Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУДИТ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУДИТ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУДИТ / НЕЗАВИСИМОСТЬ АУДИТОРА / СУВЕРЕНИТЕТ / НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяков Андрей Викторович

В статье поднимается вопрос об организации современной российской системы геолого-экономического аудита и его ежегодного проведения. Она необходима для того, чтобы освободить важный механизм аудита недропользования от доминирования и диктатуры других стран, обеспечить объективную, прозрачную оценку, предоставляющую доступ к международным рынкам капитала. Россия обладает крупнейшими природными запасами, компетенциями в их изучении и учёте, а также колоссальным опытом экспертизы. Сегодня многие американские компании якобы ушли с российского рынка, на самом же деле они зарегистрировали новые аудиторские компании с непохожим российским названием, что представляет определённую угрозу национальной безопасности. Автор предлагает меры по организации системы независимого аудита в сфере недропользования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF NATIONAL SECURITY: GEOLOGICAL AND ECONOMIC AUDIT IN RUSSIA

The article raises the issue of arranging a modern Russian system of geological and economic audit and its annual conduction. The author claims it is necessary in order to disengage the important mechanism of subsoil use audit from the dominance and dictatorship of other countries, and to give an objective, transparent assessment that provides access to international capital markets. Russia has the largest natural reserves, competencies in their study and accounting, as well as significant experience in expertise. Today, many US based companies have allegedly left the Russian market, but in fact they have registered new audit companies with a different Russian name, which poses a certain threat to national security. The author proposes measures to arrange an independent audit system in subsoil use in Russia.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУДИТ В РОССИИ»

ПОЛИТИКА.

ЭКОНОМИКА.

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 553:338.28 ГРНТИ 38.01.75

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУДИТ В РОССИИ

А.В. Третьяков

Национальная ассоциация по экспертизе недр Россия, 115054, г. Москва, Б. Строченовский пер., д. 7; info@naen.ru

В статье поднимается вопрос об организации современной российской системы геолого-экономического аудита и его ежегодного проведения. Она необходима для того, чтобы освободить важный механизм аудита недропользования от доминирования и диктатуры других стран, обеспечить объективную, прозрачную оценку, предоставляющую доступ к международным рынкам капитала. Россия обладает крупнейшими природными запасами, компетенциями в их изучении и учёте, а также колоссальным опытом экспертизы. Сегодня многие американские компании якобы ушли с российского рынка, на самом же деле они зарегистрировали новые аудиторские компании с непохожим российским названием, что представляет определённую угрозу национальной безопасности. Автор предлагает меры по организации системы независимого аудита в сфере недропользования в России.

Ключевые слова геолого-экономический аудит, независимость аудитора, суверенитет, недропользователь, некоммерческие организации, национальная безопасность.

ISSUE OF NATIONAL SECURITY: GEOLOGICAL AND ECONOMIC AUDIT IN RUSSIA

A.V. Tretyakov

National Association for Subsoil Expertise

Russia, 115054, Moscow, per. B. Strochenovsky, 7; info@naen.ru

The article raises the issue of arranging a modern Russian system of geological and economic audit and its annual conduction. The author claims it is necessary in order to disengage the important mechanism of subsoil use audit from the dominance and dictatorship of other countries, and to give an objective, transparent assessment that provides access to international capital markets. Russia has the largest natural reserves, competencies in their study and accounting, as well as significant experience in expertise. Today, many US based companies have allegedly left the Russian market, but in fact they have registered new audit companies with a different Russian name, which poses a certain threat to national security. The author proposes measures to arrange an independent audit system in subsoil use in Russia.

Keywords: geological and economic audit, auditor independence, sovereignty, a subsoil user, non-profit organizations.

© Третьяков А.А., 2022

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 22 декабря 2018 г. № 2914-р «О стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 г.», при разработке которого учтены Указы №№ 176, 203, 208 Президента Российской Федерации В.В. Путина, стратегической целью развития минерально-сырьевой базы является создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьём социально-экономического развития и поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации. Достижение указанной цели осуществляется на основе наращивания минерально-сырьевой базы за счёт увеличения инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ всех стадий, роста качества прогнозирования и поисков новых месторождений, а также повышения эффективности освоения известных, в том числе неразрабатываемых, месторождений путём внедрения современных технологий переработки, обогащения и комплексного извлечения полезных ископаемых.

