Научная статья на тему 'К вопросу о методологических основах исследования проблем реализации принципов права'

К вопросу о методологических основах исследования проблем реализации принципов права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитриев Сергей Дмитриевич

В статье рассматриваются методологические основы исследования реализации принципов права, выявляются основы взаимодействия процессов конкретизации в праве и реализации принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологических основах исследования проблем реализации принципов права»

On the question of the methodological basis of research problems implementing the

principles of law

Dmitriev S. (Russian Federation)

К вопросу о методологических основах исследования проблем реализации

принципов права

Дмитриев С. Д. (Российская Федерация)

Дмитриев Сергей Дмитриевич /Dmitriev Sergej - кандидат юридических наук, кафедра теории и истории государства и права,

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в статье рассматриваются методологические основы исследования реализации принципов права, выявляются основы взаимодействия процессов конкретизации в праве и реализации принципов. Abstract: this article discusses the methodological basis of the study the implementation of the principles of law, identified bases of interaction processes of concretization in law and implementing the principles.

Ключевые слова: принципы права, реализация, конкретизация, правоприменение, правотворчество, правовые обычаи.

Keywords: principles of law, implementation, specification, enforcement, law-making, legal practices.

В современном российском правоведении проблемы реализации принципов права не относятся к числу хорошо разработанных. В том относительно небольшом числе работ, в которых проблема затрагивается, реализация принципов права рассматривается в общем контексте реализации норм права. Исследователи говорят о прямой форме реализации (применение нормы-принципа) и опосредованной реализации (о действии принципа через правила поведения).

Подобный подход вызывает возражения. Он во многом связан с тем, что принцип права отождествляется с формой его внешнего выражения, что неверно. Сам факт фиксации того или иного нормативного положения в действующем законодательстве даже в условиях достаточно четкой корреспонденции с другими правовыми предписаниями не может, на наш взгляд, рассматриваться как реализация принципа. Достаточно вспомнить некоторые принципы Конституции СССР 1977 года (народовластие, юридическое равенство и т. п.) или зафиксированный ранее действовавшей Конституцией РСФСР принцип разделения властей, нереализованность которого на практике явилась одной из причин событий октября 1993 года.

Не уместны, на наш взгляд, и описание реализации принципов в категориях правоприменения. Механизм воплощения в жизнь в данном случае принципиально иной. Если норма права представляет собой модель поведения для конкретных участников правоотношения, в соответствии с которой осуществляются их права и обязанности, то принцип права есть требование к самому правоприменителю, требование к процессу применения права. Не случайно, в ситуациях, когда суды Российской Федерации разрешают дело, ссылаясь на принципы права, они не конкретизируют их содержание и даже не называют, ограничиваясь родовой характеристикой.

Считаем, что методологической основой исследования реализации принципов права должны быть следующие разработки отечественных правоведов.

Во-первых, представления о соотношении объективного и субъективного в праве [6; 7; 8; 9; 10].

Во-вторых, это разработка В. К. Бабаева касательно логико-юридического развития правовых норм [1].

В-третьих, с точки зрения общей специфики отечественной правовой системы - разработка представлений о правоположениях в концепции В. В. Лазарева [5].

Основываясь на вышеуказанных теоретических разработках, процесс и саму логику процесса реализации принципов права можно охарактеризовать следующим образом.

1. Реализация принципов права представляет собой единство объективных и субъективных аспектов. С объективной стороны, принципы представляют собой один из элементов, признаков, качеств правового свойства общественных отношений, которое возникает и развивается объективно. С другой стороны, любое правовое явление реализуется в действиях людей. По отношению к принципам права - людей со специфической профессиональной подготовкой.

Специфичность юридической работы, устойчивость ее форм - одна из причин сохранения стабильности правовой системы и формирования ее уникальности [4]. Говоря об объективной и субъективной стороне реализации принципов права в категориях правового регулирования, можно, на наш взгляд, говорить о том, что объективная сторона реализации принципов права выражается в формирующемся типе правового регулирования, предполагающем особенности формирования и структурирования собственно системы «писаного права», а с другой стороны, властной юрисдикции, компетенции, в том числе разграничение правотворческой и правоприменительной деятельности [2]. Субъективная сторона - характеристика традиций, установок, связанных с реализацией правовых предписаний, для которых принципы права выступают и основой для формирования правовых предписаний и специфическим средством регулирования, выступая как правоположения. В рассматриваемых нами аспектах, субъективная сторона

реализации принципов права представляет собой некие базовые, устойчивые характеристики профессиональной юридической деятельности.

2. Объективные условия для формирования и реализации принципов права создаются в связи с общими условиями логико-юридического развития правового регулирования [1]. В условиях романо-германской правовой системы, к которой относится российское право, правовое предписание формулируется как общее, в связи с чем в каждой правоприменительной ситуации возникает необходимость «привязки» нормы в конкретному случаю [3]. Различают правотворческую и правоприменительную конкретизацию. По отношению к принципам на уровне правотворчества мы получаем нормативную фиксацию той или иной правовой идеи в виде принципа. Это становится возможным благодаря созданию (выведению) на основе имеющихся правовых норм, норм с более общим содержанием. Обобщенность юридической нормы при этом достигается, в том числе, за счет специфической юридико-технической формы нормы-принципа, которая, по сути, лишена элементов логической структуры, не допускает казуистической гипотезы или диспозиции, полностью отвлечена от условий места, времени и субъектного состава конкретной ситуации.

В процессе правоприменения логико-юридическое развитие правовых норм приводит к созданию специфических, устойчивых традиций, базовых основ применения норм права.

3. В процессе правового регулирования принципы права выступают базой для формирования определенного типа правового регулирования общественных отношений [2], они представляют собой некую границу для использования конкретных правовых средств применительно к воздействию на общественные связи. С другой стороны, они представляют собой самостоятельное поднормативное средство правового регулирования, так как с неизбежностью учитываются в процессе правоприменения.

Для романо-германской правовой семьи проявление принципа права в форме правоположений юридической практики есть необходимое качество, что объясняется самой логикой развития правовых предписаний, ориентированных в данных правовых системах на регулирование общей группы социальных связей.

Литература

1. Бабев В. К. Логико-юридическое развитие правовых норм // Правоведение. 1978. № 2. С. 7-12.

2. Болгова В. В. Объективная форма реализации общеправовых принципов права: теоретические основы и общая характеристика // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 8 (106). С. 103-108.

3. Болгова В. В. Принцип равенства в публичном и частном праве: теоретические проблемы. Самара, 2004.

4. Болгова В. В., Дмитриев С. Д. Тип правопонимания и его влияние на реализацию правовых явлений // Актуальные проблемы правоведения. 2010. № 1. С. 17.

5. Лазарев В. В. Правоположения: Понятие, происхождение и роль в механизме юридического воздействия // Правоведение. 1976. № 6. С. 3-15.

6. Луць Л. А. Объективное и субъективное в праворегулятивной деятельности. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук Киев, 1989.

7. Орзих М. Ф. Объективное, субъективное и юридическое (к дискуссии «Объективное и субъективное в праве») // Правоведение. 1972. № 3. С. 94-98.

8. Сивкова Л. А. Субъективное право (общетеоретические вопросы). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1986.

9. Скиндереев Р. В. Объективное и субъективное в праве: Дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006.

10. Шейндлин Б. В. Объективное и субъективное в праве // Правоведение. 961. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.