Научная статья на тему 'К вопросу о мониторинге региональной профориентации'

К вопросу о мониторинге региональной профориентации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / РЕСУРС / ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / PEST-АНАЛИЗ / SWOTАНАЛИЗ / REGIONAL CAREER GUIDANCE / RESOURCE / POTENTIAL / METHODS AND EVALUATION CRITERIA / PEST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарлавский Валерий Ильич, Копылова Анастасия Алексеевна

Региональная система профориентации, элементами которой, по нашему мнению, являются различные социальные институты, а целью взаимодействия которых помощь личности в профессиональном самоопределении в соответствии с ее личностными особенностями и потребностями рынка труда региона в кадрах, как и любая другая система, находится, функционирует и развивается в среде профориентационной среде региона, взаимодействует с ней. Адаптировав методику PEST-анализа к специфике нашего исследования, стоит отметить, что в основе анализа потенциала региональной профориентационной среды лежит ее структура (компоненты): природно-географический, социально-экономический и социокультурный. Результаты PEST-анализа потенциала региональной профориентационной среды стали основой для проведения SWOTанализа региональной профориентации (профориентационного потенциала региона), который позволяет совместить, связать воедино анализ внешней и внутренней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of monitoring of regional career guidance

The regional system of career guidance which elements, according to us, are various social institutes and the purpose of interaction of which is the help of the personality in professional self-determination according to her personal features and the needs of labor market of the region for shots, as well as any other system, is, functions and develops in the environment the professional orientation environment of the region, interacts with her. Having adapted the PEST analysis technique to specifics of our research, It should be noted that its structure (components) is the cornerstone of the analysis of potential of the regional professional orientation environment: natural and geographical, social and economic and sociocultural. Results of PEST analysis of potential of the regional professional orientation environment of steel a basis for carrying out SWOT-of the analysis of regional career guidance (professional orientation capacity of the region) which allows to combine, connect together the analysis of external and internal environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мониторинге региональной профориентации»



УДК 37.014

В.И.Тарлавский, А.А.Копылова

К вопросу о мониторинге региональной профориентации

Региональная система профориентации, элементами которой, по нашему мнению, являются различные социальные институты, а целью взаимодействия которых - помощь личности в профессиональном самоопределении в соответствии с ее личностными особенностями и потребностями рынка труда региона в кадрах, как и любая другая система, находится, функционирует и развивается в среде - профориентационной среде региона, взаимодействует с ней. Адаптировав методику PEST-анализа к специфике нашего исследования, стоит отметить, что в основе анализа потенциала региональной профориентационной среды лежит ее структура (компоненты): природно-географический, социально-экономический и социокультурный. Результаты PEST-анализа потенциала региональной профориентационной среды стали основой для проведения SWOT- анализа региональной профориентации (профориентационного потенциала региона), который позволяет совместить, связать воедино анализ внешней и внутренней среды.

Ключевые слова: региональная профориентация, ресурс, потенциал, методы и критерии оценки, PEST-анализ, SWOT- анализ

__V.I.Tarlavsky, A.A.Kopylova

To a question of monitoring of regional

career guidance

The regional system of career guidance which elements, according to us, are various social institutes and the purpose of interaction of which is the help of the personality in professional self-determination according to her personal features and the needs of labor market of the region for shots, as well as any other system, is, functions and develops in the environment - the professional orientation environment of the region, interacts with her. Having adapted the PEST analysis technique to specifics of our research, It should be noted that its structure (components) is the cornerstone of the analysis of potential of the regional professional orientation environment: natural and geographical, social and economic and sociocultural. Results of PEST analysis of potential of the regional professional orientation environment of steel a basis for carrying out SWOT-of the analysis of regional career guidance (professional orientation capacity of the region) which allows to combine, connect together the analysis of external and internal environment.

Keywords: Regional career guidance, resource, potential, methods and evaluation criteria, PEST analysis, SWOT-analysis

азвитие региональной профориентации определяется профори-ентационным потенциалом региона, под которым мы понимаем способность совокупности ресурсов (заложенных в самом регионе и необходимых для функционирования региональной системы профориентации) при целенаправленном воздействии (управлении) актуализировать возможности развития региональной профориентации. Ресурсы - это как прошлое - наколенный опыт, так и настоящее - современное состояние, имеющиеся в наличии и необходимые для функционирования системы. Ресурсы работают на достижение целей системы. Отметим, что есть ресурсы явные (которые система использует в настоящее время) и скрытые (которые в настоящее время система не использует, но при целенаправленном воздействии они тоже будут «работать» на развитие системы). Пред-

лагаем оценивать региональную профориентацию через оценку профориентационного потенциала региона.

