В. А. Плотников
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ1
Современные региональные политические исследования и исследования в области международной безопасности в основном базируются на традиционных подходах. В то же время современная международная система отличается чрезвычайно высокой динамикой и непредсказуемостью. Проблемы региональной безопасности особенно остро стоят перед странами Африки и Ближнего Востока. Что касается Европы, то в настоящее время можно сделать вывод, что странам этой части земли удалось сформировать устойчивую систему обеспечения региональной безопасности, однако их опыт не может быть воспринят на других континентах в силу их своеобразия и специфики стоящих перед ними проблем.
Особенно остро проблема сохранения стабильного развития стоит перед Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), ведь в него включены вторая и третья мировые экономики — Китай и Япония, сюда, по мнению многих специалистов, в ближайшие десятилетия переместится центр финансовой, экономической и политической жизни планеты. Здесь сложился целый комплекс вызовов и угроз региональной безопасности, который постоянно пополняется целым рядом обстоятельств, связанных как с обострением традиционных (к примеру, территориальных) противоречий, так и с усилением факторов экономического, экологического, техногенного характера.
Задача оценить политические риски для АТР, связанные с ухудшением ситуации в одной или ряде сфер безопасности, может быть решена путем создания современного методологического аппарата. Исследования такого рода должны базироваться на принципах многофакторного подхода, примером может служить оценка политических реалий на межгосударственном уровне с использованием средств системного анализа. Изучать региональные отношения посредством этого подхода в наиболее близкой к классической форме предложил отечественный ученый А. Д. Воскресенский [1].
Использование же ивент-анализа в качестве метода политических исследований было предложено американским ученым Ч. Макклеландом [2]. В его представлении события международной жизни могут группироваться в зависимости от ряда основных характеристик:
1. Определение субъекта действия (кто является инициатором).
2. Содержание политического события.
3. Объект (кому направленно действие).
4. Время совершения события.
Использование этих данных позволяет количественно описать происходящие явления международной жизни, а применение ранжирования в зависимости от их важ-
1 Статья подготовлена при поддержке проекта «Комплексные историко-региональные исследования» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.4). Государственный контракт № 14.740.11.0993.
© В. А. Плотников, 2011
ности и степени влияния позволяет провести более точный анализ. После первичной обработки информация вводится в матричные таблицы и позволяет проводить анализ при помощи машинных средств обработки [3, с.236-243].
Решение задачи по применению ивент-анализа к непрерывному мониторингу региональной безопасности в АТР может быть реализована путем адаптации метода, проведенной с учетом специфики этого региона. Обеспечение безопасности и стабильности АТР также имеют свои особенности, которые в конечном счете выражаются в значительной устойчивости региональной системы. К примеру, как отмечает А. Д. Бо-гатуров в монографии, по многим выводам не утратившей актуальности основных положений и в настоящее время, «разница между европейскими и тихоокеанскими концепциями обеспечения стабильности заключается прежде всего в том, что первые тяготеют к логике сдерживания, жестко структурированных обязательств и отношений, союзов, массированному военному присутствию с ярко выраженной направленностью против того или иного потенциального противника. В АТР логика стратегов определяется, скорее, стремлением избежать конфликта при помощи диалога и укрепления доверия. Такой подход налагает гораздо меньше обязательств на военную политику стран-партнеров. Для восточноазиатских стран стабильность подразумевала прежде всего упорядочение перемен, а не просто поддержание статус-кво» [4, с. 223].
В то же время в данном регионе просматривается большое количество потенциальных угроз безопасности. В политической сфере можно выделить:
• Корейское противостояние, которое привлекло в последнее время для поисков путей разрешения конфликта помимо самих Южной и Северной Кореи США, КНР, Россию и Японию.
• Тайваньская проблема, осложняющаяся приходом к власти на острове политиков нового поколения, оппозиционных Гоминьдану, настроенных на получение этим государственным образованием полной независимости. Для КНР неприемлемо признание мировой общественностью независимости Тайваня.
• Территориальные споры, сводящиеся в большинстве случаев к правам на обладание полезными ископаемых, добычу энергоресурсов. К основным из них можно отнести: вопрос о принадлежности Южных Курил между Россией и Японией; территориальные споры в Южно-Китайском море, где принадлежность остров Спратли оспаривают КНР, СРВ, Малайзия, Индонезия, Бруней; споры о принадлежности Парасельских островов и разграничении водных пространств в Тонкинском заливе между Китаем и Вьетнамом; споры между Южной Кореей и Японией по острову Токто (Такэсима); споры между Японией и КНР по острову Сэнкаку (Дяоюй).
Спектр рассматриваемых вызовов и угроз должен быть расширен и на такие сферы, как военная, экономическая, социальная, экологическая. Они подталкивают государства региона искать новые пути конструктивного диалога. Отбор событий, происходящих в этих сферах, в соответствии с принципами ивент-анализа и их последующая обработка позволят вести непрерывный мониторинг общего состояния безопасности, отслеживая основные болевые точки для возможности выработки своевременной адекватной политической реакции.
1. Воскресенский А. Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М.: Моск. науч. фонд (МОНФ), 1999. 408 с.
2. McClelland C. A. Some Effects on Theory from the International Event Analysis Movement. Los Angeles: University of Southern California, 1970. 47 p.
3. Плотников В. А. Методика оценивания уровня региональной безопасности // Актуальные проблемы современной политической науки: сб. научных трудов. Вып. 9 / под ред. И. Е. Ти-мерманиса. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. С. 235-244.
4. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений после Второй мировой войны (1945-1995). М.: Конверт — МОНФ, 1997. 352 с.
Статья поступила в редакцию 9 июня 2011 г.