УДК: 324
DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51564
В.И. ФЕДОРОВ аспирант кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*
К вопросу о методологии расчета стоимости выборов с дистанционным электронным голосованием1
В статье представлен новый подход к расчету затрат на организацию выборов. В результате исследования определено, что широкое внедрение дистанционного электронного голосования может обеспечить снижение расходов на проведение выборов в России.
Ключевые слова: выборы, дистанционное электронное голосование, политическое участие, многоканальное голосование.
V.I. FEDOROV Postgraduate Student, the Department of History and Theory of Politics, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University
On the methodology of calculating the cost of elections with remote electronic voting
This paper presents a new methodology that can be helpful for calculating the costs of elections organization. ^s a result, we conclude, that the wide use of online voting can lower the amount of money spent on the preparation of elections.
Keywords: elections, remote electronic voting, political participation, multi-channel elections.
* Федоров Владислав Иванович, e-mail: [email protected]
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-32132 «Молодёжь в социальных сетях: особенности политического участия (Россия, 2019 - 2020 гг.)».
Внедрение в избирательную практику России в 2019 г. дистанционного электронного голосования поставило вопрос о возможностях минимизации растущих расходов на проведение выборов. Однажды созданная и поддерживаемая система дистанционного электронного голосования может сэкономить значительные финансовые и человеческие ресурсы на проведение выборов. Как отмечают зарубежные исследователи, дистанционное электронное голосование обеспечивает существенное снижение расходов на проведение выборов. Например, в Эстонии, стране, где дистанционным электронным голосованием пользуются более 40% избирателей, стоимость голосования одного электронного избирателя составляет 2,17-2,26 евро, традиционное голосование бумажными бюллетенями в зависимости от сроков и места голосования из расчета на одного избирателя обходится от 3 до 17 евро1.
Впервые дистанционное электронное голосование с юридически обязательным значением в России провели в 2019 г. на выборах депутатов Московской городской Думы, им воспользовались 9810 избирателей, что составляет 0,60% от общего количества проголосовавших в Москве2. В 2020 г. дистанционное электронное голосование прошло апробацию на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию. В период 25-30 июня дистанционно проголосовали 1,1 млн избирателей г. Москвы и Нижегородской области (1,5% от всех участников голосования в России). 13 сентября 2020 г. оно использовалось на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам в Курской и Ярославской областях. Дистанционно проголосовали 30 тыс. избирателей (7% от общего количества избирателей). Использование электронного голосования поставило вопрос о его экономической целесообразности. Можно ли сэкономить финансовые ресурсы, сделав выборы электронными?
Цель статьи состоит в оценке возможностей экономии бюджетных средств при проведении выборов с использованием дистанционного электронного голосования в России. Ис-
Krimmer R, Duenas-Cid D, Krivonosova I. New methodology for calculating cost-efficiency of different ways of voting: is internet voting cheaper? Public Money & Management, 2020, vol. 40, p. 1-3 https://doi.org/10.1080/09540962.2020.1732027
2 Федоров В.И. Дистанционное электронное голосование и явка избирателей: опыт Эстонии и Москвы // Избирательное законодательство и практика, 2019, № 4, с. 37-42.
ходя из структуры бюджетных расходов на проведение выборов, мы предпримем попытку рассчитать возможную экономию бюджетных средств. На эмпирическом материале голосований федерального уровня в период 1999-2020 гг. будут определены расходы на голосование одного избирателя. Стоимость голосования одного избирателя будет рассчитана на основании данных о бюджете избирательной кампании и численности избирателей. Экономически целесообразно дистанционное электронное голосование может быть при условии, что расходы на одного электронного избирателя будут ниже, чем расходы на одного бумажного избирателя.