Региональная система профориентации, элементами которой, по нашему мнению, являются различные социальные институты, а целью взаимодействия которых - помощь личности в профессиональном самоопределении в соответствии с ее личностными особенностями и потребностями рынка труда региона в кадрах, как и любая другая система, находится, функционирует и развивается в среде - профориентационной среде региона, взаимодействует с ней.

По мнению Н.А. Коробковой, исследовавшей социально-экономический потенциал территории, PEST-анализ - это маркетинговый инструмент, который активно применяется при управлении организациями и корпорациями, но его применение возможно и при

государственный СоВет-ник, 2017

управлении территориями. PEST-анализ предполагает оценку факторов внешней среды (социальных, технологических, экономических, экологических, политических), оказывающих воздействие на потенциал региона [1].

Адаптировав методику PEST-анализа к специфике нашего исследования, стоит отметить, что в основе анализа потенциала региональной профориентационной среды лежит ее структура (компоненты): природно-географический, социально-экономический и социокультурный. Исходя из условий PEST-анализа и целесообразности, необходимо добавить еще и политический компонент.

Очевидно, что реальный потенциал внеш-

ней среды региональной профориентации многообразнее четырех составляющих его элементов. Кроме того, для каждого конкретного региона в потенциале профориентаци-онной среды существует свой набор ключевых ресурсов/факторов.

Важно определение ресурсов потенциала региональной профориентационной среды, выступающих факторами развития профори-ентационного потенциала региона. Поскольку число возможных факторов региональной про-фориентационной среды достаточно велико, мы ограничимся только теми, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние, но не претендуем на полноту анализа (табл. 1).

Таблица 1

PEST-анализ потенциала региональной профориентационной среды

Компонент региональной профориентационной среды Ресурс/Фактор Анализируемый показатель

Природно-географи-ческий Ландшафт и климат. Определяют особенности регионального народного хозяйства, экономики, образа жизни населения.

Сырьевая база региона. Наличие полезных ископаемых, климатические условия и качество земель.

Экологическая обстановка. Объемы выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и отходы жизнедеятельности.

Сеть особо охраняемых природных территорий. Наличие программ, направленных на обеспечение благоприятной среды обитания жителей и пр.

Социально-экономический Отрасли народного хозяйства. Уровень индустриального развития региона, науки и техники.

Социально-профессиональный состав населения.

Степень развития конкретных отраслей народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, военно-промышленного комплекса и т.п.

Экономическое состояние отраслей промышленности.

Число вновь созданных передовых производств.

Приоритеты регионального бюджета. Затраты на образование, здравоохранение, культуру.

Конъюнктура рынка труда региона. Структура потребностей рынка труда в кадрах (по отраслям народного хозяйства, уровню образования).

Уровень безработицы населения.

Миграционные процессы. Миграционный прирост в регионе, распределение мигрантов по уровню образования и отраслям народного хозяйства.

Демографическая ситуация. Процент населения трудоспособного возраста.

Естественный прирост населения

Социокультурный Особенности системы образования региона. Состав и структура образовательных организаций высшего и среднего образования.

Наличие на территории региона образовательных организаций дополнительного образования детей и взрослых.

Престиж организаций профессионального образования.

Опыт и современное состояние профессиональной ориентации Опыт и современное состояние профориентационной работы в образовательных организациях.

Опыт и современное состояние региональной отраслевой профориентации.

Опыт и современное состояние профориентационной работы в масштабах региона.

Опыт и современное состояние взаимодействия образовательных организаций и отраслей народного хозяйства в интересах профориентации.

Особенности культурной сферы региона. Наличие на территории региона учреждений культуры (музеи, театры и т.п.), их значимость.

Тип жителя. Этнический, конфессиональный состав населения.

Мировоззрение, менталитет, ценности, нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный и культурный уровень населения и его образ жизни.

Региональные культурно-исторические традиции.

Политический Законодательная база в сфере профориентации Тенденции в изменении законодательства в отношении развития региональной профориентации.

Политика в области занятости населения. Влияние изменений в законодательстве на региональную профориентацию.

Политика в области развития отраслей народного хозяйства. Влияние изменений в законодательстве на региональную профориентацию.

Результаты PEST-анализа потенциала региональной профориентационной среды стали основой для проведения SWOT- анализа профориентационного потенциала региона.

Отметим, что в современных исследованиях в области экономики, управления, социологии, педагогики И.А. Кондакова и М.Н. Иванова (анализ научно-инновационной сферы региона), А.В. Зоновой и В.В. Кислицы-ной (стратегическое планирование субъекта Федерации), Л.С. Гринкруг (исследование человеческого потенциала вуза), А.К. Клюева (разработка стратегии образовательного учреждения), К.И. Лавренюк, М.С. Рахмановой, К.С. Солодухина (анализ конкурентного потенциала региона), Е.А. Мерзляковой (оценка инновационного потенциала региона), Н.А. Коробковой (анализ социально-экономического потенциала территории) для систематизации результатов и уточнения направлений принятия управленческих решений применяется метод SWOT-анализа.

