Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 190-197. УДК 327
DOI 10.25513/2312-1300.2019.3.190-197
А. Ю. Косова
К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНАДСКОЙ ПРОВИНЦИИ БРИТАНСКАЯ КОЛУМБИЯ В КИТАЕ В XXI в.
Рассматривается азиатское направление международной деятельности канадской провинции Британская Колумбия в области торговли и инвестиций, экологии и энергетики, туризма и образования. В XXI в. Китай является одной из самых быстрорастущих экономик мира и, без сомнения, важным торговым партнёром для Канады. Однако в 2018 г. взаимодействие между странами стало менее стабильным из-за напряжённости в отношениях между США и Китаем. Делается вывод, что Британская Колумбия успешно осуществляет международную деятельность в Китае в XXI в. Кроме того, выстраивание отношений с Китаем на провинциальном уровне может сыграть решающую роль в формировании доброжелательных отношений между федеральным правительством Канады и Китаем в будущем.
Ключевые слова: Канада; Британская Колумбия; Китай; международная деятельность; пара-дипломатия.
A. Yu. Kosova
TO THE ISSUE OF THE PARADIPLOMACY OF THE CANADIAN PROVINCE OF BRITISH COLUMBIA IN CHINA IN THE 21st CENTURY
The article discusses the Asian direction of the paradiplomacy of the Canadian province of British Columbia in the field of investment and trade, ecology and energy, tourism and education. In the 21st century China is one of the fastest growing economies in the world and is an important trading partner for Canada. However, in 2018 interaction between countries became less stable due to tensions between the United States and China. The author comes to the conclusion that British Columbia successfully carries out international activities with China in the 21st century. In addition, building relationships with China at the provincial level can play a crucial role in building friendly relations between the federal government of Canada and China in the future.
Keywords: Canada; British Columbia; China; international activities; paradiplomacy.
Канада является одной из первых стран Запада, которая установила дипломатические отношения с КНР (13 октября 1970 г.) [1]. Значительный успех во взаимодействии двух государств обусловлен прежде всего общностью интересов в таких областях, как энергетика, защита окружающей среды, образование и здравоохранение, торговля и инвестиции, туризм.
Однако стоит отметить тот факт, что с 2018 г. канадо-китайское сотрудничество стало менее стабильным из-за ухудшения отношений между Китаем и США, а также
© Косова А. Ю., 2019
в связи с новым Соглашением между США, Мексикой и Канадой (И8МСА) [2], которое призвано заменить НАФТА.
В статье 32.10 [3] документа говорится о том, что любой член И8МСА имеет право выхода из Соглашения, если один из участников заключит договор о свободной торговле с третьей стороной. Положение вызвало опасение у канадских властей, поскольку США могут использовать этот пункт в случае недовольства торговой политикой Канады или Мексики, чтобы выйти из сделки. Это волнение оправдано: действительно, будущее
Канады во многом определяется «геополитическими и геоэкономическими отношениями с США и КНР» [4].
По мнению канадского политолога Сары Питтман, «такое положение дел не означает, что Канада не может развивать отношения с Китаем» [5], в том числе торговые.
Во-первых, Китай уже является вторым по величине торговым партнёром Канады (после США). Канада, в свою очередь, - 20-й по величине экспортный рынок Китая и 19-й по импорту. Китай важен для экономического процветания Канады.
Во-вторых, помимо торговых связей между Китаем и Канадой развиваются и другие направления, например туризм и образование.
В-третьих, в XXI в. канадо-китайские связи осуществляются не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов [6]. В складывающихся политических условиях международная деятельность канадских провинций может сыграть решающую роль в выстраивании отношений между Канадой и Китаем.
Международная деятельность Британской Колумбии в Китае
Британскую Колумбию, самую западную провинцию Канады, часто называют воротами Канады в Азиатско-Тихоокеанский регион, где субъект активно работает через Министерство международной торговли, Азиатско-Тихоокеанского развития и муль-тикультурализма [7], а также через Секретариат по межправительственным связям [8]. Китай является одним из приоритетов для Британской Колумбии.
История взаимодействия провинции с Китаем началась с момента основания Британской Колумбии в качестве английской колонии в 1858 г. Тогда в реке Фрейзер нашли золото.
