Научная статья на тему 'К вопросу о методологии и методике повышения культуры речи у курсантов образовательных учреждений системы МЧС России: опыт научной дискуссии'

К вопросу о методологии и методике повышения культуры речи у курсантов образовательных учреждений системы МЧС России: опыт научной дискуссии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДИКА / СТРУКТУРАЛИЗМ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / КОГНИТИВИЗМ / РЕЧЕВАЯ ОШИБКА / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" / ДИКТАНТ / METHODOLOGY / METHODS / STRUCTURALISM / ANTHROPOCENTRISM / COGNITIVISM / SPEECH ERRORS / INNOVATIVE METHOD OF "FLIPPED CLASSROOM"" / DICTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салтыкова М.В.

В дискуссионной статье автор анализирует современную антропоцентрическую образовательную парадигму в контексте компетентностных требований к преподаванию курса «Русский язык и культура речи» в Академии МЧС России. В качестве альтернативы традиционному подходу к преподаванию русского языка предлагается одна из инновационных методик «перевернутый класс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF IMPROVING METHOD OF CULTURE SPEECH DO CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS EMERCOM OF RUSSIA: EXPERIENCE SCIENTIFIC DISCUSSION

In the discussion paper, the author analyzes the modern anthropocentric educational paradigm in the context of the competency requirements for teaching the course "Russian language and culture of speech." Alternatively, algorithms structuralist teaching Russian language offered one of their innovative techniques "flipped classroom".

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологии и методике повышения культуры речи у курсантов образовательных учреждений системы МЧС России: опыт научной дискуссии»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

УДК 371.31

М.В. Салтыкова

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКЕ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ:

ОПЫТ НАУЧНОЙ ДИСКУССИИ

В дискуссионной статье автор анализирует современную антропоцентрическую образовательную парадигму в контексте компетентностных требований к преподаванию курса «Русский язык и культура речи» в Академии МЧС России. В качестве альтернативы традиционному подходу к преподаванию русского языка предлагается одна из инновационных методик -«перевернутый класс».

Ключевые слова: методология, методика, структурализм, антропоцентризм, когнитивизм, речевая ошибка, инновационная методика «перевернутый класс», диктант.

M. Saltykova

THE QUESTION OF IMPROVING METHOD OF CULTURE SPEECH DO CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS EMERCOM OF RUSSIA: EXPERIENCE SCIENTIFIC DISCUSSION

In the discussion paper, the author analyzes the modern anthropocentric educational paradigm in the context of the competency requirements for teaching the course "Russian language and culture of speech." Alternatively, algorithms structuralist teaching Russian language offered one of their innovative techniques - "flipped classroom".

Keywords: methodology, methods, structuralism, anthropocentrism, cognitivism, speech errors, innovative method of «flipped Classroom»", the dictation.

Научные дискуссии необходимы для поиска истины. Именно они способствуют обмену информацией и поиску оптимальных методологий, методик, методов, приемов, технологий обучения в педагогике, лингвистике, психологии и других науках.

В качестве альтернативы традиционным методам преподавания русского языка предлагаем рассмотреть инновационную методику «перевернутый класс» для того, чтобы в условиях минимального учебного времени, отводимого на дисциплину «Русский язык и культура речи» (36 аудиторных часов в Академии гражданской защиты МЧС России), преодолеть проблему недостаточно сформированного навыка культуры письменной и устной речи у обучающихся.

Несомненно, что в условиях ограниченного учебного времени повысить грамотность, используя традиционную методику, нелегко. Для этого необходимо переломить сложившуюся за годы обучения в средней школе инерцию мышления.

Речь, письменная или устная, - это язык в действии, поэтому-то так важен вопрос компетенции. Лингвистическая речевая ошибка (далее РО) в связи с вышесказанным оказалась в фокусе интереса различных научных направлений, так как это очень многоаспектное явление. «Речь - это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого

процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом» [2, с. 255].

Просто объяснить курсанту правило, заставить его выучить его и применить в условиях практического занятия несложно, но малоэффективно. Требуется развить в человеке устойчивый навык правильной спонтанной речи и письма, ведь именно это требование является ключевым в компетентностном подходе к образованию. Однако для формирования устойчивых навыков требуется время - для исправления устойчивой ошибки нужно сделать десятки упражнений под контролем преподавателя, что многие и делали в течение долгих лет обучения в средней школе, к сожалению, безуспешно.

