Научная статья на тему 'К вопросу о некоторых факторах, обусловливающих угрозы транспортной безопасности России'

К вопросу о некоторых факторах, обусловливающих угрозы транспортной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
транспортная безопасность / угрозы транспортной безопасности / факторы / обусловливающих угрозы транспортной безопасности / transport security / threats to transport security / factors causing threats to transport security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Викторович Борисов

В представленной статье обозначены непосредственные источники угроз транспортной безопасности и их криминогенные детерминанты, а также дается характеристика некоторым факторам, которые обусловливают угрозы транспортной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Викторович Борисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of some of the factors that cause threats to Russia’s transport security

The presented article identifies the direct sources of threats to transport security and their criminogenic determinants, and also characterizes some of the factors that cause threats to transport security in Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о некоторых факторах, обусловливающих угрозы транспортной безопасности России»

Закон и право. 2024. № 2. С. 227-230. Law and legislation. 2024;(2):227-230.

Научная статья УДК 343.9.01

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-227-230 EDN: https://elibrary.ru/ACQWNH

NIION: 1997-0063-2/24-107 MOSURED: 77/27-001-2024-2-307

К вопросу о некоторых факторах, обусловливающих угрозы транспортной безопасности России

Андрей Викторович Борисов

Российский университет транспорта, Москва,

Россия, ау-Ь0ПБ0У@таИ.ги

Аннотация. В представленной статье обозначены непосредственные источники угроз транспортной безопасности и их криминогенные детерминанты, а также дается характеристика некоторым факторам, которые обусловливают угрозы транспортной безопасности России.

Ключевые слова: транспортная безопасность; угрозы транспортной безопасности; факторы, обусловливающих угрозы транспортной безопасности.

Для цитирования: Борисов А.В. К вопросу о некоторых факторах, обусловливающих угрозы транспортной безопасности России // Закон и право. 2024. № 2. С. 227—230. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-227-230 EDN: https://elibrary.ru/ACQWNH

Original article

On the issue of some of the factors that cause threats to Russia's transport security

Andrei V. Borisov

Russian University of Transport, Moscow,

Russia, ам-borisov@mail.ru

Abstract. The presented article Identifies the direct sources of threats to transport security and their criminogenic determinants, and also characterizes some of the factors that cause threats to transport security in Russia.

Keywords: transport security, threats to transport security, factors causing threats to transport security.

For citation: Borisov A.V. On the issue of some of the factors that cause threats to Russia's transport security // Law and legislation. 2024;(2):227—230. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-227-230 EDN: https:// elibrary.ru/ACQWNH

Криминальные угрозы транспортной безопасности, как на отдельных видах транспорта, так и общие для всех видов, а также акты незаконного вмешательства, в том числе террористические акты; криминальные действия против пассажиров и грузов; чрезвычайные происшествия (аварии) и ситуации; коррупция в обобщенном виде нацелены на совокупность элементов, требующих применения мер обеспечения, защиты либо сохранности:

© Борисов А.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 02-2024

правопорядок; жизнь и здоровье пассажиров, обслуживающий персонал и случайные лица; грузы; тара (упаковка); багаж, ручная кладь; почтовые отправления; транспортные средства; информация; объекты транспортной инфраструктуры; транспортная среда; окружающая среда.

Эти угрозы выступают следствием действия сложного комплекса факторов, их обусловливающих, которые включают: непосредственные источники угроз и их криминогенные детерминанты, как общие для всех видов транспорта, так и специфические для каждого из них, а равно,

характерные для преступлений террористического характера, которые совершаются в рассматриваемой сфере.

Все названные элементы не являются полностью самостоятельными, а находятся в соподчинении как отношение большего к меньшему, структурная часть к общей системе или несистематизированная часть. Они представляют собой совокупность взаимосвязанных криминогенных явлений и процессов, которые способны спровоцировать, создать условия и способствовать причинению вреда транспортной безопасности Российской Федерации и окружающей среде, жизни и здоровью людей, причинить материальный ущерб, понизить уровень устойчивости и комфорта пользования транспортной инфраструктурой.

К непосредственным источникам криминальных угроз транспортной безопасности мы относим:

1. Незаконные действия:

■ граждан (правонарушителей, преступников, террористов, пиратов);

■ должностных лиц (транспортной сферы, надзорных и правоохранительных органов), а также организаций-конкурентов, действующих в сфере оказания транспортных услуг;

■ представителей спецслужб.

