Научная статья на тему 'К вопросу о направлениях монетарной политики в период экономической модернизации'

К вопросу о направлениях монетарной политики в период экономической модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / КОЭФФИЦИЕНТ МОНЕТИЗАЦИИ / УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ECONOMIC MODERNIZATION / MONETARY POLICY / MONETIZATION RATIO / INFLATION RATIO / EXCHANGE RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ухабова Т. И.

В статье рассмотрена финансовая стратегия денежно-кредитной политики азиатских стран в рамках проводимой ими экономической модернизации. Выявлены инструменты монетарной политики в соответствии с основными направлениями государственного регулирования. Проанализирована динамика основных макропоказателей финансового состояния экономики в период модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BY THE QUESTION OF THE DIRECTION OF MONETARY POLICY DURING ECONOMIC MODERNIZATION

The article examines the monetary policy financial strategy during the Asian countries’ economic modernization. The monetary policy instruments have been identified in accordance with the main state regulation directions. The analysis of the main macroeconomic indicators in the modernization period has been provided.

Текст научной работы на тему «К вопросу о направлениях монетарной политики в период экономической модернизации»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 336.025

Т.И. Ухабова

аспирант,

ФГБОУВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

К ВОПРОСУ О НАПРАВЛЕНИЯХ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена финансовая стратегия денежно-кредитной политики азиатских стран в рамках проводимой ими экономической модернизации. Выявлены инструменты монетарной политики в соответствии с основными направлениями государственного регулирования. Проанализирована динамика основных макропоказателей финансового состояния экономики в период модернизации.

Ключевые слова: экономическая модернизация, денежно-кредитная политика, коэффициент монетизации, уровень инфляции, валютный курс.

T.I. Ukhabova, Plekhanov Russian University of Economics

BY THE QUESTION OF THE DIRECTION OF MONETARY POLICY DURING ECONOMIC MODERNIZATION

Abstract. The article examines the monetary policy financial strategy during the Asian countries’ economic modernization. The monetary policy instruments have been identified in accordance with the main state regulation directions. The analysis of the main macroeconomic indicators in the modernization period has been provided.

Keywords: economic modernization, monetary policy, monetization ratio, inflation ratio, exchange

rate.

Модернизация экономики, направленная на обеспечение перехода на новый этап ее развития, экономический рост, а также повышение благосостояния населения страны являются объективной необходимостью для современной России.

В сложившейся мировой практике существует немало примеров стран, изменивших траекторию своего социально-экономического развития от спада до ускоренного роста, успешно осуществивших догоняющую экономическую модернизацию за относительно короткий промежуток времени. При этом в научной экономической литературе превалирует анализ экономических преобразований стран азиатского региона (Южной Кореи, Китая, Тайваня, Гонконга, Сингапура) вследствие наименьшей временной глубины анализируемых данных.

Несмотря на то, что все эти страны на начальном этапе преобразований имели различные исходные экономические, политические и социокультурные условия, чертой, объединяющей их, выступает проводимая системная модернизационная политика с детально проработанными стратегией и программами преобразований страны.

Анализируя процесс догоняющей модернизации этих экономик, можно утверждать, что его эффективность обуславливается расширенным вмешательством государства на начальных стадиях преобразований путем использования индикативного и прямого долгосрочного планирования, протекционистских мер, льготного стимулирования и государственных заказов для приоритетных отраслей экономики в рамках выбранного курса промышленной политики. По мере прохождения этапов экономической модерни-

№ 12 (52) - 2015

177

Проблемы экономики и менеджмента

зации происходит постепенная либерализация: диверсификация собственности, открытие рынков, снижение роли административных инструментов управления экономикой.

Наряду с изменениями в промышленной политике данных стран, их финансовые системы в период модернизационных преобразований начинают работать в специальном, стимулирующем экономику режиме, направленном на ее насыщение финансовыми институтами и инструментами. Изменения, происходящие с финансовой системой в период экономической модернизации, представляют собой финансовую политику догоняющей модернизации.

Ключевым фактором проведения эффективной государственной финансовой политики является координация двух основных сфер финансового регулирования: денежно-кредитных и налогово-бюджетных отношений. Воздействие монетарной политики непосредственно направлено на достижение финансовой стабильности макроэкономических показателей, индикаторов денежного рынка и рынка ссудного капитала, в то время как инструменты фискальной политики служат стимулированию развития производственного потенциала как мотивационный механизм накопления и инвестирования.

