Научная статья на тему 'К вопросу о надгосударственной институционализации на постсоветском пространстве: факторы и условия'

К вопросу о надгосударственной институционализации на постсоветском пространстве: факторы и условия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
надгосударственная институционализация / постсоветское пространство / международная интеграция / СССР / СНГ / supranational institutionalization / post-Soviet space / international integration / USSR / CIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Олеговна Даниленкова, Анастасия Игоревна Назарова

Рассматриваются факторы, условия и тенденции формирования надгосударственных институтов на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of supranational institutionalization in the post-Soviet space: factors and conditions

The factors, conditions and trends in the formation of supranational institutions in the post-Soviet space are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о надгосударственной институционализации на постсоветском пространстве: факторы и условия»

Закон и право. 2024. № 8. С. 25-29. Law and legislation. 2024;(8):25-29.

Научная статья УДК 342.28

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-25-29 EDN: https://elibrary.ru/WMNNXP

NIION: 1997-0063-8/24-400 MOSURED: 77/27-001-2024-8-600

К вопросу о надгосударственной институционализации на постсоветском пространстве:

факторы и условия

Татьяна Олеговна Даниленкова1, Анастасия Игоревна Назарова2

1 Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия

2 Смоленский педагогический колледж, Смоленск, Россия

1 tany1085@mail.ru

2 nazarovaai@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются факторы, условия и тенденции формирования надгосударственных институтов на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: надгосударственная институционализация, постсоветское пространство, международная интеграция, СССР, СНГ.

Для цитирования: Даниленкова Т.О., Назарова А.И. К вопросу о надгосударственной институционализации на постсоветском пространстве: факторы и условия // Закон и право. 2024. № 8. С. 25—29. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-25-29 ББЫ: https://elibrary.ru/WMNNXP

Original article

On the issue of supranational institutionalization in the post-Soviet space: factors and conditions

Tatiana O. Danilenkova1, Anastasia I. Nazarova2

1 Smolensk State University, Smolensk, Russia

2 Smolensk Pedagogical College, Smolensk, Russia

1 tany1085@mail.ru

2 nazarovaai@mail.ru

Abstract. The factors, conditions and trends in the formation of supranational institutions in the post-Soviet space are considered.

Keywords: supranational institutionalization, post-Soviet space, international integration, USSR, CIS. For citation: Danilenkova T.O., Nazarova A.I. On the issue of supranational institutionalization in the postSoviet space: factors and conditions // Law and legislation. 2024; (8):25—29. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-8-25-29 EDN: https://elibrary.ru/WMNNXP

Исчезновение СССР и превращение его в группу обособленных государств породило существенные изменения в мире и предопределило новую архитектуру государственно-властных структур и их взаимодействия на постсоветском пространстве. Более того, представляется, что последствия распада СССР еще не получили всеобъемлющего научного ос-

© Даниленкова Т.О., Назарова А.И. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 08-2024

мысления. Тем более важно понимать специфику идеологических факторов и условий материальной жизни, в которых осуществляется над-государственная институционализация.

Так, для оценки перспектив развития РФ в новых условиях необходим глубокий анализ истории процесса распада СССР и последующих трех десятилетий. Такой анализ позволит в полной мере осознать происходящие государственно-правовые процессы как на международном,

так и национальном уровнях, а также определить наиболее приемлемые направления развития России.

Важным вопросом для понимания идейного контекста формирования надгосударственных институтов на постсоветском пространстве является вопрос о том, можно ли СССР считать колониальной державой. По данному вопросу в последние десятилетия сложилось несколько диаметрально противоположных точек зрения.

Представители одной из них, такие, как П. Главочек, Д. Ливен [3], А. де Тенгри [8], отстаивают идею о том, что СССР являлся колониальной империей, продолжающей традиции дореволюционной России по отношению к присоединенным территориям.

Сторонники данной теории отмечают, что Советская Россия вела военные действия по присоединению территорий. Примерами могут служить присоединение в 20-е годы Кокандской автономии, Бухарского эмирата, Хивинского ханства. Можно сказать, что еще одним примером является мифологема, сложившаяся сегодня в условиях противодействия России в странах Прибалтики, о насильственном присоединении их к РСФСР.

Представители другой точки зрения, такие, как В.Л. Махнач, В.Д. Кузнечевский [2], опираются на тот факт, что официальная политика СССР была антиколониальной. Важной особенностью в рамках данного воззрения является то, что отношения между РСФСР и странами, вошедшими в состав СССР, были принципиально иными, чем это принято в колониальных империях. На это справедливо обращает внимание Т. Мартин, посвятивший данному вопросу монографию под названием «Империя «положительной деятельности» [4].