2. Техногенные происшествия (технические сбои в работе, аварии, пожары, катастрофы), опасные природные явления (наводнения, землетрясения, ураганы, оползни и т.д.) и чрезвычайные ситуации, во время которых, а также в процессе устранения их негативных последствий возникают благоприятные для совершения преступлений и административных правонарушений ситуации.

3. Утечку, повреждение либо утрату значимой для обеспечения безопасности информации, в том числе вызванные атмосферными и промышленными помехами, приводящими к сбоям в работе информационных систем.

4. Ненадлежащее исполнение, преднамеренное либо непреднамеренное неисполнение должностных инструкций, правил, регламентов, операций и проч. в сфере обеспечения безопасности на транспорте.

5. Конфликтные ситуации в коллективах (обеспечивающих работу транспортной сферы и транспортную безопасность), создающие либо могущие создать помехи в функционировании транспортного комплекса, а также условия для совершения преступлений.

Переходя к анализу криминогенных детерминантов, выше разделенных нами на группы детерминант общих для всех видов транспорта; специфических для каждого из них; характерных для террористических угроз, необходимо отметить весьма условный характер такой градации. В реальности они существуют в тесной взаимосвязи, воплощаются в единую криминогенную социальную «действительность».

Перейдем к характеристике криминогенных детерминант, общих для всех видов транспорта.

Криминогенные детерминанты угроз транспортной безопасности связаны с комплексом правовых, экономических, организационных, социальных, идеологических, нравственно-пси-хо логических и других факторов, которые порождают преступления не только в сфере безопасного функционирования транспорта, но и криминальных угроз в целом (общесоциальный уровень детерминации).

На современном этапе при увеличении спроса на услуги, предоставляемые всеми видами транспорта, эти детерминанты находят проявление в условиях увеличения количества и объемов производства транспортных средств, ухудшения кондиций этой продукции, возросшей нагрузки на недостаточно развитую транспортную инфраструктуру, снижения качества ремонтных работ, наличия дефицита оригинальных запчастей, продолжающейся вынужденной эксплуатации морально и физически изношенного транспортного парка, падения дисциплины, правового нигилизма и низкой правовой культуры, особенно в среде несовершеннолетних и молодежи, и т.д.

Специально -криминологический уровень детерминации транспортной преступности отражает уникальность криминогенных проявлений. Так, транспортный комплекс в целом и отдельные виды транспорта характеризуются специфической оперативной обстановкой, которую определяют как совокупность негативных факторов и обстоятельств, определяющих вероятность совершения преступлений на определенной территории [3, с. 145].

Специфика оперативной обстановки определяется двумя основными линиями функционирования транспортного комплекса: в сфере пассажирских и грузовых перевозок, в том числе опасных грузов. При этом они осуществляются в особых правовых и организационных условиях, определяемых принадлежностью объектов транспортной инфраструктуры к источникам потенциальной опасности; масштабностью и протяжен-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

ностью транспортных объектов; непродолжительностью пребывания грузов и пассажиров на станциях, в аэропортах и портах, а также обширными возможностями для использования в криминальных интересах. Эти условия образуют организационно-правовые детерминанты, связанные с проблемами организации деятельности субъектов транспортной безопасности:

■ широкое применение типовых вариантов действий и управленческих решений со стороны субъектов обеспечения транспортной безопасности не всегда эффективно в быстро изменяющихся, нередко неожиданно, условиях. Определенные действия, закрепленные в правовых актах, доведенные до автоматизма, применяемые для реализации мер транспортной безопасности, безусловно, необходимы и оправданы. Однако динамика развития транспортного комплекса, в том числе в сфере обеспечения правоохранительной деятельности, обусловливает появление новых отношений, не урегулированных нормативными правовыми актами [4]. Их правовое регулирование требует оперативного совершенствования. Объективные запаздывания в этом вопросе и упущения по некоторым аспектам порождают разногласия и противоречия, нередко носящие криминогенное значение;

