Научная статья на тему 'К вопросу о модернизации ГМИИ им. А. С. Пушкина'

К вопросу о модернизации ГМИИ им. А. С. Пушкина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
622
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С. ПУШКИНА / THE STATE PUSHKIN MUSEUM OF FINE ARTS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ФАНДРЭЙЗИНГ / FUNDRAISING / ЭНДАУМЕНТ / ENDOWMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макарова Ирина Игоревна

Статья посвящена истории и деятельности Государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина в социокультурных условиях современной России. Опираясь на его опыт, автор анализирует основные тенденции развития российских музеев, новые формы их финансовой политики и привлечения посетителей. Рассматривается проект расширения музейного пространства в историческом центре Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the modernization of the State Pushkin Museum of Fine Arts

The article is dedicated to the history and the activity of The State Pushkin Museum of Fine Arts in the social and cultural conditions of modern Russian. Basing on this experience the author analyzes the tendency of Russian museums development, the new forms of its management, financial politics and attracting of the visitors. There is considered the project of broadening of the museum space in Moscow history town.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модернизации ГМИИ им. А. С. Пушкина»

И.И. Макарова

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА

Статья посвящена истории и деятельности Государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина в социокультурных условиях современной России. Опираясь на его опыт, автор анализирует основные тенденции развития российских музеев, новые формы их финансовой политики и привлечения посетителей. Рассматривается проект расширения музейного пространства в историческом центре Москвы.

Ключевые слова: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, модернизация, фандрэйзинг, эндаумент.

Закон Российской Федерации от 1996 г. определяет музей как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». Однако значение музеев гораздо шире: они формируют отношение человека к окружающему миру через те экспонаты, которые хранят связь между прошлым и будущим.

В эпоху постмодернизма появились «музеи-призраки»1, не имеющие ни экспозиций, ни фондов. Их создатели утверждают, что классический музей умер, и на его месте должны появиться иные образования, соответствующие изменившемуся обществу. Одни музеи ставят своей задачей заинтересовать посетителя и оправдать его ожидания, другие занимаются организацией образовательных программ, некоторые делают ставку на развлечение и отдых. Во всем мире появилась тенденция превращения музеев в культурно-развлекательные предприятия, приносящие прибыль благодаря зонам отдыха и питания. Существует опасность, что

© Макарова И.И., 2010

музеи могут потерять свое высокое предназначение, усвоив отношение арт-бизнеса к искусству как товару.

Все эти проблемы имеют прямое отношение к деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, который лучше других застрахован от подобной опасности благодаря своей долгой и славной истории. Как известно, музей был открыт в 1912 г., но до этого долгие годы Иван Владимирович Цветаев и его помощники (московские и петербургские ученые) трудились над проектом музея, задуманного как учебный центр Московского университета. Цветаев настаивал на том, что этот музей должен стать «особым просветительным центром в Москве, который служил бы развитию в русском народе чувства и понимания изящного, прекрасного в природе и искусстве»2. Со временем музейная коллекция слепков была пополнена подлинными произведениями из бывшего Румянцевского музея, собраний Третьяковых, Юсуповых, И.А. Морозова, С.И. Щукина и других коллекционеров.

В 1948 г. в музей были привезены 286 работ французских художников XIX - начала XX в. из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве, сформировалась и значительная коллекция западноевропейской скульптуры и прикладного искусства.

Катастрофически тяжелым было положение музея в военные годы, в залах лежал снег, лили дожди. В 1949-1953 гг. помещения музея заполнила огромная «Выставка подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». Серьезным шагом в будущее стала выставка из собрания Дрезденской галереи, открытая в 1955 г.

Сейчас в ГМИИ широко представлена нидерландская и немецкая школы, фламандские и испанские живописцы XVII в., итальянские художники XШ-XVП вв., французские XIX в. В музее находятся мировые шедевры, поступившие из Эрмитажа: полотна Рембрандта, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Боттичелли и многие другие.

С 1961 г. пост директора Пушкинского музея занимает Ирина Александровна Антонова. Благодаря ее уникальному опыту и современным методам управления музей имеет четкую стратегию развития, которая учитывает российскую специфику.

Начало музейного бума 1960-х гг. заставило по-новому взглянуть на проблему восприятия искусства зрителем. Результаты соответствующих исследований оказались неутешительными: молодежь практически не посещала музеи, в шкале предпочтений населения искусство занимало последнее место3.

Вторая половина 1990-х годов поставила перед российскими музеями ряд новых проблем. Заметно снизился средний уровень

жизни, сократилось время досуга взрослого населения; многие посетители оказались не в состоянии приобретать билеты на временные выставки, покупать дорогостоящие альбомы. Поэтому Пушкинский музей начал активно использовать новые формы привлечения посетителей. С 1991 г. по инициативе С.Т. Рихтера в помещениях музея ежегодно проводится международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», имеющий огромный успех у публики.

В настоящее время в ГМИИ действует центр «Мусейон», где проходят развивающие занятия с детьми разного возраста, читается курс лекций по истории искусства, знакомящий посетителей с музеями всего мира. Музейная политика постепенно приспосабливается к экономическим и политическим изменениями в стране.