По оценкам ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Федерации, в структуре бюджетных расходов на выборы фонд оплаты труда членов УИК с правом решающего голоса составляет более 60% всех расходов. Так, за период 1999-2008 гг. финансирование выборов федерального уровня составило 17,81 млрд руб.1, за 2011-2020 гг. расходы выросли до 42,38 млрд руб. (в эту сумму не входит общероссийское голосование по внесению поправок в Конституцию в 2020 г., на которое израсходовали 14,55 млрд руб.). Оставшиеся 40 % из бюджета выборов тратятся на транспортные услуги для обеспечения голосования в труднодоступных населенных пунктах, закупку, хранение и перевозку оборудования для голосования (ящики для голосования, КоИБы, КЭГи), изготовление, хранение и перевозку бюллетеней, видеонаблюдение на избирательных участках, информационно-разъяснительную деятельность и канцелярские товары. Автор полагает, что значительная часть этих расходов сохранится из-за необходимости в проведении «бумажных выборов». Пандемия COVID-19 заставила организаторов выборов по всему миру более широко использовать досрочное голосование. В 2020 г. появились дополнительные расходы на средства индивидуальной защиты (маски и перчатки), которые составляют до 5% от бюджета. Сведения об увеличении расходов на выборы представлены в таблице 1.
1 Расходы на проведение президентских выборов в РФ. Досье // ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/info/4821783 (дата обращения: 01.11.2020)
Таблица 1.
Расходы на выборы федерального уровня в России 1999-2018 гг.
Выборы Расходы, На Выборы Расходы, На
Президента млрд одного депутатов млрд одного
РФ, руб. избира Государст- руб. избира-
год теля, венной теля,
руб. Думы, год руб.
2018 14,25 129 2016 10,30 93
2012 10,73 96 2011 7,10 65
2008 4,93 44 2007 4,30 39
2004 2,56 23 2003 3,50 32
2000 1,42 13 1999 1,10 10
Вышеприведенные сведения показывают, что, во-первых, расходы на традиционное бумажное голосование на избирательных участках имеют тенденцию к увеличению (расходы на одного избирателя получены путем деления общего бюджета избирательной кампании на общее количество избирателей); во-вторых, их основная доля приходится на оплату труда членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса; в-третьих, появились дополнительные расходы на средства индивидуальной защиты, использование которых может стать обязательным в ближайшие годы.
Традиционные выборы на избирательных участках являются очень дорогостоящими. Однако в зарубежных исследованиях финансирования выборов подчеркивается, что снижение государственных расходов на выборы приводит к снижению явки избирателей1. В условиях пандемии COVID-19 возрастет значение досрочного голосования на избирательных участках и вне помещений для голосования, что потребует дополнительных трудовых затрат от членов избирательных комиссий. Оптимальным способом экономии бюджетных средств является широкое внедрение дистанционного электронного голосования.
Для оценки возможного экономического эффекта от широкого внедрения дистанционного электронного голосования рассчитаем долю расходов на фонд оплаты труда членов УИК
1 James T.S., Jervier T. The cost of elections: The effects of public sector austerity on electoral integrity and voter engagement // Public Money and Management, 2017, № 37(7), p. 461-468. https://doi.org/10.1080/09540962.2017.1351834
в структуре бюджета избирательной кампании, исходя из того, что они составляют 60% всех расходов.
Тогда формула расчета расходов на фонд оплаты труда членов УИК примет вид:
ФОТуик=ОБик*60% (1),
где ФОТ - сумма расходов на фонд оплаты труда УИК; ОБик - общий бюджет избирательной кампании; 0,6 - доля расходов на фонд оплаты труда.
Исходя из приведенных данных таблицы 1, бюджет избирательной кампании по выборам Президента России в 2018 г. составлял 14,25 млрд руб. Воспользовавшись формулой (1) выясним, что расходы на фонд оплаты труда членов УИК в 2018 г. составили 8,55 млрд руб.
В целях получения количественной оценки экономического эффекта от внедрения электронного голосования введём переменную ДГ, обозначающую долю дистанционного голосования на выборах. В таком случае формулу расчета ожидаемого экономического эффекта можно записать как:
Р=ФОТуик*ДГ. (2),
Введем допущение о том, что доля избирателей, воспользовавшихся услугой электронного голосования на президентских выборах 2018 г. составила 20%. Используя формулу (2) получим потенциально возможный экономический эффект по сокращению бюджетных расходов, составляющий 1,71 млрд руб.
