Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МОДУЛЬНОМ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ'

К ВОПРОСУ О МОДУЛЬНОМ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудрая М.В.

Автор предлагает варианты модульного построения учебных планов для экономических специальностей.The author offers variants of modular construction of curricula for students of Economics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МОДУЛЬНОМ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ»

1. Иванников В. А., Барабанов Д. Д., Монроз А. В. Место понятия «воля» в современной психологии // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 15-24.

2. Сафонова Л. Д., Кондратьева Н. П. Особенности волевых качеств старших, младших и единственных детей в семье // Перспективы науки -2015: сборник докладов I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ / под науч. ред. А. В. Гумерова. - Казань, 2015. - С. 204-208.

Мудрая М.В., к.э.н., доцент доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Россия, г. Волгоград Ключевые слова: модульный подход, компетенция, учебные планы. Автор предлагает варианты модульного построения учебных планов для экономических специальностей. Keywords: modular approach, competence, curriculum. The author offers variants of modular construction of curricula for students of Economics.

К ВОПРОСУ О МОДУЛЬНОМ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

В России в рыночной экономике необходима подготовка предпринимательских кадров, обладающих экономическими знаниями и экономическим мышлением, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйствования. На наш взгляд, можно рассматривать понятие «кадры для предпринимательства» в узком и широком смысле слова. В узком значении это кадры предпринимателей в различных сферах деятельности, а в широком смысле слова - это кадры предпринимателей в различных сферах деятельности и работники, обслуживающие и контролирующие предпринимательскую деятельность [3, с.124]. Новые требования к качеству образования в новых ФГОС предполагают необходимость изменений в организации, содержании и технологиях подготовки экономистов. Целью программы модернизации профессионального образования является повышение качества подготовки экономических кадров, овладение профессиональными компетенциями. В наибольшей степени решению данной задачи соответствует модульное построение основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки экономистов.

Существуют различные подходы к определению учебного модуля. Учебный модуль рассматривается как: -совокупность учебных дисциплин, практик, НИР, позволяющих реализовывать одну или несколько смежных компетенций;

-функциональный целевой узел, учебное содержание и технология овладения им;

- часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, комплексная практико-теоретическая единица, единица формирования трудовых функций и профессиональных действий [4,с.13];

- часть учебного курса ( курсовая единица), отличающаяся четкой ориентацией на достижение целей и описанием технологий, учебной нагрузки, аттестационных процедур, критериев оценивания, продолжительности обучения, особенностей взаимодействия обучающихся и преподавателей;

- блок информации, обстроенный методическим обеспечением;

- структурированная часть образовательной программы, в пределах которой осуществляется освоение нескольких учебных курсов, дисциплин или их законченных разделов;

- автономная порция учебного материала и структурированная часть учебного года, в пределах которой осуществляется преподавание в концентрированной форме нескольких разноплановых дисциплин или их законченных частей ( предметных модулей) [2,с.195].

По мнению А. Г. Каспржак модуль - это содержательно и по времени завершенная учебная единица ( учебная целостность, блок ), которая может быть составлена из различных учебных мероприятий. Она может быть описана качественно (содержательно) и количественно ( количество зачетных единиц) и должна поддаваться оцениванию (экзамен, зачет)[1,с.90].

Учебные дисциплины в содержательном аспекте логично объединены в модули, благодаря чему модуль является завершенной структурной единицей ОПОП.

Модуль включает в себя цели, задачи и образовательные результаты, банк информации (учебное содержание), методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей (образовательные технологии), формы организации образовательного процесса, инструменты оценки промежуточного и итогового контроля. Важным компонентом системы обеспечения модульного обучения являются образовательные результаты, т.е. проверяемые компетентности. Учебное содержание модуля в зависимости от назначения и места в ОПОП включает содержание тех теоретических дисциплин или их разделов, которые в совокупности обеспечивают возможность сформулировать у обучающихся необходимые знания, умения и профессиональные действия. Базовыми принципами для всех предметов в модуле являются: принцип интегративности, использование сведений из смежных и взаимодействующих экономических дисциплин, принцип практикоориентированности, использования активных и интерактивных форм обучения.