При рассмотрении вопроса имперской политики сторонники второго направления отмечают, что местные элиты неизменно были включены в государственную номенклатуру СССР. Кроме того, экономическое положение республик оказывалось на определенных этапах более выгодным, чем традиционно российских территорий.

Представляется, что данная дискуссия сохраняет свою актуальность. Сторонники имперского характера государственного устройства СССР выдвигают идеологические аргументы против интеграции на постсоветском пространстве, а также против институционализации властных структур на надгосударственном уровне. В то же

время сторонники противоположного подхода считают, что объективных препятствий для такой институционализации и интеграции нет, что нет столкновения противоречащих друг другу экономических и политических интересов.

Исторические обстоятельства, сопровождавшие присоединение республик и процесс их развития в период включения в единое государство, стал основой формирования отношения к Российской Федерации государств постсоветского пространства на современном этапе. В процессе развития ряда стран, бывших ранее республиками СССР, произошло серьезное отдаление от России. Причем в большинстве случаев оно носит жестко дистанцированный характер.

В начальный период после распада СССР ключевым направлением деятельности новообразованных государств являлась модернизация по западному образцу. Страны Западной Европы и США выступали в качестве своего рода эталона такой модернизации. В среде элит новых государств доминировало стремление к построению рыночного хозяйства, приобретению в частную собственность объектов советской экономики, устройству аппарата государства по образцу либеральной демократии, вхождению в международные торгово-финансовые отношения.

При этом если одни из них, как, например, страны Балтии, были более подготовлены к данному процессу исторически и географически (наличие развитого промышленного комплекса, созданного в советское время, выхода в Балтийское море и др.), то страны азиатского региона пережили за последние десятилетия глубочайшую архаизацию общественной жизни, усиление кла-ново-авторитарных политических тенденций, вызванных их новым положением в мировой рыночной системе и частичным возвращением к традиционному укладу досоветской эпохи.

Сложное с точки зрения истории отношений с Российской империей наследие имеют страны Закавказья. Здесь с момента распада СССР взаимодействие с РФ строится не ровно и достаточно напряженно.

Так, в 2008 г. после признания Россией Абхазии и Южной Осетии произошел разрыв дипломатических отношений с Грузией. После этого в 2009 г. Грузия вышла из Содружества Независимых Государств, членом которого являлась с 1993 г.

Правда, необходимо отметить, что наряду с данной тенденцией в политической сфере между РФ и Грузией отмечается сохранение и пери-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

одический рост товарооборота. Так, по итогам

2022 г. РФ заняла второе место среди торговых партнеров Грузии (доля в объеме внешней торговли превысила 13%), а в январе — феврале

2023 г. вышла на первое место (с долей более 16%). На сегодняшний день место имеет отрицательная тенденция в торговой сфере, в январе — апреле 2024 г. в товарообороте России и Грузии произошло снижение [9].

В положительном ключе складываются отношения постсоветской России с Азербайджаном. Это государство может считаться в Закавказском регионе наиболее стабильным российским партнером. Товарооборот между государствами постоянно возрастает. В 2022 г. рост составил приблизительно 3,71 млрд долл., а в 2023 г. достиг уже 4,358 млрд долл. [6].

Что касается государств Средней и Центральной Азии (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан), они составляют регион, вошедший в состав СССР (1924 — 1925) и находившийся под экономическим и политико-правовым влиянием России в постсоветский период. Сегодня на государственно-правовое развитие данного региона влияет целый ряд факторов.

Как отмечают А.В. Михалёв и К.К. Рахимов, основными из них являются советское наследие, иностранные инвестиции и ресурсный национализм [5, с. 157].

При этом утрата в последние годы Евросоюзом экономической и в какой-то степени политической стабильности, а также усиление стран ряда азиатских государств обусловили смещение эталона развития и привели азиатские территории бывшего СССР к ориентации в качестве эталона на такие государства, как Китай, Турция и Иран.

В частности, как отмечает американский политолог Ф. Старра, делается попытка создания «Большой Центральной Азии» (БЦА) под патронажем США, что не может не вызывать резко негативную реакцию и попытки противодействия у властей РФ. При этом важно отметить, что целью деятельности Запада в этом случае является сдерживание не только влияния РФ, но и Китая.

Таким образом, на данный момент условия надгосударственной институционализации с Россией характеризуются большой разнородностью и отражают как исторические предпосылки, в основном связанные с историей советского государства и права, так и нестабильную политическую обстановку в мире.

У стран региона довольно широкий выбор партнеров. Тем не менее ряд попыток лидеров этих стран, например А. Акаева по созданию открытого экономически привлекательного рынка, не рассматривается как достаточно выгодный западными партнерами.