С началом золотой лихорадки в Британской Колумбии появились китайские поселения. Больная часть китайцев прибыла со стороны Калифорнии, несколько позже - напрямую из Гонконга и Китая. К лету 1860 г. в колонии насчитывалось «около 4 000 китайских поселенцев» [9, р. 4], но их число колебалось в зависимости от процветания золотодобывающей промышленности.
Отношение к китайцам на территории Британской Колумбии со стороны англий-
ских властей было доброжелательным. Так, в 1869 г. во время визита в Баркервиль (крупнейшую китайскую общину Британской Колумбии) губернатор Энтони Мас-грейв заверил китайских поселенцев в том, что Королева искренне желает, «чтобы поселенцы любой национальности, проживающие под флагом Великобритании, обладали... равенством и защитой» [9, р. 5].
Однако история отношений Британской Колумбии, как и Канады в целом, с Китаем не обходилась без трудностей. Например, жители Британской Колумбии были недовольны сложностями, связанными с ассимиляцией переселенцев из Китая в Канаде. По мнению Патриции И. Рой, именно факт жизни китайских общин «в своём собственном мире, в который ни один белый человек не смог бы проникнуть» [9, р. 14], оказал сильное влияние на возникновение периодов напряжённости между канадцами и выходцами из Поднебесной.
В 1885 г. была образована Королевская Комиссия по китайской иммиграции. Деятельность органа была направлена на получение доказательства того, что ограничение китайской иммиграции благоприятно отразится на развитии Канады. Но в итоговом отчёте Комиссии [10] было сказано о недостатке доказательств в поддержку требований, выдвинутых против китайских иммигрантов. Китайская иммиграция, согласно документу, была в целом полезной, поскольку она обеспечивала необходимый труд для развития промышленности в Британской Колумбии (около 15 000 китайских рабочих приехали в Канаду для строительства Канадской тихоокеанской железной дороги). Однако было принято решение о том, что каждый представитель Китая, въезжающий на территорию Канады, должен заплатить пошлину, что снизило поток переселенцев и временных рабочих.
Позже, в 1923 г., был принят Закон о китайских иммигрантах, или Закон китайского отчуждения [11], согласно которому иммиграция была разрешена только дипломатам и членам правительства Китая, студентам и коммерсантам. Призывы к прекращению китайской иммиграции возникли в Британской Колумбии (ведь именно в эту провинцию приезжало и приезжает большая
часть азиатских переселенцев), но получили широкую поддержку всей Канады.
Враждебность по отношению к китайцам усилилась в послевоенный период, поскольку видимые меньшинства обвиняли в негативном влиянии на экономику: пробелы в существовавшем законодательстве позволяли китайцам переезжать в Канацу без необходимости определять их квалификацию. Также сохранялась закрытость китайских общин. Однако в 1947 г. Закон китайского отчуждения был отменён [12] в связи с тем, что акт противоречил Уставу ООН. А иммиграционная реформа 1967 г. создала «систему начисления баллов», что позволило китайским иммигрантам получать канадское гражданство, канадо-китайские отношения стали налаживаться.
По данным переписи населения 1996 г. в Британской Колумбии проживало уже более 197 000 иммигрантов из Китая [13], в 2016 г. - около 200 000 человек [14].
Сегодня в провинции расположен самый большой чайна-таун (в Ванкувере проживают более 188 965 выходцев из Китая, 71 720 -из Гонконга и 37 000 человек из Тайваня [15]) за пределами Сан-Франциско в Северной Америке. Китайцы Британской Колумбии внесли свой вклад в развитие каждой сферы жизни провинции. Многие китайские канадцы были удостоены Ордена Канады -высшей гражданской награды страны.
Как было сказано ранее, Канада в XXI в. столкнулась с трудностями в отношениях с Китаем во многом из-за внешней политики, осуществляемой США. Но, несмотря на это, Британская Колумбия стремится выстраивать тесные связи в самых разных сферах с Китаем и Азиатско-Тихоокеанским регионом (далее - АТР) в целом. Приоритетным направлением для провинции является развитие торгово-инвестиционных отношений.