Сохраняя свой статус, Пушкинский музей учитывает запросы современного зрителя. Приоритетом остаются выставки, посвященные классическому искусству, - такие как «Лики истории в европейском искусстве XIX века» (2009). Однако, по словам З.А. Бонами, «наряду с классическим наследием объектом внимания музейных кураторов становятся произведения современного и так называемого актуального искусства»4. Примером может служить выставка «Футуризм: радикальная революция» (2008), на открытии которой зрителю был представлен грандиозный костюмированный перформанс, подготовленный Андреем Бартеневым и итальянцем Пьером Паоло Коссом. Рекордное число посетителей собрал необычный экспозиционный проект «Шанель. По законам искусства», подготовленный известным французским куратором Жаном-Луи Фроманом.

Пушкинский музей, как и другие российские музеи, в настоящее время испытывает ряд серьезных трудностей. В их числе отсутствие полномасштабного государственного финансирования; удорожание международных выставочных проектов; серьезная конкуренция с частными галереями и т. д. Статус лидера в сфере выставочной деятельности заставил ГМИИ «предпринимать дополнительные усилия, чтобы сохранить свои позиции»5.

Бюджет Пушкинского музея формируется не только за счет государственных, но и частных, общественных, коммерческих источников финансирования. Государство только начинает участвовать в формировании системы фандрэйзинга, создавая для нее благоприятный правовой и налоговый режим. Возникли «попечительские советы», «клубы», «общества друзей» музея, на его образовательные программы выделяются специальные гранты. В Попечительский совет фонда Пушкинского музея входят известные политические и общественные деятели, что способствует притоку новых инвестиций и обеспечивает контроль над использованием

внебюджетных средств. Опираясь на опыт зарубежных коллег, музей начинает постепенно формировать собственный эндаумент (ресурсный капитал, от англ. endowment), роль которого будет со временем возрастать. Сотрудники отдела перспективного развития ГМИИ профессионально занимаются привлечением новых источников финансирования. Примером удачного, взаимовыгодного сотрудничества со спонсорами может служить крупномасштабная выставка Джозефа Тернера (2008), открытая в разгар мирового финансового кризиса.

ГМИИ им. А.С. Пушкина постоянно пополняет свою коллекцию за счет даров частных коллекционеров. Это позволило создать особый отдел - «Музей личных коллекций», который находится в недавно отреставрированном здании. В целом дарение - это перспективное направление развития музеев и важная форма отношений между людьми (имеющая многовековую историю), которая давно привлекает внимание антропологов и культурологов.

В начале XXI в. тенденция к расширению и модернизации музеев отнюдь не потеряла своей актуальности. В этом русле для Пушкинского музея разрабатывается крупномасштабный проект, отчасти опирающийся на зарубежный опыт. И.А. Антонова в интервью программе «Вести»6 отметила, что в современном музее зрителям должна быть отведена примерно половина всего пространства - место, где они могут слушать лекции, отдыхать, что-то делать своими руками. Автором проекта является английский архитектор Норман Фостер (имеющий опыт музейного строительства во многих странах, в частности в модернизации Британского музея). Концепция проекта предполагает создание целого музейного квартала в исторической части Москвы, в новой ландшафтной среде. Должны быть построены: концертный зал, здание библиотеки, выставочный комплекс, административное здание, отель с подземными автостоянками. После модернизации основного здания, построенного Р.И. Клейном в начале ХХ в., а также здания Дворянского собрания (находящегося сейчас в аварийном состоянии) они будут дополнены новыми сооружениями и объединены системой подземных залов и галерей.

Реализацию этого грандиозного проекта планируется завершить к 2012 г. - к 100-летию со дня открытия главного здания музея. Многие специалисты сомневаются в возможности осуществить проект в полном объеме; возможно, жизнь заставит скорректировать эти планы. Однако создание дополнительных выставочных и рекреационных пространств, несомненно, придаст историческому центру Москвы новое функциональное и символическое измерение. Квартал ГМИИ должен стать еще более привлекательным

местом проведения досуга как для москвичей, так и для всех гостей столицы. После реализации проекта музейный квартал Москвы ни в чем не будет уступать крупнейшим мировым музейным комплексам Парижа, Берлина, Мюнхена, Вашингтона.

Примечания

1 Ярошевская В.М. Красноярский краеведческий музей на рубеже двух веков. Опыт создания новых экспозиций // Материалы международной конференции «Музей и общество». Красноярск, 11-13 сентября 2002. С. 112-114.

2 См.: История создания музея в переписке профессора И.В. Цветаева с архитектором Р.И. Клейном и других документах (1896-1912). Т. 2. М.: Советский художник, 1977. С. 9.

3 Тяжелов В., Стародубцев С., Прилуцкая Т. Музей и зритель // Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. К столетию со дня основания музея. 1898-1998. М., 1998. С. 246-248.

4 Бонами З.А. Предисловие // Актуальные проблемы выставочной деятельности художественных музеев: Мат-лы науч. конф. «Випперовские чтения, 2006». Вып. XXXVII. М., 2008. С. 7-8.

5 Бонами З.А. Выставка в художественном музее // Там же. С. 14-16.

6 Пушкинский музей ждет реконструкция. Программа «Вести». [М., 2009]. URL: http://www.news.mail.ru/video/3029641/ (дата обращения: 27.11. 2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.