где tk — среднее значение между двумя соседними изохронами; пк — среднегодовое число возможных пассажиров между этими изохронами согласно генплану развиваемой территории.
Аналогично можно определить суммарные затраты по доставке грузов по рассматриваемому варианту транспортной инфраструктуры:
где — среднее значение между двумя соседними изотэнами.
Предлагаемый метод позволяет проводить не только анализ дорожной сети, но и решить задачу рационального размещения вахтовых (пересадочных) пунктов и логистических узлов при разбуривании, обустройстве и эксплуатации месторождения.
Данная методика апробирована при проектировании транспортной инфраструктуры освоения ряда нефтяных месторождений Волго-Урала и Западной Сибири. Актуальность решения данной задачи повышается в связи с обострением проблем финансирования инфраструктурных проектов.
Список литературы
1. Рекомендации по проектированию сети автомобильных дорог областного и местного значения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosthelp.ru/text/RekomendaciiRekomendaciipl97.html
2. Лебедева Н., Смирнова Е. Информационная система по нефтегазовой составляющей ТЭК// ArcReview N4 (23). - М.: ЭАТА+,
3. Карпов В. Г. Инструменты выбора рационального варианта транспортной инфраструктуры развивающихся территорий // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2014. -№ 4. - С. 56-59.
4. Карпов В. Г. К вопросу эффективности дорожного обустройства нефтяных районов Башкирии: материалы респ. науч. конф.: «Проблемы развития производительных сил Башкирии». - Уфа, 1969. - С. 202-205.
Сведения об авторе
Карпов Вячеслав Григорьевич, д. э. н., профессор, главный научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, г. Уфа, тел. 89871382079, e-mail: [email protected].
Karpov V. G., Doctor of Economics, professor, chief researcher, the Institute of the Social and Economic Studies, USC RAS, Ufa, phone: 89871382079, e-mail: [email protected].
УДК 331.5.024.52
К ВОПРОСУ О МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
TO THE ISSUE OF THE YOUTH EMPLOYMENT POLICY
Е. А. Колесник
E. A. Kolesnik
Ключевые слова: молодежь; занятость; политика занятости; безработица; молодежная безработица; уровень безработицы;
молодежный сегмент; рынок труда; тенденции; анализ
Key words: youth; employment; employment policy; unemployment; youthun employment; unemployment level; youth segment;
labour market trends; analysis
Статья посвящена анализу основных тенденций в молодежной политике занятости России. Определены ключевые проблемы занятости молодежи, основной из которых является высокий уровень безработицы в молодежном сегменте рынка. Выделены основные направления политики обеспечения занятости в формировании и развитии этого сегмента рынка труда.
The article is devoted to the analysis of the main trends in the youth employment policy in Russia. The key problems of youth employment are defined, the main of which is a high level of unemployment in the youth segment of the market. The main directions of the employment policy in the formation and development of this segment of the labor market are highlighted.
Начало XXI века, несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста как экономически развитых государств, так и России, характеризуется напряженной социально-экономической ситуацией и ознаменовано резким обострением большинства социальных проблем. На наш взгляд, это было вызвано ростом дифференциации доходов населения, усилением социальной напряженности, ростом безработицы, в том числе молодежной.
Молодежная безработица является одной из острейших проблем современного российского общества. Согласно статистике, в России количество молодых безработных ежегодно увеличивается и составляет более половины от общего числа зарегистрированных безработных. Высокий уровень молодежной
(3)
k
2002.-С. 17-18.
безработицы опасен своими экономическими и социальными последствиями, которые затрагивают интересы как самой молодежи, так и всего государства.
Неэффективная политика содействия молодежной занятости влияет на нереализацию молодежью трудового потенциала, что является важным условием экономического роста. Она не решает проблемы трудоустройства молодежи, не гарантирует первое рабочее место и социальную ответственность предприятий различной формы собственности в обеспечении молодых специалистов первым рабочим местом [1].
