Научная статья на тему 'К вопросу о международном признании инновационных достижений таможенных администраций по развитию и внедрению антикоррупционных технологий'

К вопросу о международном признании инновационных достижений таможенных администраций по развитию и внедрению антикоррупционных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ / ИННОВАЦИИ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / CUSTOMS ADMINISTRATIONS / ANTI-CORRUPTION MEASURES / INNOVATIONS / CUSTOMS REGULATION / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабылинский Борис Васильевич, Самусевич Андрей Владимирович

В статье рассматривается опыт внедрения инновационных проектов по противодействию коррупции за последние пять лет на основе итогов ведущего международного конкурса «Лучшие практики и инновации в государственном управлении», ежегодно проводимого Организацией Объединенных Наций. Дается оценка данных проектов применительно к таможенной сфере, приводятся примеры зарубежных практик совершенствования и повышения эффективности работы таможенных администраций, не отмеченных комиссией конкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTERNATIONAL RECOGNITION OF THE INNOVATIVE ACHIEVEMENTS OF CUSTOMS ADMINISTRATIONS FOR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION TECHNOLOGY

The article deals with the experience of the implementation of innovative projects to combat corruption in the last five years based on the results of the leading international contest «Good Practices and Innovations in Public Governance», annually held by the United Nations Organization. The article contains an assessment of these projects applied to the customs sphere, gives examples of positive foreign practices to improve and increase the efficiency of customs administrations that are not marked by the Competition Commission of United Nations Public Service Award (UNPSA).

Текст научной работы на тему «К вопросу о международном признании инновационных достижений таможенных администраций по развитию и внедрению антикоррупционных технологий»

POSOKHOVA Anastasiya Vladislavovna, Cand.Sci.(Psych.), Associate Professor of the Chair of Education and Psychology, Moscow State Institute of Radio-Engineering, Electronics and Automation (78 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119454; aposohova@mail.ru)

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF UNCOMPETITIVE ENTREPRENEURS

Abstract. The author publishes the results of psychological research of uncompetitive entrepreneurs based on comparative psychological analysis. A comparison is carried out with entrepreneurs, having a high level of competitiveness on the criteria of the most important personal and professional qualities. The author substantiates a concept of the psychological complexity of business activities, where competitiveness is the major factor; describes psychological problems and difficulties associated with its formation.

A general psychological portrait of an uncompetitive employer is demonstrated. The author shows that the lack of personal and professional characteristics leads to extreme situations in business and reduces competitiveness of entrepreneur. Keywords: business, entrepreneur, competitiveness, professionalism, uncompetitive entrepreneur

КАБЫЛИНСКИЙ Борис Васильевич — к.филос.н., старший преподаватель Северо-Западного института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (199178, Россия, г. Санкт-Петербург, Средний пр-кт, В.О., 57/43; boris_kabylinskiy@mail.ru) САМУСЕВИЧ Андрей Владимирович — студент Северо-Западного института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (199178 Россия, г. Санкт-Петербург, Средний пр-кт, В.О., 57/43)

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ ПРИЗНАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ И ВНЕДРЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматривается опыт внедрения инновационных проектов по противодействию коррупции за последние пять лет на основе итогов ведущего международного конкурса «Лучшие практики и инновации в государственном управлении», ежегодно проводимого Организацией Объединенных Наций. Дается оценка данных проектов применительно к таможенной сфере, приводятся примеры зарубежных практик совершенствования и повышения эффективности работы таможенных администраций, не отмеченных комиссией конкурса.

Ключевые слова: таможенная администрация, антикоррупционные меры, инновации, таможенное регулирование, проект

Премия Организации Объединенных Наций (иЫРБЛ) «Лучшие практики и инновации в государственном управлении» вручается с 2003 г. и является самым престижным международным конкурсом инновационных проектов в различных сферах государственного управления в 5 регионах — Африке, Азии и странах Тихоокеанского региона, Западной Азии, Европе и Северной Америке,

Латинской Америке и странах Карибского бассейна. Заслуги стран — участников конкурса из года в год распределяются по различным категориям, среди которых уместно выделить антикоррупционные технологии, повышение качества государственных услуг, развитие технологий электронного правительства и пр.

