И.Н. Маркина
К ВОПРОСУ О МОТИВАХ И ЦЕЛЯХ СЕРИЙНЫХ СЕКСУАЛЬНЫХ УБИЙСТВ
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса мотивов и целей как признаков субъективной стороны серийных убийств на сексуальной почве. Приводится классификация наиболее типичных мотивов рассматриваемой категории дел.
Ключевые слова: мотивы и цели серийных сексуальных убийств, серийные убийства на сексуальной почве, сексуально-садистский мотив, сексуальный мотив.
Серийные убийства на сексуальной почве относятся к одним из самых малоизученных явлений криминального мира. В частности, до сих пор остается не до конца ясным вопрос, каковы основные мотивы данной категории дел, могут ли серийные убийцы руководствоваться сразу несколькими мотивами при совершении преступлений, стоит ли относить к категории серийных убийств на сексуальной почве преступления, совершенные как из корыстных побуждений, так и с целью достижения сексуального удовольствия.
Как известно, согласно ст. 73 УПК РФ к обстоятельствам, подлежащим доказыванию при производстве по уголовному делу, относятся мотивы лица, совершившего преступление1. Для принятия обоснованного решения по делу необходимо установить признаки состава преступления, в частности субъективную сторону, которая включает в себя вину в той или иной форме, мотив и цель. Хотя мотив и цель не всегда выделяются законодателем в качестве обязательных признаков субъективной стороны, в данном случае их роль принципиальна, так как они выступают в качестве обязательных признаков состава преступления и именно
© Маркина И.Н., 2014
от них зависит формула квалификации деяния (пп. «з», «и», «к», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Мотивом преступления называют обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении.
Цель преступления представляет собой мысленную модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления2. Мотив также является главным (психологическим) доказательством, которое подлежит установлению при составлении профиля серийного сексуального убийцы3.
Обобщая научные работы отечественных ученых по данному вопросу4, можно заключить, что в принципе мотив серийного сексуального убийства в любом случае будет сексуальный или, что чаще, сексуально-садистский. Однако же в некоторых случаях он может быть не виден на первый взгляд или же отсутствовать вовсе, а его проявления будут являться проявлениями шизофрении, алкоголизма или старческих изменений головного мозга. Неясный, невидимый на первый взгляд мотив, как пишет В.А. Образцов, зачастую характерен для убийц, реализующих криминальную активность по человеконенавистническим мотивам, для так называемых избавителей человечества от второсортных, по их мнению, людей на основе психологической установки уничтожения живого, маниакального влечения ко всему мертвому5. Может показаться несколько странным, что гиперсексуальность у указанных лиц столь тесно переплетается с влечением к смерти и всему, что с ней связано. Однако в свете теории психоанализа в этом нет ничего удивительного: стремление к смерти (тонатос) и стремление к жизни (эрос) теснейшим образом переплетаются и определяют, согласно теории З. Фрейда, основу психики человека6.
На особой роли страха смерти как приоритетного мотива совершения серийных сексуальных убийств настаивает Ю.М. Антонян: «...по нашему мнению, он является одной из основных побудительных сил у большинства анализируемых нами жестоких убийц. <...> можно утверждать, что страх смерти как мотив может присутствовать и побуждать к совершению различных убийств с особой жестокостью»7.
Большинство зарубежных исследователей также сходятся на том, что основным мотивом серийных сексуальных убийств является получение сексуального удовольствия. Серийного убийцу характеризуют как преднамеренного, заранее все обдумывающего сексуального хищника от природы, не вступающего в межличност-
ные конфликты и не занимающегося провокациями8. Мотивация, пишет Фолино, может быть различной в зависимости от социокультурной среды, в которой находится преступник9.
По мнению Эггера, может присутствовать как сексуальный мотив, так и желание получить психологическое удовольствие. Секс же зачастую используется для получения власти и контроля над жертвой и является, по сути, отдельным явлением от того секса, который следует после10.
В ходе исследования 494 серийных убийц, действовавших на территории Соединенных Штатов, почти две трети из них имели мотив устрашения путем использования власти и силы или же сексуальный садизм11.
Хикей в своем исследовании приводит следующие данные относительно мотивов серийных сексуальных убийств на основании проведенных им исследований12.
Мотив Количество случаев Процент
Только сексуальный 30 6
Только корыстный13 41 8
Ненависть 14 3
Психическое расстройство 20 4
Месть ** **
Расизм 33 7
Только получение удовольствия 8 2
Преимущественно получение удовольствия 77 16
Преимущественно сексуальный 203 41
Преимущественно корыстный 125 25
Преимущественно с целью осуществления доминации над жертвой 133 27
Комбинация нескольких мотивов 235 47
Особо следует отметить тот факт, что среди мотивов серийных сексуальных убийств крайне редко встречается корыстный, и если это и происходит, то он является не основным и позволяет отграничить серийное сексуальное убийство от смежных составов. В.А. Образцов особо указывает на то, что «для многих из них [серийных убийц] характерна комбинация, сложное переплетение ряда мотивов при доминирующей роли какого-либо одного как главного побудителя их поведения. Отсюда и случаи похищения
вещей и ценностей жертв у мародерствующих сексуальных маньяков и факты сексуального насилия в структуре корыстно ориентированных сериалов»14. Сюда же можно отнести и тот факт, что, как подчеркивают А.А. Ткаченко и Г.Е. Введенский, серийные сексуальные убийцы могут в ряде случаев руководствоваться различными мотивами для разных жертв. Кроме того, их мотивы могут с течением времени подвергаться изменениям ввиду наступления личностной деградации, ухудшения планирования ввиду кажущейся безнаказанности, сокращения промежутка времени между эпизодами, ужесточения насилия15.
