Научная статья на тему 'К вопросу о международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности'

К вопросу о международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / КИБЕРУГРОЗЫ / CYBER-SPACE / CYBER-THREATS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслакова Е. А., Жилкин М. Г., Качалов В. В.

Рассматривается российский подход к проблеме информационной безопасности; анализируются попытки Российской Федерации реализовать собственную концепцию информационной безопасности с использованием различных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation for information security

Considered the Russian approach to the matter of information security, analyzes attempts of the Russian Federation to evolve its own information security concept by using various mechanisms.

Текст научной работы на тему «К вопросу о международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности»

УДК 343/7 ББК 67.408+67.51

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МАСЛАКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса

Государственного университета - УНПК E-mail: [email protected]; МАКСИМ ГЕННАДЬЕВИЧЖИЛКИН, кандидат юридических наук, доцент начальник кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]; ВЛАДИСЛАВ ВИКТОРОВИЧ КА ЧАЛОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается российский подход к проблеме информационной безопасности; анализируются попытки Российской Федерации реализовать собственную концепцию информационной безопасности c использованием различных механизмов.

Ключевые слова: информация, информационная безопасность, киберпространство, киберугрозы.

Annotation. Considered the Russian approach to the matter of information security, analyzes attempts of the Russian Federation to evolve its own information security concept by using various mechanisms. Keywords: information, information security, cyber-space, cyber-threats.

Современный этап развития общества характеризуется повсеместно происходящими процессами информатизации, совершенствованием информационных технологий и созданием глобального информационного пространства. Но, как и всякое явление, эти процессы имеют свои негативные стороны. Развитые страны с высоким уровнем компьютеризации различных сфер жизнедеятельности общества часто попадают в ловушку своей технологической сложности. Чем шире применяются ими информационные технологии и чаще используются глобальные сети, чем сложнее их информационная инфраструктура, тем ниже защищенность от кибератак и выше причиняемый ущерб. Например, в США убытки от несанкционированного проникновения в такие системы и последующей утечки информации оцениваются в десятки миллионов долларов [7, с. 3].

Опасность связана еще и с тем, что уязвимостью информационной инфраструктуры для достижения

своих целей могут воспользоваться не только враждебные государства, но и различные преступные формирования, террористические группировки, а также отдельные личности с асоциальными установками.

Сегодня небольшая вредоносная программа может причинить вред, сравнимый с взрывом бомбы, а при определенных обстоятельствах и превосходящий его. При этом риск быть установленным, а также затраты на подобное компьютерное нападение намного ниже, чем для традиционных видов террористической деятельности.

Являясь новым феноменом, глобальные компьютерные сети и киберпространство, которое создается с их помощью, в определенной степени формируют структуру современной преступности. Следует отметить надгосударственный характер современных глобальных сетей, возможность анонимной деятельности в них, а также их влияние на состояние национальной

безопасности [8, с. 24]. Поэтому не может не вызывать беспокойства появление новых видов угроз, связанных с посягательствами на информационное пространство. Не так давно министр обороны России С. Шойгу отметил, что сейчас «особняком стоит вопрос о кибербезо-пасности. Угроза, вызываемая кибероружием, все ближе идет к понятию оружие массового поражения» [9].

На наш взгляд, наиболее важным сегодня является исследование проблемы противодействия киберпре-ступности, кибертерроризму, кибер- и информационным войнам.

Данные термины пришли к нам из западной литературы и были восприняты в России на уровне научного сообщества. В официальных же нормативных актах используется более широкое понятие - «информационная безопасность», которая в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации описывается как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [5]. В качестве киберугроз в этом документе называются, например, разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, воздействие на системы защиты, утечка информации по техническим каналам и др.

Представляется, что киберугрозы могут проявляться в различных вариантах, но наиболее опасными из них, на наш взгляд, являются кибер- и информационные войны, кибертерроризм и киберпреступность.

Р.А. Кларк, специалист Правительства США по борьбе с терроризмом, определяет кибервойну как проникновение в компьютеры и компьютерные сети одного государства, совершенное другим государством, в целях причинения ущерба и разрушения. Что касается понятия информационной войны, то американский исследователь данной проблемы Д. Деннинг отмечает, что это действия, направленные на информационные ресурсы. Он подчеркивает, что сегодня современные технологии позволяют без труда фальсифицировать существующую информацию, а также создавать новую фальшивую информацию. Другой специалист в данной области М. Либики рассматривает информационную войну как атаку, совершаемую с помощью информации на другую информацию. Таким образом, кибер- и информационные войны - это действия одних государств против других.

Кибертерроризм характеризуется посягательствами на общественный порядок и стремлением к его дестабилизации. Он предполагает действия отдельных граждан или их групп, совершаемые против государства с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Киберпреступность может рассматриваться как совершение общественно опасных деяний с использованием киберпространства, направленных против интересов граждан или организаций.

