Научная статья на тему 'К вопросу о начале аграрного образования в России'

К вопросу о начале аграрного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА / ХОЗЯЙСТВО / ОБУЧЕНИЕ / AGRICULTURAL SCHOOL / ECONOMY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Михаил Иванович

Статья анализирует начальный этап аграрного образования в России, рассказывает о попытках организации первых сельскохозяйственных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the question of the beginning of agricultural education in Russia

The article analyzes the initial stage of agricultural education in Russia, talks about the attempts to organize the first agricultural schools.

Текст научной работы на тему «К вопросу о начале аграрного образования в России»

наука без границ • № 9 (26) • 2018

исторические науки

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.01

К ВОПРОСУ О НАЧАЛЕ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Соловьев Михаил Иванович, кандидат педагогических наук, Директор производственного хозяйства "Калужская Нива-Запад", Калужская область, РФ

Статья анализирует начальный этап аграрного образования в России, рассказывает о попытках

организации первых сельскохозяйственных школ.

Ключевые слова: сельскохозяйственная школа; хозяйство; обучение.

ABOUT THE QUESTION OF THE BEGINNING OF AGRICULTURAL EDUCATION IN RUSSIA

Solov'ev Mihail Ivanovich, PhD (Cand. Ped. Sci.), Director of production farm "Kaluga Niva-Zapad", Kaluga region, Russia

The article analyzes the initial stage of agricultural education in Russia, talks about the attempts to

organize the first agricultural schools.

Keywords: the agricultural school; economy; education.

Для цитирования: Соловьев М. И. К вопросу о начале аграрного образования в России // Наука без границ. 2018. № 9 (26). С. 66-69.

В настоящее время аграрное образование представлено целым комплексом наук, имеющим агрономический, инженерно-технический, биологический и иной характер. Каждая из наук, относящаяся к аграрной сфере, имеет собственную историю развития. Формирование аграрного образования началось с развития агрономии в ее органичном соединении с естествознанием. Не могли остаться в стороне 66

и технические навыки и знания, связанные с рационализацией аграрного производства. Долгое время в разных странах Европы, а затем и в России, шел поиск наиболее приемлемых форм и методов аграрного образования, призванного повысить эффективность сельского хозяйства в условиях кризиса феодализма. Этот поиск привел к появлению первых сельскохозяйственных учебных заведений.

исторические науки

наука без границ • № 9 (26) • 2018

При Петре I российское дворянство оказалось поставленным в совершенно новые для себя социально-экономические условия. Дворянство стремилось повысить эффективность своих поместий, чего можно было добиться через интенсификацию аграрного производства. В этом нуждалось и государство, являющееся крупнейшим землевладельцем. В то же время крупнейший российский реформатор своими преобразованиями мало затронул аграрную сферу. Известно, что в Камер-коллегии появилось отделение, одной из задач которого стал надзор за крестьянами, «дабы они под хлебный сев землю хорошенько снаб-девали». Выполнение этой задачи свелось к призывам к помещикам и приказчикам к надзору за крестьянами. Камер-коллегия произвела некоторые улучшения в техническом оснащении принадлежащих государству крестьян, пытаясь заменить традиционную жатву зерновых серпами на уборку хлеба «малыми косами с грабельками» [6, С. 239]. К появлению каких-либо форм аграрного образования многогранная деятельность Петра I не привела.

Во второй половине XVIII века значительно вырос экспорт российского хлеба, что с увеличением городского населения России повысило ценность зерна. Императорское Вольное экономическое общество, созданное в 1765 году, пыталось найти способы увеличения сельскохозяйственного производства в рамках феодального хозяйства. В издаваемых обществом «Трудах» печатались статьи А. Т. Болотова, М. Г. Ливанова, М. И. Афонина, И. Т. Комова, которых можно назвать первыми российскими агрономами-практиками.

Михаил Григорьевич Ливанов (17511800), выпускник Московского университета, стал директором и научным руководителем школы практического земледелия в Богоявленске (Новороссия), работавшей в 1790-1797 годах. Целью школы было заявлено «распространение сельскохозяй-

ственных знаний среди прибывающих в Новороссию крестьян-переселенцев» [1, С. 43].

Богоявленская школа в 1797 году была переведена под Санкт-Петербург, в Павловск, получив название «Практическая школа земледелия и сельского хозяйства». Согласимся с мнением, что указанная школа «стала первым в Российской империи низшим сельскохозяйственным учебным заведением» [5, С. 29]. Программа школы предусматривала изучение целого ряда агрономических приемов. Например, «дабы знать, какие роды хлеба с лучшим успехом» можно выращивать в разных климатических зонах, «как предохранять посеянные поля от дурных трав», «как сушить и молотить хлеб выгоднейшим образом по разным местам Империи» и т. д. [2].

Из-за очень высоких финансовых затрат школа в Павловске была закрыта уже в 1803 году. Интересно, что набор в школу государственных крестьян вызывал в их среде серьезные волнения. Существует мнение, что неудача Павловской школы привела к стойкому нежеланию учиться сельскому хозяйству не только в среде «крестьян, но и других сословий, на которые была рассчитана школа, и в особенности дворян-помещиков» [7, С. 18]. Однако если не учиться в школе, то, по крайней мере, обучаться сельскому хозяйству на полях Европы стремились многие русские дворяне. Лучшим примером является деятельность Д. М. Полторацкого.

