Научная статья на тему 'К вопросу о миграции саджи syrrhарtes paradoxus осенью 1922 года'

К вопросу о миграции саджи syrrhарtes paradoxus осенью 1922 года Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Селевин В. А.

Второе издание. Первая публикация в 1927 г. Селевин В.А. 1927. К вопросу о миграции саджи осенью 1922 года // Uragus 1: 14-16. + Около Семипалатинска саджа встречается не особенно часто, преимущественно в степи за Иртышем, на пролётах. Весной 1926 г. в начале апреля лёт саджи был довольно интенсивен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о миграции саджи syrrhарtes paradoxus осенью 1922 года»

Литература

Бихнер Е. 1884. Птицы С.-Петербургской губернии: Материалы, литература и

критика // Тр. С.-Петерб. общ-ва естествоиспыт. 14, 2: 359-624. Зарудный Н.А. 2003. Птицы Псковской губернии // Рус. орнитол. журн. 12 (235):

975-983 (1-е изд. в 1910). Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и

сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Попельнюх В.В. 1994. Первая находка гнезда водяного пастушка Rallus aquati-

cus на Северо-Западе России // Рус. орнитол. журн. 3, 2/3: 282-284. Фёдоров В.А. 1998. О гнездовании водяного пастушка Rallus aquaticus в Себеж-ском Поозерье (Псковская область) // Рус. орнитол. журн. 7 (44): 3-5.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 378: 1273-1275

К вопросу о миграции саджи Syrrhaptes paradoxus осенью 1922 года

В. А. Селевин

Второе издание. Первая публикация в 1927*

Как я уже отмечал в охотничьих журналах и газетах, в конце лета и осенью 1922 года на территории Семипалатинской губернии+ снова наблюдался грандиозный лёт саджи, или копытки Syrrhaptes paradoxus, тысячными армиями прилетевшей из среднеазиатских степей, следуя вдоль течения Иртыша. Интересуясь вопросом и желая собрать по возможности полные опросные сведения, касающиеся миграции бульдруков в 1922 г., я поместил в местной печати, где только было можно, ряд обращений к населению, изложив в них весьма подробно, что желательно знать от очевидцев этого редкого явления в жизни наших птиц. Кроме того, я сделал ряд докладов - в Союзе охотников, среди любителей природы и проч., и, наконец, на 1-й Семипалатинской губернской краеведческой конференции (август 1924), где было постановлено обратить внимание на сбор сведений, относящихся к этой ещё не вполне разгаданной странице в биологии пернатых. Географическим отделом была издана моя анкета, разосланная затем по губернии.

* Селевин В. А. 1927. К вопросу о миграции саджи осенью 1922 года //Uragus 1: 14-16.

^ Около Семипалатинска саджа встречается не особенно часто, преимущественно в степи за Иртышем, на пролётах. Весной 1926 г. в начале апреля лёт саджи был довольно интенсивен.

Хотя сведения, полученные в результате всех моих стараний, очень незначительны, а главное, отрывочны и касаются мест более или менее разобщённых друг от друга, что мешает в подробностях нарисовать картину переселения копыток с родины,— тем не менее, в общих чертах характер явления сделался известным.

Именно, можно сказать, что стремление к странствованию овладело большинством птиц в конце лета (последние дни июля — август), особенно проявившись осенью в сентябре, отчасти в октябре, и заглох-нув в общем к началу зимы, когда, по-видимому, замерла тяга птиц к северо-западу. Успели вывести парочки копыток потомство в местах гнездовья — пока точно не знаю, не имея сведений на этот счёт. Детали, на которые я обратил внимание в своих обращениях и анкетах, к сожалению, редко обрисовывались и, таким образом, ускользали от фиксации. Полных описаний я не получал, но почти каждый деревенский житель из местностей, по которым пролетали полчища саджей, рассказывали о необыкновенно обильном пролёте их, упавшем главным образом на конец сентября месяца.

Что касается маршрута пролётного пути копыток, то в 1922 году их удалось проследить почти на всём протяжении так называемого Белого Иртыша, начиная от его истоков, а также по северному и южному побережью озера Зайсан-Нор, где они летели огромными массами. Главная армия копыток летела к северо-западу, следуя долиною Иртыша, причём особенно много их наблюдали около песков Кызыл-Кум, между реками Буконь и Кулуджун.

Таким образом, Иртыш являлся главной пролётной дорогой саджей в их движении к северу, причём пролёт удалось проследить подробно до широты Семипалатинска, не считая уклонений к северу и северо-востоку отбившихся стаек (Бель-агачская степь, Кулундинская степь, Заиртышская левобережная степь, окрестности Барнаула и проч.). Отсутствие данных о наблюдении мигрировавших птиц в европейской части СССР говорит за то, что из степей Казахстана саджи, очевидно, почему-то не вылетели, причём напрашивается мысль, не задержала ли их наступающая зима в киргизских степях, застав в пути и помешав их дальнейшему движению. Однако, где могло рассеяться то огромное количество копыток, которое пролетело в пределах Семипалатинской губернии?

От основного потока, тяготевшего к Иртышу, отделялось много ветвей (например, по реке Чар), а отдельные особи, бродячие и отбившиеся табунки наблюдались на площади почти всей Семипалатинской губернии, включая и доступную часть западного и южного Алтая (долины рек Бухтарма, Нарым, Курчум и т.д.). В степной западной половине губернии пролёта не замечено.

Участвуя в экспедиции летом 1925 года в Зайсанской котловине, я

при всяком удобном случае старался узнать что-либо о пролёте копыток. Оказывается, налётом этих птиц была занята не только степь, примыкающая с севера и юга к озеру Зайсан-Нор, но не менее обилен был пролёт саджи и вдоль всего Чёрного Иртыша, т.к. вылетели они из пределов соседней Джунгарии и пролетели в СССР, следуя естественными воротами между Алтаем и Сауром. Откуда именно начался вылет, узнать не удалось, но вероятно откуда-то из Западного Китая или Монголии, причём, несомненно, к этим странникам примкнули и зай-санские родичи, т.к. после этого года саджа в котловине стала очень редка. Так, за всё лето 1925 года, бродя по разным местам дельты Иртыша и котловины, я видел не более 3-5 табунков (всего 40-50 птиц). В Чиликтинской долине, которой они также пролетали из Джунгарии, в 1925 году я не нашёл ни одного.

Есть точные данные о пролёте саджи в 1922 году долиною реки Эмиль [Эмель], например, у пикета Бахты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.