Как показывает опыт анализируемых стран, в период проведения экономической модернизации в целях выхода на новый уровень экономического развития основными направлениями проведения монетарной политики выступают обеспечение роста денежной массы, поддержание стабильного уровня инфляции и понижение курса национальной валюты.

В период экономических преобразований происходит увеличение концентрации финансовых инструментов в экономике, рост денежного спроса и предложения. Основным количественным индикатором «финансовой насыщенности» выступает коэффициент монетизации экономики (табл. 1) равный отношению денежной массы (измеренной через денежный агрегат М2, включающий наличные деньги, чеки, вклады до востребования и денежные вклады юридических и физических лиц в банках) к валовому внутреннему продукту (ВВП):

Таблица 1 - Коэффициенты монетизации экономики в период экономической модернизации

Год М2/ВВП, в %

Китай Южная Корея Сингапур Для справки: США

1963 - 11 - 64

1970 - 28 66 60

1978 25 29 61 60

1980 36 35 64 57

1990 76 81 92 57

2000 137 117 107 49

2010 182 142 133 60

По сравнению с развитой, наиболее стабильно функционирующей и являющейся финансово-экономическим ориентиром экономикой США, имеющей почти устойчивый коэффициент монетизации в пределах 55-60%, показательным является увеличение

178

№ 12 (52) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

уровня насыщенности финансовыми активами экономики Южной Кореи в период догоняющей модернизации. При этом следует отметить, что снижение инфляционной нагрузки, возникающей при дополнительной эмиссии, обеспечивается быстро развивающимся финансовым рынком, эффективно функционирующими финансовыми посредниками, перенаправляющими финансовые ресурсы на инвестиции в реальный сектор.

На начальных этапах модернизации экономики, до достижения зрелости финансового рынка, векторы денежно-кредитной политики задаются директивно: таргетируемый показатель денежной массы устанавливается по соглашению с МВФ для частного, государственного и иностранного секторов, превалируют преференциальные процентные ставки: по кредитам государственных организаций Policy Loans, в среднем, в 2 раза меньше ставок нерегулируемого рынка Curb Market (в 1970 г. 24 и 50%, в 1985 г. 11,5 и 19%, соответственно [2; 14]). С середины 1980-х годов более активно используются косвенные инструменты, в частности, операции с облигациями центрального банка Кореи MSB на открытом рынке с целью изъятия избыточной ликвидности возникающей из-за экспортной ориентированности экономики.

При этом рост насыщенности экономики финансовыми инструментами сопровождается чуть менее замедленным ростом внутреннего кредитования (рис. 1). Рынок коммерческого кредитования начинает свое развитие лишь с середины 1980-х гг., когда официально отменена выдача преференциальных кредитов [1; 24-25].

Рисунок 1 - Динамика коэффициентов монетизации и внутреннего кредитования в Южной Корее в 1963-2010 гг.

Анализ второго направления реализации денежно-кредитной политики азиатских стран в период модернизации-регулирования уровня инфляции показывает, что величины индекса потребительских цен в них высоко и положительно коррелированы и после резкого роста цен в 1980 г. происходит последовательное снижение величины данного показателя во всех анализируемых странах (рис. 2).

На всем протяжении экономических преобразований в качестве основного инструмента антиинфляционной политики азиатских стран (за исключением Сингапура) применяются ограничения на процентные ставки - установление ориентиров: «пол» для депозитов, «потолок» для кредитов, административное установление доходности государственных ценных бумаг, дифференцированная ставка рефинансирования для отраслевых финансовых институтов, требующих поддержки.

№ 12 (52) - 2015

179

Проблемы экономики и менеджмента

Рисунок 2 - Динамика индекса потребительских цен в 1960-2010 гг.

В Сингапуре небольшой размер экономики и высокий уровень ее открытости (объем внешнеторговых сделок составлял около 180-200% ВВП, доля накопленных иностранных инвестиций к ВВП - 240%) определяют преобладающее влияние внешних факторов на уровень процентных ставок и денежное предложение. Изменения в денежной массе, в основном, определяются чистым притоком-оттоком иностранного капитала из-за превалирования доли иностранных инвестиций в качестве источника финансирования модернизации. Основным же инструментом для регулирования уровня инфляции становится управление валютным курсом.