В значительной мере поставленные цели могут быть достигнуты посредством развития российской суверенной системы геолого-экономического аудита, которая способствует:

• проведению геолого-экономической оценки запасов месторождений полезных ископаемых;

• развитию высоколиквидной минерально-сырьевой базы;

• повышению инвестиционной привлекательности и обеспечению устойчивого притока внебюджетных инвестиций в т. ч. в геолого-разведочные работы;

• росту эффективности освоения и совершенствованию применяемых технологий и их внедрению;

• росту качества прогнозирования;

• обеспечению рационального недропользования;

• качественному улучшению системы информационного обеспечения недропользования, мониторинга и контроля развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации, внедрению современных методов анализа и интерпретации накопленной геолого-геофизической и геохимической информации для решения задач прогнозирования;

• вовлечению в освоение отходов горнопромышленного производства;

• разработке и внедрению современных геолого-экономических методик ускорен-

ной переоценки запасов полезных ископаемых на основе рыночных требований;

• трансферту зарубежных технологий в области прогнозирования, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, их внедрению в практику отечественной геологоразведочной отрасли;

• разработке и совершенствованию технологий рентабельной добычи и переработки низкокачественных руд остродефицитного и высоколиквидного минерального сырья.

Реализация утвержденной Правительством РФ стратегии развития, а также снижающееся качество балансовых запасов выводит развитие российской системы геолого-экономического аудита на первый план.

Геолого-экономический аудит — негосударственная независимая геолого-экономическая проверка, включающая процедуру нормативно-правового соответствия деятельности пользователей недрами, связанной с геологическим изучением, использованием и охраной недр, — условиям лицензий на право пользования недрами, законодательным и нормативным требованиям в сфере недропользования, технологических и технических решений влияющих на экономическую эффективность, рекомендаций по повышению финансовых результатов использования участков недр в хозяйственном обороте. К геолого-экономическому аудиту относится также проверка достоверности технической отчётности предприятия и соответствия его производственной деятельности нормативным правовым актам и техническим требованиям.

Аудиторы данной сферы не занимаются геологоразведочными работами, они используют имеющиеся материалы (геологические, технологические, технические и экономические т. д.) и на их основе делают выводы о количестве ресурсов и запасов, а также стоимостной оценке полезных ископаемых на месторождении.

Геолого-экономический аудит проводится по инициативе:

- недропользователя в целях проверки соблюдения им требований и выработки соответствующих корректирующих мер, повышающих эффективность использования недр, при раскрытии информации перед акционерами и повышении доверия со стороны инвесторов, при расчёте капитализации и т. д.;

- потенциального пользователя недр с целью выбора оптимального объекта недро-

пользования, выставленного на конкурс или аукцион;

- органов исполнительной власти, финансовых, кредитных и других заинтересованных органов по согласованию с недропользователем;

- органов государственного контроля в сфере недропользования.

Почему государство не может выступать в качестве аудитора?

Отдельного внимания требует независимость аудитора — требование, согласно которому аудитор не является сотрудником государственного учреждения и не подчиняется контрольно-ревизионным органам, не состоит в какой-либо связи с проверяемой организацией. Аудитор строго соблюдает федеральные стандарты, а также стандарты организации аудиторов, не имея с проверяемыми предприятиями никаких имущественных или личных интересов. Сам принцип независимости в аудите ставится во главу, на уровне установления сущности аудита.

Нередко возникает вопрос касательно возложения аудиторских функций на государственные органы, поэтому разберём ниже, почему данный подход не жизнеспособен и не прижился в международной практике.

Вопрос независимости и конфликта интересов. Государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом и порядок их создания подразумевает степень зависимости от государственных органов законодательной власти при создании. Определённая доля зависимости существует и при последующем функционировании государственных контрольных органов в части обеспечения интересов законодательных (представительных) органов, и, как следствие, интересов общества в целом. Государство имеет множество связей с проверяемой организацией, которые так или иначе влияют на оценку. Необходимо учитывать и тот факт, что отечественная система была сформирована в плановой централизованной экономике и поэтому ориентирована на инвентаризацию запасов. Государство на сегодняшний день преследует цель поставить на баланс как можно больше запасов, невзирая на экономическую целесообразность их извлечения на текущий момент в условиях постоянно меняющегося рынка. Порой доходит до

того, что количество экономически целесообразных ресурсов из поставленных государством на баланс запасов достигает всего 30 процентов, что в свою очередь, сильно искажает реальное количество приносящих доход запасов, находящихся на балансе государства. И это только один из примеров влияния заинтересованности государства и государственных органов на оценку запасов.