Британская Колумбия и Китай: торговля и инвестиции
Китай входит в число самых быстрорастущих экономик мира и предоставляет большие экономические возможности для компаний Британской Колумбии. Среди основных причин можно выделить:
• увеличение спроса Китая на такие природные ресурсы, как лес, уголь, нефть и газ, металлы, которыми обладает Британская Колумбия;
• необходимость двустороннего развития наукоёмких отраслей (например, IT-тех-нологии, экология, транспорт);
• потребность в высококвалифицированных специалистах;
• развитие экономики Британской Колумбии (сильная экономика провинции, менее зависимая от федерального центра, -один из факторов процветания субъекта) и Китая (Британская Колумбия - один из рынков сбыта для Китая, а также - возможность укрепления позиций в Канаде).
В 2007 г. Британская Колумбия стала первой канадской провинцией, разработавшей Азиатскую стратегию [16], направленную на обеспечение экономического процветания провинции за счёт укрепления торговых и инвестиционных отношений со странами АТР.
В Стратегии делается предположение о том, что «к 2020 г. Китай вытеснит США как крупнейшую экономику мира» [16, р. 13]. Несмотря на стремление выстраивать отношения с Китаем и другими странами АТР, авторы Стратегии выражают опасение, что Китай «может заменить Канаду в качестве крупнейшего иностранного партнёра на рынке США» [16, р. 14], что, возможно, негативно отразится на экономическом благосостоянии Британской Колумбии и Канады. Но при этом Китай и Индия рассматриваются как наиболее перспективные страны для сотрудничества. Одна из главных причин - рост населения этих государств и урбанизация.
В 2011 г. Азиатская стратегия была дополнена документом «Канада начинается здесь: план Британской Колумбии по созданию рабочих мест» [17], согласно которому в приоритете для провинции находились расширение рынков товаров и услуг Британской Колумбии в мире, особенно в Азии; активная работа с работодателями и сообществами в целях создания новых рабочих мест на территории всего субъекта; привлечение высококвалифицированных специалистов и укрепление экономической инфраструктуры [17, р. 2].
Отмечается, что лесная промышленность стала ключевым направлением для провинции. Если до начала 2010 г. США были крупнейшим рынком сбыта лесной продукции субъекта, то уже в конце 2010 г. экс-
порт древесины в Китай и Японию впервые в истории Британской Колумбии превысил поставки в США [17, р. 14]. Во многом это произошло из-за начала в Китае «крупнейшей программы жилищного строительства» [17, р. 3]. В то же время в США рынок ещё не восстановился после экономического кризиса 2008 г.
Поскольку сферы совместной деятельности Китая и Британской Колумбии разнообразны (лесная, химическая, горнодобывающая промышленности, образование, культура, технологии, транспорт, туризм и т. д.) и нуждались в упорядочении, в 2014 г. между сторонами был подписан Меморандум о взаимопонимании [18], где была подчёркнута важность информирования о торговых и инвестиционных секторах Британской Колумбии и Китая, создания двусторонних программ и проектов, изучения экономического потенциала, а также всестороннего содействия установлению и развитию контактов Британской Колумбии и Китая. После подписания этого документа компании Британской Колумбии получили значительные преимущества по сравнению с другими провинциям в торговле с КНР, что свидетельствует об увеличении вовлечённости провинции в международные дела.
Основываясь на стратегиях 2007 и 2011 гг., в 2015 г. власти Британской Колумбии создали план «Усиление нашей игры в Азии: торговая стратегия Британской Колумбии» [19], где предлагаются экономические стратегии, необходимые для укрепления торгово-экономических позиций Британской Колумбии на азиатских рынках.
Первая стратегия направлена на расширение возможностей экспорта Британской Колумбии [19, р. 14] - именно экспорт, по мнению властей провинции, приведёт субъект к экономическому росту и созданию рабочих мест.
Вторая связана с развитием экономических секторов Британской Колумбии через инвестирование [19, р. 16]. Благодаря этому внедряются новые инновационные технологии и сокращаются расходы, создаются новые рабочие места с достойной заработной платой, упрощается процедура экспорта товаров и услуг.
Третья - укрепление экономических отношений с Азией [19, р. 19] через осуществление совместной работы с государственными органами власти и компаниями Азии с целью повышения информирования о продуктах и услугах Британской Колумбии и развития инвестиционных возможностей.
Благодаря эффективной реализации планов по взаимодействию Британской Колумбии со странами Азии в 2018 г. сумма экспорта провинции в Китай составила 6,313 млн долл. [20] (популярные товары -химически обработанная и необработанная древесина, пиломатериалы, медные руды, уголь), что на 4,351 млн долл. больше, чем в 2007 г. [21].