Говоря о причинах ошибок, необходимо также упомянуть об их типах: лингвокогнитивных, лингвотипологических, нейрофизиологических и др. Согласитесь, что если бы проблема решалась старым, удобным и продуманным алгоритмом подачи правила, то она не была бы столь глобальна: все мы изучали язык в течение многих лет и не всегда добивались идеальных навыков. Возможно, стоит взглянуть на эту проблему с другой точки зрения.

В условиях дефицита учебного времени крайне важно попробовать предложить курсантам новый выход из тупика. Это может повысить степень их заинтересованности, создать почву для внутренней мотивации. Методика как наука не стоит на месте, в данный момент существуют различные инновации (некоторые из них - это хорошо забытые старые методы, такой как майевтика Сократа, например), которые могут повысить культуру речи курсантов образовательных учреждений системы МЧС России.

Цель нашей полемической статьи - рассмотреть актуальную инновационную педагогическую методику «перевернутый класс» в свете когнитивного подхода в области лингвистики, языкознания, психологии.

В 70-е годы ХХ века произошла смена научной парадигмы в гуманитарных науках. Структурализм как методология (Ф. де Соссюр, Р.О. Якобсон, Л. Ельмслев) исчерпал себя, так как время потребовало решения новых задач, которые по своей природе не допускали формального подхода. Вместо структурализма, который изучал язык как структуру, напоминающую игру в лего или шахматы, в которой как раз очень важны алгоритмы, пришла антропоцентрическая парадигма (В. Гумбольдт, А.А. Потебня и др.), базирующаяся на изучении языковой личности, на соотношении мышления и языка, на исследовании работы мозга и механизмов понимания, памяти, способов хранения и передачи информации.

Эта методология подходит к языку как к «динамическому феномену, находящемуся в постоянной эволюции, предопределяемой творческой энергией говорящего» [3, с.18]. В современной образовательной парадигме язык изучается в форме дискурса как особого способа общения и понимания мира, как «формы использования языка в реальном (текущем) времени, отражающем определенный тип социальной активности человека» [4]. Иначе говоря, текст - это язык в действии, а дискурс - речь, погруженная в жизнь или текст, взятый в событийном аспекте [5,6].

Степень изученности вопроса отражена в работах многих ученых. Перечислим некоторых из них: Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, Ю.Н. Караулов, Ю.Е. Прохоров, А.Р. Лурия, Ю.С. Степанов, В.В. Колесов, В.В. Красных, Д.Б. Гудков, Г.В. Колшанский, В.А. Маслова, В.В. Морковкин, Е.И. Пассов, Ю.В. Рождественский, В.Н. Телия, Н.В. Уфимцева и др.

Одна из главных функций языка - когнитивная, т.е. речемыслительная. Именно она является основой формирования семиотических, психологических, культурологических, нейрофизиологических и других аспектов объяснения того или иного феномена. Именно когнитивные сценарии познавательной деятельности человека являются объектом изучения современного языкознания наряду с интерпретацией, пониманием, категоризацией как когнитивными механизмами. Именно они фиксируют результаты в языковой структуре. Именно семантические, семиотические и концептуальные пространства образуют национальную картину мира [7].

Несомненно, что на сегодняшний момент лингвистика перешла от структурализма как способа изучения языка «в самом себе и для себя» (Ф. де Соссюр) к лингвистике антропологической, изучающей язык «как конститутивное свойство человека» [8, с.293]. Несомненно, что обе парадигмы сосуществуют также в диалектическом единстве и борьбе.

Рассмотрим феномен лингвистической речевой ошибки (далее - РО). Это многоаспектное явление, включающее и орфографические, и пунктуационные, и грамматические, и стилистические, и собственно речевые ошибки, и т.д.

