Научная статья на тему 'К вопросу о международном процессе в таможенной сфере'

К вопросу о международном процессе в таможенной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСКРЫВАЕТСЯ ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЦЕССА В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ / АНАЛИЗИРУЕТСЯ ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЦЕСС В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПРОЦЕСС / НАЦИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL PROCESS IN THE CUSTOMS AREA / THE PROCESS OF INTERNATIONAL CUSTOMS / CUSTOMS UNION / THE NATIONAL CUSTOMS LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвиенко Г. В.

The article deals with the concept of an international process in the customs area, analyze its impact on national norm-setting and enforcement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about international process in the customs field

The article deals with the concept of an international process in the customs area, analyze its impact on national norm-setting and enforcement.

Текст научной работы на тему «К вопросу о международном процессе в таможенной сфере»

УДК 343.9

Г.В. Матвиенко, канд. юрид. наук, доцент, профессор, 8(495) 332-52-42, 2аПпа7772005 @уапёех.ги, (Россия, г. Москва, Российская академия правосудия)

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОЦЕССЕ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Раскрывается понятие международного процесса в таможенной сфере, анализируется его влияние на национальное нормотворчество и правоприменение.

Ключевые слова: международный процесс в таможенной сфере, международный таможенный процесс, таможенный союз, национальное таможенное право.

Появление в таможенном законодательстве термина «таможенная процедура», использование в науке таможенного права и на практике понятий «производство», «процесс», заставили ученых задуматься о формировании таможенного процесса.

Полагаем, что таможенный процесс - категория, которую следует изучать комплексно: в качестве разновидности сложного правоотношения; как форму контрольно-надзорной деятельности таможенных органов; в качестве сложной динамической структуры, которую образуют производства таможенного оформления, таможенного контроля и таможенного обложения, а также таможенные процедуры.

Нормативное регулирование таможенного процесса в современный период предопределяется глобальными явлениями в экономике. Не случайно проблемы перемещения товаров через таможенную границу специалисты относят к числу наиболее обсуждаемых в практике деятельности Всемирной торговой, Всемирной таможенной организаций, Европейского союза, стран Таможенного союза республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации.

Основная задача международных организаций, занимающихся проблемами таможенного регулирования, заключается в унификации таможенных формальностей, создании благоприятного «климата» для внешнеторговой деятельности.

Взаимодействие мировых держав в таможенной сфере осуществляется в рамах установленных процедур и производств, которые мы условно можем определить термином «международный таможенный процесс». В международном праве традиционно процессу уделяется внимание лишь в части принятия договоров и соглашений либо их реализации, а также привлечения к международной ответственности [1, с. 165-193; 2; 3].

Вопрос о наличии процессуальных норм в международном праве затрагивался российскими и зарубежными учеными еще в XIX в.

Ученые толковали процесс как правоотношения, возникающие в связи с разрешением споров. В.П. Даневский указывал, что международное процессуальное право опосредует международные процессуальные действия, возникающие между государствами во время разрешения споров и конфликтов [4, с. 103-104; 4, с. 13-14].

В современный период также немало ученых - представителей отраслевых наук, формирующихся в рамках международного права, придерживается аналогичной точки зрения [5, с. 502].

Отдельные ученые придерживаются широкого толкования международного процесса.

Например, Э.А. Пушмин указывает: «Международный юридический процесс - это комплексная правовая категория, включающая три элемента:

а) международное нормирование (правотворчество);

б) правоприменительная, учредительная и контрольная деятельность государств и межгосударственных организаций в рамках их институционного механизма. Реализация положений международно-правовых норм, также происходит с помощью международного процесса;

в) особый комплекс процессуальных принципов, институтов, норм, образующих процессуальную форму и регламентирующих процессуальное производство.

Теория Э.А. Пушмина является логичным продолжением концепции процессуальной формы, предложенной в свое время Горшеневым В.М. и П.Е. Недбайло в рамках теории права. К процессуальным формам (средствам, действиям) ученый относит: дипломатические переговоры, консультации, примирительный процедуры - универсальные средства урегулирования [6, 18, 47-49].

Представляется, что исследование процессуальных аспектов деятельности наднациональных и национальных органов в контексте образования Таможенного союза является перспективным.

В современном прочтении термин «международный процесс» в таможенной сфере употребляется в учебнике профессора К.Г. Борисова. Ученый подразумевает под ним совокупность контрольных мероприятий, осуществляемых таможенными органами разных стран на основании международных норм. Контрольные отношения связаны с осуществлением таможенных операций и касаются различных аспектов таможенного дела: применения тарифных и нетарифных мер, надзора за перемещением товаров различными видами транспорта, борьбы с контрабандой и др. [7, с. 126-158].

