Научная статья на тему 'К вопросу о моделировании процесса развития в экономике'

К вопросу о моделировании процесса развития в экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROCESS / ЗАКОНЫ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC LAWS / РЫНОК / MARKET / СТОИМОСТЬ / COST / КАПИТАЛ / CAPITAL / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЗАКОН МАЛЫХ ПРИЧИН / LAW OF SMALL CAUSES / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ / ECONOMIC CRISES / ЦИКЛЫ / CYCLES / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семак В.В.

В работе рассматриваются проблемы моделирования процесса развития в экономике на базе общего закона развития, включающая несколько десятков частных законов; даётся структура процесса развития, который описывается логистической S-образной кривой; показана неустойчивость экспоненциальных моделей, используемых для моделирования любых процессов, в том числе и в экономике; показана невозможность прогнозирования начала экономических кризисов; представлены одноэлементные и двухэлементные модели развития экономики и существующие опасности; излагается критика, часто используемых понятий «большие волны Кондратьева» и «устойчивое развитие», которые с научной точки зрения являются нонсенсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF MODELING THE PROCESS OF DEVELOPMENT IN THE ECONOMY

The paper considers some problems of modeling of a development process in economy on the basis of common law of development, including several dozens of particular laws. The research provides a structure of the development process, described by a logistical S-shaped curve. The work has shown the instability of exponential models used for modeling of any processes, including economic ones. The author demonstrates the impossibility of predicting the upper turning points of the economic crisis. The work represents one-element and two-element models of economic development and existing dangers, outlines criticism of commonly used concepts of “large Kondratieff wave” and “sustainable development”, which are next to nonsense from a scientific point of view.

Текст научной работы на тему «К вопросу о моделировании процесса развития в экономике»

ется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем; смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся [7].

В условиях парадигмы развития современного общества в профессиональной подготовке специалистов необходимо дать ответ на вопросы, которые закономерно возникают в условиях перехода на новый этап мирового развития, основанного на экономике знаний: как необходимо управлять системой образования, образовательным учреждением, как преподавать, чтобы выпускник вуза был конкурентоспособным, профессионально мобильным; как повысить адаптируемость выпускников к жизнедеятельности в условиях нарастающего динамизма и неопреде-

Библиографический список

лённости, подготовить их как активных субъектов образовательной парадигмы - «образование в течение всей жизни», когда смена специальностей, профессии, работы всё чаще происходит несколько раз на всем жизненном, профессиональном пути человека (Е.А. Климов, А. Маслоу, А.К. Маркова и др.) [8].

Парадигма развития современного общества актуализирует инновационно деятельностные координаты образования в проблемно-смысловом пространстве личности обучающегося, собственной направленности обучающегося к многофакторному самопознанию, самореализации, саморазвитию, индивидуальной траектории движения обучающегося с позиций средового, компетентностного подходов [9; 10].

1. Ильинский И.М. Необходима модель будущего человека. Вузовский вестник. 2006; 23.

2. Карпенко М.П., Грачев В.В. Высшее образование: линии развития. Знание. Понимание. Умение. 2006; 4: 51 - 52.

3. Моисеев Н.Н. Избранные труды: в 2-х т. Москва, 2003; Т. 1.

4. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Москва, 2008.

5. Субетто А.И. Жизнь как единство творчества, здоровья и гармонии человека и общества. Под научной редакцией В.Т. Пуляева; Личность. Общество. Образование. Качество жизни и образование: стратегии и инновационные практики: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2016; Т. II.

6. Субетто А.И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества и реализации стратегии развития образования в России в XXI веке: монография. Санкт-Петербург - Кострома, 2006.

7. Беловолов В.А., Гаргай В.Б. Устойчивое развитие региона и инновационно-информационная модель образования: материалы международной научно-практической конференции, 29-30 марта 2012 г. Новосибирск, 2012: 47 - 53.

8. Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. Структура образовательной среды военного вуза. Педагогический журнал Башкортостана. 2014; 4 (53): 48 - 50.

9. Лепин П.В., Беловолова С.П., Беловолов В.А. Развитие методологической рефлексии педагога-исследователя. Вопросы образования. 2008; 1.