Вопрос ответственности и конкурентности. При выполнении государственного геолого-экономического аудита не может быть никакой ответственности, кроме административной или уголовной, при этом конкуренция отсутствует как таковая. В случае ошибки при государственном аудите риски в виде возмещения ущерба или переделывания работы ложатся на государственный бюджет. В свою очередь аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность по проведению геолого-экономического аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг, не могут состоять на службе в государственных органах, за исключением лиц, занимающихся научной или преподавательской деятельностью, а также допускать любые факторы, ставящие под сомнение его независимость и незаинтересованность в оценке. Между аудиторскими компаниями и экспертами, работающими в них, существует здоровая конкуренция и налагается ответственность за выполненные работы перед экспертным сообществом и регулятором в форме рейтинга, выявляющего компетентность, а также применяемых мер в виде штрафов с исправлением выполненной работы или дисквалификации из рейтинга аудиторов компании/лиц, принимавших участие в оценке с выявленными нарушениями. Деятельность аудиторов, как и любая предпринимательская деятельность, подлежит обязательному страхованию.

Вопрос унификации, стандартизации и взаимопризнания на международном уровне. Государственная система аудита обязана уживаться с остальными нормативными документами, из-за чего у каждой страны будет своя собственная система (или даже несколько дублирующих друг друга систем) в рамках исторически сложившихся прецедентов в нормот-ворческом процессе. Следовательно, привести страны мира к единой системе регулирования с одинаковыми правилами невозможно. В случае навязывания унификации это будет воспринято как угроза суверенитету каждого из

государств. А некоммерческие организации, следящие за соблюдением Кодекса Этики и осуществляющие регуляторные функции, могут успешно приводить международное взаимодействие к единому унифицированному формату и благодаря этому, понимая и говоря между собой на одном профессиональном языке, способствуют возникновению взаимодоверия, взаимопонимания и взаимопризнания.

Вопрос целесообразности введения государственного аудита. Единственное присутствие государства в качестве аудитора было осуществлено путём создания контрольных государственных органов Федеральным Собранием РФ посредством Счётной палаты с целью обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) за использованием государственных бюджетных средств всех уровней власти. В задачи Счётной палаты входят организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации. В данном случае целесообразно было отдать функцию аудита государству, и эта практика является международной (Лимская декларация руководящих принципов контроля). В случае, если геолого-экономический аудит будет осуществляться государством, это приведёт к целому ряду негативных последствий для государства и недропользователей:

1) огромные затраты со стороны госбюджета и необходимость в расширении штата госслужащих;

2) компании снова будут вынуждены заказывать аудит у иностранных аудиторов, действующих в рамках международно признанных стандартов;

3) российский стандарт, уже получивший признание, — Кодекс Национальной ассоциации по экспертизе недр (НАЭН), не будет развиваться, а вместе с ним российская система аудита;

4) из-за заказа аудита у иностранных аудиторов, останутся прежние вытекающие из этого проблемы: утечка секретной информации, диктатура правил другими странами, занижение экономически целесообразных запасов и как следствие капитализации компаний и т. д.

Отличия отечественной системы подсчёта запасов от международной

Пока отечественная система ориентирована на инвентаризацию и документирование максимального количества запасов, независимо от сложности и возможности их извлечения, международная система исходит из нужд рынка и построена на принципах обеспечения инвестиционной прозрачности и стандартизации отчётности горных компаний о минеральных активах перед инвесторами для определения последними экономической целесообразности эксплуатации месторождений.

Отличия систем выразились в разных подходах к классификации запасов полезных ископаемых. Поэтому отечественным компаниям, выходящим на международные рынки, требуется перевод количественной оценки запасов, выполненный по отечественным правилам, в количественную оценку запасов, включающую экономическую целесообразность, выполненную по международным стандартам, и проверка правильности данного перевода признанными на международных биржах инжиниринговыми аудиторскими фирмами, работающими в сфере геолого-экономического аудита.