SWOT-анализ - это акроним слов Strengths (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Threats (угрозы). Внутренняя среда организации отражается в анализе ее сильных и слабых сторон, а внешняя - в возможностях и угрозах. SWOT-анализ, таким образом, позволяет совместить, связать воедино анализ внешней и внутренней среды организации [2, с. 107].

H.А. Коробкова в целях анализа социально-экономического потенциала территории предлагает следующие этапы SWOT-анализа:

I. Глубокое изучение сил - конкурентных преимуществ региона в разрезе ресурсных

элементов территории.

2. Изучение слабости территории в разрезе отмеченных ресурсов и анализа динамики их показателей.

3. Изучение факторов макросреды (политических, экономических, технологических, рыночных и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз и своевременного предотвращения убытков от них.

4. Изучение стратегических и тактических возможностей территории необходимых для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

5. Согласование силы с возможностями для формирования проекта развития и реализации конкурентной стратегии региона [1, с. 54-56].

SWOT-анализ профориентационного потенциала региона предполагает выявление сильных и слабых сторон региональной системы профориентации (внутренние ресурсы/ факторы), а также потенциальных возможностей и угроз его развития (внешние ресурсы/ факторы). SWOT-анализ должен обобщать важнейшие результаты анализа конкретного региона, но на данном этапе исследования приведем лишь теоретическое осмысление.

Важной частью SWOT-анализа является составление сравнительной матрицы, построенной на сопоставлении сильных и слабых сторон региональной системы профориентации и факторов региональной профориентационной среды и на установлении цепочек связей между ними (табл. 2). Эти связи в дальнейшем могут быть использованы для формирования стратегии

СоВетНиК, 2017

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа профориентационного потенциала региона

Внешние ресурсы/факторы

Внутренние ресурсы/факторы

Возможности (О)

• Развитие законодательной базы в сфере профориентации, занятости населения, их государственная поддержка.

• Повышение уровня индустриального развития региона, науки и техники.

• Развитие конкретных отраслей народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, военно-промышленного комплекса и т.п., их экономическое состояние.

• Число вновь созданных передовых производств.

• Увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение, культуру.

• Развитие системы образования региона, повышение престижа профессиональных образовательных организаций.

• Развитие культурной сферы региона.

• Использование регионального опыта профессиональной ориентации населения.

Угрозы (Г)

• Экономическая деградация отраслей народного хозяйства.

• Отсутствие государственной политики в сфере профориентации и занятости населения.

• Сокращение финансирования образования, культуры, здравоохранения.

• Изменение конъюнктуры рынка труда, увеличение безработицы.

• Миграционный прирост в регионе.

• Неблагополучная демографическая ситуация.

• Деградация системы профессионального образования, закрытие некоторых образовательных организаций, снижение престижа профессиональных образовательных организаций.

• Изменение климата, ухудшение экологической обстановки.

• Истощение сырьевой базы региона.

Сильные стороны ф)

• Наличие основополагающих нормативно-правовых актов.

• Использование государственной поддержки профориентации.

• Использование опыта профессиональной ориентации на уровне образовательной организации, высокий уровень и системный характер в настоящее время (микроуровень региональной профориентации).

• Использование опыта отраслевой профессиональной ориентации, высокий уровень и системный характер в настоящее время (мезоуровень региональной профориентации).

• Использование опыта профессиональной ориентации в региональном масштабе, высокий уровень и системный характер в настоящее время (макроуровень региональной профориентации).

• Высокий уровень взаимодействия образовательных организаций и отраслей народного хозяйства в интересах профориентации населения.

• Наличие развитой инфраструктуры профориентации населения.

• Наличие регионального Центра управления профориентацией.

80 - силы и возможности. Такие стратегии наиболее оптимистичны и активны. Они задействуют и максимизируют уже реализуемые и потенциальные преимущества территории, а также те возможности, которые для их реализации предоставляет внешняя среда. Выбор таких стратегий основан на надежде, что обретаемые плюсы окажутся намного существеннее, чем игнорируемые минусы. Среди наиболее устойчивых перед внешними угрозами, почти неопровержимых сил ряда территорий - преимущества географического, климатического характера, ландшафт, многовековые историко-культурные традиции. Стратегию следует разрабатывать с акцентом на преимущества. Это необходимо для обеспече-ния отдачи от возможностей, которые появились во внешней среде [35, 56].

8Т - силы и угрозы. Эти стратегии могут быть названы стратегиями сдержанного оптимизма. Максимизация сильных сторон территории при одновременной минимизации угроз внешней среды возможна на основе детального прогнозирования будущего за счёт активных научных, образовательных, управленческих инноваций, диверсификации долгосрочных конкурентных преимуществ, минимизирующих негативные влияния.