Таким образом, сложившиеся тенденции на молодежном рынке труда и причины молодежной безработицы являются одними из главных проблем управления трудовыми ресурсами не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, так как именно молодежь является основным носителем интеллектуального потенциала общества, она обладает наибольшими способностями к труду и творчеству во всех сферах жизнедеятельности. В вышеизложенном и заключается актуальность выбранной темы исследования.
Целью является изучение молодежной политики в области занятости, выделение основных тенденций рынка труда РФ и его молодежного сегмента, разработка путей содействия молодежной занятости.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной экономической теории, научные достижения отечественных и зарубежных ученых в области рыночной экономики, региональной экономики, занятости населения и занятости молодежи. Теоретическими основами исследования проблем занятости на рынке труда являются работы таких известных зарубежных экономистов, как Дж. М. Кейнс, А. Маршалл, А. Филлипс, А. Оукен и другие. Молодежные аспекты занятости в той или иной степени разрабатывались такими российскими исследователями, как Л. С Аникин, B. С Боровик, К. И. Бредников, Н. А. Дунаева, В. В. Колосовский, А. Э. Котляр, С. А. Кузьмин, А. А. Никифорова, Г. Г. Руденко, Л. Н. Руднева и др. Однако, несмотря на многообразие направлений исследований, до сих пор остаются малоизученными проблемы молодежной политики в области занятости на уровне региона.
Молодежь является основной движущей силой в современном мире. Она находится в центре международных, социальных, экономических и политических событий. Благодаря своему небезразличию она влияет на социальные процессы, определяя будущее страны. Благодаря высокому интеллектуальному потенциалу, мобильности и гибкости молодые люди могут влиять на социальный прогресс, определяя будущее общества, государства и международного сообщества. Только молодое поколение является единственным источником пополнения трудовых ресурсов, оно имеет довольно большую социальную и профессиональную перспективу и поэтому способно быстрее овладевать новыми зданиями, профессиями и специальностями.
Большая советская энциклопедия трактует понятие «молодежь» как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленную тем и другим социально-психологическим свойством [2].
Молодежь — это и особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности [3]. Некоторыми учеными молодежь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определенных сферах жизни социума. Г. О. Щенина характеризует молодежь как социально-демографическую группу, выделенную на основе возрастных характеристик и отличающуюся от других социальных групп положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями [4]. С. И. Иконникова и В. Т. Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой [5].
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 5090-1, молодежью считаются граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет [6].
Таким образом, молодежь — это большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, определяемые как возрастными особенностями, так и тем, что ее социально-политическое и общественно-политическое положение, духовный мир, гражданская зрелость, самоосознание находятся в состоянии становления и формирования. Молодежь также является основой трудового потенциала страны. Именно поэтому молодежная политика вообще и политика молодежной занятости в частности должны быть одним из приоритетных направлений государственной политики на всех ее уровнях.
Но практика показывает, что, несмотря на многочисленные попытки, в России еще не созданы условия для осуществления долговременной и самое главное эффективной молодежной политики в сфере
занятости. Влияние государства не носит системного характера. Нынешнее положение большей части молодых людей незавидное.
Далее проведем анализ некоторых общероссийских тенденций на рынке труда и ее молодежном сегменте. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики [7], численность экономически активного населения в РФ в сентябре 2014 г. составила 75,7 млн человек (53 % от общей численности населения), в их числе 71,9 млн человек (95,1 % экономически активного населения) были заняты в экономике, и 3,7 млн человек (4,9 %) не имели занятия, но активно его искали. В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 0,8 млн человек.
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, в сентябре 2014 г. уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 65,7 % [12]. В августе 2014 г. в общей численности занятого в экономике населения 33,5 млн человек, или 46,3 %, составляли штатные (без учета совместителей) работники организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.