Таким образом, под геолого-экономическим аудитом или аудитом запасов понимается проверка достоверности данных технических и других отчетов компаний о величине ресурсов и запасов полезных ископаемых. Он заключается в проверке достоверности (diu diligence) количественной оценки ресурсов и запасов полезных ископаемых. Данная проверка является обязательной процедурой перед совершением любых крупных сделок с горными компаниями, листингом, определением капитализации и в других случаях.

Российские компании, заказывающие геолого-экономический аудит по международным стандартам, ожидают, что после его проведения их капитализация серьёзно возрастёт в связи с появившейся стоимостной оценкой части имущества, располагающейся в недрах, признаваемой международными финансовыми институтами. После проведения геолого-экономического аудита данные о ресурсах и резервах используются компаниями для отчётности перед акционерами, планирования деятельности и осуществления операций с ценными бумагами и операциями на биржах.

Геолого-экономический аудит в России сегодня

В России официально процедура геолого-экономического аудита не проводится. В связи с отсутствием полноценной системы аудита с международным признанием российские компании, выходящие на международные рынки, были вынуждены обращаться к признанным на финансовых рынках западным аудиторским фирмам для проведения аудита минерально-сырьевых ресурсов. Однако сейчас в России существуют все необходимые звенья для создания самодостаточной российской системы геолого-экономического аудита:

1) российские стандарты — Кодекс НАЭН (по твёрдым полезным ископаемым) и «Системы управления углеводородными ресурсами» на основе принятой PRMS (по углеводородам) за рубежом;

2) российские некоммерческие организации в лице Ассоциации организаций в области недропользования «НАЭН» и Межрегиональной общественной организации «Научно-техничес-кое общество нефтяников и газовиков имени академика Губкина»;

3) российские компании, выполняющие геолого-экономический аудит на соответствующем международном уровне — IMC Montan, ЭГЭЭР;

4) российские профильные вузы;

5) российские страховые компании, готовые страховать профессиональную ответственность геолого-экономических аудиторов.

Тем не менее, государство не оказывает должную поддержку отечественным некоммерческим организациям, стандартам и компаниям в сфере аудита, возможно, в связи с недостаточной осведомлённостью в рамках данной сферы деятельности. Поддержание такого неведения лоббируется иностранными компаниями, которым выгодно данное положение дел. По этим причинам российская система аудита не используется, и вся система остаётся на предшествующем уровне развития. Сегодня крупнейшие компании страны всё также игнорируют существование российской системы аудита, проводя аудит в иностранных компаниях, не пользуясь российскими стандартами, поддерживая членство своих сотрудников в иностранных общественных организациях (в т. ч. SPE), тем самым они:

• платят за аудит американским организациям, пополняя их казну и развивая экономику США;

• укрепляют зависимость России от оценки других стран;

• передают секретные особо ценные разведданные, получаемые в ходе аудита в неконтролируемое пользование в т. ч. недружественных стран;

• уничтожают российские ассоциации и профессиональные сообщества экспертов отсутствием поддержки;

• оставляют российскую систему аудита в состоянии зародыша;

• позволяют иностранным аудиторам занижать капитализацию всех российских компаний и активы государства в целом;

• повышают собственные и государственные затраты из-за сохранения и поддержания системы с дублированием аудитов.

Сегодня в России добывающие компании одну и ту же процедуру в рамках четырёх разных процессов, подсчёт запасов ведут для формирования бизнес-планов, проведения международного аудита по требованиям банков и бирж, госэкспертизы запасов для согласования проектной документации в Государственной комиссии по запасам, при обосновании налоговых льгот с Минфином и Минэнерго. В каждом из них получаются разные оценки рентабельных запасов и профиля добычи. Дальнейшее внедрение и унификация российской системы национального аудита запасов позволит сблизить оценки в рамках этих процессов, убрать избыточные административные барьеры, а также снизить расходы недропользователей и государства за счёт исключения дублирующих процедур и функций.

