Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ'

К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
423
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / ПОСЕЛЕНИЕ / УСТАВ / MUNICIPAL FORMATION / LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES / MUNICIPAL LAW / SETTLEMENT / CHARTER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федорова Г.А.

В статье говорится о муниципальном образовании. Дается определение понятию «муниципальное образование». Описываются его основные элементы и типы. Подробно говорится о признаках муниципальных образований. Раскрывается сущность органов местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования. Кроме того упоминаются роль и значение муниципального права в организации местного самоуправления. Выделяются основание споров в сфере муниципального права. В заключение рассматривается состояние муниципальных образование на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT MUNICIPAL EDUCATIONS

The article talks about the municipality. The definition of the concept "municipal formation" is given. Its main elements and types are described. It is said in detail about the signs of municipalities. The essence of local self-government bodies is revealed as the basis for the functioning of a municipal formation. In addition, the role and importance of municipal law in the organization of local self-government are mentioned. The basis of disputes in the field of municipal law is highlighted. In conclusion, the state of municipalities today is considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ»

К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ Г.А. Федорова, студент

Научный руководитель: И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11548

Аннотация. В статье говорится о муниципальном образовании. Дается определение понятию «муниципальное образование». Описываются его основные элементы и типы. Подробно говорится о признаках муниципальных образований. Раскрывается сущность органов местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования. Кроме того упоминаются роль и значение муниципального права в организации местного самоуправления. Выделяются основание споров в сфере муниципального права. В заключение рассматривается состояние муниципальных образование на сегодняшний день.

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, муниципальное право, поселение, устав.

Российская Федерация на сегодняшний день активно занимается поиском форм строительства местного самоуправления, а также способов объединения интересов местных сообществ и государства. В связи с этим наиболее актуальное значение в этот период приобретает вопрос улучшения взаимоотношений местных органов с государственными, понимание практических и теоретических аспектов взаимоотношения местного самоуправления и государства, а также их реализация в законодательной практике [3].

В гражданско-правовых отношениях местное самоуправление демонстрируется, прежде всего, в муниципальных образованиях, которые владеют собственностью и достаточно интенсивно вступают в различные хозяйственные отношения. Хотя правовой статус этих формирований, мера их гражданской правоспособности и дееспособности остается не ясным. Муниципальные образования, с другой точки зрения, конечно, по своему политическому и административному характеру являются субъектами административных, конституционных и прочих подобных отношений. С противоположной стороны, необходимо обеспечить их паритетность в отношениях гражданско-правового характера.

Проблема, связанная с территорией муниципальных образований, стала особенно

актуально по причине экономических и неких преобразований в государственных и муниципальных органах. Федеральным законодательством не получается непосредственно контролировать территориальное устройство, так как данный вопрос располагается за рамками осведомленности России.

Хотя замысловатый характер вопросов, которые возникают в данной области, а вдобавок проблемы правового характера, с чем сближаются субъекты РФ при нормативном регулировании всего процесса деятельности муниципальных образований, настаивают вмешательства федеральных законов. И в качестве самой идеальной формы воздействия государства на территориальное устройство субъектов выступают модельные законы.

В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие муниципального образования. Оно представляет городским или сельским поселением, либо общностью поселений, объединенных одной территорией [2]. Муниципальное образование кроме того может представлять собой иную населенную территорию, предусмотренную Федеральным законом, где функционирует местное самоуправление, располагается муниципальная собственность, а равным образом располагает ме-

стным бюджетом и выборными органами местного самоуправления.

Следовательно, к элементам муниципального образования относятся:

- поселения, объединенные одной территорией, где функционирует местное самоуправление;

- выборный орган местного самоуправления, который действует в пределах этой территории;

- муниципальный бюджет и собственность.

Можно выделить основные типы муниципальных образований:

- городское поселение, которое представлено городом, поселком, городским округом;

- сельским поселением;

- муниципальным районом [5].

Муниципальным образованиям, будучи

особыми субъектами права на местное самоуправление характерен ряд признаков:

- имеют право решать вопросы местного назначения, то есть располагают публичной властью, местным самоуправлением;

- располагают уставом, разрабатывающийся муниципальным образованием самостоятельно и подлежащий государственной регистрации, а вдобавок имеющий собственную символику;

- вправе объединять в ассоциации и союзы;

- имеют личную территорию и границы;

- деятельность выборных и иных органов местного самоуправления ведется в пределах определенной территории, и имеют уполномочия представляться от имени муниципальных образований, осуществляя права собственника по отношению к имуществу, которое входит в структуру собственности;

- муниципальные образования закрепляют за собой экономическую и финансовую самостоятельность. Именно они владеют имуществом, которое входит в структуру муниципальной собственности, более того располагают местными бюджетами, что определяет Федеральный закон;

- с помощью органов местного самоуправления осуществляется право собст-

венности в вопросах местных финансов, что представлено средствами местного бюджета, государственными и муниципальными ценными бумагами, которые принадлежат местному самоуправлению, и иными финансовыми средствами [8].