Акцент при разработке региональной стратегии должен быть сделан на использова-нии конкурентных преимуществ территории [35, 56].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слабые стороны (W)

• Отсутствие нормативной базы профориентации, мер государственной поддержки, четко сформулированных приоритетов ее развития.

• Несистемный характер профориентации в образовательной организации (микроуровень региональной профориентации).

• Низкий уровень отраслевой профориентации (мезоуровень региональной профориентации).

• Фрагментарность региональной профориентации (макроуровень).

• Слабые связи образовательных организаций и отраслей народного хозяйства в интересах профориентации населения.

• Отсутствие инфраструктуры профориентации населения.

• Отсутствие системы управления региональной профориентацией.

WO - слабости и возможности. Это довольно пессимистические стратегии, ставящие своей целью за счёт открывающихся возможностей минимизировать слабости. Страте-гия может быть выстроена с максимальным учетом открывшихся возможностей для развития региональной системы [35, 56].

WT - слабости и угрозы. Главная стратегическая цель -минимизация и того и другого. Такие стратегии, как правило, весьма краткосрочны и чаще всего предполагают не преодоление негативных факторов и преобразование ситуации в объективно позитивную сторону, а субъективное лавирование между негативными факторами, которое, естественно, может быть успешным лишь в течение ограниченного времени.

Может быть рекомендована разработка региональной стратегии, направленной преимущественно на устранение угроз и упущенных возможностей [35, 56].

развития профориентационного потенциа- бору и разработке стратегии развития.

ла региона. Информация, полученная в процессе

Таким образом, пересечение блоков обра- проведения такого стратегического анали-

зуются четыре вида полей: SO, ST, WO, WT. за, используется для определения «точек

Необходимо рассмотреть возможные парные роста» региональной профориентации.

комбинации, для того чтобы выделить те из «Точки роста», под которыми может по-

них, которые необходимо будет учесть при ниматься и кластер, и отрасль, и пред-

разработке стратегии развития профориен- приятие, и конкретный проект (стратеги-

тационного потенциала региона. В каждом ческого, а не локального характера) (И.Н.

из блоков мы приводим рекомендации по вы- Цулая [3]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Коробкова Н.А. Маркетинг взаимодействия в системе управления социально-экономическим потенциалом: Дис. ... канд. экон. наук: Пенза, 2015. 230 с.

2. Разработка стратегии образовательного учреждения: Методические рекомендации / О.Б. Веретенникова, Н.В. Дрантусова, А.К. Клюев, Е.А. Князев, С.В. Кортов, В.И. Майданик, Л.А. Малышева, Л.Н. Попова / Под ред. Е.А. Князева, А.К. Клюева. Екатеринбург, 2007. 408 с.

3. Цулая И.Н. SWOT - анализ в системе стратегического управления: особенности применения и пути адаптации к объектам мезоуровня // Вестник ВолГУ Серия 3: Экономика. Экология. 2010. №2. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/swot-analiz-v-sisteme-strategicheskogo-upravleniya-osobennosti-primeneniya-i-puti-adaptatsii-k-obektam-mezourovnya (дата обращения: 31.08.2017).

REFERENCES

1. Korobkova N.A. Marketing of interaction in a control system of social and economic potential: Dis. econ. sciences: Penza, 2015. 230 pages.

2. Development of strategy of educational institution: Methodical recommendations / O.B. Veretennikova, N.V. Drantusova, A.K. Klyuev, E.A. Knyazev, S.V. Kortov, VI. Maydanik, L.A. Malysheva, L.N. Popova / Under the editorship of E.A. Knyazev, A.K. Klyuev. Yekaterinburg, 2007. 408 pages.

3. Tsulaya I.N. SWOT - the analysis in the system of strategic management: features of application and way of adaptation to mesolevel objects//Messenger VOLGA. Series 3: Economy. Ecology. 2010. No. 2. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/swot-analiz-v-sisteme-strategicheskogo-upravleniya-osobennosti-primeneniya-i-puti-adaptatsii-k-obektam-mezourovnya (date of the address: 8/31/2017).

СоВетНиК, 2017

Информация об авторах:

Тарлавский Валерий Ильич

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж).

Копылова Анастасия Алексеевна

Магистрант Воронежский государственный педагогический университет

Information about the authors:

Tarlavsky Valery Ilyich

PhD in Pedagogical sciences, Associate professor, Associate professor of moral and psychological providing (fighting of aircraft) Military educational scientific center of the Air Force "Military and air academy of a name of prof. N. E. of Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" (Voronezh).

Kopylova Anastasia Alekseevna

Undergraduate Voronezh state pedagogical university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.