Российские стандарты для проведения

геолого-экономического аудита

1. По твёрдым полезным ископаемым — Кодекс НАЭН. Единственным международно признанным российским национальным стандартом, в соответствии с которым может проводиться аудит ресурсов и запасов твёрдых полезных ископаемых, на территории России и мире является Кодекс НАЭН (признанный СЫИ^СО и ГКЗ РФ). Кодекс был разработан АООН «НАЭН» — некоммерческой организацией, выступающей в роли международно признанной «Национальной организацией по

отчётности» (National Reporting Organisation, далее NRO) от России, отвечающей за разработку кодексов, стандартов и руководств по отчётности о твёрдых полезных ископаемых. Основной целью НАЭН является формирование сообщества профессиональных участников экспертной деятельности для обобщения передового опыта и распространения знаний и инноваций в области геологического изучения и экспертизы недропользования, а также способствование развитию российской системы геолого-экономического аудита, в том числе посредством развития и внедрения национального суверенного международно признанного Кодекса НАЭН. Необходимо отметить, что согласно международным правилам, от каждой страны может быть утверждена только одна NRO входящая в состав CRIRSCO.

Ключевые моменты в выборе международной системы CRIRSCO в качестве основополагающей при разработке Кодекса НАЭН:

> CRIRSCO не присваивает профессиональные квалификации и не ведёт реестр компетентных лиц/экспертов (вопросы относятся к компетенции каждой NRO и/или входящих в неё RPO);

> орган управления состоит из членов CRIRSCO, которые в свою очередь выдвигаются NRO каждой из стран (не более двух членов от каждой страны);

> кодекс каждой из стран утверждается на языке страны, для исключения двойной трактовки, а также для гармонизации с внутренними нормативными документами каждой из стран;

> задача CRIRSCO поощрять дальнейшее развитие международного признания компетентных лиц/экспертов;

> CRIRSCO остаётся вне политической плоскости и сосредоточена исключительно на взаимодействии в профессиональном поле в рамках международных стандартов отчётности о запасах твёрдых полезных ископаемых;

> членство РФ позволило максимально гармонизировать не только стандарты российской аудиторской отчётности с международными, но и классификацию ГКЗ, путём создания Кодекса НАЭН.

Главные принципы действия и использования Кодекса НАЭН — это прозрачность, материальность и компетентность.

• Прозрачность требует, чтобы технический отчёт содержал достаточную информа-

цию, ясную и однозначно понимаемую, чтобы пользователь смог понять отчёт и не был введён в заблуждение.

• Материальность требует, чтобы технический отчёт содержал всю необходимую информацию, а инвесторы могли бы найти в отчёте все данные, чтобы принять аргументированное и взвешенное суждение о ресурсах и запасах полезных ископаемых.

• Компетентность требует, чтобы технический отчёт был основан на работе, ответственность за которую несёт достаточно квалифицированное и опытное лицо, связанное профессиональным этическим кодексом.

Статус кодекса и уровень компетенций экспертов признаются Бразилией, Индией, Турцией, Колумбией, Австралией (Австрала-зией), США, Канадой, Объединённой Европой, Бразилией, Чили, ЮАР, Россией, Казахстаном, Монголией, Индонезией. В ближайшее время список пополнится такими странами, как Китай, Филиппины и Кыргызстан. А также организациями (в т. ч. через взаимное признание CRIRSCO): European Federation of Geologists (EFG); Geological Society of London; Institute of Materials, Minerals, and Mining; Institute of Geologists of Ireland; Fennoscandian Association for Metals and Minerals Professionals; Iberian Mining Engineers Board; управлением по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA); Всеевропейским комитетом по стандартам отчётности о запасах и ресурсах ТПИ (PERC); Чилийской горной комиссией (Commission Minera); Южно-Африканским комитетом SAMREC/SAMVAL; Горно-металлургическим и геологоразведочным обществом США (SME); Австралийским комитетом JORC; Канадской комиссией по регулированию рынка ценных бумаг (CSA); комитетом CRIRSCO и многими другими.

Российская система экспертизы ГКЗ исторически настроена на проверку данных, представленных в отчётах, с подсчётом запасов, на соответствие отраслевым стандартам и руководствам и не ставит под сомнение их надёжность или полноту. Проводимая проверка правильности реализации методических инструкций представляет собой редакционный подход к анализу геологических данных. В противовес этому геологический аудит, выполненный по российскому Кодексу НАЭН в рамках публичной отчётности CRIRSCO, направлен на выявление специфических про-

блем, связанных с особенностями конкретного месторождения и его геологией, и соответствующую корректировку применяемых инструкций. Данные бурения и хорошо составленная, проверенная база данных — первостепенный фундаментальный актив компании и проекта. Независимо от необходимости подготовки публичного отчёта с целью привлечения финансирования, любой компании необходим незави-