Вполне очевидно, что создание условий для постоянного развития таможенных технологий и совершенствования системы функционирования таможенных администраций в глобальной перспективе необходимо не только для улучшения экономических отношений в рамках всемирного торгового сотрудничества, но и для повышения эффективности государственной службы. В данной связи представляется нелогичным, что за весь рассмотренный нами период (2011—2015 гг.) ни в одной из категорий конкурса «Лучшие практики и инновации в государственном управлении» (Good Practices and Innovations in Public Governance) не были премированы проекты, непосредственно связанные с внедрением инноваций в системе таможенного менеджмента. По нашему мнению, достижения некоторых стран в сфере оптимизации механизмов таможенного администрирования заслуживают самого высокого признания международного сообщества, например в вопросах противодействия коррупции и снижения коррупционных рисков при перемещении товаров через таможенные границы.

В вопросах развития и оценки эффективности таможенной службы, государственного контроля и регулирования в целом очень важным показателем является степень коррумпированности данной отрасли. Коррупция выступает негативным фактором для экономического развития всей системы государственной службы, поэтому работа по мониторингу, снижению и устранению коррупцио-генности должна проводиться систематически. При этом антикоррупционные меры с 2003 по 2010 г. «не заслуживали» создания отдельной номинации и затрагивались в проектах, заявленных в близкой категории «Повышение прозрачности, подотчетности и оперативности в государственной службе» (Improving transparency, accountability and responsiveness in the public service)1. К примеру, в 2010 г. 2-е место завоевала Албания с проектом «Агентства по государственным закупкам», разрешающим многие проблемы закрытой и непрозрачной системы приобретения товаров и средств МТО для нужд государственной администрации, и Саудовская Аравия — с проектом «Фонд государственных инвестиций», предполагающим создание автоматизированной системы обработки торговых документов2.

С 2011 по 2013 г. значимую роль в программе Премии ООН занимала отдельная номинация, поощряющая лучшие проекты, направленные непосредственно на предотвращение факторов коррупциогенности и исправление коррупционной ситуации в отдельных сферах государственной службы и государственного управления: 1-я категория «Предотвращение и борьба с коррупцией в государственной службе». Анализируя данные за эти 3 года, представляется возможным выделить основные направления инноваций, предлагаемые различными странами, и распределить по ним проекты-победители.

Как видно из таблицы и диаграммы распределения проектов-победителей, инновационные механизмы развития финансового анализа, контроля и мониторинга процессов обратной связи, относящихся к качеству предоставления государственных услуг, из года в год отмечались жюри конкурса Премии ООН. Стоит отметить, что, хотя в большинстве своем проекты, реализованные по этим направлениям, касались вопроса отчетности о государственных закупках, некоторые инициативы представляются перспективными для оптимизации анти-

1 Past UNPSA Days. — Официальный сайт UNPSA. URL: https://publicadministration.un.org/en/News-and-Events/UNPSA-Programme (accessed 12.02.2016).

2 Synopses of UNPSA 2010. Winners Initiatives of the 2010. — United Nations Public Service Awards. 2010. United Nations. New York. P. 5.

Таблица 1

Число проектов-победителей 1-й категории иЫР8Л по основным направлениями

инноваций за 2011—2013гг.

Направление инновации 2011 2012 2013

Создание нового института или органа 3 1 0

Внедрение технологий электронного правительства 1 4 0

Финансовый аудит и контроль 1 1 3

Развитие общественного контроля (вкл. системы обратной связи граждан) 1 1 2

Совершенствование нормативно-правовой базы (НПБ) 1 0 0

Социальная сфера (распределение ПФ и ФОТ) 0 0 2

Новый орган Е-Government Финалсо-вый Общ. Изменение Выплата

аудит контроль НПБ пособий

■ 2011 и 2012 У 2013

Рисунок 1. Распределение проектов-победителей 1-й категории UNPSA по основным направлениями инноваций за 2011—2013гг.

коррупционных усилий прогрессивных таможенных администраций. Приведем примеры инициатив, наиболее подходящих к применению в сфере деятельности таможенного регулирования.

