Научная статья на тему 'К вопросу о модели кочевого скотоводства в степях волжско-уральского междуречья в бронзовом веке'

К вопросу о модели кочевого скотоводства в степях волжско-уральского междуречья в бронзовом веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ МОДЕЛИ СКОТОВОДСТВА / РАДИОУГЛЕРОДНОЕ ДАТИРОВАНИЕ / БРОНЗОВЫЙ ВЕК / NOMADIC CATTLE-BREEDING / EARLY BRONZE AGE / RECONSTRUCTION MODEL / CULTURE TRIBES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моргунова Н. Л.

The article suggests the cattle-breeding reconstruction model of Yamnaya culture tribes of the early Bronze Age based on some archaeological and ethnographic sources. The complex research records of the natural sciences (paleozoology, palynology, soil science, anthropology and radio-carbon science) are represented in the article. The conclusion made is that the early Bronze Age witnessed the beginning of the nomadic cattle-breeding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATTLE-BREEDING MODEL OF THE VOLZHSKO-URAL BETWEEN RIVERS REGION STEPPES WITHIN THE BRONZE AGE

The article suggests the cattle-breeding reconstruction model of Yamnaya culture tribes of the early Bronze Age based on some archaeological and ethnographic sources. The complex research records of the natural sciences (paleozoology, palynology, soil science, anthropology and radio-carbon science) are represented in the article. The conclusion made is that the early Bronze Age witnessed the beginning of the nomadic cattle-breeding.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модели кочевого скотоводства в степях волжско-уральского междуречья в бронзовом веке»

Н. Л. Моргунова, доктор исторических наук, профессор, Оренбургский государственный педагогический университет e-mail: nina-morgunova@yandex.ru

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ КОЧЕВОГО СКОТОВОДСТВА В СТЕПЯХ ВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ В БРОНЗОВОМ ВЕКЕ

В статье на основании археологических и этнографических источников дается реконструкция модели скотоводства племен ямной культуры раннего этапа бронзового века. Использованы данные комплексных исследований, проведенных автором совместно представителями естественных наук -палеозоологами, палинологами и почвоведами, антропологами и специалистами по радиоуглеродному датированию. Сделан вывод о возникновении кочевой формы скотоводства в раннем бронзовом веке.

Ключевые слова: кочевое скотоводство, реконструкция модели скотоводства, радиоуглеродное датирование, бронзовый век.

На заре бронзового века в степной зоне волжско-уральского междуречья сформировалась ямная культура. В начале 70-х годов минувшего столетия было высказано мнение о достаточно развитом характере подвижного скотоводческого хозяйства и образа жизни населения данной культуры (Мерперт, 1974; Шилов, 1975). Однако концепция не сразу была воспринята однозначно, дискуссионные моменты сохраняются и в настоящее время. На археологическом материале в последние десятилетия разрабатывались отдельные направления изучения проблемы хозяйства степного населения. В методике реконструкций моделей кочевых форм хозяйства у населения ямной культуры привлекались этнографические данные, начиная с формулировки самого понятия.

«Кочевничество — особая форма хозяйства и быта, в основе которого лежит экстенсивное скотоводство (в том числе, оленеводство) с сезонным перемещением населения и стад скота. Скотоводство в условиях кочевничества обеспечивает номадов мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления жилищ и одежды. Скотоводство дополнялось охотой, неоседлым примитивным земледелием, ремеслом, промыслами» (Словарь этнографических понятий и терминов, с. 72).

Исходя из данного определения, выделяются такие факторы формирования и развития тех или иных кочевых культур, как природно-климатические условия и возможности человека адаптации к ним; состав стада домашних животных, способных передвигаться на большие расстояния и самостоятельно добывать корм даже при снежном покрытии; технологические средства существования: тип жилища, наличие транспортных средств, рациональный подбор хозяйственного инвентаря и предметов быта, а также специальные знания цикличности природно-климатических условий (Шилов, 1975; Шнирельман, 1980; Шиш-лина, 2000). Кроме того, характеристика кочев-

нической культуры была бы неполной без учета идеологических представлений, социальной структуры и общественного управления.