10. Сластенин В.А., Лепин П.В., Беловолов В.А., Беловолова С.П. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании. Педагогическое образование и наука. 2002; 4.

References

1. Il'inskij I.M. Neobhodima model' buduschego cheloveka. Vuzovskij vestnik. 2006; 23.

2. Karpenko M.P., Grachev V.V. Vysshee obrazovanie: linii razvitiya. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006; 4: 51 - 52.

3. Moiseev N.N. Izbrannye trudy: v 2-h t. Moskva, 2003; T. 1.

4. Novikov A.M. Postindustrial'noe obrazovanie. Moskva, 2008.

5. Subetto A.I. Zhizn' kak edinstvo tvorchestva, zdorov'ya i garmonii cheloveka i obschestva. Pod nauchnoj redakciej V.T. Pulyaeva; Lichnost'. Obschestvo. Obrazovanie. Kachestvo zhizni i obrazovanie: strategii i innovacionnye praktiki: materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: LOIRO, 2016; T. II.

6. Subetto A.I. Obrazovatel'noe obschestvo kak forma bytiya noosfernogo obschestva i realizacii strategii razvitiya obrazovaniya v Rossii vXXI veke: monografiya. Sankt-Peterburg - Kostroma, 2006.

7. Belovolov V.A., Gargaj V.B. Ustojchivoe razvitie regiona i innovacionno-informacionnaya model' obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 29-30 marta 2012 g. Novosibirsk, 2012: 47 - 53.

8. Sultanbekov T.I., Belovolov V.A. Struktura obrazovatel'noj sredy voennogo vuza. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2014; 4 (53): 48 - 50.

9. Lepin P.V., Belovolova S.P., Belovolov V.A. Razvitie metodologicheskoj refleksii pedagoga-issledovatelya. Voprosy obrazovaniya. 2008; 1.

10. Slastenin V.A., Lepin P.V., Belovolov V.A., Belovolova S.P. Metodologicheskaya refleksiya v pedagogicheskom issledovanii. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2002; 4.

Статья поступила в редакцию 30.05.16

УДК 330.1:378

Semak V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, lieutenant colonel, Military Training Center of Southern

Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: shulachka@mail.ru

ON THE QUESTION OF MODELING THE PROCESS OF DEVELOPMENT IN THE ECONOMY. The paper considers some problems of modeling of a development process in economy on the basis of common law of development, including several dozens of particular laws. The research provides a structure of the development process, described by a logistical S-shaped curve. The work has shown the instability of exponential models used for modeling of any processes, including economic ones. The author demonstrates the impossibility of predicting the upper turning points of the economic crisis. The work represents one-element and two-element models of economic development and existing dangers, outlines criticism of commonly used concepts of "large Kondratieff wave" and "sustainable development", which are next to nonsense from a scientific point of view.

Key words: economy, development process, economic laws, market, cost, capital, state, law of small causes, economic crises, cycles, sustainable development.

В.В. Семак, канд. пед. наук, доц., проф. каф. физвоспитания, подполковник, Учебный военный центр Южного

Федерального Университета, г. Таганрог, Е-mail: shulachka@mail.ru

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИКЕ

В работе рассматриваются проблемы моделирования процесса развития в экономике на базе общего закона развития, включающая несколько десятков частных законов; даётся структура процесса развития, который описывается логистической S-образной кривой; показана неустойчивость экспоненциальных моделей, используемых для моделирования любых процессов, в том числе и в экономике; показана невозможность прогнозирования начала экономических кризисов; представлены одноэлементные и двухэлементные модели развития экономики и существующие опасности; излагается критика, часто используемых понятий «большие волны Кондратьева» и «устойчивое развитие», которые с научной точки зрения являются нонсенсом.

Ключевые слова: экономика, процесс развития, законы экономики, рынок, стоимость, капитал, государство, закон малых причин, экономические кризисы, циклы, устойчивое развитие.