2. По углеводородному сырью — «Система управления углеводородными ресурсами» на основе международно признанной PRMS. Научно-техническое общество нефтяников и газовиков имени академика И.М. Губкина — ведущая экспертно-технологическая ассоциация России в сфере недропользования углеводородного сырья. Данная общественная организация во взаимодействии с научно-техническим экспертным сообществом РГУ нефти и газа им. Губкина и других профильных вузов, а также АООН «НАЭН» выпустило редакцию национальной суверенной «Системы управления углеводородными ресурсами» на основе РЯМБ, отвечающую всем требованиям международных стандартов, отражающую объективный комплексный подход, начиная с зарождения системы учёта, контроля, классификации и разработки месторождений углеводородов. Адаптация РИМБ в национальную «Систему управления углеводородными ресурсами», которая является наиболее распространённой в мире системой оценки запасов углеводородов, при-

симый аудит в соответствии с международными Кодексом НАЭН, чтобы убедиться, что моделирование ресурсов месторождения основано на точных, правильных и надёжных данных. Без качественных данных у компании не будет надёжно обоснованных минеральных ресурсов или запасов руды, что приведёт к неудовлетворительным результатам проекта на стадии отработки полезных ископаемых.

знанной общемировым стандартом геолого-экономической оценки запасов и ресурсов углеводородов, позволит обеспечить необходимым уровнем раскрытия информации все отечественные отраслевые компании и пользуется необходимым языком для взаимопонимания по проектам со странами, в том числе с не присоединившимся к санкциям против РФ. В настоящее время ведётся работа по дальнейшей интеграции СУУР/РЯМБ на территории РФ и международной арене.

НТО НГ ведёт деятельность на территории Российской Федерации с 1933 года, в том числе в сфере недропользования. К 1991 году общество охватывало более одной тысячи коллективных членов — ведущих предприятий и организаций нефтегазовой отрасли и около 200 тысяч членов, работавших в 46 краевых и областных отделениях общества и 13 республиканских организациях СССР. В настоящее время Межрегиональное НТО нефтяников и газовиков представлено региональными отделениями в Москве, Волгограде, Ханты-Мансийске, Ноябрьске, Когалыме, Перми,

Различия в подходах к заверению данных в рамках публичной отчётности CRIRSCO и в составе экспертизы Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ)

Этапы заверки данных Аудит для публичной отчетности Экспертиза ГКЗ

Посещение участка месторождения Посещение месторождения обязательно Посещения не проводятся

Аудит сбора данных Процедуры сбора данных проверяются на соответствие передовой отраслевой практике в соответствии с суждениями QP / СР Процедуры сбора данных анализируются по отчёту и проверятся на соответствие отраслевым методическим документам и требованиям

Сличение данных Не менее 10 % данных сличаются с первичными материалами Выборочное сличение с первичными материалами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты QA/QC Проверка на соответствие первичной документации и аналитическим протоколам, аудиты пробоподготовки и аналитической лаборатории Стопроцентная проверка данных, представленных в отчёте, если не выявлено расхождений с методическими документами или грубых ошибок

Проверка базы данных Неотъемлемая часть аудита Не регулируется

Усинске, Оренбурге, Альметьевске, Иркутске охватывает более 1000 членов. Одним из основных направлений деятельности НТО НГ является проведение независимой общественной экспертизы. При проведении процедур по разработке геолого-эконо-мического аудита при разведке и добыче углеводородов, эксперты данной общественной организации заместят собой экспертов SPE (Союз инженеров нефтяников), развившейся на территории РФ за последнее время, со штаб-квартирой в Техасе.

Иностранные геолого-экономические аудиторы в России сегодня

Веками западные страны внедряли рычаги управления финансовыми рынками. Для того чтобы получить инвестиции, недропользователь должен подтвердить свои запасы — предоставить банку аудиторское заключение. На этом ключевом узле сидят американские компании Gaffney, Cline & Associates, Sproule, Miller and Lents, Ltd., DeGolyer and MacNaughton, Ryder Scott, Netherland, Sewell & Associates Inc. (NSAI), Lloyd's Register (LR), Evolution Resources, Cawley, Gillespie & Associates Inc. (CG&A) и другие. Американские аудиторы обеспечивают доступ к американскому рынку капитала через управляемую ими систему, и это логично. Но азиатские финансовые центры играют в мире всё большую роль, и совершенно непонятно, почему нигерийский недропользователь в работе с шанхайским банкиром не может обойтись без аудиторского заключения, подписанного американцами. А тем более недропользователь российский.