Как определить, насколько расходы на фонд оплаты труда членов УИК могут быть уменьшены при увеличении доли дистанционного электронного голосования? Считаем, что расходы зависят от численности членов УИК с правом решающего голоса, которые получают оплату труда. Автор предлагает применять пропорциональный подход при определении численного состава УИК: если доля избирателей, воспользовавшихся дистанционным электронным голосованием, составила 10%, то на следующих выборах этого же уровня состав участковых избирательных комиссий снизится на 10%. Если доля дистанционного электронного голосования снизилась, например, с 10% до 5%, то на эту же величину к следующим выборам увеличится численный состав уИк. Например, в 2015 г. электронных избирателей было 10%, а в
2020 г. уже 5%, это означает, что численный состав УИК к выборам 2025 г. увеличится на 5% от численности на 2020 г. Если в 2025 г. доля электронных избирателей составит 12%, то численный состав членов УИК к выборам 2030 г. снизится на 12% от численности на 2025 г.
А что с практическим применением предложенного подхода? Очевидно, что распределение доли дистанционного электронного голосования по территории будет неравномерным. Электоральное поведение в крупных регионах имеет существенные отличия. Например, в Воронеже электронных избирателей может быть 20%, а в целом по Воронежской области 10%. В связи с этим сокращение численности УИК в Воронеже на 10% будет недостаточным для обеспечения экономии, а сокращение численности УИК на 20% - избыточно для сельской местности Воронежской области, что может привести к угрозе реализации активного избирательного права. Таким образом, при расчете численности членов УИК необходимо учитывать данные о дистанционном электронном голосовании в разрезе УИК, а не муниципалитета или субъекта в целом.
Здесь видятся два возможных пути сокращения УИК: снизить количество УИК, например, оставить вместо двух одну, или сохранить количество УИК, но уменьшить их численный состав пропорционально увеличению доли дистанционного электронного голосования.
Согласно действующему избирательному законодательству РФ размер УИК зависит от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка: 1) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса; 2) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса; 3) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Шаг увеличения составляет 25%.
Например, на избирательном участке доля дистанционного электронного голосования составляет 10%, а в состав УИК входят 9 членов с правом решающего голоса. Следовательно, снизить число членов УИК нельзя, потому что 10% от числа членов УИК - это 0,9 членов. Поэтому состав членов УИК может быть снижен, если доля электронных избирателей будет больше и равна 11,12. В этом случае доля в 11,12% от числа членов УИК - это 1,0008 членов. Таким образом, из
состава УИК к следующим выборам может быть выведен один член. Не во всех УИК получится сократить численность состава из-за того, что при переводе относительных данных в абсолютные они могут быть меньше единицы. Сокращать получится только большие комиссии. Если срок полномочий состава УИК не истечет к следующим выборам того же уровня, то в качестве механизма вывода члена УИК из состава комиссии может быть: 1) самоотвод по желанию члена УИК; 2) жеребьевка1.
Таким образом, результаты исследования демонстрируют возможности экономии бюджетных средств при проведении выборов с использованием дистанционного электронного голосования в России. Предложенная формула расчета экономии бюджетных расходов может быть применена для планирования финансирования избирательных кампаний различного уровня, в которых предполагается использование дистанционного электронного голосования.
Увеличение доли избирателей, использующих дистанционное электронное голосование, обеспечит снижение необходимых трудовых ресурсов сотрудников УИК и, следовательно, снижение расходов на оплату труда. Существует два возможных пути сокращения УИК: уменьшить количество УИК на территории, или сохранить количество УИК, но уменьшить их численный состав пропорционально увеличению доли дистанционного электронного голосования.
Данная работа является приглашением к дискуссии по такому важному научному вопросу, как выработка оптимальной методологии расчета стоимости выборов с использованием дистанционного электронного голосования.
1 Федоров В.И. О значении жеребьевки на выборах в России // Гражданин. Выборы. Власть, 2019, № 1, с. 166-174.