Также во втором десятилетии XXI в. Британская Колумбия начала активно сотрудничать не только с центральным правительством Китая, но и китайскими провинциями, в том числе в области экономики. Например, в 2016 г. экс-премьер-министр Британской Колумбии Кристи Кларк посетила Гуандун, где одной из главных тем стало обсуждение китайской инициативы «Один пояс - один путь» [22] и роли субъектов в её реализации.
В связи с тем, что развитие лесного сектора - один из важнейших вопросов внутренней и внешней политики Британской Колумбии, в 2014 г. было заключено соглашение в области сотрудничества в лесной промышленности с провинцией Цзянсу [23]. Однако сегодня взаимодействие Китая и Британской Колумбии в этой отрасли встречает препятствия.
В декабре 2018 г. была запланирована поездка министра лесной промышленности Британской Колумбии Д. Дональдсона в Китай, но из-за дела Huawei «миссия по торговле лесами в Китае была приостановлена» [24]. Этот случай демонстрирует затруднения в отношениях между Китаем и Британской Колумбией, правда, эти трудности, скорее вызваны внешними обстоятельствами, нежели желанием самой провинции. Так, в пресс-службе Министерства лесной промышленности провинции сообщается, что «Британская Колумбия ценит свои прочные торговые отношения с Китаем... Министр Дональдсон примет участие в мероприятиях,
которые были запланированы в Китае, но в другое время» [24].
Сотрудничество Британской Колумбии и Китая в области энергетики и экологии
Китай - один из крупнейших мировых потребителей энергии и загрязнителей окружающей среды. В 2016 г. власти Китая заявили о том, что к 2020 г. уровень выбросов углекислого газа на каждую единицу валового внутреннего продукта будет снижен на 18 % в сравнении с показателями 2015 г. [25]. Планируется, что уменьшится потребления угля, а использование других экологических источников энергии, в том числе возобновляемых, напротив, увеличится.
В XXI в. производство сжиженного природного газа (далее - СПГ) в мире развивается стремительными темпами. Британская Колумбия обладает большими возможностями для формирования и продвижения рынка СПГ.
В ноябре 2013 г. экс-премьер-министр Британской Колумбии Кристи Кларк возглавила торговую миссию в Китай, Корею и Японию [26], чтобы углубить отношения Британской Колумбии с этими ключевыми азиатскими рынками и расширить возможности для развития производства СПГ. «Благодаря надёжным поставкам природного газа Британской Колумбией и потребностям Китая в энергоресурсах у нас есть уникальная возможность работать вместе и развивать такое сильное и конкурентоспособное направление, как СПГ» [26], - заявила Кристи Кларк.
Важное преимущество использования СПГ - сокращение выбросов углерода в атмосферный воздух и, следовательно, улучшение состояния окружающей среды. Также совместная работа Британской Колумбии и Китая в области СПГ позволяет ускорить развитие отрасли, создать новые рабочие места и удовлетворить потребности сторон в новых источниках энергии.
Британская Колумбия и Китай: туристический сектор
В 2018 г., в рамках Года канадо-китайского туризма, в Канаде был побит исторический рекорд по количеству туристов -21,13 млн человек, из которых 737 379 путешественников из Китая, что на 6 % больше,
чем в 2017 г. [27], и почти в 10 раз превышает показатели начала 2000-х гг. Также в 2018 г. более 66 000 канадцев посетили Китай.
Туристическое направление занимает важное место в международной деятельности Британской Колумбии. В 2018 г. провинцию посетило более 285 521 туриста из Китая, что на 7,4 % больше, чем в 2017 г. [28], и на 186 % больше, чем в 2009 г. [29].
Увеличение туристического потока из Китая связано не только с удобным географическим положением, климатическими условиями Британской Колумбии и сильной поддержкой провинциальными властями этой сферы, но и с разнообразием туристических направлений: от катания на лыжах и походов до делового туризма.
В конце 2018 - начале 2019 г. в туристическом бизнесе Британской Колумбии и Китая наблюдается спад из-за роста политической напряжённости между Канадой и КНР. Но власти провинции принимают меры, направленные на улучшение ситуации. Например, ведётся работа по «включению китайского квартала Ванкувера в список всемирного наследия ЮНЕСКО и открытию китайско-канадского музея» [30].