Понятно, что в археологических материалах все признаки наличия кочевого типа хозяйства не всегда отчетливо проявляются. К ямной культуре, отличающейся весьма рациональными погребальными ритуалами и отсутствием стационарных поселений, это замечание относится в полной мере, что и вызывало скепсис ряда исследователей по поводу утверждений о наличии кочевого скотоводства у носителей данной культуры (Шнирельман, 1980, с. 223-242). Однако в последние два десятилетия исследования ямной культуры значительно расширились, получены новые материалы по данной проблеме, особенно за счет привлечения возможностей естественных наук.

Особенно показательны в этом плане материалы приуральской группы ямной культуры, исследования памятников которой в последние десятилетия активно проводятся под руководством автора в Оренбургской области. Рассмотрим имеющиеся источники согласно выделяемым признакам наличия кочевых форм хозяйствования. Но, прежде, следует отметить, что в результате проведенного целенаправленно радиоуглеродного датирования ямных артефактов уточнена хронология самой культуры - ранний этап от 3900 до 3300 лет до н.э., развитой этап - 3200-2600 лет до н.э., поздний - 2600-2200 лет до н.э. (Моргунова, 2007).

Природно-климатический фактор. Волжско-приуральские степи по ландшафтно-природным и климатическим условиям идеально подходят для развития подвижного скотоводства. По данным изучения древних почв под курганами методами палеопочвоведения, на протяжении раннего бронзового века климат данного региона существенно не менялся, хотя и наблюдались его кратковременные колебания. Условия темпе-

ратурного режима и увлажнения на протяжении всего периода оставались достаточно стабильными, отличались большей влажностью и меньшей континентальностью в сравнении с современностью (Моргунова и др., 2003; Хохлова, 2007).

Волжско-уральское междуречье в настоящее время включает в себя три основные экологические ниши: южные лесостепи Среднего Поволжья и Приуралья, сухие степи Нижнего Поволжья и полупустыни Северного Прикаспия, отличающиеся особенностями в температурном режиме зимы и лета, растительном покрове, условиях увлажнения. Так было и в древности.

Адаптация скотоводческой деятельности к данным природно-климатическим условиям, вероятно, завершается на заключительном этапе эпохи энеолита при переходе к бронзовому веку. Об этом, прежде всего, свидетельствует равномерное и господствующее распределение ямных комплексов по всей территории волжско-уральского междуречья. В энеолите имелось культурное своеобразие соответственно трем экологическим нишам, и повсеместно население вело оседлый образ жизни, о чем свидетельствует множество поселений (Моргунова, 2011). В ямное время наблюдается полное поглощение или оттеснение постэнеолитических групп с данной территории, северная граница расселения ямных групп устанавливается по рекам Самара, Сок, Бол. Кинель, захватывая районы Оренбургского Приуралья. Для всей территории волжско-уральского варианта ямной культуры характерно полное отсутствие поселенческих памятников. Многочисленные курганные группы в основном расположены вдоль речных бассейнов Волги, Урала и их притоков.

Таким образом, природно-климатические условия поволжско-приуральского региона в полной мере могли способствовать развитию кочевых форм хозяйствования у ямного населения, что подтверждается этнографическими данными.

В XIX в. более 80% казахов существовали за счет скотоводства, которое носило ярко выраженный кочевой характер, в полной мере адаптированный к природной среде (Масанов, 2000, с. 116-117). Кочевникам-казахам был присущ так называемый замкнутый цикл кочевания по строго урегулированным маршрутам - с постоянными зимними стойбищами и с системой кочевания в летний период по одним и тем же водоисточникам. Ценные сведения по географии и специфике кочевания в эпоху позднего средневековья в Ногайской Орде на основании различных письменных источников XVI в. собрал Э. Л. Дубман (2005, с. 140-168). Во многих чертах система кочевого хозяйства ногайцев близка казахской модели.

Согласно картографированию памятников ям-ной культуры выделяется полоса южной кромки

лесостепи от устья р. Самара до бассейна р. Илек средоточием наиболее выдающихся курганных памятников. Самые северные точки пребывания ямных групп отмечены на реках Бол. и Мал. Ки-нель. В Приуралье севернее Каргалинских рудников и среднего течения р. Салмыш ямные памятники неизвестны. В южном направлении пути движения скотоводов ямной культуры, вероятно, проходили вдоль Урала и Волги.