Участие России и Китая в данном случае остается более реалистичным вследствие исторической общности экономической и политической культур. Помимо попыток ряда американских и западноевропейских политиков вывести государства региона из-под влияния России и Китая, большое влияние на формирование взглядов населения играет распространение исламской и пантюркистской идеологий. Таким образом, как с экономической, так и с политической точек зрения страны региона находятся под перекрестным влиянием, отражающим довольно противоречивые интересы.

Например, в августе 2023 г. на встрече с завершающим свою миссию послом Евросоюза в Туркменистане Д.Р. Алонсо министр иностранных дел Р. Мередов подчеркнул эффективное двустороннее взаимодействие и перспективу реализации серии образовательных и обменных проектов и программ (Эразмус+), взаимодействие в области экологии и «зеленой» трансформации. В том же году по итогам рабочего визита туркменской делегации в США была разработана дорожная карта сотрудничества Туркменистана и США на 2023 — 2024 гг. Основная цель карты — активизация партнерства, и прежде всего в таких сферах, как цифровые технологии и внедрение инноваций.

Между Евросоюзом и Казахстаном налажено тесное торгово-экономическое партнерство. На долю государств Евросоюза приходится 40% внешней торговли страны и 48% общего притока прямых иностранных инвестиций. В декабре 2015 г. Евросоюз и Казахстан подписали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), ратифицированное в 2015 г. всеми государствами — членами Евросоюза и Европейским Парламентом.

Соглашением, помимо торговых связей, предполагается сотрудничество в целом ряде ключевых областей, включающих области правосудия и внутренних дел, энергетику и транспорт, окружающую среду и изменение климата, а также занятость, социальную политику, культуру и научно-исследовательскую работу [1]. В то же время Российская Федерация для Казахстана остается также ключевым торговым партнером. Согласно внешнеторговой статистике

LAW & LEGISLATION • 08-2024

Казахстана, за 2022 г. двусторонний товарооборот достиг рекордных 26 млрд долл., а с января по июль 2023 г. РФ вышла на позицию второго крупнейшего торгового партнера республики с долей в 19,1% [7].

Сотрудничество РФ с Узбекистаном строилось на основе Договора о стратегическом партнерстве 2004 г. и Договора о союзнических отношениях 2005 г. Между странами существуют интенсивные политические, экономические и культурные контакты. Одновременно Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Евросоюза и Узбекистана заключено в 1996 г. и в расширенной редакции подписано в 2022 г. [10].

Наиболее успешного взаимодействия и глубокой международной интеграции в постсоветский период Российская Федерация смогла достичь с Республикой Беларусь.

В качестве подтвердивших свою функциональность на практике можно привести следующие примеры надгосударственных институтов: Экономический Суд СНГ, Экономический совет СНГ, Парламентское сообщество, Группа высокого уровня и Высший государственный совет Союзного государства и др.

Наряду с успешным взаимодействием РФ с частью стран СНГ усиливаются антироссийские идеи в странах Балтии и на Украине. И можно с уверенностью говорить о том, что в обоих указанных случаях подобная политическая и культурная ситуация имеет стойкую тенденцию.

В сегодняшних весьма непростых внешнеполитических реалиях мы можем наблюдать, что, несмотря на серьезное внешнее давление, РФ удается поддерживать внешнеполитический суверенитет и проводить самостоятельную внешнюю политику. Это наглядно свидетельствует о растущей экономической конкурентоспособности, а также развитии системы стратегической обороны, которая демонстрирует высокую эффективность.

Существуют различные, во многом противоречивые оценки советского опыта государственного строительства. Часто они базируются на различных идеологических системах. Так, СССР представляется как империя и наделяется положительными или негативными характеристиками, которые в действительности плохо применимы для описания Советского государства и советских надгосударственных структур. Тем не менее эти оценки значимы для общественного сознания.

Можно утверждать, что в течение десятилетий, последовавших за распадом Союза, Россий-

ская Федерация находится в процессе бурного развития, направленном на построение актуальных политических, экономических и культурных отношений с большинством государств, образованных на территории бывшего СССР. Эти отношения не обходятся без острых противоречий и проблем. Противостояние с целым рядом ведущих стран Запада делает происходящие процессы интенсивнее и рельефнее.

Одной из ведущих тенденций в российской политике настоящего времени на фоне разрушения сложившихся связей с Западом является обращение к активному построению контактов со странами Азии. И можно ожидать, что указанные тенденции приведут к изменениям архитектуры отношений не только в Азии, но и к существенным изменениям в соотношении сил в мире в целом.