По ширине обхвата в содержательном аспекте мы выделяем: 1. модульное построение учебных планов; 2. модульное построение учебных дисциплин; 3. модульное построение учебных занятий.

Модуль, с одной стороны, является относительно самостоятельной частью системы, т. е. его главный признак самостоятельность и смысловая законченность, а с другой стороны, модуль является частью системы. Поэтому в модуль входят и связи его с другими модулями, элементами системы. Модуль внутренне самостоятелен, но внешне подчинен.Возможно деление модулей по признаку их места в модульной программе курса. В зависимости от этого можно выделить начальные или базовые модули, которые открывают этот курс, и модули, которые являются их продолжением и одновременно основой для дальнейших модулей. При этом модули могут быть 1.поливалентными, которые служат базой для двух и более следующих за ними модулей, 2. моновалентными - основой для одного модуля. Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

По заданию Совета факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» нами разработано модульное построение учебных планов экономических специальностей факультета (рассмотрено и одобрено на заседании кафедры экономики и менеджмента в 2014 г.). (см. табл.1-4).

Таблица 1

Перечень дисциплин модулей учебного плана по направлению _080200 «Менеджмент» профиль «Маркетинг»_

№ Количе Коли

п/ п Наименование интегрированного образовательного модуля ство дисцип лин честв о зачет ных едини ц

1 Экономическая теория и история экономических учений Экономическая теория 1 курс 6 зач.ед. История экономики 1 курс 4 зач. ед. История экономических учений 1 курс 4 зач. ед. Институциональная экономика 2 курс 5 зач.ед. 4 19

2 Экономика фирмы Экономика фирмы 1 курс 7 зач.ед. Основы предпринимательской деятельности 2 курс 5 зач.ед. Управление предпринимательскими проектами 2 курс 4 зач.ед. Бизнес-планирование 3 курс 4 зач.ед Инновационное развитие бизнеса 3 курс 3 зач.ед. 5 23

3 Статистика, учет и анализ Статистика 2 курс 8 зач.ед. Учет и анализ. (финансовый учет, управленческий учет,

финансовый анализ) 3 курс 7 зач.ед Финансовый менеджмент 3 курс 5 зач. ед. Инвестиционный анализ 3 курс 5 зач.ед. Финансовые аспекты маркетинга 4 курс 3 зач. ед. 5 28

4 Менеджмент Теория менеджмента 2 курс 9 зач. ед Методы принятия управленческих решений 2 курс 4 зач.ед. Информационный менеджмент 3 курс 3 зач.ед Информационный консалтинг 3 курс 3 зач.ед. Управление человеческими ресурсами 3 курс 3 зач.ед. Бренд-менеджмент 4 курс 4 зач.ед. Стратегический менеджмент 4 курс 5 зач.ед. 7 31

5 Маркетинг Маркетинг 2 курс 6 зач.ед. Управление продуктом 3 курс 4 зач.ед. Управление маркетингом 3 курс 5 зач.ед. Логистика 3 курс 3 зач.ед. Реклама 4 курс 3 зач.ед. Организация продаж 4 курс 4 зач.ед. 6 25

6 Маркетинговые исследования Маркетинговые исследования 3 курс 4 зач.ед. Основы маркетинговых коммуникаций 3 курс 3 зач.ед. Анализ поведения потребителя 3 курс 4 зач.ед. Товароведение, экспертиза и стандартизация 3 курс 3 зач.ед. Маркетинговый анализ 4 курс 3 зач.ед. Маркетинг ценообразования 4 курс 4 зач.ед. 6 21

