Научная статья на тему 'К вопросу о международном сотрудничестве в инновационной сфере современной высшей школы'

К вопросу о международном сотрудничестве в инновационной сфере современной высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
инновации / высшее профессиональное образование / международное сотрудничество / innovations / higher vocational training / international cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мычко Елена Иосифовна, Амтор Уве, Зёлко Александра Сергеевна

Рассматривается роль инноваций в высших учебных заведениях; дается определение инновации; раскрываются особенности международного сотрудничества в инновационной сфере; перечисляются формы инновационного взаимодействия вузов России и Германии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyses the role of innovations at higher educational institutions, gives a definition of innovation, explores the features of international cooperation in the sphere of innovations, and focuses on the forms of innovative interaction between Russian and German higher education institutions

Текст научной работы на тему «К вопросу о международном сотрудничестве в инновационной сфере современной высшей школы»

УДК 378.145

Е. И. Мычко У. Амтор А. С. Зёлко

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Рассматривается роль инноваций в высших учебных заведениях; дается определение инновации; раскрываются особенности международного сотрудничества в инновационной сфере; перечисляются формы инновационного взаимодействия вузов России и Германии.

This article analyses the role of innovations at higher educational institutions, gives a definition of innovation, explores the features of international cooperation in the sphere of innovations, and focuses on the forms of innovative interaction between Russian and German higher education institutions.

Ключевые слова: инновации, высшее профессиональное образование, международное сотрудничество.

Keywords: innovations, higher vocational training, international cooperation.

В последние годы в системе высшего профессионального образования произошли существенные изменения, обусловленные трансформацией социально-экономической и политической ситуации в мире, которые потребовали корректировки образовательных стандартов, уровня и качества подготовки, номенклатуры специальностей и подготовки выпускников, отвечающих современным требованиям.

В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. отмечается, что современные университеты обязаны не только вести фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, но и выполнять опытно-конструкторские разработки, создавать образцы новой техники и технологии, организовывать финансирование, осуществлять коммерциализацию результатов исследований ученых, преподавателей и студентов и обеспечивать передачу готовой продукции потребителю [1].

Однако к началу нового столетия недооценка роли маркетинга и бизнес-планирования в решении проблем коммерциализации результатов научно-образовательной деятельности не позволяла получить необходимые ресурсы для дальнейшего развития.

Осознание инновационной миссии российскими университетами произошло в последнее десятилетие, когда в высшей школе России

развернулись процессы реформирования советской системы образования. При этом реформы определялись как рядом устойчивых тенденций в мировом развитии, изменением социально-экономического базиса страны и осознанием необходимости перехода к антропоэкономике, так и становлением новой ценностно-смысловой характеристики образования [3].

Сегодня особое внимание в России уделяется международному инновационному сотрудничеству, так как наука по своей сути интернациональна и технологии не могут развиваться изолированно, без учета глобального характера современных реалий. В мире инновации становятся стратегическим фактором и главной движущей силой развития, обеспечивая конкурентные преимущества. Базовый структурный элемент, генерирующий предложение новых технологий в экономике, — сфера научных исследований и разработок. Именно здесь формируется научный и кадровый потенциал инновационных систем, происходит создание и начинается тиражирование новых технологий, закладываются основы технологических укладов, определяется расстановка сил в мире.

Инновация — это «нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта. Это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде:

— нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке;

— нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [2, с. 8].

Для того чтобы в вузе можно было реализовать инновации, необходим комплекс условий (организационных, методических, ресурсных), обеспечивающих [1]:

— генерацию идей, проведение функциональных и поисковых исследований, получение патентов;

— организацию прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, создание макетных и опытных образцов новой техники и технологии;

— производство инновационной продукции, проведение маркетинговых исследований, передачу готовой продукции на рынок, диффузию нововведений;

— внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс вуза.

В ст. 33 российского федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» подробно описано осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования [4].

Сегодня высшие учебные заведения становятся полноправными субъектами глобальных тенденций, выражающихся в массификации и связанными с ней последствиями, влиянии новых коммуникационных технологий, усилении профессиональной мобильности и т. д. Эти тенденции определили формирование глобальных связей между вузами,

растущую их коммерциализацию, создание мультинациональных структур в общемировой системе высшего образования. Интернационализация высшего образования в ряде стран поставлена на государственную основу. Например, Германия стала в конце XIX в. крупнейшей в Европе индустриальной державой во многом благодаря тому, что ей удалось достичь мирового уровня в науке и технологиях. Сравнения, опирающиеся на анализ развития технологических укладов в разных национальных экономиках, показывают, что инновационный характер экономики Германии сохранился при переходе к укладу информационных и коммуникационных технологий.