В сентябре 2014 г., по итогам выборочного обследования населения в возрасте 15-72 лет по проблемам занятости, 3,7 млн человек, или 4,9 % экономически активного населения, классифицировались как безработные [3]. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 0,8 млн человек, из них 0,6 млн человек получали пособие по безработице. Согласно данным, средний возраст безработных в сентябре 2014 г. составил 35,6 года. Безработица в значительной степени является застойной. Из 1,4 млн безработных сельских жителей 34,2 % находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 2,4 млн безработных городских жителей — 24,7 %.
На протяжении последних лет в России безработица имеет тенденции к снижению. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2011 года она составляла 7,8 %, на январь 2014 года —5,6 %.
В таблице 1 представлена экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет в процентах на конец каждого года. Таким образом, самая низкая безработица на протяжении последнего десятилетия остается в Москве, на конец 2012 года менее 1 %. Высокая безработица остается в Северо-Кавказском федеральном округе — Чечне (27-32 %) и Ингушетии (45-50 %).
Таблица 1
Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет, в % на конец каждого года
Регион Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Российская Федерация 10,6 9,0 7,9 8,2 7,8 7,1 7,1 6,0 6,2 8,3 7,3 6,5 5,5
Центральный федеральный округ 7,8 6,0 5,1 5,1 4,7 4,3 4,0 3,1 3,6 5,8 4,6 4,1 3,1
Северо-Западный федеральный округ 9,6 7,6 6,2 7,0 6,0 5,5 5,0 4,2 5,2 7,0 6,2 5,3 4,0
Южный федеральный округ 12,9 11,5 9,6 11,4 9,6 8,4 8,2 7,0 6,5 8,6 7,6 7,0 6,2
Северо-Кавказский федеральный округ 20,4 18,7 17,4 17,2 19,2 17,5 22,9 19,5 16,2 16,5 16,9 15,0 13,1
Приволжский федеральный округ 9,8 8,4 7,7 7,6 7,8 7,3 6,5 6,1 6,3 8,6 7,6 6,6 4,8
Уральский федеральный округ 10,1 9,2 8,1 7,5 7,5 6,7 6,8 4,9 5,5 8,1 8,0 6,9 6,1
Сибирский федеральный округ 12,8 11,3 10,1 11,7 10,0 9,4 9,0 7,9 8,3 10,5 8,7 8,2 7,5
Дальневосточный федеральный округ 12,6 10,2 8,7 8,5 8,8 7,9 7,5 6,7 7,9 9,4 8,7 7,4 6,4
По данным на сентябрь 2014 года самыми благополучными регионами страны с точки зрения официальной безработицы являются Калужская область (уровень всего 0,2 %). Далее следуют Москва, Липецкая и Костромская область — по 0,3 %. Третье место делят Рязанская, Орловская, Московская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ — 0,4 % [7].
При этом средний возраст безработных в сентябре 2014 г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 25,7 %, в том числе в возрасте 15-19 лет — 4,1 %, 20-24 лет — 21,5 % (рисунок).
Рисунок. Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в сентябре 2014 г., (в % от экономически активного населения, без корректировки сезонных колебаний)
Таким образом, высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (26,6 %) и 20-24 лет (12,4 %). По сравнению с сентябрем 2013 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 2,7 %, в возрасте 20-24 лет уменьшился на 0,6 %.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в сентябре 2014 г. составил 13,6 %, в том числе среди городского населения — 12,6 %, среди сельского населения — 16,4 %. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,3 раза, в том числе среди городского населения — 3,9 раза, сельского населения — 2,4 раза.
Анализ молодежного сегмента показал, что на рынке труда России сохраняется такая тенденция: темпы роста молодежной безработицы превышают темпы роста безработицы среди населения в целом.
Сохраняется тенденция нетрудоустроенности среди выпускников средних и высших учебных заведений (табл. 2), и, как следствие, происходит отток молодежи. На рынке труда происходит значительный перелив рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики, из деятельности, требующей высокую квалификацию, в деятельность, менее квалифицированную и т. д.
Как отмечает Г. О. Щенина, «перемещаясь в сферу негосударственной экономики, на должности, не требующие серьезных профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопление интеллектуальной собственности, профессионализма» [4].