7 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности Маркетинг в отраслях и сферах деятельности 4 курс 4 зач.ед. Маркетинг услуг 3 курс 3 зач.ед. Маркетинговое консультирование 3 курс 3 зач.ед. Промышленный маркетинг 4 курс 3 зач.ед. Маркетинг образовательных услуг 4 курс 3 зач.ед. Стратегический маркетинг 4 курс 3 зач.ед. Маркетинг интеллектуальных продуктов 4 курс 3 зач.ед. Международный маркетинг 4 курс 4 зач.ед. 5 28

Таблица 2 Перечень дисциплин модулей учебного плана по направлению 080100 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»

№ п/п Наименование интегрированного образовательного модуля Количес тво дисципл ин Количес тво зачетны х единиц

1 Микроэкономика и макроэкономика Микроэкономика 1 курс 6 зач.ед. Макроэкономика 1 курс 7 зач.ед. История экономических учений 1 курс 3 зач.ед. История экономики 2 курс 3 зач.ед. 5 23

Институциональная экономика 3 курс 4 зач.ед.

2 Мировая и национальная экономика Мировая экономика и международные экономические

отношения 2 курс 4 зач.ед. 4 19

Национальная экономика 2-3 курс 3+3 зач.ед.

Внешнеэкономическая деятельность 3 курс 4 зач.ед.

Государственное регулирование экономики 3 курс 5 зач.ед.

3 Экономика фирмы Основы экономики 1 курс 3 зач.ед. Экономика фирмы 2-3 курс 3+3 зач.ед. Экономика и социология труда 2 курс 6 зач.ед.

Управление имуществом предприятия 4 курс 4 зач.ед. Организация, нормирование и оплата труда 4 курс 4 зач.ед. Экономика малого бизнеса 3 курс 3 зач.ед. 7 29

Оценка стоимости бизнеса 4 курс 3 зач.ед.

4 Менеджмент Менеджмент 1 курс 4 зач.ед.

Анализ эффективности систем управления 4 курс 3 зач.ед. Исследование систем управления 4 курс 3 зач.ед. Маркетинг 2 курс 4 зач.ед. Корпоративная логистика 3 курс 4 зач.ед. 5 18

5 Экономика отраслевых рынков Экономика отраслевых рынков 3 курс 4 зач.ед. Экономика общественного сектора 3 курс 3 зач.ед. Экономика образования 3 курс 3 зач.ед. Региональная экономика 4 курс 3 зач.ед. 4 13

6 Статистика и экономический анализ Статистика 2 курс 8 зач.ед. Экономический анализ 3-4 курс 2+5 зач.ед.

Эконометрика 2 курс 5 зач.ед. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции 4 6 32

курс 3 зач.ед Бухгалтерский учет 3 курс 4 зач.ед Внутрифирменное планирование 4 курс 5 зач.ед.

7 Финансы и кредит Финансы 3 курс 4 зач.ед.

Управление денежными потоками предприятия и бюджетирование 3-4 курс 3+3 зач.ед. Деньги, кредит, банки 2 курс 3 зач.ед. Инновационное развитие организаций 3 курс 4 зач.ед. Корпоративные финансы 4 курс 3 зач.ед. Финансовая деятельность образовательных учреждений 4 9 35

курс 3 зач.ед. Налоги и налогообложение 4 курс 4 зач.ед.

Инвестиционная политика предприятия 4 курс 5 зач.ед.

Основы страхования 4 курс 3 зач.ед.

Таблица 3

Перечень дисциплин модулей учебного плана по направлению 080200 «Менеджмент» профиль «Управление малым бизнесом»

№ п/п Наименование интегрированного образовательного модуля Количест во дисципли н Количес тво зачетны х единиц

1 Экономическая теория Экономическая теория 1 курс 6 зач.ед. История экономических учений 1 курс 4 зач.ед. История экономики 1 курс 4 зач.ед. Институциональная экономика 2 курс 4 зач.ед. 4 19

2 Учет и анализ Учет и анализ/финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ/ 3 курс 7 зач.ед. Финансовый менеджмент 3 курс 5 зач.ед. Инвестиционный анализ 3 курс 5 зач.ед. Финансовое планирование и бюджетирование 4 курс 3 зач.ед. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение в малом бизнесе 4 курс 3 зач.ед. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности в малом бизнесе 4 курс 3 зач.ед. Статистика 2 курс 8 зач.ед. 7 34