Материалистическая диалектика считалась общей теорией Развития, хотя речь шла лишь о концепции. При этом существовал громадный разрыв между фундаментальными принципами материалистической диалектики с одной стороны и частными методами и методиками, используемых в технике, экономике и т. д. Естественно, данный закон носил вербальный характер. В настоящее время ощущается необходимость в тщательном изучении общих закономерностей развития, конкретизация системы частных законов Развития, создание соответствующего математического инструментария.

В литературе [1 - 3] приведены следующие основные закономерности необратимых эволюционных процессов (Развития):

• процесс Развития является необратимым процессом;

• Развитие идет по логистической (5 - образной) кривой;

• Развитие носит дискретно-непрерывный характер (переход от количественных изменений в качественные;

• периоды стабильности (застоя, Порядка) неуклонно сокращаются;

• огибающая кривая также предполагается в виде логистической кривой;

• моменту перехода не может быть дана даже вероятностная оценка;

• кривая зависимости имеет два участка стабильности, характеризующихся небольшими изменениями;

• участок кривой зависимости, характеризующийся резкими изменениями, обусловлен влиянием положительной обратной связи;

• утверждение, что эволюция - процесс адаптации системы к изменениям внешней среды некорректно, т. к. развитие системы за счёт гомеостаза невозможно; фаза Порядка может быть представлена линейной зависимостью. Последнее, по всей вероятности, подвигло академика С. Глазьева (в экономике) назвать эту фазу Хаосом.

• на участках стабильности могут наблюдаться поверхностные колебания (К. Маркс, П. Сорокин), то есть реализуется свойство обратимого процесса;

• совмещение S-кривой, характеризующей рост исследуемых параметров, и S-кривой, характеризующей падение других параметров, даёт нам графическое изображение диалектической спирали развития.

Характерной особенностью общего закона Развития является его справедливость для всех предметных областей (от экономики до модели Вселенной).

Определение закономерностей развития системы во времени - одна из основных проблем не только при теоретическом исследовании, но и при решении практических задач научной политики. Поэтому естествен интерес, проявляемый при изучении любых процессов к построению как чисто качественных, так и формализованных моделей. Как правило, такие модели опираются на логистическую кривую, в основу которой положена внешняя аналогия различных процессов с процессами роста и размножения организмов, динамики популяций и т. п. Основные параметры процессов сначала растут по экспоненте, но затем социальные, политические и экономические факторы могут пр и-водить к труднопредсказуемым скачкам.

Пока такие изменения не достигнут некоторой критической точки, они остаются незаметными на макроуровне. Но их совокупный результат также не является однозначно определенным. В критической точке возникают, по крайней мере, две возможные траектории дальнейшей эволюции системы, которые математически определяются термином бифуркация, означающим раздвоение или множественное разветвление.

Рассматривая понятие Порядка, экономисты отмечают независимость его от целей и интересов людей, подчеркивают его самопроизвольный характер. Отсюда делается вывод об объее-тивном характере экономических законов. Впервые на эту осое бенность взаимоотношения между субъективными интересами и целями людей и общими закономерностями обратил внимание А. Смит: «Каждый человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознаёт, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Возникновение самопроизвольного порядка на рынке экономисты объясняют существованием отрицательной обратной связи, т. е. гомеостаза. Следует отметить, что по современным воззрениям процесс Развития в любых системах (в том числе и социально-экономических) обусловлены существованием двух противоположных тенденций, т. е. наряду с отрицательной обратной связью имеется положительная обратная связь. В России и Германии это явление называется синергетикой.

Понятие спонтанного Порядка сближается с понятием экономического закона, поскольку оба они выражают объективный характер экономических процессов. Однако объективность экономических законов существенно отличается от объективных законов природы тем, что действие последних осуществляется стихийно, без какой-либо преднамеренной цели, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, преследующие свои интересы и ставящие себе определенные цели. Тем не менее, законы, а, следовательно, и порядок, формирующиеся в результате экономической, хозяйственной деятельности людей, имеют объективный характер [4].

Можно сформулировать следующие формальные особенности процесса, описываемого 5-кривой:

имеется начальный этап медленного развития; процесс переходит в этап ускоренного развития; в конце этапа имеется точка перегиба; затем следует этап замедления развития; он завершается этапом насыщения (медленного течения процесса);

■ процесс может не иметь четко фиксированных точек начала и окончания.