Также, согласно данным, изложенным в докладе Международной организации труда, в развивающихся странах последствия экономического и финансового кризиса могут «еще больше усугубить уже существующий дефицит достойной работы среди молодежи». Кроме того, в общей численности незанятой молодежи почти треть состоит из лиц, демобилизованных из военной службы и освобожденных из учреждений, осуществляющих наказание. Значительную часть безработных составляют молодые люди, выпускники профессиональных и высших учебных заведений.
Таким образом, современному молодежному рынку труда характерно: неустойчивость спроса и предложения, обусловленного изменчивостью ориентации молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью; низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами; полюсный характер конкуренции в структуре самого молодежного рынка труда, обусловленный наличием первичных и вторичных рынков.
Таблица 2
Экономическая активность выпускников, окончивших учреждения профессионального образования в 2013 г., тыс чел.
Экономически активное население В том числе Уровень экономической активности населения, в % Уровень занятости, в % Уровень безработицы, в %
занятые безработные
II квартал 2014
Всего, в том числе по уровню образования: 1565 1417 148 86,9 78,6 9,5
Высшее профессиональное образование 966 895 70 89,0 82,5 7,3
Среднее профессиональное образование 408 357 51 84,0 73,5 12,5
Начальное профессиональное образование 191 164 27 82,8 71,1 14,2
Городское население Всего, в том числе по уровню образования: 1228 1131 98 87,4 80,4 8,0
Высшее профессиональное образование 792 744 48 88,9 83,5 6,1
Среднее профессиональное образование 304 272 32 84,5 75,5 10,7
Начальное профессиональное образование 132 115 17 85,0 74,1 12,9
Сельское население Всего, в том числе по уровню образования: 337 286 51 85,1 72,3 15,0
Высшее профессиональное образование 173 152 22 89,3 78,0 12,7
Среднее профессиональное образование 104 86 19 82,6 67,9 17,8
Начальное профессиональное образование 59 49 10 78,2 64,9 17,1
С точки зрения макроэкономического развития незанятость молодежи вообще и неэффективная занятость в частности могут привести, во-первых, к существенным нарушениям в процессах смены поколений в экономике, во-вторых, повлиять на экономический рост, в-третьих, снизить эффективность производства. Незанятость молодежи и неэффективная занятость существенно влияют на поведение молодых людей, приводит к потере мотивов выбора и овладения профессией, трудовых навыков и потребности в их развитии, способствует отказу от труда, что побуждает социальное напряжение и рост преступности и т. д.
При этом современная молодежь ориентирована на экономическую эффективность (75 % опрошенных), повышение роли материальных стимулов (97 %), обеспечение нового качества жизни через открытие собственного дела (35 %). Немалое значение имеет интересная работа (45 %), продвижение по служебной лестнице (32 %), благоприятные условия для самореализации (24 %), инициативности (22 %).
Указанное свидетельствует о стремлении молодых людей к реализации в труде и удовлетворении потребностей через труд. Хотя в настоящее время молодежь является одной из наиболее проблемных для трудоустройства социально-демографических групп на рынке труда.
Таким образом, политика в сфере молодежной занятости и на уровне региона, и на уровне страны должна основываться на развитии молодежного сегмента, инструментом которого является качественный мониторинг молодежного рынка труда. Также, анализируя спрос и предложения на рынке труда вообще и на его молодежном сегменте в частности, следует четко прогнозировать: сколько, для кого и где готовить кадры. Такие прогнозы должны стать неотъемлемой частью макроэкономического прогноза развития отраслей и регионов. Для повышения их достоверности стоит улучшить качество статистических данных, усовершенствовать методологию расчетов.
Следовательно, определенная нами негативная тенденция молодежной политики занятости исходит из социально-политической и экономической ситуации, сложившейся в последнее время в некоторых регионах РФ, ведь она непосредственно влияет на молодежный рынок труда.