Необходимо отметить, что особенности перечисленных киберугроз таковы, что эффективно противодействовать им с помощью ресурсов одного государства или в рамках отдельной страны невозможно. Представляется, что противостоять этим угрозам можно, только объединив усилия многих государств. Таким образом, важнейшей задачей для каждого государства сегодня, в том числе и для России, является внесение предложений по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий и объединение усилий для развития международной правовой базы в данной области, что, в свою очередь, представляет широкое поле для научной деятельности.

Понимание этой истины, на наш взгляд, объясняет, почему Россия приложила столько усилий и на уровне двустороннего сотрудничества, и на уровне ООН, а также таких региональных организаций, как ШОС, БРИКС, ОДКБ, пытаясь сформировать международный правовой механизм обеспечения информационной безопасности.

Двустороннее сотрудничество в сфере информационной безопасности началось в 1998 г., когда по данной проблеме стали систематически проводиться различные межведомственные консультации с США, Китаем, Бразилией и другими. Результаты таких кон-сультацуий были закреплены в ряде заявлений, в которых подчеркивалась необходимость международного сотрудничества для снижения уровня угроз в сфере информационной безопасности [6, с. 28-29].

В 1998 г. Россия предложила США подписать межпрезидентское заявление, предусматривающее двустороннее определение самых важных аспектов в сфере противодействия информационным угрозам, предотвращения милитаризации информационного пространства и решения проблем противодействия кибертерроризму. Данный документ также предусматривал вынесение вопроса о всемирной информационной безопасности на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН и должен был послужить базой для международного договора о совместной борьбе с ки-бертерроризмом и киберпреступностью. Результатом этой инициативы стало «Совместное заявление об общих вызовах безопасности на рубеже XXI в.», однако сотрудничество не имело продолжения.

Несмотря на это, инициированная Россией тема обеспечения международной информационной безопасности получила в ООН значительную поддержку, результатом которой явилась резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1998 г.

Указанные инициативы не нашли поддержки со стороны некоторых развитых государств и главного оппонента России - США, которые возражали против предложенного Российской Федерацией запрета на применение Интернета в военных целях и для свержения режимов в других странах, а их властям была предоставлена значительная свобода действий внутри

национальных сегментов киберпространства [4]. Однако, России удалось добиться некоторых результатов. Данные вопросы стали регулярно обсуждаться в комитетах ООН. Для разработки мер по противодействию наиболее серьезным угрозам международной информационной безопасности, а также для их изучения и оценки была создана Группа правительственных экспертов. Но в связи с тем, что другие государства имели иной подход к этой проблеме, добиться более существенных результатов России не удалось.

Более успешной оказалась деятельность Российской Федерации по противодействию кибертеррориз-му, киберпреступности, информационным и кибер-войнам в сотрудничестве со странами - членами таких региональных организаций, как ШОС, БРИКС, ОДКБ.

В отличие от ООН, государства - члены этих организаций имеют похожие проблемы, такие как: нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере информационной безопасности, сильное технологическое отставание от развитых стран, особенно от США, высокая степень уязвимости для киберугроз. Все эти обстоятельства обусловили тесное сотрудничество членов данных организаций в сфере информационной безопасности, которое выразилось в разработке и принятии совместных документов по рассматриваемой проблеме. Так, на саммите глав государств - членов ШОС в 2006 г. было принято Заявление о международной информационной безопасности. В нем говорилось о необходимости обеспечения информационной безопасности не только национальными усилиями, но и совместными действиями. Затем в рамках ОДКБ в 2008 г. была разработана и утверждена Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности. На саммите ШОС в 2009 г. было подписано Соглашение по взаимодействию в области обеспечения информационной безопасности. Кроме того, в ОДКБ в 2010 г. было принято Положение о сотрудничестве государств - членов Организации в сфере обеспечения информационной безопасности, в котором предусматривалась система мер по противодействию преступности в сфере информационных технологий, в том числе и путем подготовки компетентных специалистов в данной сфере и обеспечения взаимодействия специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел.

Так, на уровне региональных организаций России удалось достичь существенных результатов в обеспечении международной информационной безопасности. Однако, пока осталась нереализованной более масштабная цель России, а именно формирование глобального механизма обеспечения безопасности кибер-пространства. Поэтому Россия продолжает добиваться рассмотрения Генеральной ассамблеей ООН вопроса о принятии нормативно-правовых актов в сфере международной информационной безопасности [4]. Но, как уже было отмечено ранее, основными препятствиями на пути подобных инициатив являются различия во взглядах на вопросы международной информацион-

ной безопасности развитых государств, а также их несовпадающие интересы в данной сфере.