Описывающая процесс 5-кривая может быть симметричной или несимметричной - это зависит от характера процесса. Соответственно, математическое описание на различных этапах может отличаться, как это показано в [1 - 3].

Для нелинейных систем с необратимыми процессами характерно отсутствие четких причинно-следственных связей, т. е. отсутствует пропорциональность между причиной и следствием. Многие исследователи давно отмечали, что модели, построенные только на причинно-следственных связях, имеют малую адекватность, поскольку на самом деле процессы гораздо сложнее. Вследствие этого, попытка построить модели, например, в экономике на причинно-следственных связях бесперспективна.

Поскольку создание общей модели динамических процессов в нелинейной системе невозможно, при создании общей теории Развития мы основное внимание уделили результатам функционирования таких систем.

Графически динамика процесса Развития отражается всегда в виде S-образной логистической зависимости. Исследования показали, что S-кривая носит колоколообразный характер, а производная от колоколообразной функции всегда даёт S-кривую. Удивительно, что производная от многих функций, которые разрабатывались различными учёными, в разное время, имеет вид Э-кри вой (включая елассическеемодели эволюции-Перла, Гом-перца е дма а кчаже сревменеяЛмльмеекаи м д.), а е. ¿-ееигмк, покоз ывемт.рео мыимеим еелесн елинeкнсмееcтамoо.л-юкмк, нмем аее-м ю пр-изее-нюа ом мдлил^ки!. лы еолмчаем веодоарщик вид нормального закона распределения.

ОдмоЧ изпееоедм эчелюцмданыи моделмк является медель Фибоначчи - ряд чисел Фибоначчи (1202 г.). Замечательным енеке-вед деда чиомз ФчНмнлнчиялляьтояеалечие «Божественного соотношения», определяемое числом РН = 1,618. В любой -^оо™ едше-о ззамзе дконое яоитзошеелч присутее-уею Это обусловленное соотношение характеризует структурную сторону о^шеге Мира еявлезеез зщё е^чем декересчлоствoм еминдтвд чошогоМира,ла кдезроедкаёывчлещё лвтод оакячоаналогни ГеемемTpиcпяг ист.

Прчмееениь матимамическ-х мотедов при анализе процессов pднчитаеве ьходит, иo-влдимoмч,кo временам 18 века, когда появидече ееПoть М-лктуме од ерочте народонаселения.

Уравнение МNьтуса имело вед

dN

л м N , N (И) л Ни (1)

ач

Его решением является экспонента

Ж0= Пид

ая

(2)

Фикции вNИ (2) является неограниченно растущей, что не можею етражятчоеейсе)а [эч-иькмк пpoцрcееп:pecееcы, м^сла-

вливающие течение процесса не могут быть бесконечными. Еще Ч. Дарвинпоказал пoтeнлиaльнpюпpмтипopeчивоотьфopлплуl Мальтуса [6].

Одним изкервыхтакипппыытоклолучепияточнорэволюцп-онной модели является уравнение Ферхьюста-Перла.Уравнение г^^врсть^^ского ноств толоказр1вапо,чтр сувеничением численности популяции уменьшаются пищевые и другие ресур-эы.рэол игиркп^1^и1рмя^1^|/^тек^ве]птрэвсе-^п0г^и^в^ны хищников и т. п., в связи с чем рост замедляется и численность приближается к верипнмутредеыу

Рпссмттрим анппим пконнмики двух стран с различным уровнетраетития, даннас ВФВоею Иа-

пстьевыл [7].

о-осттсаитсма лроаннадин рропорцотетлыио йн<иср"в1"нстфву

^ И = ¥Н А: = 1,2 , (4)

уровню, где:

Ьк - коэффициент капиталоемкости; к '

2,-объек капитала.

C07TH0L^f7HSH; ('IJt.SKO.HT К ЭК74КНГНу7аЛЫНК25 росту кали. Т2ла развиваюкцейок н^нонои. С ао9том ткого иылуииы фулко з^|^ннгз^97Ы[^с^зк2иныи^к^Н5я страны

ГЛ;НИ( =и

ОЗгНОМа

#Н0(

иент 1 аТе(.