■ до настоящего времени не определены основания принятия законодательно определенными достаточно многочисленными субъектами обеспечения транспортной безопасности согласованных решений в области правоохраны [2]. Например, на железнодорожном транспорте такие решения помимо органов внутренних дел могут принимать военизированная охрана железнодорожного транспорта и ведомственный ревизорский аппарат в сфере пассажирских перевозок [1, с. 74];

■ большое число вопросов по организации взаимодействия при непосредственном осуществлении мер обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса урегулировано ведомственными и локальными нормативными актами, нередко дублирующими либо конкурирую -щими друг с другом по значимым позициям, порождая разногласия субъектов;

■ дефекты в организации движения, приводящие к нештатным ситуациям, облегчающим совершение преступления;

■ снижение уровня полицейского присутствия на объектах транспорта в связи с реформированием правоохранительной сферы, «заменой» сотрудников органов внутренних дел техническими средствами контроля, а также кадровым некомплектом органов внутренних дел на транспорте, обусловленным увеличением нагрузки на личный состав. Особенно остра эта проблема становится в случае возникновения нештатной либо чрезвычайной ситуации;

■ случаи нарушений трудовой и производственной дисциплины, допускаемые работниками транспорта (прогулы, опоздания на работу, употребление спиртных напитков в рабочее время и т.п.), а также использование ими служебного положения в личных целях.

К следующей группе факторов, детерминирующих военные угрозы, оказывающие влияние на нормальное функционирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортного комплекса в современных условиях проведения Специальной военной операции (СВО), необходимо отнести следующие:

■ существенную территориальную удаленность объектов транспортной инфраструктуры;

■ главенство задач по транспортировке войск (сил), вооружения, боеприпасов, различных средств материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ на существенные расстояния;

■ создание и четкую работу военно-транс -портных логистических систем на различных уровнях, адаптированных к современным условиям обеспечения транспортной безопасности при проведении СВО;

■ потребность в регулярном и оперативном восстановлении поврежденных или разрушенных транспортных путей и объектов транспортной инфраструктуры;

■ обязательность обеспечения бесперебойной перевозки вооруженных сил и средств в ситуации активного противодействия противника и др.

Не подвергая сомнениям важность и общественную потребность противостояния факторам, обусловливающим угрозы транспортной безопасности, еще раз подчеркнем, что сама эта деятельность способна образовать криминогенные факторы, также обусловливающие криминальные угрозы, только иного типа, возможно

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 02-2024

уже не только транспортной безопасности, но и более глобальной — криминологической.

Таким образом, мы полагаем, что подобный аспект факторов, обусловливающих угрозы транспортной безопасности, нуждается в дальнейших дополнительных научных исследованиях, результаты которых существенным образом обогатят знания в сфере противодействия как преступности в целом, так и на объектах транспорта, в частности.

Список источников

1. Дорофеев И.Н., Пестов H.H. Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 74—77.

2. Левченко О.П., Дорофеев И.Н. Основные направления развития органов внутренних дел на транспорте // Сетевое издание «Академическая мысль». 2018. № 3 (4). С. 52—55.

3. Мурашов П.И. Оперативная обстановка: содержание и понятие // Информационный бюллетень управления внутренних дел Ленго-рисполкома. 1971. № 19-20.

4. Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Проблемные вопросы в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел на транспорте / / Вестник экономич. безопасности. 2G19. № 1. С. 19З—196.

References

1. Dorofeev I.N., Pestov N.N. Factors determining the specifics of the activities of internal affairs bodies in transport in modern conditions // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia. 2G17. № 2 (42). Pp. 74—77.

2. Levchenko O.P., Dorofeev I.N. The main directions of development of internal affairs bodies in transport // Online publication «Academic thought». 2G18. № З (4). Pp. S2—SS.

3. Murashov P.I. Operational situation: content and concept // Information bulletin of the Department of internal affairs of the Leningrad Executive Committee. 1971. № 19-2G.

4. Sosnovskaya Yu.N, Markina E. V. Problematic issues in the legal regulation of the activities of internal affairs bodies in transport // Bulletin of Economic Security. 2G19. № 1. Pp. 19З—196.

Информация об авторе

Борисов А. В. — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и правоохранительной деятельности

Статья поступила в редакцию 22.12.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the author

Borisov A.V. — candidate of law, associate professor, head of the department of criminal law, criminal procedure and law enforcement activities

The article was submitted 22.12.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.