Очевидно, что предпосылкой для международного таможенного процесса являются производства по заключению договоров и соглашений (например, по таможенно-тарифным вопросам). Собственно реализация

таких договоренностей на практике посредством регламентированных международными нормами производств и процедур, образует международный таможенный процесс.

Если придерживаться расширительного толкования процесса, включающего и международное нормотворчество, то международный процесс в таможенной сфере можно подразделить условно на 2 стадии:

I . Нормотворческая стадия, включающая:

1) принятие международных договоров и соглашений по таможенным вопросам в целях унификации действующих правил осуществления: а) таможенного оформления; б) таможенного контроля; в) таможенно-тарифного регулирования; г) нетарифного регулирования; д) пресечения нарушений таможенных правил;

2) имплементацию норм в национальное законодательство (очевидно, что она способствует повышению эффективности контроля за соблюдением договоренностей, поскольку предполагает закрепление действенного механизма их реализации и наличия соответствующих полномочий у должностных лиц таможенных органов).

II. Стадия реализации норм международного таможенного права, охватывает процессы соблюдения, исполнения, использования, применения таких норм. Правоприменительный процесс выражается в осуществлении контрольных мероприятий, а также применении мер принудительного характера в случае невыполнения обязательств договаривающимися сторонами. По существу, данная стадия и являет собой «международный таможенный процесс», отражает осуществление международных договоренностей по вопросам таможенного дела посредством применения юридических процедур.

В целом, нормотворчество и реализация международных норм по таможенным вопросам, осуществляемые в процедурно-процессуальной форме, образуют международный процесс в таможенной сфере.

Отдельные производства, регламентирующие международные таможенные отношения обладают комплексным характером, поскольку представляет собой совокупность процедур, нередко регулируемых нормами различных отраслей права. В российской юридической науке предлагается привести к «единому знаменателю» порядок осуществления действий, аккумулирующий в себе механизм реализации норм различной правоотраслевой принадлежности (например, процедуры лицензирования) [8, с. 143].

В регулировании международных таможенных отношений такая унификация норм проводится довольно успешно международными организациями (например, в отношении процедуры оценки таможенной стоимости по правилам Всемирной торговой организации).

Рассмотрим специфику стадий международного процесса в таможенной сфере.

Механизмы разработки конвенций и соглашений в рамках международных организаций - субъектов международного публичного и международного таможенного права - ООН, всемирных Торговой и Таможенной организаций, Европейского Союза являются наиболее

действенными. Названные международные структуры создают согласительные комиссии. Процесс разработки договоров, конвенций также представляет собой совокупность процедур, в результате завершения которых появляется новая норма, изменяется или отменяется прежняя, параллельно разрабатываются новые правила урегулирования конфликтов, споров [9, с. 75, 156-159].

Полагаем, что подобные согласительные процедуры в рамках международного процесса в таможенной сфере являются одновременно институтом формирующегося международного административного права.

Результатом международного нормотворчества является признание международных договоров, обычаев, регламентов специализированных организаций. Способы признания разнообразны: договоры подлежат ратификации, присоединение к организации и ко всему или части пакетов принятых ею документов оформляется передачей на хранение (депонирования) грамоты о присоединении к соответствующему органу; регламенты вступают в силу вследствие явного либо молчаливого принятия.

Реализация норм международного таможенного права

осуществляется государствами, международными организациями, таможенными союзами - субъектами данной отрасли права. Международные нормы, имплементированные в национальное законодательство, реализуются таможенными органами, лицами,

перемещающими товары, субъектами околотаможенной инфраструктуры. Особую роль играют суды (общей юрисдикции, арбитражные суды), разрешающие таможенные споры.

Способы реализации международных норм традиционны: исполнение, использование, соблюдение, применение. Например, отдельной международной конвенцией предусмотрено, что государства принимают меры к тому, чтобы не устанавливать такие таможенные порядки, которые могли бы препятствовать международному туризму [10, ст. 6]. Присоединившись к Конвенции, СССР, а впоследствии и Россия, соблюдает приведенное правило.

Реализация норм международного таможенного права

осуществляется под контролем соответствующих комиссий, комитетов,

действующих в рамках международных организаций. В случае возникновения спорных ситуаций применяются переговоры и согласительные процедуры: добрые услуги, посредничество, деятельность следственных, чаще - согласительных комиссий.

Таким образом, в практике международной торговли внесудебный порядок урегулирования споров, в том числе и по таможенным вопросам, имеет прерогативу над судебным [6, с. 403-412]. Этот механизм «работает» только по причине постоянного мониторинга за соблюдением норм международного таможенного права.