Таким образом, природно-климатические условия волжско-уральского междуречья способствовали формированию подвижного скотоводства по вертикально-меридиальному принципу.

Состав стада. Уже в эпоху энеолита в скотоводстве населения волжско-уральского междуречья произошел отбор определенных видов животных, наиболее приспособленных к степным условиям, позднее адаптированных для кочевничества (Моргунова, 1995; Юдин, 2004). Это овца, крупный рогатый скот и лошадь. По данным археологии и этнографии именно эти виды стабильно составляли основное поголовье животных в следующих за ямной степных культурах вплоть до конца XIX века.

Так на жертвенниках в потаповских и синташ-тинских памятниках среднего этапа бронзового века (первые века II тыс. до н.э.) часто присутствуют останки лошадей, быков и овец (Васильев и др., 1994). В позднем бронзовом веке (вторая половина II тыс. до н.э.) хотя скотоводство носило пастушеский придомный характер, стадо сохраняло примерно аналогичный состав (Петренко, 2007, с. 33-40). Анализ возрастных особенностей всех видов животных, в том числе лошадей, показал, что помимо мясного направления в скотоводстве этих культур значительное место занимало получение других видов продуктов, а также использование мускульной силы животных в производственных и транспортных целях (там же, с. 36). Несмотря на переход к оседлому образу жизни, население срубной культуры Поволжья и Приуралья не занималось земледелием, а наряду с придомным скотоводством практиковало и его подвижные формы.

Особенности среды обитания и специфика кочевой модели хозяйства определяли состав стада у казахов в XIX веке. В нем удельный вес овец в среднем составлял 60% всего поголовья, коз -11%, лошадей - 13%, КРС - 12%, верблюдов -4% (Масанов, 2000, с. 117).

Что касается ямной культуры, то можно предполагать, что состав стада и удельный вес в нем видов животных был примерно таким же, как и у поздних степных кочевников. В большинстве случаев в заупокойно-поминальных ритуалах использовалось мясо овец, в исключительных моментах

- мясо быков и лошадей (Мерперт, 1974; Моргунова, Кравцов, 1994; Шишлина, 2007, с. 312).

Техническое обеспечение и получение продуктов скотоводства

Колесный транспорт. Остатки деревянных колес и повозок в настоящее время достаточно широко представлены в погребальных комплексах ямной культуры. Они многочисленны в Под-непровье и в Прикубанье (Козенкова, 1973; Гей, 2000; Пустовалов, 2000). В Оренбуржье находки деревянных колес и частей повозок обнаружены в курганах Герасимовка I 7/1 (Смирнов, 1965), Шумаево II 6/6 и ОК Шумаево II (Моргунова и др., 2003; Моргунова, Турецкий, 2003), Изобильное I 3/1 (Моргунова, Кравцов, 1994). Все четыре комплекса отличались неординарностью погребального ритуала, что свидетельствует о предназначении их привилегированным слоям ямного общества, возможно вождям крупных родовых общин скотоводов (Мерперт, 1974; Моргунова, 1992; Пустовалов, 2000). Показательны антропологические данные - это погребения мужчин зрелого возраста (Хохлов, 2006).

Необходимо подчеркнуть такую особенность данной группы погребений, как символичность использования деталей колесного транспорта. Колеса клали по углам ступенек при входе в погребальную камеру, что символизировало последний дом-кибитку для умершего на колесах. Обращает на себя внимание также тот факт, что для изготовления колес использован такой отличающийся непрочностью сорт дерева, как тополь (Моргунова, и др., 2003). Можно предположить, что для погребения в Шумаево были сделаны одноразовые колеса, предназначенные исключительно для совершения похоронной процессии. К аналогичному выводу, исходя из непрочности конструкций повозок у ст. Ново-Титоровской, пришла В. И. Козенкова. (1973, с. 64). Подобное заключение на материалах памятников с повозками из Поднепровья развивает С. Ж. Пустовалов (2000, с. 315).

Как бы там ни было, очевидным представляется то, что население ямной культуры Приуралья, а следовательно, и других областей волжско-уральского региона, знало и использовало колесный транспорт. Конструкция могильных ям с остатками колес позволяет моделировать и распространение крытых кибиток, необходимых для длительных передвижений по степи.