е7еЗ-|-1

иыно(

Л'

иентт1 а теЛ

он

Тамим обраном, коня лзонооии7 а з^ииои^еингуыкося соззялзы а7илащ5ется Lомби5aциeTдоукcocтявлящщи2,кacд05 зо ^iltsq 72IN ^МаЯКеТСЯ N0 ЭЗ7П0ЫУЛЯЛКЗ0ВКаЫа7 онкыиу

Лтлдy9л К2метить, что учение Кондратьева в области ЦИKЛ95NЛЭНQ 7^LL^N10 ШИК0ЫКе раКЛрОСТраНеНи0 К1КГ0ЛПаИ К^-данлл к1няо^ико21лконциыи-ко| к[зигцк пов, ииыоотлиыК| тeкиoыа-5Q| ылонуктт5,нллмктркилто, чио скм олтор усазыаыи то, тфаноу ченную и^оясть ик 7ущусяноиаыи7 (нзоллимер, кт(лаыствил водн Н0ЛДOН5ЛeOЛЗЯ 7 ЛL05ЯMHИe ЕЕ 1^елыт7

Понятие ЦЛКС71 работающ^о тал локо, я аыилдкл^л^и^й тал-Н(ЛСТВЮ, И QИШКMCЛyQЗ5 07ИpИKMЛ4ИKIПpTЖЫЛ ОИеКК N0,11 неуо а7а7KаepHaДЛ0Oфa5aOO5T.TOЛЬKУНПЯПЛ0ИИ52ДTCK0ЗЯ000У уЧ^ нЫ7 Н7ЧИНаЛИ ГОснн1ТТ0, ^^■^0NЛ7t)-^ОД ^Ы^к^^о^^Л, КОТоКЫЫоВЛЯеТЯи частью нкобpaа5Лoгкпpоц4л97lл70дoдеo2лонллииеннегйкарак-иел ИЗЯ05ЛH95,

Л П4ли7дник уоды ян4ин7лико71 ллшааиJкн, нт0N0клз Муду лачал до0улияиaта еЛылкров с. периоик лдкoeсня нитиоол,тнoоQа-лооти Л4нpояолля 0Д55"XJLа7Д0 скилтон7, икк 7ИJ5ЯЭ"H5!К яндкие-ит-о дениемодниии 9н ноиoжeни5 общеил нелело Развитмя, я ляоже олятнкоо, чти нтки,лс7 J07и5lктия 44и9шнл н уледующеК ялядии (с5лшëл 005кн cинн/с5pнa4ти),дтдд4T5иxнeнмepoв лриведён в [1 -3].

Нк ллоан Малэтуои uaNЛ7Д0lBУе020 7гсa0и0кнл0кслз5ст иoлодттниe5алииыаотяовт (клоpaнlинн)|ДaнныЙNлoцeсохкрт-ину 0П4лЫВК497Я ОДНЫН ИЗ C7ИKУЛ5 ИП [с]l

dH^^' е

где с - окорость «оуко^». При c > — положения равновесия нет. Траектории убывают и за конечное время достигают ну-оуымо 7еы оннй(вc, рис.^.

C>1/4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при определенном уровне коррупции

(с>1) Развитие носит объективный, негативный, устойчивый

4

характер (за счёт самоорганизации).

Рассмотрение модели государства, где вместо одного компонента (ведущего) существует два, можно было бы сделать на примере Швеции.

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер «шведской экономики», сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

На наш взгляд, шведская модель в той или иной степени является реализацией принципа «среднезажиточности» Конфуция, обеспечивающая гармонию в обществе. Кстати, данный принцип взят на вооружение новым руководством Китая на последнем съезде компартии. Не забудем и историю с НЭПом, позволившей России первой из европейских государств в 1924 году достичь уровня 1913 года.

В заключение приведём графики зависимостей для общего закона Развития (эволюции), когда экспонента заканчивается гиперболическим или параболическим насыщением (после окончания ресурса), т. е. возникает этап стабильности (рис. 3 и рис. 4 [1 -3]).

0.5

1.5

Рис.3

2.5

0.5

1 1.5

2.5

Рис. 1.