Дмитрий Маркович Полторацкий (1761-1818), владелец усадьбы Авчурино Калужской губернии. Свое имение Полторацкий устроил по европейским образцам, с применением новейшей техники и многопольного севооборота. Результаты хозяйственной деятельности были неоднозначными, образцовое имение Полторацкого не смогло окупить себя, все нововведения были весьма затратными. Отдельный интерес представляет попытка Полторацко-

наука без границ • № 9 (26) • 2018

исторические науки

го обучать присылаемых к нему из других имений крестьян и управляющих имениями. Работающий в Авчурино агроном Е. Мин писал: «...начали присылать в село Авчурино из разных частей Империи людей для обучения и для делания всякого рода земледельческих орудий под нашим руководством, и даже те самые, кои прежде наиболее порицали Авчуринский способ хлебопашества, начали присылать своих людей учиться оному и во многом стали подражать» [3, С. 216]. Агрономы Полторацкого обучали приехавших в Ав-чурино совершенно бесплатно, обучение было преимущественно практическим.

В 1818 году было основано Московское общество сельского хозяйства (МОСХ), Полторацкий был «из числа ревностных его основателей». Авчуринский помещик предложил открыть при обществе Экспериментальную ферму, ставшую основой для Московской земледельческой школы. Опытный хутор при ней станет практическим полем для будущей Петровской (Тимирязевской) академии [4, С. 103].

К аграрному обучению собственных крепостных крестьян прибегал и тверской помещик Дмитрий Потапович Шелехов (1792-1854). В своем имении Фролово Шелехов устроил сельскохозяйственную школу. Он считал, что «крепостной крестьянин, способный получить прибыль от традиционного сельского хозяйства, сможет выкупиться на волю, других способов решения крепостнической проблемы Дмитрий Потапович не видел. Именно поэтому была необходима школа, призванная

научить крепостных такому прибыльному ведению хозяйства» [5, С. 15].

Директором Земледельческой школы, открытой по решению МОСХ, стал Михаил Григорьевич Павлов (1793-1840). Он закончил медицинский и математический факультеты Московского университета, а сельскому хозяйству обучался в Германии у знаменитого немецкого ученого А. Тэера. В России Павлов поставил вопрос о необходимости создания системы сельскохозяйственного образования, зарождения в стране собственной технической интеллигенции.

Павлов недооценивал роль практического обучения, считал, что необходимо дать ученикам Земледельческой школы основательные знания по естествознанию, поставить обучение на научно-теоретическую основу. За предпочтение теории перед практикой Павлов потерял место руководителя Московской Земледельческой школы в 1838 году. В школе, где обучались крестьяне, действительно было необходимо отдавать предпочтение практическому обучению. В дальнейшем школа стала всесословной, обучение продолжалось 4 года, до 1861 года ее окончило 730 человек.

Таким образом, в середине XIX века началось формирование системы аграрного образования в России. Оно велось как в частных, так и в государственных заведениях. Началось разделение образования по уровням подготовки. Только во второй половине XIX века процесс формирования системы аграрного образования в целом был завершен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев В. П., Пичужкин Н. А. Становление и развитие системы аграрного образования в России (XIX - начало XX века). М. : ООО «УМЦ «Триада». 2017.

2. Выжевский С. В. Школа практического земледелия - ранний проект модернизации и начало аграрного образования в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. spbgau.ru.

3. Земледельческий журнал. 1829. № 27.

4. Пичужкин Н. А. Опыт русских помещиков в совершенствовании систем земледелия //

исторические науки

наука без границ • № 9 (26) • 2018

Международный научный журнал. 2015. № 1.

5. Пичужкин Н. А. Очерки об истории аграрного образования в России XIX века. М. : ООО «УМЦ «Триада», 2017.

6. Пономарев Н. В. Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России. СПб. : Тип. Киршбаума. 1888.

7. Цитович С. Г. Горыгорецкий земледельческий институт (1836-1864). Издательство Белорусской академии. Горки. 1960.

REFERENCES

1. Vasil'ev V. P., Pichuzhkin N. A. Stanovlenie i razvitie sistemy agrarnogo obrazovaniya v Rossii (XIX - nachalo XX veka) [Formation and development of the agricultural education system in Russia (XIX-beginning of XX century)]. Moscow, Triada, 2017.

2. Vyzhevskii S. V. Shkola prakticheskogo zemledeliya - rannii proekt modernizatsii i nachalo agrarnogo obrazovaniya v Rossii [School of practical agriculture - early modernization project and the beginning of agricultural education in Russia]. Available at: http://www.spbgau.ru.

3. Zemledel'cheskii zhurnal [Agricultural journal], 1829, no. 27.

4. Pichuzhkin N.A. Opyt russkih pomeshchikov v sovershenstvovanii sistem zemledeliya [Experience of the Russian landowners in improvement of systems of agriculture]. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal, 2015, no. 1.

5. Pichuzhkin N. A. Ocherki ob istorii agrarnogo obrazovaniya v Rossii XIX veka [Essays on the history of agricultural education in Russia of the XIX century]. Moscow, Triada, 2017.

6. Ponomarev N. V. Istoricheskii obzor pravitel'stvennyh meropriyatii k razvitiyu sel'skogo hozyaistva v Rossii [Historical overview of government measures for the development of agriculture in Russia]. Saint-Petersburg, Kirshbauma, 1888.

7. Tsitovich S. G. Gorygoretskii zemledel'cheskii institut (1836-1864) [Gregoracci agricultural Institute (1836-1864)]. Izdatel'stvo Belorusskoi akademii, Gorki, 1960.

Материал поступил в редакцию 15.09.2018 © Соловьев М. И., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.