Так, например, мы нашли в поисковой системе Интернета 3727 ответов, набрав запрос «алгоритм написания Н и НН в русском языке». Необходимо отметить, что орфографические ошибки написания Н и НН являются типичными, встречаются у многих учащихся на протяжении всего обучения, характеризуются устойчивостью и с трудом поддаются исправлению. Очевидно, что в объеме 36 часов курса «Русский язык и культура речи» их исправить будет очень сложно. Ограниченный объем нашей статьи не позволяет проанализировать все аспекты РО, поэтому предлагаем ознакомиться со списком литературы, где есть некоторые источники, в которых освещается проблематика РО, обсуждаемая в этой статье [11 - 17].

Однако в контексте научной дискуссии хотелось бы привести примеры реально существующих инновационных методик антропоцентрической образовательной парадигмы, которые могут повысить культуру письменной и устной речи курсантов образовательных учреждений системы МЧС России.

Существует как минимум 14 инновационных образовательных концепций: адаптивное обучение, виртуальный класс, МООС - массовые открытые онлайн-курсы, синхронное и асинхронное обучение, самостоятельно направляемое обучение, LMS - система управления учебным процессом, «облачное» обучение, мобильное обучение, CMS - система управления курсом, технология 1:1, eLeaming, образовательная геймификация, «перевернутый класс» и другие. К сожалению, объем статьи не позволяет проанализировать все, поэтому подробно остановимся лишь на одной - «перевернутый класс» - « flipped learning», «flipped Classroom» [18].

Идея «перевернутого класса» возникла в США в 2007 году. Авторы Джонатан Бергманн и Аарон Сэмс (Самс), учителя химии, преподаватели старших классов школы «Вудлэнд Парк» в штате Колорадо. Авторы выпустили книгу «Перевернуть занятия, или Как достучаться до каждого ученика на уроке». Мы в своей научной и образовательной деятельности неоднократно применяли эту методику, описывая как ее плюсы, так и минусы [9, 10].

Приведем один интересный пример, подтверждающий, что инновации входят в педагогическую практику с трудом и требуют максимальной отдачи в теоретическом и практическом плане. Например, ранее мы использовали различные алгоритмы подачи трудных тем, таких как Н и НН в русском языке, что не создавало нам больших проблем, но и не давало видимых результатов. В качестве эксперимента нами был создан в одном из институтов электронный кабинет преподавателя, куда были выложены лекции и практическое пособие по русскому языку и культуре речи. Студентам надо было самим «скачать» материалы для практических занятий на уроках. Каково же было удивление «наивного» преподавателя, когда некоторые принесли уже готовые работы по культуре речи, автоматически сделанные с помощью интернет-сайта Грамота.ру. Похожий эффект наблюдался и в процессе написания диктанта обучающимися в Академии МЧС России в конце октября 2015 года.

Интересны предварительные итоги, подведенные нами после этого мероприятия. Некоторые обучающиеся на 4 и 5 курсах «блестяще» справились с диктантом, написав его без ошибок, поставив при этом даже авторские знаки препинания. У обучающихся на 1 курсе навык поиска информации в Интернете не был еще так хорошо сформирован.

В связи с этим экспериментом вспомним некоторые качества и умения XXI века, необходимые человеку в жизни, предлагаемые нам Болонской системой унификации образовательного процесса [19]:

1) творческий подход и новаторство;

2) критическое мышление и способность решать проблемы;

3) коммуникабельность и сотрудничество;

4) информационная и медиаграмотность;

5) грамотность в ИКТ;

6) гибкость и способность к адаптации;

7) инициативность и самостоятельность;

8) продуктивность и вовлеченность;

9) лидерство и ответственность;

10) ценностные отношения (абсолютно необходимые, на наш взгляд)

Несомненно, что эксперимент с диктантом доказал, что 4, 5, 6 качества сформированы у обучающихся к 4 курсу хорошо, чего нельзя сказать о 9, а особенно о 10 качестве, на наш взгляд, самом главном.

Итак, в курсе дисциплины «Русский язык и культура речи» мы можем провести с курсантами практическое занятие, заранее дав им домашнее задание на подтверждение их отличных или удовлетворительных результатов, попросив объяснить орфограммы или расстановку знаков препинания в интерактивном режиме. Это и есть инновационный элемент «перевернутого класса», когда не преподаватель «бьется» над объяснением алгоритмов написания, а сами обучающиеся обосновывают или исправляют свои оценки. Согласитесь, мощная мотивация, чтобы понять правило в любом алгоритме, причем для этого потребуется не так много аудиторного времени.