Список литературы
1. В России ищут работу 3,7 млн человек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://72.ru/text/russia/845891.html
2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf
3. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
4. Щенина О. Г. Молодежная политика в современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viperson.ru/
5. Кинчагулова М. В. Занятость населения и рынок труда: учебное пособие / М. В. Кинчагулова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 128 с.
6. Постановление верховного совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. N 5090-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
8. Уровень безработицы в России в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://person-agency.ru/statistic.html
9. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.czn-tambov.ru/zakon_o_zanjatosti_naselenija.html
10. Белоножко М. Л., Ткачева Н. А. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства (монография). -Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2013. - 236 с.
11. Колесник Е. А. Зайнятють та безробгття як соцiально-економiчна характеристика ринку пращ: регтональний аспект / Е. А. Колесник, М. П. Попов // Вюник Схщноукрашського нащонального ушверситету iменi Володимира Даля. - 2013. - N° 9 (198). - Частина 2. -С. 84-88.
12. Лихтенштейн Б. М. Проблемы развития предпринимательской активности вузовской молодежи// Проблемы малого и среднего предпринимательства России: Материалы всероссийской научно-практической конференции: 04-05 октября 2012 года. - Н. Новгород: НИМБ, 2012. - С. 266-269.
13. Лихтенштейн Б. М. Особенности реализации социальных инноваций в молодежной среде в условиях Крайнего Севера / Б. М. Лихтенштейн, А. В. Сергиенко // Менеджмент в социальной сфере / Под ред. А. Н. Силина. - Вып. 6. - Тюмень: Вектор-Бук, 2004. -С. 156-163.
Сведения об авторе
Колесник Елена Андреевна, к. э. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89091820355, е-mail: [email protected]
Kolesnik E. A., Candidate of Science in Economics, associate professor of the chair «Marketing and Municipal Management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89091820355, е-mail: [email protected]
УДК 338
ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ
SUBSTANTIATION OF THE SYSTEM OF THE REGIONAL OIL PRODUCTS MARKET DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC FACTORS
М. И. Краснова, Т. Л. Краснова
Ключевые слова: социальные и экономические рыночные факторы; условия и принципы; конкуренция; региональный рынок
нефтепродуктов; экономическое регулирование Key words: social and economic market factors; conditions and principles; competition; regional; market petroleum products;
economic regulation
Систематизированы факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на региональный рынок нефтепродуктов, и выявлены наиболее значимые из них: конкуренция и экономическое регулирование. Это предопределяет необходимость мониторинга конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов для обоснования приоритетных направлений его развития.
In the article the author systematizes the factors that have the most significant impact on the regional market of petroleum products and identifies the most important of them, namely the competition and economic regulation. In his opinion this predetermines a necessity to monitor the competition in the regional market of oil products to justify the priority directions of this market development.
На социальное развитие регионов большое влияние оказывает эффективность государственного регулирования различных рыночных сегментов, прежде всего для рынков нефтепродуктов. Для целей более объективного подхода к формированию системы государственного регулирования необходим учет наиболее существенных рыночных факторов. В научной литературе до настоящего времени не сформировано единого подхода к определению понятия рыночных факторов, нет четкого разграничения таких понятий, как рыночные факторы, условия и принципы, отсутствует учет социальных аспектов рынка. Исследователи по-своему формулируют эти основополагающие категории. По нашему мнению, к рыночным факторам относятся обстоятельства, оказывающие влияние на функционирование и развитие товарного рынка, к условиям — проявления факторов, обеспечивающих существование рынка, а к принципам — совокупность положений, позволяющих реализовать условия эффективного функционирования товарного рынка (рисунок).
В некоторых литературных источниках для отдельных товарных рынков предлагаются варианты систематизации рыночных факторов. В частности, О. И. Шаталова классифицирует факторы развития локального рынка растениеводческой продукции на внешние (природно-естественные, антропогенные, техногенные, внешние экономические, институциональные, социокультурные, правовые) и внутренние
48