Так, в 2013 г. лауреатами конкурса стала Индия, выступившая с инициативой оптимизации процесса начисления пенсий с помощью информационных технологий. Среди стран Европы и Северной Америки дважды (в 2013 и 2014 гг.) одержала победу Испания с программой «Модернизация местной администрации через использование новых технологий» и инициативой «Платформа информации» с целью объединения в электронном и доступном для граждан виде всех необходимых документов1. Особое внимание следует уделить перуанской инициативе 2013 г. «Отстаивание прав человека с помощью создания национальных

1 Success Stories from Winners of the 2013. — United Nations Public Service Awards. 2013. United Nations. New York. 55 p.; Winners Fact Sheet of the 2014. — United Nations Public Service Awards. 2014. United Nations. New York. 17 p.

Таблица 2

Сравнительная матрица существующих и перспективных направлений улучшения деятельности таможенных администраций

Направления Проекты, отмеченные UNPSA Возможность применения в таможенной сфере Существующий опыт реализации в таможенной сфере

Финансовый аудит и контроль + + +

Финансовая отчетность служащих + + +

Развитие общественного контроля — + +

Онлайн-сервисы сбора обратной связи (обращения о нарушениях) + + —

Совершенствование законодательства - + +

Создание единых центров — + —

Совершенствование документооборота — + +

Распределение средств фонда оплаты труда — + —

идентификационных документов для детей» в сфере защиты несовершеннолетних от финансовых махинаций1.

Вызывает удивление то обстоятельство, что независимые антикоррупционные программы, реализуемые в рамках таможенной политики, оказались на периферии внимания и не были премированы ООН. Кстати сказать, такие программы внедрены в систему таможенного администрирования не только в развитых, но и развивающихся странах.

Например, в Республике Уругвай за последние 5 лет реализованы не только отдельные проекты (электронная система DUA — единый таможенный документ по контролю импорта, экспорта и перемещения транзитных грузов; система VUCE — единое окно для внешней торговли Уругвайского национального таможенного управления, предназначенная для оптимизации применения электронных средств, хранения информации и ведения таможенной документации), но и комплексная программа совершенствования таможенного законодательства, основанная на новом Таможенном кодексе Восточной Республики Уругвай (CAROU). Также Уругвай обладает уникальным опытом создания автономных организаций с участием институтов гражданского общества по контролю за деятельностью таможенных учреждений: например, можно отметить Customs Response and Intelligence Group (CRIA), выявившую 26 крупных коррупционных фактов за последние 5 лет.

Пример государственного служащего с высокими моральными ценностями лично продемонстрировали руководители таможенной службы Уругвая, выступив с инициативой регулярного предоставления финансовой отчетности деятельности руководства и аппарата таможенной службы и своих личных доходов. Проект реализуется совместно с Комитетом по консультированию частного сектора при Уругвайском национальном таможенном управлении, что обеспечивает осведомленность всех участников государственно-частного партнерства о каждом таможенном соглашении, уверенность бизнеса в честности и прозрачности таможенных процедур, стабильность ведения бизнеса и возможность оптимизировать

1 Success Stories from Winners of the 2013. — United Nations Public Service Awards. 2013. United Nations. New York. P. 23.

расчет рисков и способствовать их снижению. При честном и официальном формате сотрудничества с таможней снижаются транзакционные издержки бизнеса и, таким образом, происходит нейтрализация коррупциогенного фактора. Действия таможни контролируются Комиссией по транспарентности и общественной этике (JUTEP), а интересы частного сектора представляет Комитет по консультированию, который заинтересован в объективности и честности при заключении соглашений и составлении таможенных деклараций. Бизнес может обжаловать решения таможни, ссылаясь на открытые объективные источники данных о деятельности таможенной администрации, и в случае нарушения норм таможенного законодательства добиться справедливого решения и компенсировать потери.

По нашему мнению, достижения таможенной службы Уругвая незаслуженно проигнорированы при выборе победителей в номинации «Предотвращение и противодействие коррупции в системе государственной службы», поскольку в 2013—2015 гг. премию ООН получили инициаторы значительно уступавших по масштабу проектов: были отмечены успехи повышения транспарентности финансовой деятельности государственных органов, например, в таких развивающихся странах, как Словения, Оман и Грузия. Проект Словении предполагает размещение в открытом доступе информации о контрактах, заключаемых различными государственными учреждениями. Государственный контрольный орган Омана выступил с инициативой создания единого электронного окна обратной связи граждан для сообщений о коррупционных преступлениях и иных нарушениях государственных служащих, размещение жалобы в котором автоматически запускает процедуру финансовой служебной проверки. Бюро гражданской службы Грузии провело запуск онлайн-системы заполнения деклараций финансовых активов государственных служащих и их семей1. Фактически премия ООН была присвоена этим странам за электронизацию систем отчетности о контрактной деятельности государственных учреждений, финансовой отчетности служащих, финансового аудита государственных учреждений. Данные меры положительно повлияли на аспект ответственности служащих и гражданского участия в процессе общественного контроля и совершенствования систем предоставления государственных услуг, хотя транспарентность процесса оказания государственных услуг является лишь одним из факторов, снижающих коррупционные риски.