Сегодня многие американские компании de jure ушли с российского рынка, на самом же деле — зарегистрировав новые аудиторские компании с непохожим российским названием. Однако эти компании de facto всё так же служат чужим интересам и поддерживают зависимость российских компаний и России в целом; отправляют отчётность о проделанной работе и ценные, а порой и секретные данные в виде отчётов своим головным иностранным компаниям; диктуют необходимость работы по иностранным стандартам, которые в то же время находятся на том же международном уровне признания, что и российские стандарты; определяют

членство в иностранных некоммерческих экспертных организациях, все так же отрицая существование российских.

Потенциал российской

геолого-экономической системы

Российская Федерация, обладая собственным международно признанным механизмом верификации запасов (в виде Кодекса НАЭН, СУУР/PRMS и российских аудиторских компаний) в рамках собственного интереса и интереса компаний должна способствовать его укреплению на своей территории. Термин «суверенный аудит» точно отражает суть вопроса: вопрос, касающийся обеспечения суверенного развития отраслей, вне контроля и давления со стороны иностранных государств, и шире — вопрос обеспечения сырьевого суверенитета государства.

Смысл внедрения, поддержки и развития собственной российской системы суверенного аудита запасов заключается в том, чтобы освободить этот важный механизм аудита недропользования от доминирования и диктатуры других стран для обеспечения нашей страны объективной и прозрачной оценкой, понятной каждому и предоставляющей доступ к международным рынкам капитала.

Банки являются посредниками. Для эффективности системы, в ней в первую очередь должны учитываться интересы покупателя. Стратегический покупатель российских ресурсов находится за рубежом. Созданная российская система геолого-экономического аудита обеспечит объективное международное признание запасов российских недропользователей, одновременно привлекая инвесторов со всего мира прозрачностью и обоснованностью принимаемой оценки. Поэтому создание именно международной национальной системы было единственным правильным путём решения задачи, которую удалось успешно осуществить.

Вполне ожидаемо, что Россия будет первой страной, предпринявшей первые шаги к суверенитету в сфере аудита. Сделает она это не только потому, что существование в рамках прежней парадигмы более не является возможным, но и потому, что именно у РФ есть и крупнейшие запасы, компетенции в их изучении и учёте, огромное экспертное и научное сообщество, а также колоссальный

опыт, существенно опережающий многие страны. Поддержка, развитие и дальнейшее внедрение российской системы геолого-экономического аудита будет стратегическим достижением в борьбе за суверенитет нашей страны в отношении запасов на российской территории. Опыт России в качестве примера заинтересует самые разные страны, в первую очередь страны ЕАЭС, а после и всё международное сообщество.

Необходимость развития российской системы геолого-экономического аудита и его ежегодного проведения обусловлена:

1) получением достоверной информации о ресурсной базе и запасах полезных ископаемых компании, о количестве рентабельных запасов и их стоимостной оценке на текущий период;

2) поддержанием транспарентности между организациями и их акционерами;

3) возможностью прогнозирования количества запасов и их стоимости для принятия своевременных мер по корректировке технологий добычи в целях рационального недропользования;

4) оценкой экономики и эффективности технических и технологических решений на действующих и проектируемых объектах на основе комплексного изучения отдельных операций, технологических схем и т. п.;

5) объективным и справедливым международным признанием запасов российских недропользователей;

6) ростом капитализации организаций в связи с появившейся оценкой части имущества, располагающегося в недрах, признаваемой международными финансовыми институтами;

7) сохранением режима необходимой секретности на часть информации, добытой в процессе аудита на территории РФ;

8) освобождением российской системы аудита недропользования от доминирования и диктатуры других стран, достижением суверенности;

9) развитием и совершенствованием собственной системы геолого-экономического аудита, включающей профильные вузы, некоммерческие организации и ассоциации, аудиторские компании, экспертов/компетентных лиц, нормативную базу;

10) повышением инвестиционной привлекательности компаний;