С производством колесного транспорта напрямую связано развитие плотницкого дела. О выделении профессиональных плотников, занятых в этой отрасли хозяйства, свидетельствует ряд погребальных комплексов с соответствующим инструментарием. Так, в ряде курганов Оренбургской области погребения мужчин зрелого возраста со-

провождались наборами медных орудий для деревообработки (топор, тесло, крупный нож, долото, шило, резчик). Все находки происходят из неординарных курганов, которые, судя по трудовым затратам на их сооружение и по ритуальным обрядам, предназначались социальной группе, занимавшей высокое положение в обществе (Моргунова, 1992).

Продукты скотоводства. Показатели о наличии иных кроме мясных продуктов скотоводства по археологическим данным устанавливаются сложнее всего, поскольку органические материалы, как правило, не сохраняются. Использование ряда новых методик при изучении ямных памятников в Приуралье в последние годы позволило получить некоторые данные об использовании продуктов скотоводства в погребальных обрядах.

Особенно плодотворным оказался биоморфный анализ, примененный научным сотрудником Института географии РАН, д.г.н. А. А. Гольевой для изучения органики из погребений в Шумаевских, Мустаевских и Скворцовских курганах в Оренбургской области (Моргунова и др., 2003; Моргунова и др., 2010). Установлено, что в убранстве могил широко использовались различные травы, водолюбивые растения и кора деревьев для создания подстилок, покрывал и перекрытий. Выявлены циновки с хорошо сохранившимся простым переплетением, что может служить свидетельством об умении ямного населения создавать тканые изделия. Наряду с растительной органикой обнаружено большое количество материалов животного происхождения - шерсти или кожи. В основном, они фиксировались на костях скелетов, что, надо полагать, связано с погребальной одеждой. Шерсть или кожа могли использоваться для шитья костюма, шапок, подушек, а также в качестве подстилок и покрывал. О занятиях ткачеством свидетельствуют данные по курганам в Калмыкии, где получены бесспорные доказательства не только о распространении текстильного производства у племен ямной и катакомбной культур, но показан сам процесс в развитии (Орфинская, Голиков, Шишлина, 1999).

Таким образом, имеющиеся на настоящий момент источники достаточно красноречиво свидетельствуют о развитом многокомпонентном скотоводческом хозяйстве ямной культуры в Приуралье. В целом приуральский регион входил в систему волжско-уральского варианта ямной культурноисторической области. В этой системе кочевого хозяйственного цикла заволжские (бассейн реки Самара) и приуральские степи являлись той территорией, где ямные племена в основном находились в весенне-летне-осеннее время.

Литература

1. Васильев, И. Б. Потаповский курганный могильник индоиранских племен на Волге / И. Б. Васильев, П. Ф. Кузнецов, А. П. Семенова. - Самара : СПГУ, 1994. - 208 с.

2. Гей, А. Н. Новотиторовская культура / А. Н. Гей. - М. : ИА РАН, 2000. - 224 с.

3. Дубман, Э. Л. Особенности системы кочевания у ногайского сообщества середины XVI в. / Э. Л. Дубман // Краеведческие записки. - Вып. XII. - Самара : СОИКМ, 2005. - С. 140-168.

4. Козенкова, В. И. Новые материалы по бронзовому веку в Западном Предкавказье / В. И. Козен-кова // Краткие сообщения ИА АН СССР - 1973. - Вып. 134. - С. 60-67.

5. Масанов, Н. Э. Особенности функционирования традиционного кочевого общества казахов / Н. Э. Масанов // Сезонный экономический цикл населения Северо-Западного Прикаспия в бронзовом веке.

- М. : ГИМ, 2000. - С. 116-130.

6. Мерперт, Н. Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья / Н. Я. Мерперт. - М. : Наука, 1974. - 151с.

7. Моргунова, Н. Л. Неолит и энеолит юга лесостепи волго-уральского междуречья / Н. Л. Моргунова. - Оренбург : Южный Урал, 1995. - 222 с.