Проблема информационной безопасности в последние годы начала активно решаться и на уровне национального российского законодательства. Так, в 2013 г. была переработана и изменена гл. 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации», в 2014 г. внесены поправки в законы «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В то же время, необходимо констатировать пока еще существующую фрагментарность российского законодательства в сфере борьбы с киберпреступностью, а также отсутствие у российского законодателя способности к стратегическому прогнозу. Представляется, что зачастую российские законотворческие инициативы являются запоздалым исправлением уже принятых решений. Такое положение может привести к растущему отставанию России от ведущих стран мира в экономическом и социальном развитии. На наш взгляд, российское уголовное законодательство в рассматриваемой сфере нуждается в значительной переработке и дополнении, в системном подходе к проблеме преступности в сфере информационных технологий, а также в приведении российского законодательства в соответствие с международными стандартами.

Таким образом, сдержать распространение угроз в сфере информационной безопасности, сократить их уровень возможно лишь путем осуществления масштабной научно-обоснованной программы предупреждения, к разработке и реализации которой должны быть привлечены самые различные органы, организации и специалисты всех развитых стран. Наиболее эффективной, на наш взгляд, будет работа в следующих направлениях:

• дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере информационной безопасности;

• разработка глобальных международных нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты использования информационного пространства;

• имплементация международно-правовых норм в сфере информационной безопасности в национальное законодательство нашей страны;

• объединение усилий международного научного сообщества в целях создания безопасных информационных технологий;

• разработка эффективных методов и механизмов по противодействию и устранению информационных угроз.

Литература

1. Clarke R.A. Cyber war. The next threat to national security and what to do about it. New York, 2010.

2. Denning D.E. Information warfare and security. Reading etc., 1999.

3. Libicki MConquest in cyberspace. National security and information warfare. Cambridge, 2007.

4. Демидов О.В. Проект доклада для сборника «Научные записки ПИР-центра» [Электронный ресурс] URL: http://www.pircenter.org/ kosdata/page_doc/ p2713_1/pdf (дата обращения: 25 марта 2014 г.).

5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. // Российская газета. 2000. 28 сент.

6. Крутских А.К. политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности // Международные процессы. 2007. Т. 5. № 1.

7. Маслакова Е.А. Уголовно-правовое обеспечение информационной безопасности: Монография. Орел: Издательство ОФ РАНХиГС, 2014.

8. Маслакова Е.А. Незаконный оборот вредоносных компьютерных программ: уголовно-правовые и криминологические проблемы: Монография. Орел: ОрЮИ МВД России, 2012.

9. Цифровые войны 21 века. Экспертный доклад Елены Лариной и Владимира Овчинского [Электронный ресурс] URL: http://www.mirprognozov.ru/ prognosis/politics/tsifrovyie-voynyi-xxi-veka/es (дата обращения: 24 февраля 2015 г.).

References

1. Clarke R.A. Cyber war. The next threat to national security and what to do about it. New York, 2010.

2. Denning D.E. Information warfare and security. Reading etc., 1999.

3. Libicki M.Conquest in cyberspace. National security and information warfare. Cambridge, 2007.

4. Demidov O.V. Proekt doklada dlya sbornika «Nauchnye zapiski PIR-tsentra» [Elektronnyi resurs] URL: http://www.pircenter.org/ kosdata/page_doc/ p2713_1/pdf (data obrashcheniya: 25.03.2014).

5. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. Utverzhdena Prezidentom RF 9 sentyabrya 2000 g. // Rossiiskaya gazeta. 2000. 28 sent.

6. Krutskikh A.K. politiko-pravovym osnovaniyam global'noi informatsionnoi bezopasnosti // Mezhdunarodnye protsessy. 2007. T. 5. № 1.

7. Maslakova E.A. Ugolovno-pravovoe obespechenie informatsionnoi bezopasnosti: Monografiya. Orel: Izdatel'stvo OF RANKhiGS, 2014.

8. Maslakova E.A. Nezakonnyi oborot vredonosnykh komp'yuternykh programm: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy: Monografiya. Orel: OrYul MVD Rossii, 2012.

9. Tsifrovye voiny 21 veka. Ekspertnyi doklad Eleny Larinoi i Vladimira Ovchinskogo [Elektronnyi resurs] URL: http://www.mirprognozov.ru/prognosis/politics/ tsifrovyie-voynyi-xxi-veka/es (data obrashcheniya: 24.02.2015).

УДК 343.98.062 ББК 67.411

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА, НА КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЛОЖЕН АРЕСТ

ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА КОКОРЕВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проведен сравнительный анализ норм о наложении ареста на имущество по УПК РСФСР и УПК РФ, отражен порядок проведения процессуальных действий, направленных на установление имущества, на которое может быть наложен арест, даны рекомендации органам предварительного расследования по возмещению причиненного преступлением ущерба.

Ключевые слова: наложение ареста на имущество, возмещение вреда, иная мера процессуального принуждения, установление похищенного имущества, следственные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.