3 Экономика бизнеса Экономика бизнеса 1 курс 7 зач.ед. Основы предпринимательской деятельности 2 курс 5 зач.ед. Управление предпринимательскими проектами 2 курс 4 зач.ед. Бизнес-планирование 3 курс 4 зач.ед. Инновационное развитие бизнеса 3 курс 3 зач.ед. Основы коммерческой работы 3 курс 3 зач.ед. Оценка бизнеса 3 курс 4 зач.ед. Управление интеллектуальной собственностью 4 курс 3 зач.ед. Маркетинг 2 курс 6 зач.ед. 9 39

4 Создание и организация малого предприятия Создание и организация малого предприятия 3-4 курс 3+3 зач.ед. Экономика и финансы малого предприятия 3 курс 4 зач.ед. Организация коммерческой деятельности малого предприятия 3 курс 4 зач.ед. Государственное регулирование малого бизнеса 4 курс 4 зач.ед. Планирование деятельности малого предприятия 4 курс 3 зач.ед. Инновационная деятельность на малом предприятии 4 курс 3 зач.ед. Основы управления малыми предприятиями сферы услуг 4 курс 3 зач.ед. Экономическая и информационная безопасность малого 9 35

предпринимательства 4 курс 3 зач.ед. Организация рекламной деятельности на малом предприятии 3 курс 5 зач.ед.

5 Теория менеджмента Теория менеджмента 2 курс 9 зач.ед. Методы принятия управленческих решений 2 курс 4 зач.ед. Информационный менеджмент 3 курс 3 зач.ед. Информационный консалтинг 3 курс 3 зач.ед. Стратегический менеджмент 4 курс 5 зач.ед. Антикризисное управление 4 курс 5 зач.ед. Управление качеством 4 курс 3 зач.ед. 7 32

6 Управление персоналом Управление персоналом 3 курс 3 зач.ед. Управление человеческими ресурсами 3 курс 3 зач.ед. Экономика и социология труда 3 курс 3 зач.ед. Корпоративная социальная ответственность 4 курс 3 зач.ед. Управление изменениями 4 курс 5 зач.ед. Исследование систем управления 4 курс 3 зач.ед. 6 20

Таблица 4

Перечень дисциплин модулей учебного плана по направлению _080100 «Экономика» профиль «Экономика труда»_

№ п/п Наименование интегрированного образовательного модуля Количес тво дисципл ин Количес тво зачетны х единиц

1 Микроэкономика и макроэкономика Микроэкономика 1 курс 6 зач.ед. Макроэкономика 1 курс 7 зач.ед. История экономических учений 1 курс 3 зач.ед. Основы экономики 2 курс 3 зач.ед. Государственное регулирование экономики 3 курс 4 зач.ед. Мировая экономика и международные экономические отношения 2 курс 4 зач.ед. Внешнеэкономическая деятельность предприятия 3 курс 4 зач.ед. 8 34

2 Менеджмент Менеджмент 1 курс 4 зач.ед. Управление человеческими ресурсами 2-3 курс 3+3 зач.ед. Управление человеческим капиталом и нематериальными активами предприятия 3 курс 3 зач.ед. Управление конфликтами в социально-трудовой сфере 4 курс 3 зач.ед Развитие трудового потенциала 4 курс 3 зач.ед Социальная политика и защита населения 4 курс 3 зач.ед. Анализ эффективности систем управления персоналом 4 курс 3 зач.ед. 10 36

Исследование систем управления 4 курс 3 зач.ед. Маркетинг 2 курс 4 зач.ед. Корпоративная логистика 3 курс 4 зач.ед.