Наиболее перспективными из рассмотренных проектов для интегрирования в сферу таможенного регулирования представляются программы оптимизации распределения фондов заработной платы и пенсионных начислений по отношению к работникам таможенной службы, а также включение в электронные системы таможенной документации представителей бизнес-организаций с целью упрощения оформления таможенных деклараций и иных документов при подписании международных торговых соглашений. Также отметим, что для всех стран выходом на следующий уровень развития взаимоотношений граждан и юридических лиц с таможенными органами будет повсеместное создание организаций общественного контроля по выявлению коррупциогенных и иных дисфункциональных факторов таможенного регулирования, возникающих как со стороны государственных учреждений, так и частного сектора. Данные проекты должны реализоваться в рамках государственно-частного партнерства, а также трехстороннего сотрудничества государства, бизнеса и общества, что позволит интенсифицировать положительную динамику качества работы и ответственности органов государственной власти, производителей товаров и услуг, гражданского общества.

Подводя итоги анализа степени признания достижений таможенных админи-

1 Success Stories from Winners of the 2013. — United Nations Public Service Awards. 2013. United Nations. New York. P. 15.

страций по развитию и внедрению антикоррупционных технологий, приходится констатировать, что большинство из отмеченных мировым сообществом успехов в этой сфере относятся к решению проблемы коррупции опосредованно и не носят системно-целевой характер, уступая аналогам из сферы реализации практической таможенной политики.

KABYLINSKIY Boris Vasil'evich, Cand.Sci.(Philos.), Senior Lecturer, North-Western Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (57/43 Sredniy Ave, V.I., St. Petersburg, Russia, 199178; boris_kabylinskiy@mail.ru)

SAMUSEVICH Andrey Vladimirovich, student of the North-Western Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (57/43 Sredniy Ave, V.I., St. Petersburg, Russia, 199178)

ON THE ISSUE OF INTERNATIONAL RECOGNITION OF THE INNOVATIVE ACHIEVEMENTS OF CUSTOMS ADMINISTRATIONS FOR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION TECHNOLOGIES

Abstract. The article deals with the experience of the implementation of innovative projects to combat corruption in the last five years based on the results of the leading international contest «Good Practices and Innovations in Public Governance», annually held by the United Nations Organization. The article contains an assessment of these projects applied to the customs sphere, gives examples of positive foreign practices to improve and increase the efficiency of customs administrations that are not marked by the Competition Commission of United Nations Public Service Award (UNPSA). Keywords: customs administrations, anti-corruption measures, innovations, customs regulation, project

УДК 314.045

БАДАРАЕВ Дамдин Доржиевич — к.соц.н., старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; damdin80@mail.ru)

НОМАДИЗМ В АРВМ КНР В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕССИНГА НА ПАСТБИЩНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем современного скотоводства в Автономном районе Внутренняя Монголия в условиях промышленного прессинга и модернизации экономики Китая. На основе статистических данных приведены характеристики промышленного и ресурсного потенциала региона, показана динамика и тенденции роста основных социально-экономических показателей за последние десятилетия. Затронута базовая проблема функционировании скотоводства - приватизация пастбищ. Вторичный анализ исследований по проблемам скотоводства в современном мире и результаты полевой экспедиции демонстрируют планомерную и целенаправленную политику Китая по приведению кочевого скотоводства к стационарно-пастбищному виду.

Ключевые слова: скотоводство, Внутренняя Монголия, промышленный прессинг, приватизация пастбищ

В условиях модернизации экономики, индустриализации и урбанизации происходит переориентация обществ с традиционной кочевой культурой на современный оседлый образ жизни, что воспринимается как более высокий уро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.