Ivanovo, 2002. 177 s.

8. Silaeva N.A. Normativno-pravovoe obespechenie preduprezhdeniya prestuplenii, posyagayushchikh na politicheskuyu sistemu Rossiiskoi Federatsii // Natsional'naya bezopasnost'. 2013. № 2. S. 88-111.

9. Simonenkov Yu.N. Sotsial'naya napryazhennost' v aviatsionnykh voinskikh kollektivakh i puti ee snizheniya v sovremen-nykh usloviyakh: Sotsiologicheskii analiz na primere voenno-vozdushnykh sil: dis. ... kand. sotsiol. nauk. M., 2006. 240 s.

10. Smirnov A.M. Samosud v Rossii: monografiya. M., 2013. 384 s.

11. Stolypin — istoriya ubiistva. Zhizn' i smert' radi Rossii. M., 2006. 448s.

12. Strashnaya skazka Andersa // Argumenty i fakty. 2011. 27 iyulya — 2 avga.

13. Ul'yanova I.A. Sotsial'naya napryazhennost' v studencheskom sotsiume: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Penza, 2005. 177 s.

14. Feshchenko P.N. Sotsial'naya napryazhennost' kak aspekt natsional'noi bezopasnosti. M., 2006. 167 s.

Материал поступил в редакцию 14 февраля 2014 г.

См.: так же: Фещенко П.Н. Место и роль коррупции в

генезисе социальной напряженности. Киров, 2011. 24 Концепция... П. 17.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.