Целью серийного сексуального убийцы практически всегда является реализация сексуальных фантазий и высвобождение накопившейся сексуальной энергии. Так, Д.Е. Васин пишет: «...в случае внезапно возникшего умысла на совершение убийства, например, по сексуальным мотивам, действия виновного обычно направлены на достижение одной цели - уничтожение жертвы»16. Данное утверждение представляется весьма спорным, так как многие преступники не ставят своей целью именно физическое уничтожение жертвы, прибегая к нему только ради сокрытия следов преступления. Более того, известны случаи, когда конечной целью убийцы являлось вовсе не убийство, а создание идеального сексуального объекта (так, Кристофер Берделла всегда убивал без удовольствия ввиду необходимости скрыть следы своих неудачных опытов по созданию полностью подконтрольного сексуального раба).
На основании типологии серийных сексуальных убийств, предложенной Ю.М. Антоняном, Б.В. Шостаковичем и В.А. Верещагиным, можно выделить следующие цели рассматриваемых преступлений: 1) получение сексуального удовлетворения во время совершения убийства; 2) подавление сопротивления жертвы перед изнасилованием или во время него; 3) соитие с трупом; 4) сокрытие следов преступления; 5) убийство, совершенное в ответ на действия, расцениваемые как унижение. Однако А.А. Ткаченко и Г.Е. Введенский высказывают сомнения относительно возможности возникновения у субъекта четкой цели на убийство с целью подавления сопротивления жертвы перед изнасилованием или во время него, указывая на то, что «в клинической практике в таких случаях речь может идти либо о непреднамеренном, непланируе-мом убийстве, когда субъект превышает необходимую для преодоления сопротивления жертвы меру физического воздействия, либо о факте нераспознавания смерти жертвы, либо о возникновении в процессе подавления сопротивления другого, ситуационного моти-ва»17. Мотив убийства, сформулированный как «убийство с целью
сокрытия следов преступления», также «с трудом можно назвать психологически понятным, если речь идет о сокрытии следов изнасилования: здесь возможно либо возникновение аффективного мотива, либо речь идет о дезорганизации психической деятельности с утратой критики к своему поведению и его последствиям»18.
Таким образом, цели серийного сексуального убийства можно сформулировать как получение максимального сексуального удовольствия от содеянного и реализация глубинных патологических фантазий, большинство из которых носят явно патологический характер. Мотив серийных убийств на сексуальной почве в подавляющем большинстве случаев будет сексуальный, сексуально-садистский, тогда как прочие мотивы (включая корыстный) будут являться побочными.
Примечания
1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
2 Кадников Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учеб. для высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Г. Кадникова. М.: Книжный мир, 2006. С. 126.
3 Douglas J.E., Ressler R.K., Burgess A.W., Hartman C.R. Criminal Profiling from Crime Scene Analysis // Behavioral Sciences and the Law. 1986. Vol. 4. № 4. P. 401-421.
4 См., например: Протопопов А.Л. Расследование серийных убийств. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2006. С. 280.
5 Образцов В.А. Серийные убийства как объект психологии и криминалистики: Учеб. и практ. пособие. М.: Омега-Л; ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. С. 20.
6 См. подробнее: Фрейд З. Влечения и их судьбы // Фрейд З. Психология бессознательного / Пер. с нем. А.М. Боковикова. М., 2006. C. 35.
7 См. подробнее: Антонян Ю.М. Особо опасный преступник. М.: Проспект, 2011. С. 232-245.
8 Kraemer G.W., Lord W.D., Heilbrun K. Comparing single and serial homicide offenses // Behavioral Sciences and the Law. 2004. Vol. 22. № 3. P. 325-343.
9 Folino J.O. Sexual homicides and their classification according to motivation: a report from Argentina // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2000. № 44 (6). Р. 740-750.
0 EggerS.A. The killers among us. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1998. Р. 23.
1 Fox J.A., Levin J. Extreme killing: understanding serial and mass murder. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2005. Р. 21.
14
15
17
Hickey E.W. Serial murderers and their victims. Fresno: Wadsworth Group, 2002. Р. 12.
Целесообразность и уместность выделения данного мотива как единственно возможного при совершении серийного убийства на сексуальной почве выглядит, безусловно, не очень корректно. Образцов В.А. Указ. соч. С. 20.
Аномальное сексуальное поведение / Под ред. А.А. Ткаченко и Г.Е. Введенского. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 585.
Васин Д.Е. Криминалистическая характеристика убийств, совершенных в условиях неочевидности, и ее составляющие // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2005. Вып. 52. С. 110. Аномальное сексуальное поведение. С. 585.
18 Там же.
12
13
16