В статье 131 Конституции РФ прописано, что местное самоуправление может вести свою деятельность в поселениях городского и сельского типа и на иных территориях при учете исторических и местных традиций. Кроме того эта статья закрепляет, что местное самоуправление относится к муниципальному образованию [1].

Чтобы управлять городом, в котором население довольно большое, на этой территории частенько создаются внутригородские муниципальные образования. При территориальном делении городских поселений в городском уставе:

- определяется состояние муниципальных образований внутри города;

- разграничиваются полномочия органов городского местного самоуправления и органов внутригородского местного самоуправления;

- определяются механизм разрешения споров и т.д.

Регулирование этих вопросов в городском уставе основано на интересе в организации нужного уровня централизации в управлении городом, всеобщего развития хозяйства и социальной инфраструктуры города [5].

Все вопросы, связанные со статусом муниципальных образований внутри города и их пределов, решают только представительные органы городского местного самоуправления. Любые решения принимаются данным органом самостоятельно согласно интересам всех жителей города. Это значит, что иной орган не имеет права принимать решения.

Стоит отметить, что посредством представительных органов местного самоуправления должно учитываться мнение граждан данной внутригородской территории. Мнения можно собрать при помощи опросов людей, их обращений в местное самоуправление. Нынешние обязательство несет в себе публичное рассмот-

рение всех поступающих предложений через приглашение представителей сторон, каковое демонстрируют разные точки зрения [6].

Если представительным органом решение принимается без учета мнения населения, то такой шаг должен быть мотивированным. Обязательства учета пожеланий граждан при изменении границ конкретных территорий устанавливают законы нынешнего субъекта РФ.

В форме субъектов инициативы в вопросах преобразования территорий муниципальных образований могут быть: граждане данной территории; местное самоуправление;

- государственная власть данного субъекта РФ.

Все полученные предложения рассматриваются в порядке, который определен законодательством данного субъекта РФ. Специальная процедура, определяется законом субъекта РФ, что связано с административно-территориальным устройством этого субъекта.

Главная особенность местных самоуправлений и муниципальных образований состоит в том, что энергично развивается муниципальное право на муниципальном уровне. На практике было доказано, что главными причинами возникновения споров при использовании норм данного муниципального права являются [4]:

- недостаточный уровень правового регулирования вопросов в области местного самоуправления российским субъектом;

непризнание права отдельно взятых территорий на деятельность местных самоуправлений;

- не проведение в определенные сроки выборного процесса в местное самоуправление.

Можно выявить основные проблемы муниципальных образований, которые сохраняются уже на протяжении последних лет:

- недостаточный уровень собственных финансовых и материальных ресурсов для достижения поставленных целей;

- низкий уровень обеспечения бюджетного баланса, что формирует муниципальный долг;

- недостаточный уровень средств, которые выделяются из вышестоящих бюджетов на достижение поставленных целей [7].

Кроме этого, в последний год возникли дополнительные проблемы, заключающиеся в недостаточной степени поддержки муниципальных образований со стороны субъектов РФ и высоких расходах, связанных с оплатой труда работников.

Таким образом, в России в современных условиях формируются муниципальные образования, создается необходимый уровень правовой базы и условия, чтобы осуществлять права на местное самоуправление. Действительно большему числа муниципальных образований не хватает самостоятельности, поскольку сильно зависят от поступлений со стороны вышестоящих органов. Но есть надежда, что муниципальное образование будет действительно из себя представлять рабочую форму местного самоуправления. Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Электронный ресурс]: СПС Гарант.

2. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: СПС Гарант.

3. Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в российской федерации // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2016. - № 19-2. - С. 239-242.

4. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция. - 2016. - №6. - С. 53-56.

5. Замотаев А. Правовое обеспечение местного самоуправления // Российская юстиция. - 2016. - №6. - С. 34-39.

6. Онанко Н.А. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие. - М.: МГИУ. 2018. - 342 с.

7. Писарев, А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Академия. 2017. - 322 с.

8. Чаннов С.Е. Муниципальное право: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат. 2017. -201 с.

TO THE QUESTION ABOUT MUNICIPAL EDUCATIONS G.A. Fedorova, Student

Supervisor: I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article talks about the municipality. The definition of the concept "municipal formation" is given. Its main elements and types are described. It is said in detail about the signs of municipalities. The essence of local self-government bodies is revealed as the basis for the functioning of a municipal formation. In addition, the role and importance of municipal law in the organization of local self-government are mentioned. The basis of disputes in the field of municipal law is highlighted. In conclusion, the state of municipalities today is considered.

Keywords: municipal formation, local self-government bodies, municipal law, settlement, charter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.