Представляется, что правореализующая деятельность

международных организаций, наднациональных органов таможенных союзов, национальных таможенных администраций, может быть охарактеризована, как двухзвенная система контроля в области таможенного дела, представленная на международном (региональном) и национальном уровнях.

Соотношение международного процесса в таможенной сфере и производств и процедур в национальном таможенном праве отражено на рисунке.

Влияние международного процесса в таможенной сфере на формирование норм национального таможенного права иреализацию его положений

Собственно международный таможенный процесс следует характеризовать как правоприменительную деятельность, осуществляемую преимущественно таможенными администрациями на основе международного сотрудничества. «Фоном» такой деятельности является контроль, осуществляемый совместно, на основе обмена информацией

В настоящее время влияние мирового сообщества на национальное таможенное право осуществляется не только напрямую, в связи с

присоединением России к различным организациям и договоренностям, но и опосредованно, через наднациональные органы Таможенного союза. Изучение мировой практики деятельности наднациональных органов позволяет повысить эффективность функционирования соответствующих структур в рамках Таможенного союза, определить объем их полномочий и сфер влияния.

В рамках Таможенного союза ЕврАзЭс, на наш взгляд, особое значение имеют согласительные процедуры: переговоры и консультации, которые применяются в работе Комиссии Таможенного союза.

Примечательно, что Комиссия наделена правом не только разрабатывать проекты договоров и соглашений, осуществлять непосредственное нормотворчество, но, по сути, играть роль арбитра в разрешении спорных моментов между государствами-членами Союза или в случае применения принудительных мер в торговле с третьими странами.

Представляется, что в структуре Комиссии следует создать подразделение урегулирования споров, изучив опыт работы Всемирной торговой организации, где существует специальный орган, деятельность которого строится на применении согласительных процедур.

Что касается практики торговых ограничений, то примером является решение Комиссии о введении антидемпинговых мер по итогам специального расследования.

В силу объективных причин, государства передают Комиссии часть своего суверенитета. Как разграничить сферы влияния, сохранить паритет между национальным и национальным? Главным критерием, на наш взгляд, являются интересы национальной безопасности. Нормативные решения Комиссии должны соответствовать не только международным договорам и соглашениям, но и отвечать критериям обеспечения интересов, защиты суверенитета каждого государства в отдельности, и интересам Союза в целом. Свободное движение товаров не должно становится самоцелью. В задачи Комиссии входит, в итоге, обеспечение безопасности, экономической стабильности всех стран Союза.

На территории единого экономического пространства особая роль принадлежит наднациональным судебным органам, разрешающим споры, вытекающие из экономических отношений. Так, Экономический Суд СНГ выполняет также полномочия Суда ЕврАзЭС и Таможенного союза, соответственно [12, 13]. Однако по таможенным вопросам за время существования Суда было принято всего несколько решений [см.: 14]. Думается, что роль данного органа не оценена в полной мере. Полагаю, что она должна стать ведущей в связи с образованием Таможенного союза.

Представляется, что изучение международного опыта реализации договоров по таможенным вопросам, разрешения споров, в том числе посредством применения согласительных процедур, перспективно для практики строительства единого таможенного пространства.

Библиографический список

1. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И Тиунов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

2. Бирюков П.Н. Международное уголовно-процессуальное право: Дисс. ... докт. юрид. наук. Воронеж. 2001.

3. Лукашук И.И. Нормы международного права в нормативной правовой системе. М., 1997.

4. Даневский В.П. Пособие к изучению истории и системы международного права. Вып. 2 Ч. 1. Харьков, 1892.

5. Пушмин Э.А. Международный юридический процесс и международное право. Кемерово, 1990.

6. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М., 2004.

7. Борисов К.Г. Международное таможенное право. М., 2001.

8. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М., 2004.

9. Тункин Г.И. Теория международного права / Под общ. ред. проф. Л.Н. Шестакова. М., 2000.

10. Конвенция о таможенных льготах для туристов. Заключена в

Нью-Йорке 4 июня 1954 г. // Сборник действующих договоров,

соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXI.- М., 1967. С. 259 - 278.

11. Европейское право. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. М., 2001. С. 380-391.

12. Соглашение стран СНГ от 6 июля 1992 г. «О статусе

Экономического Суда Содружества Независимых Государств // Бюллетень международных договоров.1994. № 9.

13. Постановление Правительства РФ от 23 января 1992 г. № 37071 «О ратификации Соглашения «О статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2547.

14. Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. № 01-1/2-97 «О толковании Соглашения о Таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г.» // Российская газета (Экономический союз). 1997. 5 нояб.

G.V.Matvienko

To the question about international process in the customs field

The article deals with the concept of an international process in the customs area, analyze its impact on national norm-setting and enforcement.

Key words: international process in the customs area, the process of international customs, customs union, the national customs law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.