Взаимодействие Британской Колумбии и Китая в области образования
Развитие международного образования лежит в основе «настоящего и будущего процветания Канады» [31, р. 4].
Согласно Канадской международной образовательной стратегии предполагается, что к 2022 г. количество иностранных студентов в стране вырастет до 450 000 человек [31, р. 11]. В 2016/17 учебном году на территории государства обучалось более 140 530 студентов из Китая [32, р. 3], что на 7 % больше показателей 2015/16 г. Канадское образование высоко ценится в мире, и Британская Колумбия стремится развивать международные связи в этой сфере.
В стратегии «Канада начинается здесь: план Британской Колумбии по созданию рабочих мест» 2011 г. говорится о том, что «в условиях быстрого экономического роста АТР... всё больше родителей хотят, чтобы их дети получали образование на английском языке» [33, р. 15]. Это даёт возможность провинции привлекать большее количество иностранных студентов.
Для Британской Колумбии это выгодно, прежде всего, с экономической точки зрения (студенты-иностранцы платят за обучение и тем самым поддерживают местную экономику), также многие обучающиеся станут высококвалифицированными специалистами и захотят остаться в провинции, что обеспечит Британскую Колумбию сильными кадрами. Только в 2010 г. иностранные студенты потратили более 1,8 млрд долл. в Британской Колумбии и заняли 22 000 рабочих мест [33, р. 14]. В 2017 г. в Британской Колумбии обучалось 119 110 иностранных студентов, из них около 109 000 - приехали из Китая [32, р. 5].
В Британской Колумбии поддерживают стремление студентов изучать китайский язык. Министерством образования Британской Колумбии и Управлением по образованию Генерального консульства КНР в Ванкувере была «учреждена стипендия для тех учащихся, кто достиг выдающихся достижений в изучении китайского языка» [34].
По заявлению представителей Министерства образования Британской Колумбии, сегодня «нет никаких причин для беспокойства иностранных студентов... Британская Колумбия поддерживает крепкие и давние исторические, социальные, культурные, образовательные и экономические отношения с Китаем» [35].
Вывод
Британская Колумбия успешно осуществляет международную деятельность с Китаем в XXI в.
Развитие торгово-инвестиционного, энергетического и экологического, образовательного и туристического направлений с КНР позволяет Британской Колумбии поддерживать провинциальную экономику на высоком уровне.
Власти Британской Колумбии стремятся сделать так, чтобы провинция действительно была «воротами Канады в Азию». Сильными сторонами деятельности субъекта в Китае (и других странах АТР) являются, прежде всего, надёжность, стремление развиваться, умение быстро адаптироваться к рыночным изменениям, выгодное географическое положение и наличие востребованных ресурсов.
В 2018-2019 гг. Канада столкнулась с трудностями в отношениях с Китаем, во
многом из-за внешней политики, осуществляемой США. Но, несмотря на это, Британская Колумбия стремится выстраивать тесные связи с Китаем и Азиатско-Тихоокеанским регионом в целом, что может сыграть решающую роль в выстраивании доброжелательных отношений между Канадой и Китаем в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Joint Communiqué of the Government of the People's Republic of China and the Government of Canada Concerning the Establishment of Diplomatic Relations Between China and Canada // Chinese Embassy official website. - URL: http://ca.china-embassy.org/eng/zjgx_1/iils /t890224.htm (дата обращения: 03.02.2019).
2. Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada. Nov, 30 2018 // Office of the US Trade Representative. - URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between (дата обращения: 01.02.2019).
3. Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada. Nov, 30 2018. Article 32. Exceptions and General Provisions // Office of the US Trade Representative. - URL: https://ustr.gov/sites/default/ files/files/agreements/FTA/USMCA/Text/32_ Exceptions_and_General_Provisions.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
4. Duckworth G. A Made-In-Canada China Strategy for 2018 // Canadian International Council. -URL: https://thecic.org/en/a-made-in-canada-china-strategy-for-2018/ (дата обращения: 01.02.2019).
5. Pittman S. What now? Strong Ties: Canada & China's economic relationship // Canada West Foundation. - URL: http://cwf.ca/research/ publications/what-now-strong-ties-canada-chinas-economic-relationship/ (дата обращения: 28.01.2019).