Сравнительный анализ проводимой в рамках экономической модернизации валютной политики выявляет закономерность снижения или поддержания низкого курса национальной валюты к мировой резервной валюте - доллару США (рис. 3). Низкий курс национальной валюты поддерживает экспортную ориентацию экономики, поступление прямых инвестиций вследствие наличия дешевых экономических ресурсов при переносе производств и ограничивает вывоз капитала.

Рисунок 3 - Динамика курса национальных валют азиатских стран в 1960-2013 гг.

Изменение валютного курса вследствие высокой доли импорта в экономике Сингапура оказывает прямое влияние на уровень инфляции. Вследствие этого валют-

180

№ 12 (52) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

ная политика страны нацелена на поддержание стабильной валюты путем валютных интервенций для стимулирования выхода экономики страны из кризиса [3]. В периоды стабильности и экономического роста проводится политика умеренного укрепления валюты для снижения роста цен на импортируемые и внутренние товары, уменьшения внешнего и внутреннего спроса, тем самым не допускается перегрев экономики. В настоящее время реализуется политика ограничения использования Сингапурского доллара в займах нерезидентам в целях предотвращения спекулятивных операций путем установления «потолка» размеров кредитования.

Еще одним показательным примером является переход от жестких административных в косвенным рыночным инструментам валютной политики Китая в период экономической модернизации, которая направлена на увеличение доли национальной валюты в международных расчетах, «дедолларизацию» экономики, обеспечение гарантий свободной конвертируемости юаня. С момента установления фиксированного официального курса юаня относительно доллара США (2,46 юаня за доллар в 1955 году) либерализация валютного курса Китая проходит несколько этапов в соответствии с основными идеями политики модернизации: от административных ограничений проведения валютных операций для резидентов, установления системы контролируемого плавающего «нового официального курса» юаня до ослабления ограничений для китайских компаний по переводу активов за рубеж и ведению расчетных счетов. В 2010 г. был поставлен курс валютной политики, нацеленный на обеспечение конвертируемости юаня на мировом рынке, полную либерализацию счета капитала и укрепление юаня до уровня мировой резервной валюты.

Проанализировав финансовую стратегию денежно-кредитной политики азиатских стран в условиях экономической модернизации, можно определить общий механизм ее проведения, включающий: прирост денежной массы, поддержание стабильного инфляционного курса на среднем уровне 3-5%, занижение и поддержание реального валютного курса путем комбинирования административного и косвенного воздействия на экономику. Таким образом, выявляется процесс гибкой адаптации инструментов монетарной политики под условия развивающихся финансовых рынков и экономики - переход к преобладанию «более рыночного» государственного регулирования путем сочетания операций на открытом рынке с целью изъятия возникающей из-за экспортной ориентированности экономик избыточной ликвидности и механизма таргетирования основных макроэкономических показателей.

В последнее десятилетие в России наблюдается устойчивая тенденция роста показателя монетизации экономики (с 12,3% в 2000 до максимального уровня 42,5% в 2013 г.), поддержание инфляции на уровне ниже 7-8%. На фоне нестабильной политической ситуации, введения штрафных экономических санкций и снижения мировых цен на нефть в 2014 году повышение ключевой ставки Банком России и объявление о переходе на режим плавающего валютного курса рубля приводит к потере достигнутых финансовых позиций, усилению курсовой волатильности, росту темпов инфляции и снижению монетизации экономики. В текущих условиях перед экономическим блоком

№ 12 (52) - 2015

181

Проблемы экономики и менеджмента

управления страной и учеными возникает непростая задача адаптации позитивного опыта проведения догоняющей модернизации с учетом приоритетных задач обеспечения экономической безопасности, поддержания и развития неконкурентоспособных и нерыночных отраслей промышленности, а также сохранения и укрепления финансового суверенитета государства на финансовых рынках.

Список литературы:

1. Kuroyanagi M. [etc.] Macroeconomic Stabilization and Monetary Policy of Four Asian Countries. P. 24-25.

2. Nam S.-W. Korea’s Financial Reform since the Early 1970s // KDI Working Paper. 1992. № 9207. P. 14.

3. Tee O.C. An Exchange Rate Centred Monetary Policy System [Electronic resource]. URL: http://www. bis.org/ publ/bppdf/bispap73w.pdf/ (дата обращения:

26.07.2015).

182

№ 12 (52) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.