Стратегия Германии в международном инновационном сотрудничестве определяется следующими основными задачами [2]:

1) совершенствование научной базы новейших отраслей промышленности;

2) создание научной базы технологий будущего;

3) распространение влияния собственных достижений в традиционных технических и физических науках при разделении с партнерами лишних издержек фундаментальных проектов;

4) развитие малого и среднего бизнеса на основе новейших технологий, осуществление экспорта эффективных технологий массового и серийного производства.

Представление о месте Германии в мировом научном комплексе дает показатель количества научных публикаций. По данным международной статистики, Германии принадлежит третье место в мировом объеме публикаций англоязычных научно-технических статей [2].

Увеличение соавторства с иностранными исследователями подтверждает высокую степень открытости науки и участие ученых Германии в международном сотрудничестве. Совместные научные публикации, как правило, становятся результатом стабильного долговременного партнерства в научных исследованиях и разработках.

Важное направление инновационной политики Германии — поддержка фундаментальных исследований. Сравнительно высокая их доля приходится на высшие учебные заведения. Более 90% научных исследований в сфере высшего образования финансируется государством, при этом университеты успешно выполняют растущий из года в год объем исследований.

Кроме того, в германском «Основном акте о высшем образовании» отмечено: «Учреждения высшего образования должны содействовать интернационализации, в частности европейской кооперации, в сфере высшего образования и обмену студентами и преподавателями между германскими и зарубежными заведениями высшего образования; они должны удовлетворять специфические запросы иностранных студентов» [5, с. 319].

Деятельность учреждений Германии в научно-техническом обмене с Россией протекает в следующих основных формах [2]:

— участие в совместных проектах прикладных исследований, разработке и внедрении технологий. При этом в случае дальнейшей перс-

пективы продажи инновационных технологий на российском или европейском рынках нередко организуются совместные предприятия;

— экспорт средств производства и инжиниринговых услуг, а также франчайзинг в сфере малого и среднего предпринимательства;

— участие в субконтрактах и распределении затрат (в основном в секторе космических исследований);

— найм российских исследователей и техников (в основном в секторе электроники);

— инвестиции в модернизацию технологий в стране-партнере.

Таким образом, инновационное развитие университета — это процесс системного (комплексного, взаимоувязанного, взаимосогласованного) внедрения инноваций и инновационной деятельности во все сферы вуза: научную, образовательную, сферу управления, финансовую, воспроизводство научно-педагогических кадров. Развитие университета можно считать инновационным, если большая часть прироста показателей его деятельности обеспечивается за счет инноваций.

Конечно, каждый университет проходит свой путь создания организационной структуры, формирование и функционирование которой обусловлено как объективной ситуацией в стране и регионе, так и практической деятельностью конкретных руководителей по преобразованию своих университетов в соответствии с требованиями внешней среды.

Однако в настоящее время стало общепризнанным, что научно-технические идеи и разработки, высокие технологии и наукоемкая продукция, интеллектуальный и образовательный потенциал кадров становятся главными движущими силами устойчивого экономического роста. Как свидетельствует опыт многих стран мира, ведущая роль в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, в значительной степени принадлежит университетам.

Список литературы

1. Дятченко Л., Тарабаева В. Системные инновационные процессы — основа динамичного развития классического университета // Высшее образование в России. 2008. № 5. С. 13—18.

2. Рядинский В. Ю., Кокарева Н. В. Международное сотрудничество в инновационной сфере. Тюмень, 2007.

3. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналитический доклад / рук. авт. кол. В. М. Филиппов. М., 2005.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федеральный закон. М., 2004.

5. Фиапшев Б.Х., Фиапшева Т. А., Фиапшев А. Б. Диалектика российского образования. Т. 2. Ростов н/Д, 2007.

Об авторах

Мычко Елена Иосифовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой образовательных технологий ИСОТ, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: mychko.elena@yandex.ru

Уве Амтор, преподаватель-консультант, Университет им. К. Альбрехта (Германия).

E-mail: uwe.privat@t-online.de

Зёлко Александра Сергеевна, аспирантка кафедры образовательных технологий, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: zelko@inbox.ru

About authors

Prof. Yelena I. Mychko, head of the Department of Education Technologies, Institute of Modern Education Technologies, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: mychko.elena@yandex.ru

Uwe Amthor, lecturer, Christian Albrecht University of Kiel (Germany).

E-mail: uwe.privat@t-online.de

Alexandra S. Zyolko, PhD student, Department of Education Technologies, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: zelko@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.