Осознание и осмысление позиций и роли РФ в новой структуре сил позволит осуществлять более планомерное продвижение к созданию прочной политической и экономической позиции страны в будущем и развитию эффективных надгосударственных институтов.

Список источников

1. Европейский Союз и Казахстан // Представительство Европейского Союза в Республике Казахстан: сайт: URL: https://www.eeas.europa. eu/delegations/kazakhstan_ru?s=222 (Дата обращения: 13.06.2024)

2. Кузнечевский В. СССР: странная империя // Вместе с Россией: сайт общественных организаций российских соотечественников в Республике Беларусь: URL:https://ross-bel.ru/ (Дата обращения: 13.06.2024)

3. Ливен Д. Российская империя и Советский Союз как имперские государства // http://do. gendocs.ru/ docs/index-46228.html, свободный (Дата обращения: 13.06.2024)

4. Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923 — 1939. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011. 855 с.

5. Михалев A.B., Рахимов К.К. Центральная Азия и борьба за советское наследство // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 1. С. 153—162.

6. Петров А. Карабахский эпилог // Российский совет по международным делам: сайт: URL: https://russiancouncil.ru/news/otkryt-priyem-rabot-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

na-konkurs-molodykh-zhurnalistov-mezhduna-rodnikov-2024/ (Дата обращения: 13.06.2024)

7. Струкова Е. Проблема выстраивания диалога в российско-казахстанских отношениях на современном этапе // Российский совет по международным делам: сайт: URL: https:// russiancouncil.ru/ (Дата обращения: 13.06.2024)

8. Тенгри А. де. Выход из империи: тяжелое наследство // Полис. 2008. № 6. С. 54—66.

9. Товарооборот Грузии и России в январе — апреле 2024 года сократился на 1,5% // Новости в России и мире — ТАСС: сайт: URL: https:// tass.ru/ (Дата обращения: 13.06.2024)

10. Хуррамов Ж.Р. Концептуальные основания отношений между Узбекистаном и Россией // Постсоветские исследования. 2019. № 5 // URL: https: / / cyberleninka.ru/ article/n/kontseptualnye -osnovaniya-otnosheniy-mezhdu-uzbekistanom-i-rossiey (Дата обращения: 13.06.2024)

References

1. European Union and Kazakhstan // Representation of the European Union in the Republic of Kazakhstan: website: URL: https://www.eeas.euro-pa.eu/delegations/kazakhstan_ ru?s=222 (Accessed: 13.06.2024)

2. Kuznechevsky V. USSR: a strange empire // Together with Russia: Website of public organizations of Russian compatriots in the Republic of Belarus: website: URL: https://ross-bel.ru/ (Accessed: 13.06.2024)

3. Lieven D. The Russian Empire and the Soviet Union as imperial states // http://do.gendocs.ru/ docs/index-46228.html, free (Accessed: 13.06.2024)

4. Martin T. The Empire of «Affirmative Action». Nations and nationalism in the USSR, 1923 — 1939. M.: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), Foundation «Presidential Center B.N. Yeltsin», 2011. 855 p.

5. MikhalevA. V., RakhimovK.K. Central Asia and the struggle for the Soviet legacy // Russia in global politics. 2023. T. 21. № 1. Pp. 153—162.

6. Petrov A. Karabakh epilogue [Electronic resource] // Russian Council on International Affairs: website: URL: https://russiancouncil.ru/news/ otkryt-priyem-rabot-na-konkurs-molodykh-zhur-nalistov-mezhdunarodnikov-2024/ (Accessed: 13.06.2024)

7. Strukova E. The problem of building dialogue in Russian-Kazakh relations at the present stage // Russian Council on International Affairs: website: URL: https://russiancouncil.ru/ (Accessed: 13.06.2024)

8. Tengri A. de. Exit from the empire: a difficult legacy // Polis. 2008. № 6. Pp. 54—66.

9. Trade turnover between Georgia and Russia in January — April 2024 decreased by 1.5% // News in Russia and the world — TASS: website: URL: https://tass.ru/ (Accessed: 13.06.2024)

10. Khurramov Zh.R. Conceptual foundations of relations between Uzbekistan and Russia // PostSoviet studies. 2019. № 5 // URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnova-niya-otnosheniy-mezhdu-uzbekistanom-i-rossiey (Accessed: 13.06.2024)

Информация об авторах

Даниленкова Т.О. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Назарова А. И. — кандидат педагогических наук, преподаватель

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.06.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 14.07.2024.

Information about the authors

Danilenkova T.O. — candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of state and legal disciplines

Nazarova A.I. — candidate of pedagogical sciences, teacher

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.06.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 14.07.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LAW & LEGISLATION • 08-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.