Рис. 4

Библиографический список

1. Глушенко А.А. Общая теория эволюции. Таганрог: Издательство ЮФУ, 2010; Ч. I.

2. Глушенко А.А. Общая теория развития. Таганрог: Издательство ЮФУ, 2012; Ч. II.

X

t

3. Глушенко А.А., Гревцев В.Н., Клопченко В.С., Таран В.А. Элементы общей теории развития. Москва: Издательство Международной Педагогической Академии, 2015.

4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов. Москва: СОНИМ-ДАНА, 1999.

5. Мальтус Томас Роберт. О росте народонаселения. 1798.

6. Дарвин И. Происхождение видов путем естественного отбора. Москва - Ленинград: Академия, 1939; Т.3.

7. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. Перевод с английского. Москва, 1990.

References

1. Glushenko A.A. Obschaya teoriya 'evolyucii. Taganrog: Izdatel'stvo YuFU, 2010; Ch. I.

2. Glushenko A.A. Obschaya teoriya razvitiya. Taganrog: Izdatel'stvo YuFU, 2012; Ch. II.

3. Glushenko A.A., Grevcev V.N., Klopchenko V.S., Taran V.A. 'Elementy obschej teorii razvitiya. Moskva: Izdatel'stvo Mezhdunarodnoj Pedagogicheskoj Akademii, 2015.

4. Ruzavin G.I. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: SONIM-DANA, 1999.

5. Mal'tus Tomas Robert. O roste narodonaseleniya. 1798.

6. Darvin I. Proishozhdenie vidovputem estestvennogo otbora. Moskva - Leningrad: Akademiya, 1939; T.3.

7. Leont'ev V. 'Ekonomicheskie 'esse. Teoriya, issledovaniya, fakty ipolitika. Perevod s anglijskogo. Moskva, 1990.

Статья поступила в редакцию 01.06.16

УДК 372.30

Hubieva F.R., postgraduate, Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies, Karachay-Cherkess State University

n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: halimat56@mail.ru

FORMATION OF INTEREST FOR LEARNING IN EDUCATIONAL WORK AMONG PRIMARY SCHOOL PUPILS. Cognitive interest, being one of the aspects of interest in general, is characterized by a particular cognitive attitude, accompanied by intellectual emotion and direct motive, coming from the activity itself. In the educational process a cognitive interest serves as a means of learning as a motive of teaching, as a stable quality of the individual student, aimed at the acquisition of knowledge and methods of a cognitive activity. Cognitive interest in terms of scientific significance is an important factor in improving the learning process. It is an indicator of its effectiveness and efficiency at the same time as it stimulates cognitive activity, independence, creative approach to mastering the material, and also encourages self-education. A teacher provides guidance and education management and development of younger schoolboys in the course of training, the formation of the totality of his personality entities.

Key words: cognitive interest, knowledge, training activities, primary school pupil.

Ф.Р. Хубиева, аспирантка, каф. педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский университет

имени У.Д. Алиева г. Карачаевск, E-mail: halimat56@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательный интерес, будучи одним из видов интереса вообще, характеризуется особым познавательным отношением, окрашенным интеллектуальной эмоцией, и непосредственным мотивом, идущим от самой деятельности. В учебном процессе познавательный интерес выступает как средство обучения, как мотив учения, как устойчивое качество личности школьника, направленное на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. С точки зрения научной значимости познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, так как он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Учитель осуществляет руководство и управление воспитанием и развитием младших школьников в процессе обучения, формированием всей совокупности его личностных образований.

Ключевые слова: познавательный интерес, знание, учебная деятельность, младший школьник.

В ФГОС НОО второго поколения прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объём информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не простопередать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформирован-ности универсальных учебных действий. Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие

учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится...». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться.». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Эта позиция также не является новой, так как она тождественна принципу минимакса, реализуемого в ОС «Школа-2100».

Познавательная деятельность младших школьников МКОУ «СОШ» г. Карачаевска Карачаево-Черкесской Республики построена в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

личностными, включающими готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформирован-ность основ гражданской идентичности.

метапредметными, включающими освоенные обучающимися универсальныеучебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.