Мы неоднократно применяли эту методику, когда в интерактивном режиме студенты задают свои вопросы отвечающему по той или иной пройденной теме. Надо отметить, что обучающиеся стараются задавать разнообразные и хорошо сформулированные вопросы не только по орфограммам, но и по другим изучаемым темам. Полагаю, что и вопросы, и ответы заранее хорошо продуманы и обсуждены всеми участниками «перевернутого класса».

Итак, напомним суть «перевернутой» методики: это одна из форм смешанного обучения. Коротко говоря, учитель использует всё аудиторное время для интерактивной работы над практическими задачами. Западные коллеги сравнивают этот прием с совместным решением домашнего задания, отсюда и метафора «перевернутый класс». «Перевернутый урок» инвертирует, преобразовывает традиционные методы обучения, при этом постулируется, что отрицательный результат - это тоже достижение, так как невозможно ничему научиться, не делая при этом ошибок. Ошибки - это путь к реальным достижениям.

Конечно же, нам, педагогам, надо пересматривать свои приемы обучения. Из ментора мы должны превратиться в товарища, сотрудника в решении сложных вопросов, возможно, в наставника или равноправного участника учебного процесса. Иногда нам, педагогам, инновации даются нелегко, так как мы до сих пор порой считаем, что наша роль - это передача информации, контроль знаний и удержание дисциплины на занятиях. Образование, казалось бы, должно уже уйти от знаниевой парадигмы в век глобальных информационных технологий, но оно еще иногда с трудом реализует компетентностную парадигму. Хотя очевидно, что огромное количество цифровых средств и веб-инструментов уже открыто указывает на эту необходимость.

Итак, мы кратко рассмотрели проблемы, посвященные пути повышения культуры письменной и устной речи у курсантов образовательных учреждений системы МЧС России. Актуальность и необходимость нашей дискуссии очевидна, так как для успешного преподавания в Академии гражданской защиты МЧС России дисциплины для курсантов «Русский язык и культура речи» хотелось бы попробовать создать принципиально новую систему формирования коммуникативной компетенции не только в письменной, но и в устной речи.

В рамках дискуссионной рубрики журнала предлагаю коллегам на высоком методическом уровне рассмотреть этот вопрос, поделиться своими мыслями и концепциями, возможно, отстоять свою традиционную точку зрения. Не надо забывать, что в споре рождается истина, особенно если спор - это научная полемика: все мы, педагоги высшей школы, трудимся на ниве просвещения и образования, а образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.

Литература

1. Крушинская Т.Ф. Система работы по совершенствованию правописных навыков обучающихся в высших военных учебных заведениях // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты.- 2015.- № 3.- С. 94 - 99.

2. Русский язык: Энциклопедия. - М., 1979.

3. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М., 2003.

4. Кубрякова и др. /Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.,1996.

5. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М., 1990.

6. Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Культурные концепты. Вып. 4. - М., 1991.

7. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. - М.: Флинта: Наука, 2008.

8. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1974.

9. Салтыкова М.В. Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания языковой личности // Вестник МГУКИ. - 2015.- №2.- С. 225 - 232.

10. Салтыкова М.В. Формирование информационной защиты учащихся как педагогическая цель курса «Методика воспитания и обучения» в образовательных учреждениях МЧС России. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2015. - № 2. - С. 94 - 99.

11. Королева М.А. Психолингвистический анализ речевых автоматизмов: (На материале речевых ошибок): Дис ... канд. филол. наук. - М., 1989.

12. Беляева Е.В. Когнитивные механизмы возникновения речевых ошибок при усвоении русского языка в иноязычной аудитории (На материале ошибок китайских студентов): Дис ... канд. филол. наук. - Красноярск, 2004.

13. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП: Учебное пособие. - М., 2000. - 240 с.

14. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - Минск. 1995.

15. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

16. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. - 168с.

17. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 1994. - 60 с.

18. http://cdesbmt.blogspot.ru/2014/02/flipped-classroom-flipped-classroom-2000.html (дата обращения: 02.11.15).

19. http://www.recep.ru/files/publ/bologna_en.pdf (дата обращения: 02.11.15).

Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Леденева Т.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.