6. Canada China Twinning Relationships // Government of Canada. - URL: https://www. canadainternational.gc.ca/china-chine/bilateral_ relations_bilaterales/twinning_relationships_ relations_jumelage.aspx?lang=eng (дата обращения: 24.01.2019).
7. Ministry of International Trade and Responsible for Asia Pacific Strategy and Multiculturalism // Government of British Columbia. - URL: http://www2.gov.bc.ca/gov/content/governments/ organizationalstructure/ministries-organizations /ministries/international-trade-and-responsible-for-asia-pacific-strategy-andmulticulturalism (дата обращения: 01.02.2019).
8. Intergovernmental Relations Secretariat. Official website. - URL: https://www2.gov.bc.ca/gov/ content/governments/organizational-structure/office-of-the-premier/ intergovernmental-relations-secretariat/ intergovernmental-policy/international-relations (дата обращения: 07.02.2019).
9. Roy P. E. A White Man's Province British Columbia Politicians and Chinese and Japanese Immigrants, 1858-1914. - Vancouver : University of British Columbia Press, 1989. - 327 p.
10. Report of the Royal Commission on Chinese Immigration: report and evidence // Government of Canada. - URL: http://publications. gc.ca/collections/collection_2016/bcp-pco/Z1-1884-1-1-eng.pdf (дата обращения: 07.03.2019).
11. Chinese Exclusion Act; May 6, 1882 // Yalle Law School. - URL: http://avalon.law.yale.edu/ 19th_century/chinese_exclusion_act.asp (дата обращения: 07.03.2019).
12. Stanley T. J. Contesting White Supremacy: School Segregation, Anti-Racism, and the Making of Chinese Canadians. - Vancouver : University of British Columbia Press, 2011. - 344 p.
13. B.C. Immigrant Population by Selected Geographic Area, 1996 Census // Government of British Columbia. - URL: http://www.bcstats. gov.bc.ca/StatisticsBySubject/Census/1996 Census.aspx (дата обращения: 04.03.2019).
14. Census Profile, 2016. British Columbia // Government of British Columbia. - URL: https:// www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2016/ dp-pd/prof/details/page.cfm?Lang = E&Geo1 = PR&Code1 = 59&Geo2=PR&Code2=01&Data = Count&SearchText=British%20columbia&Search Type=Begins&SearchPR=01&B1=All&TABID = 1 (дата обращения: 09.03.2019).
15. Census Profile, 2016. British Columbia and Vancouver // Government of British Columbia. -URL: https://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2016/dp-pd/prof/details/ page.cfm?Lang = E&Geo1=CMACA&Code1=933& Geo2=PR&Code2= 59&Data = Count&SearchText =Vancouver&SearchType=Begins&SearchPR= 01&B1=All&TABID = 1 (дата обращения: 28.02.2019).
16. Asia Pacific Initiative of British Columbia, 2007 // Government of British Columbia. - URL: http://www.gov.bc.ca/jtst/down/api_report_ 2007_small.pdf (дата обращения: 23.02.2019).
17. Canada starts here: the BC jobs plan, 2011 // Government of British Columbia. - URL: https://www2.gov.bc.ca/assets/gov/farming-natural-resources-and-industry/electricity-alternative-energy/bc-jobs-plan.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
18. Memorandum of understanding between the province of British Columbia of Canada and the Consulate General of the People's Republic of China in Vancouver to establish a dialogue mechanism, 2014 // Government of Canada. -URL: http://www.llbc.leg.bc.ca/public/pubdocs/ bcdocs2014/541755/mou_british_columbia_and _the_consulate_general_of_the_people%27s_ republic_of_china.pdf (date of access: 19.02.2019).
19. Raising our game in Asia: the BC jobs plan trade strategy, 2015 // Government of British Columbia. - URL: https://www.britishcolumbia.ca/ TradeBCPortal/media/Marketing/bc-raising-our-game-in-asia.pdf (дата обращения: 27.02.2019).
20. B.C. exports, 2018 // Government of British Columbia. - URL: https://www2.gov.bc.ca/gov/ content/data/statistics/business-industry-trade/ trade/trade-reports (дата обращения: 01.03.2019).
21. B.C. exports, 2008 // Government of British Columbia. - URL: https://www2.gov.bc.ca/gov/ content/data/statistics/business-industry-trade/ trade/trade-data (дата обращения: 02.03.2019).