11) снижением расходов недропользователей и государства за счёт исключения дублирующих процедур и функций;

12) получением в результате геолого-экономического аудита данных, служащих основой для разработки и корректировки энергетической стратегии России, а также долгосрочной программы поисков и разведки месторождений;

13) созданием единой информационной модели с возможностью отслеживания в реальном времени капитализации компаний, добычи, запасов и множества других характеристик, позволяющих, используя искусственный интеллект, прогнозировать добычу в рамках текущих участков, построения прогноза на близлежащих территориях, прогнозировать изменения добычи и её экономической целесообразности и рациональности использования недр, моделируя различные технологии;

14) возможностью прогнозирования текущей и будущей загруженности логистических цепочек поставки полезных ископаемых, а также определения наиболее подходящих мест для дальнейшего размещения перерабатывающих заводов, обогатительных фабрик и т. п.

Условия развития системы аудита в сфере недропользования в России

С целью унификации требований по отчётности добывающих компаний необходимо ввести систему отчётности по кодексу НАЭН (СЯ1ЯБСО) для твёрдых полезных ископаемых и СУУР (РИМБ) для углеводородного сырья, которая обеспечит принятые за рубежом стандарты раскрытия информации. Для практического внедрения предлагаемой инициативы будет достаточным внесение изменений в некоторые положения Банка России.

С целью выстраивания устойчивой системы геолого-экономического аудита запасов в России в рамках импортозамещения при выборе аудитора в первую очередь необходимо отдавать предпочтение российским аудиторским компаниям, работающим по российскому национальным суверенным международно признанным Кодексу НАЭН для твёрдых полезных ископаемых и СУУР (РИМБ) для углеводородного сырья.

С целью развития российской суверенной системы геолого-экономического аудита

необходимо поддерживать и развивать российские профильные некоммерческие организации в лице АООН «НАЭН» и НТО НГ им. Губкина, занимающиеся как развитием и по-

пуляризацией российских стандартов (Кодекс НАЭН и СУУР), так и развитием российского научно-экспертного сообщества, исчисляемого тысячами экспертов по всей России.

Источник: сайт Ассоциации организаций в области недропользования «Национальная ассоциация по экспертизе недр». URL: https://naen.ru/press-center/novosti/geologo-ekonomicheskiy-audit-v-rossii/

Reference: website of the Association of organizations in the field of subsoil use "National Association for the Expertise of Subsoil". URL: <https://naen.ru/press-center/novosti/geologo-ekonomicheskiy-audit-v-rossii/>

Андрей Викторович Третьяков — директор Национальной ассоциации по экспертизе недр, а также член Комитетов РСПП по финансовой политике, ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Andrey Viktorovich Tretyakov — Head of the Na-tional Association for Subsoil Expertise, Member of the RSPP Committees on Financial Policy, the Russian Chamber of Commerce and Industry for Energy Strategy and the Development of the Fuel and Energy Complex, and the Russian Chamber of Commerce and Industry for Precious Metals and Precious Stones.

Статья поступила в редакцию 14.09.2022 г.

Научные конференции

Международная научно-практическая конференция «СССР как попытка построения новой коммунистической цивилизации»

22 декабря 2022 г., Москва

Форма участия: очная и дистанционная. Язык: русский.

Организатор: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского» (АНО ВО «УМЦ»).

Направления

1. От христианских ценностей к моральному кодексу коммунизма: нереализованные надежды.

2. Коммунистическая цивилизация и современный миропорядок.

3. Проблемы строительства экономики новой цивилизации: от коммунистических идеалов до цивилизации знания и риска.

4. Межнациональные отношения в СССР: братство народов и скрытая угроза.

5. СССР как межнациональный проект: проблемы и уроки.

Участие в конференции в качестве участника возможно при наличии доклада или презентации. Для участия в конференции необходимо заполнить анкету участника и направить её на электронный адрес izdimc@mail.ru. Заявки принимаются до 1 декабря.

Место проведения: г. Москва, Ленинский проспект, стр.1, АНО ВО «Университет мировых цивилизаций», актовый зал (ауд. 207). Начало регистрации - 9 часов 00 минут. Начало работы секций - 14 часов 00 минут. Подробная информация о конференции размещена на официальном сайте НАНО ВО «ИМЦ» по адресу: www.imc-i.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.