3 Статистика и экономический анализ Статистика 2 курс 8 зач.ед. Эконометрика 2 курс 5 зач.ед. Экономический анализ 3-4 курс 3+4 зач.ед. Бухгалтерский учет 3 курс 4 зач.ед. Учет и калькулирование затрат на труд 4 курс 3 зач.ед 5 27

4 Финансы и кредит Финансы 3 курс 4 зач.ед. Деньги, кредит, банки 2 курс 3 зач.ед. Управление денежными потоками предприятия и бюджетирование 3 курс 4 зач.ед. Инновационное развитие организации 3 курс 4 зач.ед. Управление имуществом предприятия 4 курс 5 зач.ед. Налоги и налогообложение 4 курс 4 зач.ед. Корпоративные финансы 4 курс 4 зач.ед. Инвестиционная политика предприятия 4 курс 5 зач.ед. Основы социального страхования 4 курс 3 зач.ед Управление экономическими и производственными рисками 4 курс 3 зач.ед. 10 34

5 Экономика фирмы Экономика фирмы 2-3 курс 3+3 зач.ед. Экономика и социология труда 2 курс 6 зач.ед. Экономика общественного сектора 3 курс 3 зач.ед. Организация и нормирование труда 3-4 курс 3+3 зач.ед. Мотивация и стимулирование труда 3 курс 4 зач.ед. Рынок труда 4 курс 3 зач.ед. Кадровая политика и кадровое планирование 4 курс 5 зач.ед. 7 33

Формирование компетенций магистрантов осуществляется с соответствии с матрицами компетенции по каждому модулю. Промежуточное оценивание осуществляется поэтапно в соответствии с освоением теоретических материалов и практической подготовки. В качестве системы оценочных средств для оценки уровня сформированности образовательных результатов модуля применяются компетентностно-ориентированные разноуровневые задания, тесты. Положительным моментом в реализации модулей является использование новых форм организации учебной деятельности студентов (составление глоссариев, экономических кроссвордов, библиотеки Интернет - ресурсов, написание эссе, написание и рецензирование статей). При организации самостоятельной работы студентов применяются такие формы работы, как решение учебных кейсов, работа над индивидуальным проектом, участие в НИРС, студенческие конференции.

Модульное построение учебных планов имеет преимущества: 1.логическая завершенность и относительная обособленность содержания

образовательного модуля от остального учебного материала; 2. научно-методическое обеспечение модуля; 3. заменяемость, которая обеспечивается наличием инвариативной части модуля и вариативной, за счет которой можно варьировать глубину и направленность обучения, реагирую на потребности студентов, работодателя, рынка труда.

Использованные источники:

1. Каспржак, А. Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей /А. Г. Каспржак, С. П. Калашников//Психологическая наука и образование. 2014. №3. Т.19.С. 87 -104.

2. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практ. пособие/В. И. Блинов, В. Г. Виненко, Н. С. Сергеев. М.: Юрайт, 2015. 315 с.

3. Мудрая, М. В. Об интеллектуальной собственности, венчурном предпринимательстве и подготовке кадров для предпринимательства// Грани познания: электрон. науч. - образоват. журн. 2012. №6(20). URL:http://grani.vspu.ru/files/publics/1358409797. pdf. c. 123-125.

4. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авт.-сост. В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина [и др.]. Вып.1.М.: ФИРО, 2010.19 с.

УДК 629.7.083

Остапченко Ю.Б. заместитель генерального директора

ОАО НИЦ СПбЭТУ Россия, г. Санкт-Петербург Кудряков С.А., доктор технических наук заведующий кафедрой «Радиоэлектронных систем» Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Россия, г. Санкт-Петербург Шаповалов Е.Н., кандидат технических наук, начальник отдела НИИ Программных средств

Россия, г. Санкт-Петербург Беляев С.А., кандидат технических наук, доцент Государственный электротехнический университет («ЛЭТИ»)

Россия, г. Санкт-Петербург МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ВЫХОДУ ИЗ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА АВИАЦИОННОЙ И

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Статья посвящена разработке методики обучения персонала, эксплуатирующего авиационную и космическую технику, анализу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.