22. One belt, one road Initiative // The State Council the People's Republic Of China. - URL: http://english.gov.cn/beltAndRoad/ (дата обращения: 05.03.2019).
23. New agreement promotes B.C. wood in China, 2014 // BC Government News. - URL: https://news.gov.bc.ca/stories/new-agreement-promotes-bc-wood-in-china (дата обращения: 07.03.2019).
24. Minister's statement on rescheduling China leg of forestry trade mission, Dec. 10, 2018 // Government of British Columbia. - URL: https://archive.news.gov.bc.ca/releases/news_ releases_2017-2021/2018JTT0049-002373.htm (дата обращения: 07.03.2019).
25. The Strategy and Actions of China's Ecological Civilization. - UNEP, 2016. - 50 p. - URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files /resources/greenisgold_en_20160519.pdf (дата обращения: 10.03.2019).
26. Premier Clark announces Jobs and Trade Mission to Asia, Sep. 10, 2013 // BC Government News. - URL: https://news.gov.bc.ca/stories/ premier-clark-announces-jobs-and-trade-mission-to-asia (дата обращения: 09.03.2019).
27. A record breaking year for Canada's tourism sector, 2018 // Destination Canada. - URL: https://www.destinationcanada.com/en/news/ record-breaking-year-canadas-tourism-sector (дата обращения: 11.03.2019).
28. Gaining the Edge: a progress update, March
2017 // Government of British Columbia. - URL: https://www2.gov.bc.ca/assets/gov/tourism-and-immigration/tourism-industry-resources/ gainingtheedge_statusupdate_2017.pdf (дата обращения: 11.03.2019).
29. Gaining the Edge: 2015-2018 British Columbia's tourism strategy // Government of British Columbia. - 36 p. - URL: https://www2.gov.bc.ca/ assets/gov/tourism-and-immigration/tourism-industry-resources/gainingtheedge_2015-2018.pdf (дата обращения: 11.03.2019).
30. Chinese Canadian Museum // Government of British Columbia. - URL: https://engage.gov. bc.ca/chinesecanadianmuseum/ (дата обращения: 15.03.2019).
31. Canada's International Education Strategy, 2014 // Government of Canada. - 30 p. - URL: https://international.gc.ca/global-markets-marches-mondiaux/assets/pdfs/overview-apercu-eng.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
32. International Students in Canada. Canadian Bureau of International Education report, August
2018 // Canadian Bureau of International Education. - 8 p. - URL: https://cbie.ca/wp-content /uploads/2018/09/International-Students-in-
Canada-ENG.pdf (дата обращения:
17.03.2019).
33. Canada starts here: the BC jobs plan, 2011 // Government of Canada. - 24 p. - URL: https://www2.gov.bc.ca/assets/gov/farming-natural-resources-and-industry/electricity-alternative-energy/bc-jobs-plan.pdf (дата обращения: 17.03.2019).
34. BC-China Award for Excellence in Chinese // Government of British Columbia. - URL:
Информация о статье
Дата поступления 14 апреля 2019 г.
Дата принятия в печать 29 июля 2019 г.
Сведения об авторе
Косова Алина Юрьевна - аспирант кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия)
Адрес для корреспонденции: 191060,Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3
E-mail: [email protected] Для цитирования
Косова А. Ю. К вопросу о международной деятельности канадской провинции Британская Колумбия в Китае в XXI в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 190-197. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.3.190-197.
https://www2.gov.bc.ca/gov/content/education-training/k-12/support/scholarships/scholarships-awards/bc-china-award-for-excellence (дата обращения: 11.03.2019).
35. Chiang Chuck. Huawei backlash could hurt B.C. education industry. - URL: https:// www.richmond-news.com/business/huawei-backlash-could-hurt-b-c-education-industry-1.23570420 (дата обращения: 13.03.2019).
Article info
Received April 14, 2019
Accepted July 29, 2019
About the author
Alina Yu. Kosova - PhD Student of the Department of American Studies of the Faculty of International Relations of the St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia)
Postal address: 1/3, Smolnogo ul., St. Petersburg, 191060, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Kosova A.Yu. To the Issue of the Paradiplomacy of the Canadian Province of British Columbia in China in the 21st Century. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 3 (23), pp. 190-197. DOI: 10.25513/23121300.2019.3.190-197 (in Russian).