8. Моргунова, Н. Л. К вопросу об общественном устройстве древнеямной культуры / Н. Л. Моргунова // Древняя история населения волго-уральских степей. - Оренбург : ОГПУ, 1992. - С. 5-27.

9. Моргунова, Н. Л. Об абсолютной хронологии развитого этапа ямной культуры (по данным Южного Приуралья) / Н. Л. Моргунова // Радиоуглерод в археологических исследованиях. - СПб. : ИИМК РАН, 2007. - С. 210-215.

10. Моргунова, Н. Л. Энеолит волжско-уральского междуречья / Н. Л. Моргунова. - Оренбург : ОГПУ, 2011. - 220 с.

11. Моргунова, Н. Л. Древнеямная культура на Илеке / Н. Л. Моргунова, А. Ю. Кравцов. - Екатеринбург : Наука, 1994. - 153 с.

12. Моргунова, Н. Л. Шумаевские курганы / Н. Л. Моргунова, А. А. Гольева, Л. А. Краева, Д. В. Мещеряков, М. А. Турецкий, М. В. Халяпин, О. С. Хохлова. - Оренбург : ОГПУ, 2003. - 390 с.

13. Моргунова, Н. Л. Ямные памятники у с. Шумаево: новые данные о колесном транспорте у населения Западного Оренбуржья в эпоху раннего металла / Н. Л. Моргунова, М. А. Турецкий // Вопросы археологии Поволжья. - Вып. 3. - Самара : СГПУ, 2003. - С. 144-159.

14. Моргунова, Н. Л. Скворцовский курганный могильник / Н. Л. Моргунова, А. А. Гольева, А. Д. Дегтярева, А. А. Евгеньев, Л. В. Купцова, Н. П. Салугина, О. С. Хохлова, А. А. Хохлов. - Оренбург : ОГПУ, 2010. - 160 с.

15. Орфинская, О.В. Комплексное экспериментальное исследование текстильных изделий эпохи бронзы евразийских степей / О. В. Орфинская, В. П. Голиков, Н. И. Шишлина // Текстиль эпохи бронзы прикаспийских степей. - М. : ГИМ, 1999. - Вып. 109. - С. 58-184.

16. Петренко, А. Г. Становление и развитие основ животноводческой деятельности в истории народов Среднего Поволжья и Предуралья / А. Г. Петренко // Археология евразийских степей. - Вып. 3.

- Казань : Институт истории АН РТ, 2007. - 144 с.

17. Пустовалов, С. Ж. 2000. Курган «Тягунова могила» и проблемы колесного транспорта ямно-катакомбной эпохи в Восточной Европе / С. Ж. Пустовалов // Stratum plus. - № 2. - СПб., Кишинев-Одесса-Бухарест. - С. 296—321.

18. Словарь этнографических терминов. Материальная культура / под ред. акад. Ю. В. Бромлея. -М. : Наука, 1989. - 237 с.

19. Смирнов, К. Ф. Древнеямная культура в Оренбургских степях / К. Ф. Смирнов // Новое в советской археологии. - М. : Наука, 1965. - С. 156-159.

20. Хохлов, А. А. Основные проблемы палеоантропологии ямной культуры / А. А. Хохлов // Проблемы изучения ямной культурно-исторической области. - Оренбург : ОГПУ, 2006. - С. 100-104.

21. Хохлова, О. С. Палеоклиматические реконструкции для III тыс. до н.э. по данным палеопоч-венного изучения курганов ямной культуры в Оренбургском Приуралье / О. С. Хохлова. - Вестник ОГУ. - № 10. - 2007. - С. 110-117.

22. Шилов, В. П. Очерки по истории древних племен Нижнего Поволжья / В. П. Шилов. - М. : Наука, 1975. - 208 с.

23. Шишлина, Н. И. Северо-Западный Прикаспий в эпоху бронзы (V-III тыс.до н.э.) / Н. И. Шиш-лина. - М. : ГИМ, 2007. - 400 с.

24. Шнирельман, В. А. Происхождение скотоводства / В. А. Шнирельман. - М. : Наука, 1980. - 333 с.

25. Юдин, А. И. Варфоломеевская стоянка и неолит степного Поволжья / А. И. Юдин. - Саратов : СГУ, 2004. - 199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.